Рентген для киноиндустрии
(Федоранич С.) («ЭЖ-Юрист», 2011, N 14)
РЕНТГЕН ДЛЯ КИНОИНДУСТРИИ
С. ФЕДОРАНИЧ
Сергей Федоранич, юрист, г. Братск.
Наказание за непредставление информации о продажах билетов перестанет быть смехотворным. Утаивание доходов киноиндустрии вынудило Правительство РФ взять под контроль ее деятельность. Первый шаг — внедрение единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах (ЕАИС). Что же дальше?
Детали моделей
Со времен Советского Союза в России сложилась собственная модель киноиндустрии, которая значительно отличается от зарубежной, в частности американской, признанной самой высокодоходной в мире. Несмотря на то что звенья этих систем идентичны (производство, дистрибуция <1>, ритейлинг <2>), отличия — качественные. Если для иностранных компаний объект дохода — каталог фильмов и его рентабельность, то для большинства российских компаний — кинопрокат одного хита. Причем зарубежная модель практикует разделение дистрибуции, ритейлинга и производства картины. Российские же компании, как правило, объединяют ритейлинг и дистрибуцию, что служит тормозом. ——————————— <1> Дистрибуция — стадия в кинобизнесе, в ходе которой осуществляется оптовая закупка исключительных прав на демонстрацию фильмов. Дистрибутор (дистрибьютер) — компания-кинопрокатчик, осуществляющая управление исключительными правами на демонстрацию фильмов. <2> Ритейл (ритейлинг) — стадия в кинобизнесе, в ходе которой осуществляется «розничная» продажа исключительных прав на демонстрацию фильмов, то есть показ в кинотеатрах.
Основная задача ритейлинга — розничная продажа прав на картину, дистрибуции — оптовая. Естественно, расходы значительно сокращаются при выполнении дистрибутивной компанией ритейлинговых функций, но и производительность падает, причем значительно. Однако стоит учесть, что объединение этих этапов в России возможно, так как в своем большинстве картины на зарубежные экраны не выходят, только на российские (за парой исключений). Иностранные кинокомпании, продав права на дистрибуцию, получают оптовое распространение по странам и ритейлинг на местах.
Disney vs Мосфильм
Капитализация кинокомпании зависит от следующих факторов: — объем библиотеки (каталог фильмов); — оборот и его рост (общий среднегодовой объем портфелей, выраженный как в производственных бюджетах, так и в прогнозных доходных бюджетах); — динамика отраслевого рынка (общая доля, рост доли, кризисы); — ликвидность; — репутация, успешность проектов. Стандартная модель кинопроизводства картины происходит следующим образом. Первый этап — девелопмент <3>. В него входит так называемый посев будущей картины: отыскивается идея, формируется финансирование, привлекаются инвесторы, заключается договор на дистрибуцию. В большинстве случаев на этапе девелопмента запускается PR-компания. После выполнения всех задач (порой уходят даже годы) продюсер картины приступает к непосредственному производству. ——————————— <3> Девелопмент — начальная стадия кинопроцесса, поиск сценария, производственных компаний, дистрибуторов, привлечение инвестиций, написание и утверждение сценария, маркетинговые и иные исследования, подготовка и утверждение бизнес-плана проекта.
Стабильные капитализированные компании запускают несколько разнокалиберных проектов, разножанровых, отличающихся продолжительностью. Таким образом риски сокращаются по каждому проекту за счет общего дохода путем перекрывания убытков сверхприбылью или выходом на «чистый ноль». Крупные холдинги, занимающиеся полным циклом жизни фильма, — мейджоры <4> имеют в своем портфеле несколько сотен или даже тысяч фильмов. На мейджоров (10 — 15 по всему миру) работают крупные дистрибуторские и ритейлинговые компании, которые в большинстве случаев являются их «дочками». ——————————— <4> Мейджор — крупная кинокомпания полного цикла, занимающаяся кинопроцессом и имеющая несколько совмещенных с киноиндустрией сегментов бизнеса. В мире насчитывается не более 15 таких компаний.
