Гражданско-правовые и нравственно-религиозные аспекты исторического становления и развития нотариата как института государства и права

(Ахрамеева О. В., Звонок С. О.) («Нотариус», 2007, N 1)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННО-РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА КАК ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

О. В. АХРАМЕЕВА, С. О. ЗВОНОК

Ахрамеева О. В., аспирантка Ставропольского государственного университета.

Звонок С. О., кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета.

Резолюция Европейского парламента по вопросу о ситуации вокруг нотариата и его организации, принятая 18 января 1994 г., сообщала: «Деятельность нотариата характеризуется передачей государством своих властных полномочий с целью организации публичного института для заключения договоров, обеспечения их подлинности и законности, обязательной и доказательственной силы, а также предполагает превентивную и беспристрастную помощь, предоставляемую сторонам с целью разгрузить судебные инстанции». Несмотря на сохранившееся с древнеримских времен название, которое дает о нем представление как о консервативном институте, современный нотариат вобрал в себя самое лучшее из всех правовых нововведений за всю историю человечества и представляет собой один из передовых и современных правовых институтов. Он является самым восприимчивым к изменениям в обществе, и когда для общества необходимым стал перевод правового материала в форму, близкую для простого понимания, то исполнил это именно институт нотариата. «Рядом с творческой силой, силой зиждущего юридического разума, стояла другая, чисто механическая, пассивно вкладывавшая правовой материал в традиционную формулу, в лице простых писцов — scribae, exceptores et notarii. По мере того как римский юридический ум, постепенно исчерпывая самого себя, доходит до полного изнеможения своих производительных сил, механическая работа над правовым материалом становится все шире и шире, и наконец (становится) почти исключительной… эта механическая деятельность составляет первый, исходный момент» <1> в истории нотариата. То, на чем основывается этот институт, зародилось еще в древности. В каждой эпохе он получал что-то свое, выстраданное, проверенное на прочность, неотъемлемое. ——————————— <1> Ляпидевский Н. История нотариата // http://mirnot. narod. ru.

Появление нотариата связывают с появлением частной собственности и необходимостью ее защиты. Государство стало основываться не на порядках семейного или родственного союза, и поэтому стал закономерным вопрос о новых путях разрешения споров между отдельными личностями, не прибегая к силе. Этот процесс привел к возникновению так называемых правоохранительных органов, частью которых и является институт нотариата. Также возникновение этого института связывают с историей доказательств, когда доказательству устному на смену пришло доказательство письменное. Выделяя одним из факторов появления этого института письменность, необходимо подчеркнуть, что даже само название профессии — «нотариус (notarius)» означает «писец», что точно определяет истоки ее возникновения. Существуют мнения, что «право есть minimum требований, предъявляемых обществом к лицу» <2>. Они связаны с представлениями, что юридические предписания охраняются более строгим контролем общественной власти, но они более ограниченные и конкретные, чем нормы нравственные. Кроме этого, в силу двойственности человеческой природы все, что произведено им, также будет обладать двойственностью, в том числе и законы. А чтобы эти законы сделать применимыми, необходимы правоприменительные институты с богатой исторической практикой, к которым и относится институт нотариата. ——————————— <2> Новгородцев П. И. Право и нравственность // Правоведение. 2002. N 11.

Формирование права на основе обычаев, традиций, сакральных норм влечет формирование его самостоятельного существования в отрыве от экономического уровня развития общества в силу закрепленности его на материальном носителе и освящения авторитетом власти, но оно находится еще в значительной зависимости от колебаний нравственных требований, что влечет его неопределенность, которая и открывает простор для произвола и силы. Воздействие нравственности на право сказывается и на практике — право должно принимать во внимание индивидуальные особенности отдельных случаев, что влечет смягчение закона. Своеобразие взаимодействия права и морали со всей яркостью проявляется в таком правоприменительном (и правоохранительном) институте, как нотариат. Эволюция нотариата неразрывно связана с моральным началом. Об этом свидетельствует, например, история его развития в одном из древнейших государств — Египте, где для совершения государственных действий было необходимо их письменное закрепление, не столько для потомков, сколько для религиозных обрядов <3>. ——————————— <3> «Первоисточником слова «нотариус» является средневековое латинское notarius — «писец, скорописец, секретарь». Само слово notarius восходит к латинскому noto — «отмечаю, обозначаю, пишу», а оно, в свою очередь, к слову nota — «знак, отметка, пометка». Интересно, что в древнерусском языке бытовало слово нутарий (нутарь, нотарь), восходящее к средневековому греческому «нотариос», но это греческое слово само заимствовано из латинского (notarius)». См.: Равиль Алеев. О происхождении слова «нотариус » // Нотариальный вестник. 2001. N 1.

Последнее являлось основой того, что «мистическое отношение к письменному слову выделило элиту… из народной среды… Письменное право давалось Верховными богами народов их правителям… Обучение и умение писать было только правом элиты…» <4>. ——————————— <4> История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Средние века. Учебник. Т. 1 / Под ред. С. Н. Медведева, С. О. Звонок. Ставрополь, 2003. С. 15.

После введения в действие древнеегипетского Кодекса финансового и торгового права фараона Бокхориса (720 — 715 гг. до н. э.) стало необходимым заключать все сделки в письменном виде, во избежание трудностей доказывания <5>. Этот акт расширил круг заинтересованных лиц в письменном совершении сделок. ——————————— <5> История государства и права зарубежных стран. Древний мир. Средние века. Учебник. Т. 1 / Под ред. С. Н. Медведева, С. О. Звонок. Ставрополь, 2003. С. 499 — 504.

