Специфика регистрации средства массовой информации

(Долгова А. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

СПЕЦИФИКА РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 июня 2010 года

А. В. ДОЛГОВА

Долгова Анастасия Васильевна, юрист, ООО «Деловой Город (юриспруденция)».

Статья отвечает на вопрос: как юридически верно провести процедуру регистрации средства массовой информации: журнала, газеты и т. д.?

1. Обязанность регистрации средства массовой информации.

Прежде всего, необходимо понимать, что определенная (не вся!) издательская деятельность требует прохождения процедуры регистрации. Так, в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ) редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после ее регистрации. Под редакцией средства массовой информации Закон о СМИ понимает организацию, учреждение, предприятие либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

В соответствии со статьей 2 Закона о СМИ под средством массовой информации законодатель понимает периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации, а под массовой информацией — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

В той же статье законодатель устанавливает особые признаки периодического печатного издания — это газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, и радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющих постоянное название и выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Такое понятие, как «иная форма периодического распространения массовой информации», законодатель не расшифровывает. С одной стороны, это хорошо, так как демонстрирует гибкость определения, что актуально в наше время бурного развития средств коммуникации. С другой стороны, любая диспозитивность толкования правовых норм является возможностью для правовых же спекуляций.

Руководствуясь принципом аналогии, можно установить основные признаки, при наличии которых можно характеризовать объект в качестве средства массовой информации:

1) объект — это печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

2) предназначение объекта для неограниченного круга лиц;

3) наличие постоянного названия;

4) определенная периодичность выхода в свет (эфир) (не реже одного раза в год).

Теперь попробуем сформулировать более доступное для понимания лиц, не обремененных глубокими познаниями в области юриспруденции, определение. Итак, средство массовой информации — это сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, публикуемые в любой форме при условии определенной периодичности.

Например, к средствам массовой информации не относится выпуск таких печатных изданий, как книга. Но в то же время если это серия книг, выпускаемых под единым названием, и планируемая к изданию с определенной периодичностью (не реже одного раза в год), то в совокупности такая серия формально приобретает все признаки средства массовой информации. В то же время, если эта печатная серия предназначена для распространения по «закрытой» подписке среди заранее известного и ограниченного списка лиц, объект вновь перестает быть средством массовой информации.

2. Какие средства массовой информации не требуют регистрации.

В соответствии со статьей 12 Закона о СМИ не требуется регистрация:

1) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

2) периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

3) радио — и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченных помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющих не более десяти абонентов;

4) аудио — и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Тот факт, что законодатель отказывает перечисленным СМИ в регистрации, не освобождает их от самого статуса средства массовой информации и, соответственно, от соблюдения всех сопутствующих этому статусу обязанностей.

3. Уполномоченный орган при регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории двух и более субъектов Российской Федерации и/или за ее пределами, подается в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

На сегодняшний день указанный орган переименован. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» уполномоченная служба именуется как «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)».

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории одного субъекта России или территории муниципального образования, подается в соответствующие территориальные органы Роскомнадзора.

4. Требования, предъявляемые к учредителю СМИ.

В соответствии со статьей 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

2) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

3) гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Также в соответствии с пунктом 12 Административного регламента исполнения Роскомнадзором государственной функции «Регистрация средств массовой информации», утвержденного Приказом данной Службы от 22 октября 2007 г. N 315 (далее — Административный регламент), учредителем (соучредителем) СМИ может быть также и орган местного самоуправления. Административный регламент также устанавливает и дополнительные ограничения. В соответствии с подпунктом 13.4 Регламента не могут выступать учредителем СМИ:

— иностранное юридическое лицо, которое не имеет представительства, аккредитованного в России;

— российское юридическое лицо с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более,

— гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителями теле-, видеопрограмм.

Здесь следует отметить, что в соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. Следовательно, Закон о СМИ имеет большую юридическую силу, чем Административный регламент.

Административный регламент является нормативным правовым актом, издаваемым на основе и во исполнение закона. Он может конкретизировать нормы закона, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должен соответствовать и не противоречить закону. Он являются средством реализации законодательных норм, а значит, положения, устанавливающие дополнительные требования к учредителям СМИ, незаконны и недействительны.

Тем не менее здесь и далее дополнительные требования Административного регламента будут нами указываться, так как сотрудники Роскомнадзора, как и любые чиновники России, склонны исполнять указания вышестоящего органа без анализа их правомерности.

