Правовые основы построения единого информационного пространства Ассоциации юристов России в сети Интернет
(Джакупов Ж. А.) («Юридический мир», 2011, N 5)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Ж. А. ДЖАКУПОВ
Джакупов Жунус Аманжолович, заместитель председателя правления — руководитель аппарата Ассоциации юристов России.
В статье «Правовые основы построения единого информационного пространства Ассоциации юристов России в сети Интернет» автор Ж. А. Джакупов, заместитель председателя правления — руководитель аппарата Ассоциации юристов России, прослеживает тенденции развития информационного пространства сквозь призму деятельности Ассоциации юристов России. Автором затрагиваются темы научно-исследовательских разработок в области информационного права, осуществленные силами сотрудников Ассоциации, раскрывается тема потенциала научных и практических исследований, осуществляемых Ассоциацией, освещается их практическое применение. Помимо того, автор показывает перспективные пути развития Ассоциации, подробно излагает информацию о проектах, которые скоро будут реализованы.
Ключевые слова: единое информационное пространство, Интернет, Ассоциация юристов России, информационно-коммуникационные технологии, юридическая помощь.
Legal basis for building a unified information space Association of Lawyers of Russia on the Internet Z. A. Dzhakupov
In the article «Legal basis for building a unified information space of the Association of Lawyers of Russia on the Internet» the author Zhunus A. Dzhakupov, Deputy Chairman of the Board — Chief of Staff of Association of Lawyers of Russia, the trend of development of the information space through the prism of the Association of Lawyers Russia. The author does touch on issues of research and development in the field of information law, implemented by the staff of the association, disclosed theme-building of scientific and practical research carried out by the association, highlights their practical application. In addition, the author shows promising path of development of the Association, detailing information about the projects that will soon be implemented.
Key words: common information space, the Internet, the Association of Lawyers of Russia, information and communication technology, legal assistance.
Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» является основанным на членстве добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, и является крупнейшим общественным объединением юристов — практиков, ученых, государственных и общественных деятелей России. Одним из принципов деятельности Ассоциации является открытость информационных ресурсов. Это основополагающий принцип демократии в механизме демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, самоконтроля и творческой активности населения, который предполагает свободное перемещение социальной информации в обществе. Возможность получения точной, полной и достоверной информации, возможность ее публичной оценки предполагают выражение мнения общества и конкретного человека по обсуждаемой проблеме. Настоящее научное исследование посвящено вопросам построения единого информационного пространства Ассоциации юристов России посредством создания и представления соответствующих информационных ресурсов, доступ к которым осуществляется с использованием возможностей сети Интернет. Исследуемая в работе нормативно-правовая база обеспечения деятельности информационной системы Ассоциации в российском сегменте сети Интернет составляет правовую основу развития единого информационного пространства и является одной из составляющих построения информационного общества в Российской Федерации. Учитывая трансграничность сети Интернет, формирование правовой основы единого информационного пространства Ассоциации юристов России тесно связано с международным опытом в этой сфере и осуществляется на основе методов системности и сбалансированности правовых норм с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Основные принципы законодательного регулирования общественных отношений в информационной сфере сформулированы в основополагающих международных документах и, как показывает их анализ, являются общепризнанными и приоритетными в развитии информационного законодательства России. Предметом данного научного исследования являются правоотношения, возникающие при построении единого информационного пространства Ассоциации юристов России в российском сегменте сети Интернет. Правовое регулирование информационных процессов в Российской Федерации осуществляется Федеральными законами от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» <1>, от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» <2>, от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» <3>, от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <4>, от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» <5>, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами и документами. ——————————— <1> Парламентская газета. N 1 — 2. 14 — 20.01.2011. <2> Российская газета. 08.04.2011. <3> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895. <4> СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3448. <5> Российская газета. 29.07.2006.
