Правовой статус информации, используемой в налоговых правоотношениях
(Аперян К.) («Финансовое право», 2011, N 4)
ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ <*>
К. АПЕРЯН
——————————— <*> Aperyan K. Legal status of information used in tax-law relations.
Аперян Карен, аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.
Информация играет особую роль в налоговых правоотношениях. Ее основное предназначение — служить целям своевременного и полного поступления налогов и сборов в доход государства. Автор статьи проводит анализ и определяет статус информации, используемой в налоговых правоотношениях.
Ключевые слова: информация, налоги, налогоплательщики, правоотношения, конфиденциальность, общедоступность, тайна, защита, ограничения, доступ.
Information plays a special role in tax-law relations. Its main purpose is to serve the purposes of timely and complete receipt of taxes and charges by the state. The author of the article makes analysis and determines the status of information used in tax-law relations.
Key words: information, taxes, tax-payers, legal relations, confidentiality, general availability, secret, protection, limitations, access.
Законодательством Российской Федерации установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя. Статьей 5 Закона «Об информации…» определен статус видов информации: информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на: свободно распространяемую; предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному предоставлению или распространению; информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Налоговые органы, осуществляя налоговое администрирование, обрабатывают большие объемы информации. Это связано с ростом числа налогоплательщиков, а также ростом объема информации, получаемой от различных органов и организаций. Информация, используемая налоговыми органами, имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную; — информацию, имеющую в силу закона ограниченный доступ; — служебную информацию; — конфиденциальную, доступ к которой не может быть доступен в силу закона. Основным источником общедоступной информации являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, в том числе Налоговый кодекс Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, общедоступные ведомственные акты и др. В силу своих должностных полномочий, по смыслу и содержанию Закона о налоговых органах, ст. ст. 31, 32, 83, 84, 93, 93.1 и др. НК РФ, налоговые органы имеют право на: — получение информации от физических лиц и организаций; — сбор, обработку, анализ информации, полученной от физических лиц, организаций, а также полученной от внешних источников и собственными силами; — ведение реестров и баз данных как на бумажных носителях, так и в электронном виде; — архивное хранение собранной от различных источников информации; — передачу, распространение, обмен имеющейся информации. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (ст. 6) предусмотрено, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют: сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах. Эта информация может быть предоставлена исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при представлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей <1>. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Сведения о государственной регистрации размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет. ——————————— <1> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
Налоговые органы, осуществляя деятельность по налоговому администрированию, регистрируют налогоплательщиков, осуществляют их учет, проводят налоговые проверки, в процессе чего собирают информацию, обрабатывают ее, анализируют, хранят. Можно предположить, что собранная налоговым органом информация есть информация для служебного пользования. Она имеет специальный режим — режим налоговой тайны. Согласно п. 1 ст. 102 налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Поступившие в налоговые органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо незаконный сбор, а также разглашение таких сведений влекут уголовную ответственность. Статьей 13.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом. Статьей 139 ГК РФ регулировался режим служебной и коммерческой тайны. В настоящее время ст. 139 ГК РФ утратила силу в связи с введением части IV Гражданского кодекса РФ <2>. В настоящее время информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными частью IV ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <3>. ——————————— <2> Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. <3> См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»: «коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду»; «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), — сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны». Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, означает ознакомление определенных лиц с такой информацией. Соответственно, передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности. Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В соответствии с п. 4 ст. 4 информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания. Статьей 6 Федерального закона N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентируется порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну. Конфиденциальной является информация, которая стала известна нотариусу, адвокату, эксперту, аудитору в связи с исполнением ими своих обязанностей по отношению к налогоплательщику — физическому лицу или организации, т. е. предоставленная налогоплательщиком с условием сохранения этой информации в тайне. Согласно пп. 13 п. 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на соблюдение и сохранение налоговой тайны. С другой стороны, обязанностью налоговых органов является соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ). При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну (п. 4 ст. 82 НК РФ). В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <4> «налоговые органы осуществляют прием документированной информации для ведения реестра и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для приема и передачи конфиденциальной информации». ——————————— <4> См.: СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
В отношении информации (сведений), имеющей особый режим доступа и содержащейся в государственных реестрах, Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти <5>. Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями информации, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165.
К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью <6>. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования». Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет: ——————————— <6> Там же. Статьи 1.2 — 1.5.
— категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения; — порядок передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям; — организацию защиты служебной информации ограниченного распространения. Подводя итог исследования правового статуса информации, используемой налоговыми органами, следует заметить, что налоговые органы в силу своей компетенции обладают большим объемом информации о налогоплательщиках — физических лицах и организациях. Информация имеет строго определенный режим доступа и, соответственно, подразделяется на: — общедоступную, или публичную, т. е. информацию, доступную для всех участников налоговых правоотношений; — информацию, имеющую в силу закона особый или ограниченный доступ; — служебную информацию, т. е. информацию, которая получена налоговыми органами в связи с налоговым администрированием; — конфиденциальную, которая не может быть доступна в силу закона. Служебная информация и конфиденциальная информация имеет специальный статус — статус налоговой тайны и (или) коммерческой (производственной) тайны.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496. 4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» // СЗ РФ. 2006. Ст. 3448. 5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ред. от 23 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431. 6. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. 7. Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3165. 8. Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс». 9. Бойцов Г. В., Долгова М. Н., Бойцова Г. М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. «ГроссМедиа», 2006 // СПС «КонсультантПлюс». 10. Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М.: ВГНА, 2007. 357 с. 11. Загузов Г. В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. 12. Кобзарь-Фролова М. Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии: Монография. М.: ВГНА, 2010. 473 с. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный) (под ред. Ф. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова) включен в информационный банк. —————————————————————— 13. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (ч. 1) (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова. М.: ЦППИ, 2009. 182 с. // СПС «КонсультантПлюс». 14. Крохина Ю. А. Налоговое право России. М.: НОРМА, 2008. 720 с.
——————————————————————