5. Документы, необходимые для регистрации средства массовой информации.

5.1. Документы, которые требуются в соответствии с нормативными актами.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ документы для регистрации предъявляются в следующем составе: заявление и документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В рассматриваемой статье также указывается, что предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается. В противоречие статье 10 Закона о СМИ Административный регламент требует от заявителя представления целого ряда документов. Для подтверждения сведений, указываемых учредителем (соучредителем) СМИ в заявлении на регистрацию СМИ, в соответствии с пунктом 31 Административного регламента:

1) заявитель — юридическое лицо представляет:

— копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— копии учредительных документов учредителя СМИ, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

2) заявитель — индивидуальный предприниматель:

— копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

3) заявитель — физическое лицо:

— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, заверенную в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

4) заявитель — иностранное юридическое лицо:

— копии учредительных документов учредителя (с проставлением апостиля) и копии документов представительства данного юридического лица на территории Российской Федерации, заверенные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

5) в случае, если регистрация СМИ производится лицом, уполномоченным заявителем, представляется доверенность.

5.2. Дополнительные документы.

Как показывает практика работы нашей компании с регистрирующим органом, чиновники также требуют представить следующий комплект документов:

для учредителя — юридического лица:

— учредительные документы — нотариально заверенная копия;

— протокол либо решение о создании — копия, заверенная подписью руководителя и печатью организации.

Также уполномоченный орган предъявляет требование, не установленное в Административном регламенте, по отношению к представляемой выписке из ЕГРЮЛ — она должны быть датирована не позднее, чем за один месяц до даты представления.

Необходимо отметить еще одно неправомерное требование уполномоченного органа. В том случае если учредителем (или одним из соучредителей) СМИ является физическое лицо, то его подпись на заявлении о регистрации (перерегистрации) СМИ должна быть нотариально заверена. Официально данное требование нигде не закреплено.

В том случае, если учредителем (соучредителем) средства массовой информации будет выступать индивидуальный предприниматель, требуется также подавать нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В том случае, если название СМИ ранее было зарегистрировано как товарный знак, требуется представить документ, подтверждающий право на товарный знак.

Для средств массовой информации эротического характера необходимо представить оригинал-макет предполагаемого издания.

Также уполномоченный орган от заявителей всех форм собственности хочет видеть:

1) письмо о фактическом адресе для ведения переписки и направления корреспонденции;

2) письменное обоснование использования в названии СМИ таких слов, как: «Российская Федерация», «Россия», «российский» и их производных (при их наличии в названии СМИ);

3) письменное согласие правообладателей или согласие наследников (при использовании в названиях СМИ фамилий, псевдонимов физических лиц или производных от них);

4) письменное разрешение зарубежного правообладателя названия СМИ (при регистрации на территории Российской Федерации средства массовой информации с использованием оригинального названия СМИ, зарегистрированного и издающегося на территории другого государства).

6. Что должно быть указано в заявлении на регистрацию средства массовой информации.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе (соучредителях);

2) название средства массовой информации;

3) язык (языки);

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

Данный перечень сведений представлен и в форме заявления о регистрации СМИ, рекомендуемой к представлению уполномоченным органом.

В соответствии с требованием пункта 4 статьи 13 Закона о СМИ название регистрируемого средства массовой информации должно быть уникальным для указанной заявителем формы распространения СМИ.

Статьей 2 Закона о СМИ определены следующие традиционные формы периодического распространения средства массовой информации:

1) периодические печатные издания в виде газеты, журнала, бюллетеня, альманаха, сборника;

2) радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа.

Как уже говорилось выше, перечень форм периодического распространения СМИ остается открытым. Практика применения законодательства о СМИ ввела в оборот следующие понятия: электронное периодическое издание (веб-сайт), информационное агентство.

При заполнении графы «Тематика и (или) специализация» регистрирующий орган предлагает руководствоваться следующим тематическим списком: информационная (с уточнением характера информации), специализированная информационная (данная тематика и (или) специализация в настоящее время используется только для эротических и рекламных СМИ), информационно-аналитическая, политическая, публицистическая, культурно-просветительская, образовательная, детская, спортивная, музыкальная, развлекательная, художественные (игровые) кинофильмы, религиозная, рекламная, эротическая.

Данный перечень носит рекомендательный характер, возможен выбор двух и более тематик и (или) специализаций.