На совершенствование правового регулирования в указанной сфере направлен Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который можно считать базовым законом в системе информационного законодательства. Однако следует признать, что этот Закон не лишен недостатков. Одним из них, безусловно, является отсутствие ключевого понятия «Интернет». Только в ст. 12 указанного Закона этот термин используется при определении создания условий для эффективного использования в Российской Федерации сети Интернет в качестве одного из направлений государственного регулирования в сфере применения информационных технологий. Условия использования информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации установлены ст. 15 указанного Закона. В связи с этим также важно отметить, что в ст. 3 данного Закона определены принципы, на которых должно основываться правовое регулирование отношений, возникающих в сети Интернет, которые в своей информационной деятельности реализует Ассоциация юристов России: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами. Вместе с тем использование информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи. Согласно Федеральному закону «О связи» <6> Интернет относится к универсальным услугам связи. ——————————— <6> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
Таким образом, регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей. Для успешного построения единого информационного пространства и эффективной организации доступа к интернет-ресурсам Ассоциации юристов России автором, безусловно, были проанализированы и правовые нормы обеспечения доступа к ресурсам информационных систем органов государственной власти. Порядок ввода в эксплуатацию государственных информационных систем установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 <7>. ——————————— <7> Российская газета. N 176. 18.09.2009.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» <8> утверждены Правила подготовки планов информатизации государственных органов, устанавливающие порядок, сроки, содержание и формы подготовки федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и органами управления государственными внебюджетными фондами планов информатизации государственных органов. ——————————— <8> СЗ РФ. 31.05.2010. N 22. Ст. 2778.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 г. N 1088 <9> утверждено Положение о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление», которая представляет собой комплекс информационных систем и информационных ресурсов, включающий центральную информационную систему, ведомственные информационные системы, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также информационные ресурсы иных информационных систем (в том числе региональных), необходимость интеграции которых в систему «Управление» определяется функциональными требованиями к ней. ——————————— <9> СЗ РФ. 04.01.2010. N 1. Ст. 101.
Существенный вклад в правовое обеспечение построения единого информационного пространства России дают Федеральные законы от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» <10> и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» <11>, анализ которых дает возможность использовать аналогию при построении информационных ресурсов Ассоциации юристов России и организации доступа к ним. ——————————— <10> Российская газета. 13.02.2009. <11> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.
Особенность ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации. В целях обеспечения информационной открытости деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» <12> одобрена Концепция единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и утверждены Правила размещения в федеральных государственных информационных системах «Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях). ——————————— <12> СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3061.
В то же время проведенный анализ нормативно-правового регулирования в области применения Интернета позволяет сделать вывод о недостаточной унификации терминологии, используемой в информационном законодательстве Российской Федерации. Примером может служить разнообразное применение термина «Интернет» в различных российских нормативно-правовых актах, при этом следует отметить, что содержание этого понятия законодательно не закреплено. В настоящее время термин «Интернет» используется более чем в 150 нормативно-правовых актах. Вследствие этого термин «Интернет» трактуется сегодня в России неоднозначно. На основе анализа законодательства, где применяется термин «Интернет», можно условно выделить четыре группы нормативно-правовых актов, в которых Интернет является: — информационной системой (ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)) <13>; ——————————— <13> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
— информационно-телекоммуникационной сетью общего пользования (часть вторая ст. 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации <14>; ст. 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <15>); ——————————— <14> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954. <15> Российская газета. 31.12.2001.
— международной ассоциацией сетей (ст. 247 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <16>); ——————————— <16> Российская газета. 27.07.2002.
— международной компьютерной сетью (ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» <17>). ——————————— <17> Российская газета. 30.07.2002.
Также необходимо отметить, что в ряде законодательных актов содержатся в этом смысле и внутренние противоречия, нарушается принцип единства используемой в них терминологии. Так, в ст. 225.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Интернет определен как сеть, а в ст. 247 как международная ассоциация сетей. Наличие значительного количества нормативных правовых актов в данной области и активный нормотворческий процесс, противоречивость и несовершенство правового обеспечения информационной деятельности в российском сегменте сети Интернет обусловливают необходимость как системного анализа нормативных правовых актов, так и определения приоритетов и выработки предложений по развитию нормативно-правового регулирования в указанной области. С точки зрения информационного права проблема двойственной природы Интернета и проблема, связанная с правовым регулированием его функционирования, в частности проблема распространения сведений в российском сегменте сети, должны иметь свое решение в нескольких плоскостях, но при учете того, что Интернет — это: — информационно-телекоммуникационная сеть, предоставляющая универсальные услуги связи, использование которой на территории нашей страны осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о связи; — одно из направлений государственного регулирования в сфере применения информационных технологий в соответствии с основополагающими принципами обеспечения информационной безопасности в российском сегменте сети Интернет, установленными Федеральным законом от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ <18>; ——————————— <18> Парламентская газета. N 126 — 127. 03.08.2006.