Право регулирует частные интересы, волю людей. При этом оно преобразует из духовного состояния то, что человек предполагал в своем собственном сознании, в некую материально-правовую оболочку в соответствии с законом, и это становится достоянием других людей. Именно в этом процессе преобразования и заложены противоречия — зерна будущих ссор, злобы и т. д. Прежде всего это связано с тем, что человек, измеряя гармонию математическими методами, не понимает ее смысла и порождает двойственность и противоречия в самом человеческом законе. А естественные законы природы (впоследствии — сакральные нормы) даются человеку для данного места и в данное время и содержат все то высокое и духовное, что присуще только чувствам, пусть позднее и закрепленное на материальных носителях, — священные книги. Из правоприменительной практики известно, что нотариус действует только в мирной, бесконфликтной, бесспорной среде. При этом нотариус не судит, хотя нотариат и рассматривают как превентивное правосудие, он лишь предупреждает споры и конфликты. Ведь «идти путем добра легко, так как это соответствует человеческой природе. А для того, чтобы пойти дорогой зла, необходимо приложить большие усилия, ибо зло несвойственно природе человека» <6>. ——————————— <6> Шарафетдинов Н. Ф. Теологические аспекты нотариата // Нотариальный вестник. 2004. N 8. С. 40, 42.

Удел нотариусов намного сложнее деятельности священнослужителей, ведь он должен объяснить гражданам норму действующего законодательства, которая (как было сказано) отличается двойственностью. При этом правовой основой любого гражданского общества являются сакральные заповеди, нормы, правила, которые в процессе эволюции человеческого сообщества превратились в законы. При этом каждое нотариальное действие совершается при соблюдении требования: тайна совершения нотариального действия: воля человека представляет частный, сакральный, мистический интерес этого человека, которая выражается в исповеди, что приобщает нотариуса к непознанному для иных людей. Этот обязательный атрибут вышел из мистического предназначения писцов Древнего Египта, появления церковных писцов в Средние века, и прежде всего из таинства последней воли человека, которую закрепляют в форму завещания. Одна из составляющих нотариального делопроизводства — педантичность («следование букве закона», непрерывное изучение закона, несовместимость с другой работой, уничтожение документа с ошибкой) — была перенята писцами у переписчиков священных писаний (соферимов) в период существования древнееврейского государства. Последних также называли книжниками, а впоследствии — масоретами. Они первоначально были политическими и юридическими работниками, обычно служившими при царском дворе. Во II в. до н. э. большинство из них были священниками. Их важнейшей задачей было непрерывное, каждодневное изучение закона, а это несовместимо с какой-либо другой работой. Они также назывались законоучителями, потому что в их обязанности входило консультировать еврейский верховный суд — Синедрион — по вопросам применения закона. Ими была разработана строгая система переписывания свитков, позволяющая получать почти абсолютные копии оригиналов. Они были настолько педантичны, что, прежде чем написать букву, должны были проверить ее в тексте оригинала. Именно в этот период оформляется сфера деятельности «писцов» — наблюдение в делах религиозных и мирских (по законам Давида) <7>. Совершение нотариального действия со слов лица, заложенное уже в тот период, является неотъемлемой чертой современного нотариального делопроизводства (ст. 54 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее — ОЗН)). ——————————— <7> Ахрамеева О. В. Нотариус — страдательное лицо в тысячах… комбинаций // Вестник Нотариальной палаты Ставропольского края. 2004. N 3. С. 221.

Эти лица входили в элиту общества. Они должны были знать не только иврит, но и масоретский иврит, отличающийся особой грамматической сложностью (при письме использовались и гласные, в то время как древние еврейские Писания были написаны исключительно согласными), а также Тору Моисея, Талмуд, в частности его законодательную часть, которая постоянно пополнялась. Принимая во внимание лишь только эти моменты, уже можно сказать, что эта профессия была в особом почете и приравнивалась к судебной <8>. Только лишь своим участием масореты подтверждали законность совершения какого-либо действия (в частности — сделки) и тем самым защищали права граждан, в частности имущественные. ——————————— <8> Что также символично, если вспомнить, что в советский период, а еще ранее — в царское время нотариальные конторы входили в судебную систему.

Особое место на Востоке занимает мусульманское право, возникнув в VII в. н. э., оно по-прежнему играет большую роль в жизни людей. Торговля — это богоугодное дело мусульманина, а потому нормы о ней весьма почитаемы и хорошо известны. О функциях писца при кадии (катиб — араб. письмоводитель), а позднее мухтасиба (ответственных за хисба — араб. расчет, воздаяние на небесах), т. е. обязанных совершать хорошее и препятствовать плохому на базаре, содержится прямое указание в Коране (важнейшем источнике права — священной книге мусульман), в суре 2, аяте 282. Причем его считают самым длинным стихом Корана, что свидетельствует о важности содержащегося в нем правила (завета) <9>. «О вы, кто верует! Коль меж собой ведете соглашение о долгах на срок определенный, вы письменно условие составьте, и пусть писец записывает верно, по отношению к обеим сторонам — и он не может отказаться делать так; как Бог учил его, так пусть и пишет. И пусть диктует тот, кто в долг берет, и Господа Владыку своего при сем страшится — не убавляя из того, что занимает… И не брежите письменно означить долг, будь мал он иль велик, указывая срок уплаты. Сие пред Богом справедливее всего и для свидетельства пригодней, и ближе к устранению сомнений среди вас… И над свидетелем, и над писцом не должно быть насилий, а ежели не так, то вы преступите харам Аллаха. Страшитесь гнева нашего Владыки! Поистине, Он мудро учит вас, и Сам о всякой вещи сведущ!» <10> ——————————— <9> Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М., 2004. С. 23, 80. <10> Коран: Пер. с араб. смыслов и комментарии Иман В. Пороховой. М., 2001. С. 73.