По требованию регистрирующего органа в заявлении о регистрации СМИ, которые не специализируются на рекламных сообщениях, дополнительно указывается объем рекламы (в процентном соотношении). Так, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» объем рекламы для периодических печатных изданий должен составлять не более сорока процентов объема одного номера периодического печатного издания (статья 16), в отношении телепрограммы — не более пятнадцати процентов (пункт 3 статьи 14), в отношении радиотрансляции — не более пятнадцати процентов (пункт 8 статьи 15).

7. Государственная пошлина за регистрацию средства массовой информации.

В соответствии со статьей 10 Закона о СМИ к заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины. В соответствии с порядком регистрации (перерегистрации) СМИ, принятым в Управлении разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора, приложить необходимо именно оригиналы платежных документов с отметкой банка об оплате госпошлины. Платежный документ должен содержать точное указание названия и формы распространения средства массовой информации, за регистрацию которого производится оплата.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее — НК РФ) за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

Форма распространения СМИ: Территория распространения:

два и более один субъект РФ,

субъекта РФ, за район, город, иной

пределами РФ населенный пункт,

(пункт 11 части 1 район в городе,

статьи 333.33 НК микрорайон

РФ), руб. (пункт 12 части 1

статьи 333.33

НК РФ), руб.

периодическое печатное издание 4000 2000

информационное агентство 4800 2400

иное средство массовой информации 6000 3000

При этом в соответствии с частью 3 статьи 333.34 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию средств массовой информации уплачивается с учетом следующих особенностей:

1) при регистрации СМИ рекламного характера размер государственной пошлины увеличивается в 5 раз;

2) при регистрации СМИ эротического характера размер государственной пошлины увеличивается в 10 раз;

3) при регистрации СМИ, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, размер государственной пошлины уменьшается в 5 раз.

8. Срок регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 8 Закона о СМИ и пунктом 27 Административного регламента регистрация СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в регистрирующий орган. Ускорение данного срока не предусмотрено.

9. Причины отказа в регистрации средства массовой информации.

В соответствии со статьей 13 Закона о СМИ отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации. Это означает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости (абзац 1 статьи 4 Закона о СМИ);

4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Указанная статья также определяет, что заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата в следующих случаях:

1) если заявление подано с нарушением требований подачи в соответствующий регистрирующий орган или в заявлении не указаны необходимые сведения, установленные законодательством о средствах массовой информации;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

10. Процедура регистрации СМИ, принятая в Роскомнадзоре.

Регистрация СМИ осуществляется в несколько этапов. В соответствии с приложением N 9 Административного регламента процедура регистрации СМИ выглядит следующим образом:

1) заявитель собирает и подает документы на регистрацию СМИ;

2) в приемной при подаче документов выдают уведомление о поступлении пакета документов;

3) регистрация пакета документов — 2 дня;

4) назначение ответственного за регистрацию СМИ — 3 дня;

5) проверка комплектности и правильности заполнения документов — 15 дней;

6) проверка повтора или сходства названия — 1 день.

Если недостатки не выявлены, то:

7) подготовка документов для оформления свидетельства;

8) заявление на заключение и контрольный экземпляр свидетельства;

9) подготовка свидетельства о регистрации СМИ — 3 дня;

10) свидетельство;

11) подписание свидетельства;

12) свидетельство подписано;

13) получение свидетельства заявителем.

11. Какие формы распространения СМИ наиболее популярны?

Если рассматривать СМИ, зарегистрированные нашей компанией за последних три года (а их более ста), можно выявить следующую тенденцию: за регистрацией периодичных печатных изданий обращаются в большинстве случаев (67% обращений), на втором месте по популярности — электронные СМИ (23%), далее идут иные виды СМИ (чаще всего это телепрограммы).

//////////

////////// / Периодические

////////// печатные издания

//////////

//////////

////////// + Электронные

////////// периодические издания

//////////

++++++++++ //////////

++++++++++ //////////

++++++++++ ////////// * Телепрограмма

++++++++++ //////////

********** ++++++++++ //////////

********** ++++++++++ //////////

********** ++++++++++ //////////

********** ++++++++++ //////////

********** ++++++++++ //////////

10% 23% 67%

Таким образом, можно констатировать, что наиболее распространенной формой СМИ являются периодические печатные издания (газеты, журналы).

——————————————————————