Защита трудовых прав работников

(Сабельфельд Т.) («Законность», 2008, N 11)

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ

Т. САБЕЛЬФЕЛЬД

Сабельфельд Т., помощник прокурора Советского района г. Новосибирска.

Несмотря на разносторонние права человека в сфере социально-трудовых отношений, в России ежегодно отмечается множество нарушений законодательства о труде, что подтверждается статистическими данными контролирующих органов, а также органов местного самоуправления, статотчетами органов прокуратуры и материалами прокурорских проверок. Так, в 2007 г. прокурорами выявлено более 700 тыс. нарушений трудового законодательства, опротестовано около 67 тыс. незаконных правовых актов, в интересах граждан в суды направлено более 277 тыс. заявлений, внесено 57312 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено около 32 тыс. лиц, объявлено 21052 предостережения о недопустимости нарушений закона, по постановлению прокурора в административном порядке наказаны более 41 тыс. лиц. В Ростовской области в 2007 г. сотрудниками Государственной инспекции труда было выявлено 22 тыс. нарушений в сфере труда и 54 тыс. нарушений в сфере охраны безопасности труда. Лидером по количеству нарушений стал агропромышленный комплекс, там зафиксировано 12 тыс. нарушений. В строительном секторе, розничной и оптовой торговле выявлено по 10 тыс. нарушений. С жалобами в течение года в инспекцию обратились около 2000 человек. По фактам нарушений было возбуждено 2620 административных дел. Общая сумма штрафов составила 8,5 млн. руб. До сих пор в России есть проблемы с несвоевременной выплатой заработной платы и многочисленные случаи производственного травматизма, что приводит к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социальной напряженности, забастовкам и иным акциям протеста. Так, за несвоевременную выплату заработной платы Государственной инспекцией труда в Новосибирской области в 2007 г. оштрафовано 3 тыс. работодателей на общую сумму более 5 млн. руб., в результате проведенной работы работникам области выплачен долг по заработной плате в размере более 150 млн. руб. Актуальной проблемой на сегодня остается и борьба с выплатой заработной платы «в конвертах». По примерным подсчетам, в РФ до сих пор 30 — 40% зарплат выдается в конвертах. Например, ситуация с оплатой труда «черным налом» выглядит не лучшим образом в Новосибирской области (в 2007 г. в Государственную инспекцию труда в Новосибирской области обратилось более 7 тыс. работников, недовольных выплатами зарплат «в конвертах»). В этих условиях возрастает роль прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере трудовых отношений. В центре внимания постоянно находятся вопросы оплаты труда и обеспечение его безопасных условий. На протяжении последних лет практика прокурорской деятельности свидетельствовала о продолжающемся росте нарушений трудового законодательства в России, и лишь в 2007 г. эти показатели стали уменьшаться, что вселяет надежду на улучшение ситуации. О чем, в частности, свидетельствуют и статистические данные органов прокуратуры. Например, прокуратурой Новосибирской области в 2004 г. было выявлено 16904 нарушения законов о трудовых правах, в 2005 г. — 22542, в 2006 г. — 23715, а в 2007 г. всего 20473. Благодаря надзорной деятельности прокуратуры, которая ориентирована на защиту конституционной законности и прав граждан, постепенно стабилизируется положение с выплатой заработной платы. По состоянию на 1 января 2005 г. суммарная задолженность составляла более 12 млрд. руб. Проблемы, связанные с невыплатой заработной платы, касались полутора миллионов граждан, т. е. фактически каждого двадцатого работника. За 2006 — 2007 гг. проведено 180 тыс. прокурорских проверок. По инициативе прокуроров возбуждено более 2 тыс. уголовных дел о преступлениях, связанных с невыплатой заработной платы. К административной ответственности привлечено 64 тыс. человек, около 30 тыс. — привлечено к дисциплинарной ответственности. В интересах работников в суды направлено почти 900 тыс. заявлений. В результате целенаправленной и напряженной работы прокуроров на этом направлении суммарная задолженность снизилась на 78% и составила на 1 января 2008 г. чуть больше 2 млрд. Этот показатель стал самым низким за последние несколько лет. Кроме того, по данным официальной статистики, на половину уменьшилось количество предприятий-должников. В Уральском федеральном округе в результате реализации комплекса надзорных мероприятий задолженность по заработной плате в округе за 2007 г. сократилась более чем в шесть раз. В Челябинской, Курганской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах долги по зарплате ликвидированы полностью. В 2007 г. выявлено свыше 16000 нарушений законов со стороны недобросовестных работодателей. Внесено более 1500 представлений руководителям предприятий, учреждений и организаций, опротестовано 1552 незаконных правовых акта, объявлено 1750 официальных предостережений. Для защиты законных интересов граждан прокурорами предъявлено более 9000 исков в суды о взыскании сумм невыплаченной заработной платы. По требованиям прокуроров за допущенные нарушения, связанные с пренебрежением законными правами граждан, привлечены к дисциплинарной ответственности 1505, а к административной — 2634 должностных лица, в том числе руководители различных рангов. Кроме того, 49 директоров хозяйствующих субъектов всех форм собственности по требованию прокуроров дисквалифицированы с лишением занимаемых должностей, в их числе директор ООО «Стройтрубопроводмонтаж», директор ООО «Покачевский хлебозавод» (Ханты-Мансийский автономный округ), руководитель ООО «Востокметаллургмонтаж» (Челябинская область), директор ООО «Нижнетагильский завод эмалированной посуды» (Свердловская область). Прокурорская практика, материалы контролирующих органов свидетельствуют о повсеместных и грубых нарушениях законодательства об охране труда, что приводит к увеличению несчастных случаев со смертельным исходом. Это не может не вызывать особой тревоги, в том числе и при организации работы прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства о труде и об охране труда. Например, ежегодно на предприятиях Новосибирской области гибнет более 100 человек, более 300 получают увечья, при этом более 60% несчастных случаев приходится на предприятия частной формы собственности. В конце 90-х гг. также отмечалось, что смертность и травматизм на производстве особенно распространены у частных работодателей (согласно статистике, в результате пренебрежения к нормам и правилам охраны труда на негосударственных предприятиях гибло в 2,5 раза больше людей, чем на государственных) <1>. ——————————— <1> Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность. 1997. N 8. С. 8 — 14.