Из текста этого аята следует, что сделки должны совершаться специалистом (писцом, мухтасибом или даже кадием (казием — судьей)). Катиб должен быть совершеннолетним, в здравом уме, владеть арабским и специальными юридическими знаниями. Всем служащим предписывается быть справедливыми и любезными в отношении к ищущим защиты. Любой договор необходимо заключать при эсл шахид (араб. действительных свидетелях), иметь гарантии и ответственность сторон. Согласно вероучению ислама должник несет персональную ответственность как перед людьми, так и перед Всевышним <11>. А один из хадисов (рассказов о жизни пророка Мухаммеда) говорит, что Аллах ведет запись хороших и плохих деяний: «Затем Он пояснил, что тот, кто намеревался совершить благое дело, но по не зависящим от него обстоятельствам не сделал этого, зачтется как благое дело, а если намеревался и выполнил его, то Аллах вознаградит десятикратно… Но если попытался обмануть и совершил его, Аллах зачтет его как злодеяние» <12>. ——————————— <11> Ван ден Берг Л. В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. М., 2006. С. 197. <12> Хадисы Пророка: Пер. с араб. и комментарии Иман В. Пороховой. М., 2001. С. 30.

Деловая практика до достижения обоюдного согласия предписывала договаривающимся воззвать к Всевышнему — произнести текбир (Аллаху, акбар). Все условия договора должны быть ясно оговорены и внесены в письменный акд (араб. договор). Чем подробнее акд, тем выше его ценность перед судом, который в том усматривает желание мусульман избежать недоразумений и споров, т. е. совершить действие богоугодное и предписанное Кораном. Так вновь почти через 1000 лет окончательно возродилась древнеегипетская норма фараона Бокхориса. Текст акда содержит удостоверение судьей или катибом, что сделка совершена с учетом добрых нравов: «Совершено по справедливости при мне», с приложением печати судьи или катиба. Далее составлялась ясная формула договаривающихся лиц, и все это помимо контрагентов по договору скрепляли свидетели <13>. Помимо договора в таком же порядке скреплялись катибами и доверенности <14>. В отличие от Древнего Египта и Европы печатями скреплялись на мусульманском Востоке любые обязательства, в которые вступали свободные полноправные мужчины. ——————————— <13> Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. 1850. М., 1991. С. 194, 208, 209, 393. <14> Там же. С. 263 — 268.

В римский период все элементы этого института проверялись на долговечность и необходимость пополнения и стали тем фундаментом, на котором нотариат зиждется и по сей день. Происхождение названия профессии «нотариус» французские исследователи Ж.-Ф. Пиепу и Ж. Ягр связывают с занятиями грамотного раба в рабовладельческом хозяйстве, умевшего писать и помогавшего своему господину в его ведении. Такие записи назывались note <15>. ——————————— <15> Пиепу Ж.-Ф., Ягр Ж. Профессиональное нотариальное право: Пер. с фр. М., 2001. С. 37.

Так, разделение нотариусов на частных и государственных в российской практике — вынужденная необходимость, хотя история указывает на их органичное сосуществование. Появление этого института в период Римской республики было связано с разделением писцов на две группы: на exceptores — служилые писцы и notarii — свободные писцы на частной службе. Но эти два названия распространяются и на служилых писцов, чей статус можно сравнить частично со статусом нотариуса. Так, экцепторы изначально являлись свободными, но при этом не обязательно гражданами (в этом они отличались от scribae), в своем дальнейшем развитии это звание стали носить писцы на службе государства, которые впоследствии объединялись в корпорации, но они не получали жалованья от государства. Позже из них стали выбирать помощников для представителей администрации, и поэтому в их число могли попасть только граждане; при этом в отношении их действий стали устанавливаться пошлины. Эта корпорация вела матрикул, и соблюдалась жесткая дисциплина. То же самое происходило и с notarii. Помимо этих групп служащих третья группа, табеллионы, совершала действия, занимаясь свободным юридическим промыслом за установленное законом вознаграждение. Оно шло на покрытие расходов, прежде всего в казну и на содержание конторы — statio, которая являлась местом совершения действий. И именно здесь берет начало такое современное понятие, как нотариальный округ, а также исключения из этого правила (ст. 13 ОЗН). Совершенно иная история нотариата у варваров, которые строят этот институт вне связи с римским прошлым. «Нотариат… появляется… когда народ достигает известной стадии… развития. Обыкновенно ему предшествует долгий период, в котором одна из основных функций нотариуса — писание частных юридических актов — предоставляется всем желающим» <16>. ——————————— <16> Злотников М. Подьячие Ивановской площади // Нотариальный вестник. 1998. N 1. С. 41; Ляпидевский Н. Указ. соч. // Нотариальный вестник. 1998. N 2. С. 47.

Так, «вестготский закон… не только не содержит прямых указаний на существование лиц, занимавшихся облечением юридических сделок в документальную форму, но даже и намека на них» <17>. Но в то же время они не могли обходиться без писцов, знакомых с нотариальным делом. Такое несоответствие вызвано тем, что умолчание о них в кодексе связано с отсутствием обязательности их участия при составлении акта (они участвовали как свободные техники), но в то же время, совершая акт, они подписывались в качестве свидетелей. ——————————— <17> Ляпидевский Н. Указ. соч. // Нотариальный вестник. 1998. N 2. С. 47.