Создание мейджора требует огромных капиталовложений для развития достаточной инфраструктуры, штата и закупки проектов. Но и возможностей у мейджора в десятки раз больше, чем у компании, сконцентрировавшейся на одном из этапов кинопроцесса. Современный мейджор отвечает следующим признакам: — большая компания в масштабном плане; — огромное количество недвижимости в собственности; — наличие фондов и современная мощнейшая материально-техническая база; — бизнес в разных сегментах рынка, исключающих киноиндустрию; — вертикальная интеграция холдинга. Идеальным примером мейджора является медиаконгломерат The Walt Disney Company (капитализация — 69 млрд. долларов) — холдинг, включающий около 60 компаний, среди которых Walt Disney Pictures (кинокомпания), Hollywood Record (музыкальный лейбл), Hyperion Disney (театр), Pixar Animation Studion (мультипликация), Fox Kids (детский телеканал), Диснейленд (тематический парк), Marvel Entertaiment (издательская корпорация). Таким образом, расходы на кинопроцесс для этой компании ничто по сравнению с содержанием имущества. После того как процесс съемок завершен и фильм готов к показу, в дело вступает дистрибуция. Она включает: изготовление физических носителей картины (формат 2D (лента) стоит примерно 1000 долларов, формат 3D (диск) примерно 20 долларов), оптовую закупку прав, логистику <5>, упаковку, распространение по регионам. Далее — розничный ритейл, то есть организация показа фильма в кинотеатрах. ——————————— <4> Мейджор — крупная кинокомпания полного цикла, занимающаяся кинопроцессом и имеющая несколько совмещенных с киноиндустрией сегментов бизнеса. В мире насчитывается не более 15 таких компаний. <5> Логистика — организация рационального процесса по передвижению товаров от производителя к покупателю.
Для сравнения стоит привести пример. Киноконцерн «Мосфильм» за 91 год снял 2500 фильмов (последний — в 2007 году — «Ирония судьбы-2»), ежегодная выручка — 2 млн. долларов, тогда как The Walt Disney за 88 лет снял 160 фильмов (последний в 2010 году — «Рапунцель: Запутанная история»), ежегодная выручка — 1,8 млрд. долларов. Подсчитана общая выручка за всю дистрибуцию фильмов: и кинопоказ, и релиз на DVD, и права на использование персонажей, и т. д. Таким образом, вывод о качественном различии моделей подтверждается сам собой.
Как было…
Деятельность кинокомпаний по производству фильмов контролировалась и регулировалась государством в общем режиме бизнеса без каких-либо дополнительных нормативных актов. Однако с 2010 года владельцы кинотеатров забеспокоились — на смену «проверяющим» пришла правительственная программа ЕАИС. Ранее система ритейла выглядела следующим образом: кинотеатры отчисляли 50% выручки за проданные билеты дистрибутору. Но в таком случае количество проданных билетов заявлялось кинотеатром и принималось дистрибутором «на веру». Контроль возлагался на «проверяющих» — частные компании, имеющие в городах своих представителей, которые считали количество сидящих в зале людей на каждом показе. Позже данные аккумулировались в головном офисе и передавались дистрибутору, происходила сверка. Естественно, данные очень часто не совпадали: кинотеатры заявляли гораздо меньше зрителей, чем было на самом деле. Однако судебной практики по таким делам исключительно мало: кинотеатры предпочитают урегулировать спор мирно и не портить отношения с крупными дистрибуторами.
…и как стало
С целью сделать киноиндустрию более прозрачной Постановлением от 18.10.2010 N 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» Правительство РФ внедрило ЕАИС. Отныне все кинотеатры должны иметь специальную автоматизированную систему продажи билетов, из которой осуществляется выгрузка информации о проданных билетах, их стоимости на каждый сеанс. Эти данные не реже 1 раза в час с момента старта продаж и не позже чем через 1 час после окончания демонстратор фильма отправляет оператору системы. Оператор обрабатывает всю полученную информацию и публикует на государственном ресурсе www. ekinobilet. ru с общим доступом. К слову, некоторые поблажки Постановлением все-таки предусмотрены, например, для сельских кинотеатров (и городов с численностью менее 100 тыс. человек). Им необходимо представлять информацию в режиме онлайн без применения автоматизации до 2015 года. Таким образом, официальная система box office <6> в России создана. ——————————— <6> Бокс-офис (box office) — термин кассового сбора фильма, применяемый в кинопрокате.