Изучение основных причин несчастных случаев со смертельным исходом показывает, что наибольшее их число произошло по организационным причинам (79,1%), в основном из-за неэффективности производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, неправильной организации работ, а также из-за недостатков в обучении безопасным приемам труда, эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования, неудовлетворительного содержания и организации рабочих мест <2>. Следует заметить, что в соответствии со ст. 212 ТК работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда, в том числе обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. В настоящее время многие работодатели не только не осуществляют должного производственного контроля в сфере охраны труда, но также в нарушение ст. 217 ТК не создают службы охраны труда, основная деятельность которых — улучшение условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. ——————————— <2> Бердников М. М., Голомолзин А. Н. Нарушения законодательства об охране труда // Справочник кадровика. 2006. N 8. С. 73.

При общей оценке положения с исполнением законов об охране труда прокурорам необходимо, как представляется, более внимательно оценивать в организациях уровень и регламентацию технологического процесса, поскольку он — основа всякого производства, в том числе и при модернизации, изменении его элементов. На наш взгляд, от содержания, степени проработанности локальных норм, просчета в них каждого этапа техпроцесса во многом зависит общее состояние исполнения законов об охране труда. А потому при проведении проверок прокурорам необходимо тщательно изучать документы техпроцесса, поскольку они позволяют определить не только виновных лиц и привлечь их к ответственности, но и установить причины несоблюдения технологических норм, а в будущем принять меры по профилактике соответствующих нарушений законов об охране труда. Отличительная особенность деятельности органов прокуратуры, в отличие от органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства, — возможность устранения нарушений трудовых прав, допущенных любым субъектом трудового права. Надзорные полномочия прокуроров распространяются не только на работодателей, их полномочных представителей, но и на деятельность иных субъектов трудового права, в частности на другие органы, осуществляющие деятельность по государственному контролю за соблюдением трудовых прав работников. Должностные лица государственных инспекций труда в субъектах Федерации допускают нарушения при оформлении материалов и фиксации трудовых правонарушений в ходе проведения проверок. К характерным нарушениям трудового и административного законодательства со стороны должностных лиц государственных инспекций труда относятся: ненадлежащий контроль за исполнением постановлений о наложении административных взысканий; ненадлежащий контроль за взысканием штрафов; необоснованное привлечение инспекциями работодателей и должностных лиц к административной ответственности; нарушение порядка оформления и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о труде и об охране труда; необоснованное и преждевременное снятие государственными инспекторами отдельных предписаний с контроля; непроведение необходимого анализа причин и условий, способствовавших производственному травматизму на конкретных объектах. Так, Государственная инспекция труда по Волгоградской области не осуществляет надлежащий контроль за исполнением выданных предписаний. Значительное число административных дел, направленных Государственной инспекцией труда по Краснодарскому краю в суд, прекращено или возвращено в связи с некачественно подготовленными материалами. Нарушения в деятельности государственных инспекций труда при осуществлении контроля за соблюдением прав граждан на вознаграждение за труд выявлены также в Республиках Дагестан, Тыва, Красноярском крае, Архангельской, Калужской, Сахалинской, Тульской, Челябинской, Читинской областях. Крайне неудовлетворительна работа по защите трудовых прав граждан Государственной инспекции труда Чеченской Республики <3>. ——————————— <3> Информационное письмо первого заместителя Генерального прокурора от 23 января 2006 г. N 7/2-32д-2005 «О состоянии исполнения норм законодательства, регулирующего вопросы выплаты заработной платы, и практике прокурорского реагирования в этой сфере».

Несмотря на то что государственные инспекции труда выявляют множество нарушений законодательства о труде, в целом позитивные результаты использования ими полномочий все еще не обеспечивают должного уровня состояния законности в сфере соблюдения трудового законодательства. Поэтому актуальное направление в организации работы прокурора за исполнением законодательства о труде — надзор за деятельностью государственных инспекций труда в субъектах РФ. Проведенное обобщение показало, что нарушения прав граждан в сфере труда повсеместны. Это диктует необходимость систематической и целенаправленной надзорной деятельности органов прокуратуры, выработки новых методик прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

——————————————————————