В раннефеодальную эпоху в бургундской земле, так же как и в тулузской, при сохранении римского права и процесса сохранилась и нотариальная функция в римской форме. Так, при суде графов необходимо было обязательное участие нотариусов — для письменной фиксации и редакции решений. Таким образом, сохранение римского права и процесса гарантировало сохранение нотариальной функции в том виде, в каком она организована римским правом. Нотариальная функция курий продолжает сохраняться в прежнем объеме, служащие теперь назывались нотариусами, а не табеллионами. То, что документальная форма начинает приобретать больший вес, чем свидетельские показания, подтверждает тот факт, что в законах указывалось на необходимость оформления многих сделок в документальной форме, и это четко регламентировалось. Так, во франкском законодательстве существовали установления, относящиеся к лицам, составляющим эти документы. Это были так называемые канцеляриусы, присутствующие в суде для письменной редакции решений и составления документов по важнейшим договорам, которые совершались перед народным собранием. Также дворцовые писцы (риторы, секретари) рассылали переработанные формуляры между франкскими писцами, для которых вследствие незнания документального языка они были единственными образцами и формулярами. Во времена Карла Великого капитулярии (новый источник права) возводят нотариат до уровня государственной должности, получающей авторизацию от верховной власти. Обязанности они имели, как и в предыдущий период. Кроме обязательного составляющего каждого акта, составленного нотариусами, в виде обращения к Богу, имени царствующего императора, года, месяца, в документах имелись свои особенности <18>. Документ, изготовленный канцлером или нотариусом, представляется королю на утверждение и подпись. При этом он может поставить или определенный знак, или подпись, или печать. Последняя сопровождалась знаками, обозначавшими имя нотариуса (это указывало на то, что королевская печать находилась в канцелярии или лично у нотариуса, руководившего ею). ——————————— <18> Он начинается с указания того лица, к которому адресован документ. Затем излагаются причины распоряжения от имени короля или императора. Документ заканчивается подписью короля, канцлера или нотариуса, проставлением печати.

Созданный Карлом Великим институт нотариата был больше общеимперским учреждением <19>. Но этот порядок хоть и развивался повсеместно, но укрепился он только в Италии с ее исконным порядком для такого института. Сохранность римского порядка основывается на корпоративном устройстве нотариального дела, а также на том, что на варварской территории деятельность сначала основывалась на повелениях императора, короля, а после того как нотариусов отделили от императорской канцелярии, без регулирования капитуляриями, то их деятельность основывалась только на обычаях. В то же время итальянские документы X и XI вв. содержали сведения, что нотариусы авторизовывались императором, предварительно будучи избранными нотариальной корпорацией. Вследствие большого числа нотариусов, их уважения народом (что выражалось в самостоятельности выбора того нотариуса, в котором стороны уверены) правительство стремилось организовать их в единое государственное учреждение, под непосредственным контролем власти, как раз через авторизацию. Таким образом, авторизация из средства достижения привилегий превратилась в один из элементов государственной принудительной организации нотариата к X в. Таким образом, из свободной профессии сведущих в праве, что было в Риме в V в. и в варварских странах, в XI в. во Франции эта профессия превратилась в государственную должность, получающую авторизацию от государственной власти в том числе. К XII в. табеллион был заменен нотариусом, в некоторых местах эти должностные лица пытались сохранить прежнее название вследствие влияния Кодекса Юстиниана в практической жизни с XIII в. ——————————— <19> Ляпидевский Н. Указ. соч. // Нотариальный вестник. 1998. N 6. С. 50.

В этот же период в Германии и Франции по древним юридическим правилам все важнейшие правовые сделки должны были совершаться перед народным собранием, а следовательно, сделки обладали авторитетом народа. Вследствие исключения капитуляриев из регулирования гражданского оборота появились простые писцы из числа духовенства, оформлявшие документы народного собрания, акты для частных лиц. С ними конкурировали монахи, совершая акты в монастырях. Участие в нотариальном производстве духовенства объясняется сакральным элементом, введенным национальным правом. Наличие обособленной группы духовных писцов, поддерживаемых могущественным влиянием церковных властей, препятствовало появлению независимой корпорации, которая бы получала авторизацию от государственной власти. Также этой независимости препятствовала обособленность католического духовенства от государства. Одновременно с монополизацией нотариальной деятельности духовными писцами развивается право печати как средство утверждения документа, появившееся еще при Карле Великом. Оно развивается из права герба, которое существовало у каждого дворянина, но в то же время не у каждого из них существовало право печати. Последнее могло принадлежать лишь тому лицу, которое имело неограниченное право распоряжения относительно своего лица и имущества. Приложение печати лежит на обязанности лица, обязывающегося по договору, или вообще лица, выдающего документ. С укреплением римского и канонического права это привело к тому, что каждый правоспособный гражданин обладал автоматически и правом печати. При этом такая универсализация права печати приводит к тому, что наличие печати на документе, признание подлинности печати (и соответственно документа) контрагентом способствовали исполнению этого документа. В случае спора свидетели играют второстепенную роль и необходимы, когда спор заходит о подлинности самой печати. Таким образом, развитие права печати подавляет нотариат как самостоятельный, независимый институт, так как именно печатью устанавливалась абсолютная доказательственная сила. Дальнейшее развитие нотариата в эпоху Средневековья на Западе было обусловлено присутствием нотариусов на службе в общественных учреждениях или на службе у частных лиц за известное вознаграждение. С последующим падением верховной монархической власти и усилением власти отдельных князей возникают канцелярии при княжеских дворах, наподобие императорских, со своими нотариусами. Тот же процесс происходил в среде духовных властей, в городских куриях. При этом также существуют так называемые свободные писцы, принадлежащие духовенству. Они не составляли корпорации, а занимались свободным промыслом — изготовлением документов, руководствуясь общеупотребительными сборниками формуляров. При этом документы этого периода имели свои особенности — подпись нотариуса заменялась печатью и подробным указанием времени, что было результатом влияния канонического права <20>. ——————————— <20> Уничтожение влияния нотариальной подписи и ее замена печатью установили обязательное участие нотариуса в качестве свидетеля при составлении документа. Это привело к эволюции статуса нотариуса в служилого нотариуса, которые делились на: епископских, сеньориальных, городских. Акты, совершаемые духовными нотариусами, обладали большей обязательной силой, чем совершаемые простым писцом. Но в соответствии с ленным правом все акты должны совершаться в присутствии свидетелей перед сеньором, мэром города.

