Спорные вопросы, связанные с определением правового статуса объединений адвокатов

(Шехтер А. И.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2010, N 2)

СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЪЕДИНЕНИЙ АДВОКАТОВ

А. И. ШЕХТЕР

Шехтер Андрей Игоревич, адвокат коллегии адвокатов «Экс Леге».

В настоящее время можно выделить два вида некоммерческих объединений адвокатов. Первые создаются непосредственно для осуществления адвокатской деятельности и определяются законом как формы адвокатских образований. К ним относятся: коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация <1> (п. 1 ст. 20 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» <2>). Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства юридическая консультация — самостоятельное юридическое лицо. ——————————— <1> К формам адвокатских образований законодательство относит также адвокатский кабинет, однако он не является юридическим лицом, поэтому в данной статье рассматриваться не будет. <2> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

У адвоката есть свобода выбора одной из предусмотренных Законом форм осуществления своей деятельности. Кроме указанных образований предусматривается создание негосударственных некоммерческих объединений — адвокатских палат РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 29 Закона об адвокатуре адвокатская палата субъекта РФ основана на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации. Адвокатские палаты субъектов РФ действуют на основании общих положений для организаций данного вида. Адвокатская палата имеет свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и субъект РФ, на территории которого она образована. Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата. При этом она не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты. Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Федеральная палата адвокатов РФ в соответствии со ст. 35 Закона об адвокатуре является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства. Федеральная адвокатская палата определена Законом об адвокатуре как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации. Цели ее создания: представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координация деятельности адвокатских палат, обеспечение высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Федеральная палата адвокатов является юридическим лицом. Она образуется Всероссийским съездом адвокатов. Федеральная палата — единственный вариант объединения адвокатов в целях саморегулирования. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов. Как видно из приведенных положений законодательства, не только Федеральная палата, в отношении которой прямо закреплено, что она создается для реализации адвокатского самоуправления, но и палаты субъектов РФ фактически создаются не просто в целях самоуправления, а в целях саморегулирования. Функции адвокатских палат полностью отвечают признакам саморегулирования как самостоятельной и инициативной деятельности, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» <3>). ——————————— <3> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

Адвокатские палаты соответствуют также установленным в ст. 3 ФЗ о саморегулируемых организациях требованиям: 1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов профессиональной деятельности; 2) наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации <4>; ——————————— <4> К правилам профессиональной деятельности можно отнести Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами путем создания компенсационного фонда или индивидуального либо коллективного страхования <5>; ——————————— <5> Подпункт 6 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре предусматривает страхование профессиональной ответственности адвокатов, однако его действие в настоящее время приостановлено до дня вступления в силу Федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов (ФЗ от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ).

4) наличие специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации. Причем предусматривается обязательное создание двух специализированных органов: 1) орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации; 2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия (п. 1 ст. 19 Закона о саморегулируемых организациях). В адвокатских палатах предусмотрено создание лишь одного органа, который можно отнести к специализированным, — это квалификационная комиссия (ст. 33 Закона об адвокатуре). Возникает вопрос о возможности признания адвокатских палат разновидностью саморегулируемых организаций и распространения на них положений ФЗ о саморегулируемых организациях. С одной стороны, адвокатские палаты не указаны в перечне саморегулируемых организаций, на которые не распространяется действие Закона о саморегулируемых организациях (п. 3 ст. 1). С другой, — несмотря на наличие всех признаков саморегулируемых организаций, в Законе об адвокатуре отсутствует указание на то, что адвокатские палаты — саморегулируемые организации. Кроме того, особенности создания и деятельности адвокатских палат установлены Законом об адвокатуре, что, впрочем, не препятствует отнесению их к саморегулируемым организациям (п. 2 ст. 1 Закона о саморегулируемых организациях). В принципе было бы возможно применить положения Закона о саморегулируемых организациях к отношениям с участием адвокатских палат, прямо не урегулированным Законом об адвокатуре, если это не противоречит Закону об адвокатуре, а также существу возникающих правоотношений. Однако, учитывая сложившуюся законодательную практику, в соответствии с которой наличие у профессионального объединения статуса саморегулируемой организации непосредственно фиксируется в законе, можно сделать вывод о том, что в настоящее время Закон о саморегулируемых организациях к адвокатским палатам применить нельзя. В противном случае потребовалось бы соблюдение формальностей, установленных для саморегулируемых организаций, в том числе включение адвокатских палат в реестр саморегулируемых организаций (ст. 20 Закона о саморегулируемых организациях). Принимая во внимание цели и задачи адвокатских палат, а также особенности их создания и членства в них, можно согласиться с мнением, что адвокатская палата — юридическое лицо публичного права. Членство в силу закона — отличительный признак института публичного права, он исключает причисление адвокатской палаты к общественным объединениям в смысле ст. 30 Конституции РФ и ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, т. е. создаваемым на добровольной основе и не допускающим принуждения к вступлению или пребыванию в них <6>. ——————————— <6> Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д. Н. Козака // СПС «КонсультантПлюс».

