Надзор за исполнением законодательства налоговыми органами
(Шамина Г.)
(«Законность», 2008, N 11)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ
Г. ШАМИНА
Шамина Г., прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.
Налоговая сфера в Санкт-Петербурге характеризуется значительным ростом поступлений в бюджетную систему, что связано с существенными налоговыми отчислениями привлеченных правительством города предприятий, увеличением объема выпущенных товаров, выполненных работ и услуг предприятиями промышленного сектора экономики города, увеличением строительства и развитием транспорта, увеличением оборота предприятий торговли.
Вместе с тем надзор за поступлением обязательных платежей в бюджетную систему России и государственные внебюджетные фонды, составляющие основу финансирования социальных программ, прокуратурой Санкт-Петербурга осуществляется постоянно, при этом особое внимание уделяется работе налоговых органов, внебюджетных фондов и служб судебных приставов.
В связи с важностью вопроса во всех районных прокуратурах созданы и активно осуществляют свою деятельность рабочие группы по устранению нарушений налогового законодательства, на заседаниях которых обсуждается эффективность работы контролирующих и правоохранительных органов с налогонеплательщиками, причины невыполнения налоговых обязательств и меры, принимаемые руководителями предприятий для погашения существующей задолженности.
Основная причина образования недоимки у юридических лиц — непринятие ими мер для погашения кредиторской задолженности и, как следствие, отсутствие активов, достаточных для своевременной уплаты налогов и сборов, на что прокуроры указывают в представлениях. Зачастую недоимка погашается предприятиями в ходе прокурорской проверки, при подготовке к участию в рабочих группах при районных прокурорах.
Каждое полугодие проводятся плановые проверки налоговых органов и органов принудительного исполнения на предмет законности и полноты принимаемых мер при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Регулярно проверяются административные материалы налоговых органов.
Благодаря в том числе принятым мерам прокурорского реагирования деятельность налоговых органов за последние годы значительно активизировалась, о чем свидетельствует постоянный рост суммы погашенной задолженности, связанный, помимо прочего, с увеличением в 1,2 раза количества направленных требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, в 2,7 раза — решений о приостановке операций по счетам должников, в 1,3 раза — количества предъявленных исков о взыскании недоимки с должников — физических лиц.
И тем не менее в ходе проверок прокуроры выявляют неединичные случаи пропуска сроков исковой давности для обращения в суд, в связи с чем исключается возможность погашения задолженности.
По этой причине прокуратура взяла на себя не свойственные ей функции по предъявлению части исков в суд. В среднем ежегодно прокуратурой предъявляется три тысячи исков, что способствует уменьшению недоимки с физических лиц.
Кроме того, принятыми мерами прокурорского реагирования удалось добиться активизации работы налоговой службы по передаче материалов проверок деятельности налогоплательщиков, содержащей признаки преступлений, в органы внутренних дел.
Сумма погашенной задолженности по обязательным платежам за 2007 г. благодаря совместным действиям налоговых органов, судебных приставов и органов прокуратуры составила почти 19,4 млрд. руб. и возросла в сравнении с 2006 г. на 5 млрд. руб.
В ходе прокурорских проверок в деятельности налоговых органов выявлялись нарушения, связанные с начислением земельного налога на основании ненадлежащих документов, повторным списанием задолженности по обязательным платежам, несвоевременной приостановкой и отменой приостановления операций по счетам, непринятием решений о списании задолженности по штрафам и пеням, нарушением срока направления материалов в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел, нарушением порядка зачета излишне уплаченных налогов, несвоевременным исполнением судебных решений, нарушением порядка взыскания налогов с должников и порядка рассмотрения обращений граждан, нарушением порядка привлечения лиц к административной ответственности, длительным непроведением выездных налоговых проверок, а также иные нарушения.
В деятельности судебных приставов-исполнителей выявлялись нарушения установленных законом сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий, а также порядка перечисления изъятых денежных средств в федеральный бюджет.
Выявлялись факты нарушений срока исполнения инкассовых поручений налоговых органов со стороны кредитных учреждений.
Всего в 2007 г. прокуратурой Санкт-Петербурга внесено руководителям предприятий-недоимщиков, в налоговые органы, в службу судебных приставов и иные органы 768 представлений (2006 г. — 681), по результатам рассмотрения которых привлечено к дисциплинарной ответственности 177 должностных лиц (2006 г. — 129), возбуждено 31 дело об административном правонарушении (2006 г. — 25),опротестовано 9 незаконных правовых актов (2006 г. — 12), в судебные органы направлено 3801 исковое заявление о взыскании недоимки по налогам с физических лиц на сумму 62,9 млн. руб. (2006 г. — 3426 исков на сумму 68 млн. руб.), возбуждено 125 уголовных дел по фактам совершения преступлений в сфере налогообложения (2006 г. — 113).
Благодаря принятым мерам прокурорского реагирования в прошлом году в бюджетную систему поступило свыше 260 млн. руб.
Показатели работы в 2008 г. по сравнению с 2007 г. не снижены.
Не меньшее внимание уделяется работе налоговых органов по государственной регистрации юридических лиц, что связано с имущественно-правовыми интересами предприятий и граждан.
Регистрирующий орган не наделен правом проверки предоставляемых на регистрацию сведений, поскольку ответственность за законность и достоверность предоставляемых в налоговый орган сведений несет заявитель.
Недобросовестное отношение сотрудников налоговых органов к исполнению возложенных обязанностей способствует рейдерским захватам организаций и имущества. В некоторых случаях выявлены факты коррупционных действий служащих налоговой службы.
Так, по результатам проверки в 2007 г. прокуратурой города возбуждено 3 уголовных дела по фактам захватов предприятий, в совершении которых непосредственное участие из корыстных побуждений принимали сотрудники налогового органа, внеся в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения о предприятиях. Преступники осуждены.
Также в деятельности регистрирующего органа выявлялись факты неведения учета государственной регистрации юридических лиц на бумажном носителе, а также неисполнения судебных актов о признании недействительными решений о государственной регистрации, о внесении в ЕГРЮЛ записей, о внесении сведений.
В целях противостояния рейдерским захватам предприятий в городской прокуратуре создана постоянно действующая рабочая группа, координирующая деятельность по противодействию захвату предприятий. В рамках рабочей группы проводятся проверки соблюдения налоговыми органами законодательства о регистрации юридических лиц.
——————————————————————