Император Священной Римской империи совершал авторизацию самостоятельно или передавал это право представителям церкви или государства. В это время уже существовали определенные требования к претендентам: свобода лица, законный возраст, безупречное поведение, юридическое образование и практическое знание, согласие корпорации <21>. Последнее требование приводит к тому, что акты нотариуса, не внесенного в списки корпорации, лишались своей силы. Для вступления в члены корпорации кандидату необходимо внести определенную сумму, представить рекомендательное письмо, дать присягу относительно правильного исполнения своих обязанностей. ——————————— <21> Там же. С. 53 — 54.

Закрытость в нотариальной среде порождала наследственную преемственность. Так, каждый нотариус имел право передать продолжение начатых им дел своему наследнику по завещанию, при условии, если он является членом корпорации. При отсутствии завещания преемниками становились наследники по закону (по нисходящей линии), состоящие в числе матрикулированных нотариусов того же города. Если не было наследников, то продолжение его действий определялось решением специально выбранной комиссии корпорации. При этом избранного преемника должен был авторизовать судья. Однако этого не требовалось, если преемника избрали с согласия наследников. В Новое и Новейшее время резкое развитие экономики западноевропейских государств привело к изменениям во всей правовой сфере, включая и нотариальную. Так, например, для австрийского и германского нотариата требовалось университетское юридическое образование, окончание курса юридических наук. А по делопроизводству, например, различия проходили по следующим основаниям. Французские нотариусы занимались широким кругом вопросов: свидетельствовали все акты, все договоры, которым частные лица хотели придать характер юридической достоверности, составляли описи всякого рода, затем свидетельства, совершали публичные продажи. Привлекательность нотариального акта состояла в том, что он имел безусловную юридическую силу, исполнялся без особых судебных решений. Законами детально регламентировались и форма нотариального производства, и ответственность нотариуса. В Германии же круг обязанностей нотариуса заметно уже: засвидетельствование копий и подписей, совершение вексельных протестов. Порой нотариус свидетельствует событие не бумагой, не документом, а личным присутствием (не исключалось и составление протокола). Что касается развития нотариата в России, то оно имеет не только характерные черты западноевропейского правового института, но и отличается самобытностью. Так, уже в первых письменных памятниках права на Руси существовали механизмы защиты имущественных прав <22>. Также защищалось право обладать недвижимостью, присутствовала практика покупки имущества у государства в лице мытника (чиновника), совершения сделки при свидетелях, что гарантировало защиту от посягательства других лиц. Уже в это время устанавливался запрет на совершение сделок с несовершеннолетними и недееспособными. ——————————— <22> Статьи 43, 44, 46, 48, 50 «Русской Правды» Пространной редакции / Учебно-методическое пособие по истории отечественного государства и права. Ставрополь, 1998.

В раннюю эпоху Новгородской Руси потребности купеческого оборота в Новгородской республике потребовали удостоверения различных юридических фактов в этой сфере. Первыми лицами, удостоверявшими такие сделки, были площадные подьячие. Характерным было и место совершения нотариальных записей и удостоверения сделок в Новгородской земле — «Иваново сто» (общины купцов Ивановской сотни) — близ храма св. Ивана на Петрятином дворе, в котором до падения Новгородской республики хранился ларь с записями купеческих сделок. Грамоты составляли дьяки от имени должника с подробной записью условий договора при участии послухов (свидетелей) или сторонних людей, под которыми, видимо, понимали лиц, не состоящих в родстве и не подчиненных по роду деятельности или службы. В грамоте указывалось имя писца, тем самым повышая статус и бесспорность сделки. Показателем согласия сторон было приложение ими своих печатей к грамоте; если стороны не имели печати, то она скреплялась печатями послухов или людей сторонних. В тексте отмечалось, что обе стороны или одна из них «стояли у печати». Причем продавец «стоял у печати», в отличие от покупателя, всегда являясь, таким образом, важнейшим символическим подтверждением согласия на утрату собственности. Продажа земли завершалась еще одной церемонией — «заводом» земли, когда продавец и покупатель обходили этот участок — своеобразный ввод ее во владение. А писарь имеет к этому отношение? Уже в первой половине XV в. в Новгородской республике мы встречаем в качестве обязательного элемента сделок с недвижимостью помимо ее совершения на Ивановой площади специальным площадным дьяком еще и административную регистрацию сделок. Например, купчая Никольского и Островского монастырей и Назара Васильева на двор с хоромами и огородом констатирует, что сделка совершена «доложа старейших людей и старост Улицких» <23>. Причем, как отмечают исследователи, государственная регистрация сделок республиканской администрацией говорит о раннем возникновении в Новгороде особого правового положения недвижимой собственности в отличие от Московской Руси, в которой подобное встречается только с XVI — XVII вв. ——————————— <23> См.: Мартышин О. В. Великий Новгород: общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992. С. 312 — 314.