То, что адвокатура относится к публично-правовым объединениям, отмечал еще в середине прошлого столетия, правда применительно к буржуазной системе юридических лиц, С. Н. Братусь. Он писал: «Публичными юридическими лицами признаются государство, административно-территориальные образования, некоторые государственные учреждения и так называемые публично-правовые корпорации (например, адвокатура). Частными юридическими лицами называют все иные общественные образования — корпорации и учреждения, деятельность которых не поднята до уровня деятельности, имеющей общегосударственное, публично-правовое значение» <7>. Таким образом, критерием выделения юридических лиц публичного права С. Н. Братусь признавал характер деятельности, ее значение для государства. Особенностями юридических лиц публичного права признавались более строгие требования, предъявляемые к условиям действительности сделок, совершаемых ими, специфическое положение органов (органами являются государственные чиновники, осуществляющие функции власти), наличие у публичных лиц не только имущественных прав, но и публичных правомочий (права полиции, обложения налогами, предоставления налоговых льгот и т. д.) <8>. ——————————— <7> Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. С. 62 — 63. <8> Там же. С. 63 — 64.

Хотя в российском законодательстве отсутствует деление юридических лиц на организации публичного и частного права, особый, публичный характер деятельности некоторых объединений признается и в судебной практике <9>. Так, применительно к нотариальным палатам Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П указал, что именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан (ст. 30 Конституции РФ, ст. 117 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях») <10>. ——————————— <9> В теории нет единого мнения ни по поводу целесообразности деления организаций на юридические лица публичного и частного права, равно как и в отношении критериев такого деления. <10> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2491.

Однако, несмотря на наличие особенностей, связанных с публичным характером деятельности, в судебной практике коллегии адвокатов признавались разновидностью общественных объединений. В частности, в Определении Верховного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. разъяснялось, что коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и на них распространяется действие ФЗ «Об общественных объединениях». Данный вывод следует из содержания ст. 2 указанного Закона, согласно которой действие настоящего Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов. Вместе с тем особенности, связанные, в частности, с созданием отдельных видов общественных объединений, могут регулироваться специальными законами (ст. 4 ФЗ). В отношении коллегий адвокатов таким специальным законом является Положение об адвокатуре РСФСР, утвержденное Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. <11>. Схожее обоснование содержалось и в Определении Верховного Суда РФ от 9 июля 2001 г. <12>. ——————————— <11> СПС «КонсультантПлюс». <12> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

Адвокатские палаты действительно имеют определенное сходство с общественными объединениями, однако наличие обязательного членства исключает возможность признания их разновидностью общественных объединений, предусмотренных Законом об общественных объединениях, так как последние создаются на добровольной основе. Причем добровольность указана в качестве определяющего признака (ст. 5 Закона об общественных объединениях). Статья 2 Закона об общественных объединениях также указывает, что он распространяется на объединения, созданные по инициативе граждан. В ст. 15 Закона об общественных объединениях помимо принципа добровольности объединения устанавливается, что «общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности». Указанный принцип также не действует при создании адвокатских палат: их внутренняя структура и цели деятельности определены законодательно, равно как и формы деятельности. Мировой опыт свидетельствует о том, что с учетом публичной значимости некоторых свободных профессий государство требует от представителей данных профессий обязательного вступления в корпорацию, считая членство в профессиональном объединении необходимым условием обеспечения качества осуществления указанными лицами своих профессиональных обязанностей. Отнесение же объединений адвокатов, создаваемых в соответствии с законодательством об адвокатуре, к общественным объединениям было возможным лишь в силу того, что в ст. 3 Положения об адвокатуре РСФСР коллегия именовалась добровольным объединением <13>. ——————————— <13> Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д. Н. Козака.

Одной из целей создания саморегулируемых организаций является устранение избыточного государственного регулирования путем передачи отдельных функций государственного органа саморегулируемой организации <14>. В отношении адвокатских объединений такое перераспределение функций очевидно: те контрольные полномочия, которые ранее осуществлялись органами исполнительной власти, в том числе учреждениями юстиции, теперь являются прерогативой адвокатских палат. Так, согласно ст. 33 Положения об адвокатуре РСФСР на Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов было возложено установление порядка оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям; оказание помощи президиумам коллегий в проведении мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов; издание инструкции и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры и др. В настоящее время аналогичные обязанности возложены на Советы адвокатской палаты (ст. 29 Закона об адвокатуре). ——————————— <14> См.: Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации России // СПС «КонсультантПлюс».