Однако ответственность за непредставление информации или представление заведомо ложной информации пока не предусмотрена. Как пояснил Сергей Мокров, начальник управления статистики и аналитики ГИВЦ Министерства культуры России: «Конечно, когда ЕАИС начнет действовать, мы планируем поработать над законодательной базой и предложить ужесточить норму за непредставление информации, поскольку считаем, что предусмотренное сейчас наказание смехотворно». Наказание, предусмотренное сейчас в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)», — наложение административного штрафа на юридическое лицо от 3000 до 5000 руб. — и правда смехотворно, если учесть, что непредставление такой информации пару-тройку раз окупит недельную выплату штрафов. «И все же основные надежды мы возлагаем не столько на угрозу государственного наказания, сколько на то, что информация о недобросовестных в плане представления сведений кинотеатрах будет обнародована и меры к нарушителям примут уже непосредственно участники кинопроцесса — например, дистрибьютеры», — отмечает Сергей Мокров. Впрочем, мнение российских кинопрокатчиков о внедрении ЕАИС резко негативное: «Если прирост официальных продаж и произойдет, то только от страха, — считает гендиректор «Каро Фильм» Игорь Ильчук, — те кинотеатры, которые и прежде воровали, найдут другой способ скрыть свои доходы». С мнением Ильчука согласен и управляющий директор Бекмамбетовского «Базелевса» Никита Трыкин: «Порядок не слишком эффективный, воровать будут и дальше».
Таможня vs дистрибуторы
Аудитор Счетной палаты России Игорь Васильев предложил увеличить таможенные сборы при ввозе копий иностранных фильмов, предназначенных для кинопроката в России. В заявлении аудитора говорится, что Счетная палата провела проверку таможенного контроля, а именно правильность исчисления таможенных платежей в 2008 — 2009 годах и первом полугодии 2010 года. Результат сопоставления цифр (таможенных пошлин, количества ввозимых фильмов, кассовых сборов и других показателей) позволил сделать вывод, что при увеличении таможенного сбора произойдет весомое пополнение федерального бюджета. Заключение отправлено в Правительство РФ, которому и предстоит решить — поднимать пошлину или нет. Вице-президент по международным отношениям кинокомпании «Централ Партнершип» Армен Дишдишян считает, что увеличение таможенных сборов при ввозе копий иностранных фильмов в Россию не приведет к росту цен на билеты, но вредно скажется на рынке и не принесет прибыли государству: «Рост бокс-офиса в России вызвал неадекватный рост цен на фильмы на международных кинорынках. К тому же резкое падение продаж DVD и цен на ТВ еще больше снизило норму прибыли для дистрибьютеров. Соответственно рост таможенных расходов должен как-то компенсироваться прокатчиками, чтобы им был резон оставаться в бизнесе». Выход в данной ситуации найден в экономике сотни лет назад: необходимо увеличивать цены на билеты. Однако, как пояснил Дишдишян, «в России уровень цен на билеты находится и так в высокой ценовой зоне и практически равен ценам в Европе. Поэтому дальнейшее увеличение цен на билеты будет невозможным». Дистрибуторы станут закупать меньше фильмов и искать непрозрачные схемы обхода, что также не принесет пользы: «Эти оба направления не только вредны для рынка, но и существенно понизят налоговые отчисления в казну», — заключил он. Таким образом, уже сегодня запущены механизмы по взятию киноиндустрии под жесткий контроль. Введение ЕАИС облегчит исчисление налоговой базы, упростит процедуру публикации box office и позволит антимонопольной комиссии развернуться в полном объеме: отслеживать монополии киносетей и дистрибуторов. Повышение пошлин, несмотря на заявление Дишдишяна, существенно скажется на стоимости входного билета — практика показала, что «хлеб и зрелища» могут повышаться в цене сколь угодно и все равно останутся востребованными. А кроме того, это скажется на репертуаре кинотеатров — мировые премьеры, конечно, не исчезнут (но цена?), однако менее раскрученные картины можно будет скачать лишь в Интернете (что также управляется государством — ч. IV ГК РФ уверенно работает). Непонятно только, почему государство решило столь тщательно взяться за охрану интеллектуальной собственности именно в киноиндустрии. Может быть, там действительно существуют проблемы, о которых нам еще неизвестно?
——————————————————————