В Московской Руси людьми, занимавшимися этими обязанностями, были представители духовенства: церковный причт и приказные люди (дьяки, подьячие), а если не хватало писцов из этого круга лиц, то набирали из «всенародства» <24>. Аналогично даже место совершения сделок — главная контора площадных подьячих располагалась на Ивановской площади в Кремле, близ колокольни Ивана Великого. Акты писались от первого лица, с XV в. в акт стали записывать также имя писца и присутствовавших при составлении послухов. В это же время деятельностью, которая сейчас отнесена к нотариальной, занимались вольные писцы, так называемые подьячие, под надзором государства. Первое упоминание о них относится к 1589 — 1590 гг., к их обязанностям можно отнести «писание всякого рода частных актов» от имени совершителя в присутствии свидетелей. ——————————— <24> Злотников М. Подьячие Ивановской площади // Нотариальный вестник. 1998. N 1. С. 52.

Исторически сложилось понятие «площадь». Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной круговой порукой. Начиная с XV в. в Московской Руси договор как способ приобретения права собственности все больше терял сопутствующие символичные действия (например, свидетельские показания послухов или произнесение определенных формул), заменяя их «рукоприкладством», а вместо подписи ставились знаки и символы. Само «рукоприкладство» утрачивало сакральный смысл, превращаясь в простое свидетельство о согласии сторон в договоре. Для правового мышления той эпохи утрата сакрального замещалась усилением формализма (отработанная логика обязательства) и обязательного подтверждения договора органами власти. Договорная грамота приобретала законную силу только после ее регистрации в официальной инстанции представителем власти, что выражалось в постановке на грамоте печати. Контроль государства значительно возрос после введения писцовых книг. Первым известным Законом о государственной регистрации договоров стал Царский указ 1558 г., изданный в дополнение к Судебнику 1556 г. <25> ——————————— <25> Развитие русского права в XV — первой половине XVII в. / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 123 — 124.

При этом уже к XVII в. старались создать из писцов однородную среду, но были и исключения из-за их нехватки. В это время площадные подьячие получали свою должность на «откуп» или на «поруку», что требовало заверения их грамот печатью в приказной палате. К XVIII в. в площадные подьячие стали поступать исключительно дети подьячих, писцов и церковного причта, не допуская никого из среды служилых и тяглых людей. Но так или иначе в эту среду все же проникали из запретных сословий под различными предлогами. Из-за этого применялся компромисс — «на площадь» они допускались, но оставались в своем прежнем звании и не освобождались от службы и тягла <26>. ——————————— <26> Там же. С. 53.

С конца 1620-х годов в актах стала указываться принадлежность к «площади», в частности — «Ивановской площади подьячий» <27>. Эта форма к принятию Соборного уложения 1649 г. стала обычной и вошла в этот акт. В период до Уложения все еще существовали разного рода сторонние люди; акты, создаваемые ими, не отличались от составленных иными лицами; а после него положение «площади» приравнивалось к органу, исполняющему нотариальные функции. Это находило подтверждение в том, что если возникал спор с необходимым привлечением подьячего, то «писец и послухи брались из одной артели» <28>. При этом существовало разделение труда по «площадям» — подьячим Посольской площади запрещалось составлять те акты, которые совершались на Ивановской площади, а только лишь необходимые судебные акты <29>. А также до конца XVII в. только подьячие Ивановской площади могли совершать акты по всевозможным делам, в то время как на иных площадях это был строго определенный перечень. ——————————— <27> Злотников М. Подьячие Ивановской площади // Нотариальный вестник. 1998. N 4. С. 51. <28> Злотников М. Подьячие Ивановской площади // Нотариальный вестник. 1998. N 2. С. 52. <29> Там же. С. 53.

Акты, учиняемые на «площадях», имели больший вес, чем все иные. В то же время хотя правительство не вручило им нотариальной функции, но осуществлялась она именно ими как наиболее подготовленными лицами. Площадные подьячие не только занимались совершением актов на площади, но и заканчивали уже начатые акты. В их обязанности входило совершение крепостей, свидетельствование подписи лиц, являвшихся сторонами в сделке. Этот порядок просуществовал до 1686 г., когда этот институт претерпел изменения — в состав подьячих стали входить стрельцы. В подьячие принимались правительственной властью стрельцы при некотором участии площадной организации. Поступавший на службу обязан был представить о себе поручную запись, без которой его не принимали. Внутренняя жизнь каждой «площади» отличалась самостоятельностью. Так, ее члены могли исключить кого-либо за нарушения, предварительно ходатайствуя перед властями. Но причину они устанавливали сами, так как внутренние правила были установлены этой организацией. Численность каждой такой организации была установлена правительством, но допускались и так называемые лишние <30>. ——————————— <30> Там же. N 2. С. 53.

Развитость правового института удостоверения сделок подтверждалась наличием аппарата, который осуществлял контрольные функции, — артели писцов с круговой порукой <31>. А широчайшее применение регистрации сделок засвидетельствовано в закрепившемся в русской речи на века понятии «магарыч» — плата за услуги площадному писцу. ——————————— <31> Скрипилев Е. А. История российского нотариата // Вестник нотариальной палаты Ставропольского края. 1998. N 4. С. 9 — 10.

Таким образом, уже на основе только этих данных можно судить о развитости этого института на Руси, который в некоторых источниках называется протонотариатом <32>, по сравнению с европейским, которому понадобилось более десяти веков для достижения подобного уровня. Так, в России в эпоху Московского царства: ——————————— <32> Там же. С. 9.