Итак, являясь, по сути, саморегулируемыми организациями, адвокатские палаты де-юре таковыми не признаны, и поэтому в настоящее время отсутствуют основания применять к ним нормативные акты, регулирующие правовой статус саморегулируемых организаций. Для осуществления своей профессиональной деятельности адвокаты, как уже указывалось, могут объединяться в коллегии адвокатов, адвокатские бюро. Кроме того, при необходимости адвокатские палаты могут учреждать юридические консультации. В настоящее время коллегии адвокатов и адвокатские бюро рассматриваются как самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора. Учредителями коллегии адвокатов могут быть адвокаты, сведения о которых внесены только в один региональный реестр (ст. 22 Закона об адвокатуре). Таким образом, налицо строго территориальный характер объединения. Представляется, что такое ограничение не вполне обоснованно, тем более что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность на территории любого региона, независимо от места внесения в реестр, а коллегии наделены правом создавать филиалы на всей территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, если это предусмотрено законодательством иностранного государства. «Прикрепление» адвоката к определенному региональному реестру способствует упрощению контроля за деятельностью адвоката, но в то же время создает необходимость соблюдения ряда формальностей в случае перехода из одного адвокатского объединения в другое, если эти объединения включают адвокатов разных регионов. Коллегия адвокатов — образование коллективное, она не может быть создана одним лицом. В настоящее время предусмотрено наличие не менее двух участников. Как уже указывалось, для коллегии адвокатов предусмотрено два учредительных документа: устав и учредительный договор. В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава (п. 4 ст. 22 Закона об адвокатуре). Устав должен содержать следующие сведения: 1) наименование коллегии адвокатов; 2) место нахождения коллегии адвокатов; 3) предмет и цели деятельности коллегии адвокатов; 4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования (в том числе наличие или отсутствие неделимого фонда и направления его использования); 5) порядок управления коллегией адвокатов; 6) сведения о филиалах коллегии адвокатов; 7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов; 8) порядок внесения в устав изменений и дополнений; 9) иные положения, не противоречащие ФЗ об адвокатуре и иным федеральным законам. Представляется, что необходимость в существовании двух учредительных документов отсутствует: условия членства в коллегии, основания и порядок его прекращения было бы логично включать в устав. Что касается распределения обязанностей по созданию организации, они могут фиксироваться в договоре о создании, который прекращает действие с момента государственной регистрации организации. Наличие учредительного договора создает необходимость изменять его при приеме новых членов. Адвокатское бюро также создается двумя и более адвокатами (ст. 23 Закона об адвокатуре). Поскольку отношения по их созданию и деятельности во многом схожи с аналогичными отношениями с участием коллегий адвокатов, к отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила ст. 22 Закона об адвокатуре, за некоторыми исключениями. Адвокатские бюро представляют собой договорные объединения: адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор является документом, который содержит конфиденциальную информацию и не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро. 4. В партнерском договоре указываются: 1) срок действия партнерского договора; 2) порядок принятия партнерами решений; 3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; 4) иные существенные условия. Как видно, партнерский договор содержит ряд условий, которые, как правило, включаются в учредительные документы. Представляется, что для третьих лиц, в том числе пользующихся услугами адвокатского бюро, небезразличен, к примеру, срок действия партнерского договора, так как от этого во многом зависит срок деятельности бюро. Так, если после прекращения партнерского договора адвокаты в течение месяца не заключат новый партнерский договор, адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. Вообще признание срока партнерского договора существенным условием при отсутствии каких-либо законодательных пределов представляется неоправданным. Еще менее логично включение в партнерский договор срока, учитывая то, что само адвокатское бюро как юридическое лицо создается без ограничения срока действия. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи. Не вполне понятно при наличии партнерского договора заключение еще договора учредительного. По своей правовой природе партнерский договор наиболее близок к договору простого товарищества, однако законодательство не предусматривает образования на основании данного договора общего имущества, поскольку речь идет о заключении договора участниками юридического лица. Соответственно, отношения по формированию имущества организации должны определяться учредительными документами. Вместе с тем, поскольку партнерский договор может включать и иные условия, на практике основная цель его заключения сводится прежде всего к решению имущественных вопросов, в том числе о порядке распределения партнерами вознаграждения, полученного по договорам об оказании юридической помощи. Специфика адвокатского бюро связана не со статусом организации как участника гражданских правоотношений, а с особенностями организации отношений с доверителями. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц. Подобная система при наличии специально создаваемой организации представляется не вполне оправданной. Система заключения договоров подобным образом больше свойственна объединениям, не приобретающим прав юридического лица, например, созданным на основании договора простого товарищества. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока действия партнерского договора; 2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; 3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь <15>. ——————————— <15> Данное положение никоим образом не препятствует доверителям отказаться от помощи, предоставляемой иным адвокатом — членом партнерства.

Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре. Представляется, что как юридическое лицо адвокатское бюро мало отличается от коллегии адвокатов, а существующая в бюро система управления фактически сводит «на нет» те преимущества, которые имеет создание юридического лица. Заключение конфиденциального партнерского договора не способствует воплощению в жизнь признака организационного единства юридического лица. В теории высказывается позиция, что коллегия адвокатов и адвокатское бюро, по сути, являются некоммерческими партнерствами. Основанием для этого служат формулировки п. 18 ст. 22 и п. 2 ст. 23 ФЗ об адвокатуре, согласно которым к отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией указанных адвокатских объединений, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств ФЗ «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям Закона об адвокатуре. Основания для подобного подхода дало также письмо УФНС по г. Москве от 11 мая 2005 г. N 20-12/33385, в котором содержится следующее разъяснение: «Адвокатское бюро как некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (п. 2 ст. 8 Закона N 7-ФЗ), и обязано вести учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Закона N 7-ФЗ)» <16>. ——————————— <16> Московский налоговый курьер. 2005. N 13 — 14.

Однако можно согласиться с мнением Ю. П. Свит, что «указание на применение определенных норм к схожему правовому институту является лишь приемом юридической техники и ни в коей мере не означает отождествления данных институтов. Таким образом, несмотря на схожесть правовой природы и правового регулирования, на данный момент адвокатские бюро и коллегии адвокатов следует рассматривать как самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций» <17>. ——————————— <17> Свит Ю. П. Проблемы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства // Цивилист. 2009. N 3. С. 29.

В проекте Концепции развития законодательства о юридических лицах обосновывается позиция о признании адвокатских бюро, коллегий, адвокатских палат общественными организациями. Пункт 2.8 проекта предусматривает, что общественная организация должна быть закреплена в ГК как общая организационно-правовая форма для общественных организаций (объединений) и религиозных организаций (объединений). Такие организации, как религиозные и благотворительные, спортивные федерации, общественные организации инвалидов, адвокатские образования (коллегии адвокатов, адвокатские бюро) и адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, профессиональные союзы, казачьи общества, политические партии, следует рассматривать в качестве разновидностей общественной организации. Однако вряд ли такое решение можно признать целесообразным, поскольку статус адвокатских образований обладает существенной спецификой, причем цель их создания не просто объединение для достижения общих целей и защиты общих интересов, а для осуществления в такой форме профессиональной деятельности. Большая часть положений Закона об общественных объединениях не может быть применена к адвокатским образованиям. Единственным видом адвокатских образований, организационно-правовая форма которых четко определена Законом об адвокатуре, является юридическая консультация, создаваемая в форме учреждения. Учреждается юридическая консультация адвокатской палатой по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 24 Закона об адвокатуре). Несмотря на наличие предусмотренной ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях организационно-правовой формы, регулирование статуса юридической консультации нельзя признать полным. В частности, из Закона следует, что учредителем является адвокатская палата. Однако материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридической консультации должно осуществлять заинтересованное публичное образование. Также не очень понятным является указание о «направлении адвокатов» для работы в юридической консультации. Не установлен порядок «направления», а также не определено, каким образом должны оформляться отношения адвоката и консультации. С одной стороны, адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника (ст. 2 Закона об адвокатуре), с другой — он не может быть членом юридической консультации, так как учреждение — унитарная организация, не предполагающая членства. Представляется, что данный вопрос должен быть урегулирован законодательно. Учитывая все изложенное, можно отметить, что в настоящее время статус адвокатских объединений урегулирован недостаточно четко и полно. Так, в настоящий момент не представляется возможным провести четкое разграничение коллегии адвокатов и адвокатского бюро и определить необходимые отличительные признаки каждого из данных объединений. Неясен вопрос о возможности регулирования их статуса в рамках организационно-правовых форм, предусмотренных Законом о некоммерческих организациях. Обращает на себя также внимание несогласованность ряда положений Закона об адвокатуре с положениями других нормативных правовых актов, включая ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях и др.

Библиографический список

1. Братусь С. Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., 1947. 2. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / Под ред. Д. Н. Козака // СПС «КонсультантПлюс». 3. Павлодский Е. А. Саморегулируемые организации России // СПС «КонсультантПлюс». 4. Свит Ю. П. Проблемы правового регулирования статуса некоммерческого партнерства // Цивилист. 2009. N 3.

——————————————————————