— были введены книги обязательной регистрации сделок; — ставились подписи свидетелей; — крепости (договоры) стали оформляться в несколько этапов, что можно сравнить с современным оформлением договоров по передаче недвижимости; — широко использовались печати. После проведения реформ Петра I относительно стабильный институт подвергся изменениям, что было характерным для этого периода с его целью сблизить Россию с европейскими странами. Так, вводится институт маклеров, которые участвовали во всех торговых сделках, их журналы приравнивались к судебным. Но все должностные лица — и маклеры, и подьячие (нотариусы) — жалованья не получали и кормились своим промыслом. Совмещение административной и судебной власти оказывало отрицательное влияние на весь институт. Первое упоминание о должности публичного нотариуса на Руси находим в Вексельном уставе 1729 г. при Петре II, который носил на себе мощный отпечаток шведского права <33>. ——————————— <33> Фемелиди А. М. Русский нотариат. История нотариата и действующее нотариальное положение 14 апреля 1866 г. СПб., 1902. С. 69 — 70.

При дальнейшем развитии в эпоху Елизаветы Петровны и Екатерины II неурегулированным остается вопрос о наследственных делах, а крепостные акты переходят в подведомственность уездных судов и палат городских судов. В соответствии с «Наказом» Екатерины Великой для регулирования частноправовых отношений были учреждены особые должности публичных нотариусов и маклеров, выборы которых осуществляли городские и торговые сословия. Это повлекло децентрализацию нотариальных учреждений. «А гражданско-правовые сделки в зависимости от их силы и важности совершались при гражданских уездных палатах, уездных судах, особыми надсмотрщиками под наблюдением сотрудников этих учреждений, а также публичными нотариусами» <34>. В 1781 г. появились нотариусы для торговых сделок. ——————————— <34> Кашурин Н. И. Золотые страницы российского нотариата. Ставрополь, 2002. С. 16.

По законам эпохи императора Николая I в 1831 г. добавились биржевые нотариусы, которые работали на стрелке Васильевского острова в Петербурге. А публичные нотариусы по Своду законов Российской империи эпохи Николая I переместились в Казенные палаты, приписанные к гражданским судам, а в уездах — к уездным судам… в виде особых «крепостных отделений», состоящих из крепостных писцов и надсмотрщиков <35>. Именно им и надлежало производить составление актов, которые вносились в специальную «докладную книгу», поступавшую сначала в Казенную палату, а затем на рассмотрение гражданского суда… <36>, который только после проверки личностей сторон, их прав ставил на документе фразу: «Совершено по закону» — и возвращал этот акт для последующего его внесения в крепостную книгу. Из этого следует, что для заверения акта должностному лицу необходима уверенность, что нотариальное действие совершено именно тем лицом, которое значится стороной по акту. ——————————— <35> Там же. С. 50. <36> Там же. С. 53.

В правление императора Александра II правовая система России приобрела качественно новое состояние. Был реформирован и институт нотариата. В «Учреждении судебных установлений» от 20 ноября 1864 г. согласно ст. 11 было определено, что при судебных местах находятся наряду с канцелярией, судебными приставами, присяжными поверенными, кандидатами на должность по судебному ведомству и нотариусы. Статья 420 этих установлений определяла место нотариусов в уездах — «состоящие под наблюдением судебных мест для совершения нотариальных актов». В удаленных губерниях, и в частности в Сибири, нотариальные функции выполняли должностные лица полиции, что регламентировалось Временным положением о нотариальной части 1866 г. Это же Положение в ст. 72 указывало — «как в актах… так и в подписях должны быть прописаны их (нотариусов) имена, отчества, фамилии, звания и место жительства…», чтобы не было сомнения в их тождестве (в подписи и в тексте). А ст. 73: «Самоличность неизвестных нотариусу лиц… должна быть удостоверена двумя известными ему, заслуживающими доверия, лицами…» Действовало оно до 1917 г. В советское время в Ставрополе в известном Доме правосудия на улице Дзержинского располагались на первом этаже помимо суда и государственные нотариусы. Современное нотариальное право не утратило очень многих черт, выработанных в течение веков, например, объединение в корпорации с ведением списка и жесткой дисциплиной соответствует п. 4 ст. 2 ОЗН: «Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом Нотариальной палаты»; ст. 7 устанавливает соответствующие требования в отношении государственных нотариусов; в отношении всех нотариусов действует п. 3 ст. 1 ОЗН, что соответствует ведению матрикулов в древнеримский период; помимо этого, ст. 9 устанавливает контроль за совершением нотариальных действий, а ст. 16 — обязанности нотариуса; еще один момент, постоянно вызывающий нарекания, — установление пошлин (ст. 22, 23 ОЗН) за осуществление действий, как оказалось, берет свое начало еще с древнеримского периода, который юридическое сообщество принимает за образец. Так, в ст. 1 указана основная задача института — «защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». И вновь, как в Древнем Египте, акты должны составляться в письменной форме. Пункт 6 ст. 1, ст. 6 ОЗН устанавливают, что нотариальная деятельность не является предпринимательской, цель которой — извлечение прибыли путем самостоятельного установления цен, ориентируясь на спрос и предложение. И действительно, деятельность писцов никогда не преследовала подобную цель. Возникнув как государственная (в Древнем Египте), окруженная мистическим ореолом (письменность дана от Верховных богов), дозволенная лишь по воле фараона и для его воли, она не могла связываться с обыкновенными подданными (даже аристократами). Ведь должность писца связывалась с личностью фараона, а он — сын бога Ра, или применительно к древнееврейскому праву — с волей Бога. Таким образом, в Древнем мире, в Средние века, Новое и Новейшее время сформировался тот фундамент, на котором основываются, в частности, общие положения и организационные вопросы современного российского нотариата. Декретом о суде от 24 ноября 1917 г. незначительная часть России была лишена судебных органов. Были отменены институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Но ни слова советская власть не говорила о таком важном правовом институте, каким являлся в царской России нотариат. И только 23 марта 1918 г. Совет Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии принял Постановление об отмене старого Положения о нотариальной части и ввел новое, объявившее о муниципализации нотариальных контор. Муниципализировав нотариальные конторы, СНК возложил выполнение нотариальных функций на местные Советы. Так появились нотариальные отделы, которые возглавляли так называемые народные нотариусы. Но в конце 1918 г. и эти отделы были ликвидированы, а их функции были преданы другим отделам и народным судьям, а где это необходимо — создавались нотариальные столы. Но и такая форма существования показывала, что даже советский строй не может уничтожить это сообщество. И оно продолжало выполнять свои прямые функции — утверждение права собственности (нотариальной записи было достаточно для признания права гражданина на имущество). Первый документ, регулировавший советский нотариат, — Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. После отмены Положения о государственном нотариате РСФСР 1926 г. принято Положение 20 июля 1930 г., которое претерпело изменения дважды — 31 декабря 1947 г. и 30 сентября 1965 г. Первый законодательный акт советского периода — Закон СССР о Государственном нотариате 19 июля 1973 г., а через 20 лет вернулся нотариат независимый <37>. ——————————— <37> Кашурин Н. И. Указ. соч. С. 284.

Таким образом, советский период показал, что нотариат, появившийся при развитых экономических отношениях как институт защиты имущественных прав, не может существовать в иной среде. Этот институт, создавший себя в России (на Руси) за довольно короткий промежуток времени, принявший петровские нововведения, проверив их на прочность, стал уникальный правовым сообществом. Поскольку изменение общественного строя влечет и изменение правовой среды, постольку в современном российском обществе востребован новый тип нотариуса. Дальнейшим этапом развития российского нотариата стало вступление 5 марта 1995 г. в Международный союз латинского нотариата — одну из крупнейших неправительственных организаций, насчитывавшую тогда более 50 стран-участниц. Целью этого Союза является распространение и укрепление латинского нотариата. Его значимость велика. Вот как об этом говорил министр юстиции Греции Мишель Статопулос на XXIII Международном конгрессе латинского нотариата: «В странах, где принята система латинского нотариата, нотариус — должностное лицо правосудия, на которое возложена высокая задача, касающаяся важнейших областей жизни граждан…» <38> Президент МСЛН Гельмут Фесслер так охарактеризовал значение института: «Справедливость и свобода — основы нашей профессии… Там, где царят справедливость и свобода, устанавливается также и социальный мир. Вот в чем состоит подлинная миссия латинского нотариата» <39>. ——————————— <38> XXIII Международный конгресс Международного латинского нотариата // Нотариальный вестник. 2002. N 3. С. 50. <39> Там же. С. 52.

Нотариат, возникнув как часть мистического отношения к Слову, преобразовался в необходимый элемент сохранения и передачи этого Слова для последующих поколений, его представители входят в элиту общества. Так или иначе, но сама суть этого института — поддержание мира и спокойствия в обществе. И поэтому нотариальное сообщество латинского типа имеет свои заповеди, и их, как принято, десять. 1. Уважай свое министерство. 2. Воздержись, даже если самое маленькое сомнение делает неясными твои действия. 3. Воздавай должное правде. 4. Действуй осмотрительно. 5. Изучай с пристрастием. 6. Советуйся с честью. 7. Руководствуйся справедливостью. 8. Ограничивайся законом. 9. Работай с достоинством. 10. Помни о том, что твоя миссия направлена на то, чтобы не было споров между людьми. Следуй этим заповедям, и Бог будет с тобой в наших делах. Эти заповеди взяты из доклада эквадорской делегации нотариусов на пленарном заседании 89-го Международного конгресса латинского нотариата в Мексике в 1965 г. Автор редакции — известный нотариус из города Гиякила доктор Хорхе Хара Грау. Все это приводит к конечному результату, стоящему на принципе каждого современного нотариуса: «Lex est quodcumque notamus» — «Закон есть все, что мы удостоверяем». Также следует отметить, что для нотариальной деятельности характерен и такой лозунг: «Jus est boni et aequi» — «Право есть искусство добра и справедливости». Право и нравственность взаимно подкрепляют друг друга, поддерживают основу общества. Это общее призвание права и нравственности объясняет, почему они до такой степени сливаются вместе, что нет возможности различить их специальные области и сказать, где кончается одна и начинается другая. Но только в эпоху развитой культуры они могут существовать едино. А если право и нравственность, отделившись друг от друга, существуют самостоятельно, то они не утрачивают своего взаимодействия: — где право отказывается давать какие-либо предписания — выступает нравственность; — там, где нравственность бывает неспособна одним своим внутренним авторитетом сдерживать проявления эгоизма, на помощь ей является право со своими средствами внешнего принуждения. С течением времени взаимодействие права и нравственности скорее крепнет, чем ослабляется, юридические нормы отражают требования нравственного сознания, а внутреннее чувство является основой для исполнения закона. Таким образом, современный нотариат, пройдя длительное эволюционное развитие, имеет все основания и может выступать в российском обществе как система органов, с помощью которых граждане принимают участие в жизни общества; в органах нотариата каждому дееспособному члену общества предоставляется возможность избрать нравственный императив и облечь его в правовую форму, что определяет, в свою очередь, нотариальное законодательство как один из основных и значимых институтов в современном российском гражданском законодательстве.

——————————————————————