— совокупность пользователей информационно-телекоммуникационной системы с соответствующими им IP-адресами и доменными именами, идентифицирующими заявленных в качестве администраторов для определенных частей интернет-пространства пользователей. Рассматривая Интернет в трех значениях и разбирая проблемы оптимизации правового регулирования для каждого значения, можно заметить, что все эти плоскости взаимосвязаны: их изучение не должно осуществляться раздельно. Осложняется этот процесс тем, что до сих пор в российском законодательстве не закреплено определение сети Интернет, а множество заимствованных терминов из правовых систем других стран (доменное имя, домен, IP-адрес, провайдер и т. д.) не унифицированы в информационном законодательстве Российской Федерации. Важным вопросом построения единого информационного пространства с предоставлением в сети интернет-ресурсов Ассоциации юристов России является соблюдение требований информационной безопасности. Обязанность обеспечить надлежащую защиту информации лежит не только на соответствующем пользователе, но и, согласно п. 4 ст. 16 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <19>, на обладателе информации, операторе информационной системы, которые в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить: ——————————— <19> Парламентская газета. N 126 — 127. 03.08.2006.
1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; 2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; 3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; 4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; 5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; 6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации. Принятая Правительством Российской Федерации 20 октября 2010 г. Государственная программа «Информационное общество (2011 — 2020 годы)», подтверждает, что сегодня как никогда актуально проведение научных исследований в области правовой природы Интернета в целях определения проблемных вопросов и выработки правовых подходов к их решению. Вопросы правового обеспечения информационной деятельности Ассоциации юристов России в российском сегменте сети Интернет приобретают особую актуальность в связи с созданием «электронного правительства» и предоставлением государственных услуг в электронном виде. К 2014 г. в Российской Федерации запланирован переход на оказание государственных услуг в электронном виде в полном объеме с использованием универсальных электронных карт не всей территории страны. Ассоциация юристов России помимо решения таких глобальных задач, как общественная аккредитация вузов, участие в антикоррупционной экспертизе законопроектов и создание всероссийской сети центров бесплатной юридической помощи населению, также ставит перед собой задачу повышения правосознания и профессиональной культуры, как среди своих членов, так и среди представителей юридического сообщества в целом. Для консолидации юристов на основе правовых ценностей Ассоциация юристов России активно создает и развивает профессиональное интернет-сообщество. Инструментом для этого служат интернет-сайты Ассоциации, учитывающие специфику и потребности каждой группы юридического сообщества. На данный момент интернет-пространство Ассоциации юристов представлено четырьмя интернет-порталами различной направленности. Основным сайтом Ассоциации юристов России является официальный сайт организации www. alrf. ru, рассчитанный на самую широкую аудиторию, от профессиональных юристов, до категорий граждан, нуждающихся в бесплатной юридической помощи. Для молодежной аудитории, профессионально ориентированной на юриспруденцию, Ассоциация создала молодежный сайт АЮР. Ассоциация также стремится к максимальной информационной поддержке своих членов, и для решения данной задачи был создан корпоративный портал для членов АЮР. При постоянном росте количества региональных отделений и членской базы актуальной задачей для АЮР также является строгий учет всех количественных показателей. Для этого была создана уникальная web-система, внедренная во всех региональных отделениях АЮР и позволяющая получить доступ в режиме on-line ко всем консолидированным статистическим показателям деятельности Ассоциации. Подробная схема, дающая представление об интернет-проектах АЮР, размещена на схеме.
Официальный сайт АЮР www. alrf. ru
Интернет-проекты Ассоциации юристов России
Цели и задачи: создание профессионального юридического интернет-сообщества
Корпоративный портал для Единая система электронной членов АЮР отчетности
Сайт предоставляет членам Усовершенствованный «Единый АЮР ряд привилегий: доступ реестр членов АЮР» — инструмент к справочным материалам, контроля и оценки деятельности мультимедийному контенту, региональных отделений АЮР общение на форумах и в блогах
Официальный сайт АЮР Молодежный сайт АЮР Страницы АЮР в социальных сетях
Открытый сайт для всех членов Сайт предназначен для Ассоциация юристов стремится профессионального юридического общения молодых юристов, к консолидации молодежного сообщества и посетителей студентов юридических вузов, юридического сообщества и для Интернета, рассказывающий о а также для передачи опыта этого развивает свое присутствие деятельности Ассоциации и от старшего поколения юристов в основных социальных сетях: актуальных правовых новостях к последующим ВКонтакте, Facebook, Twitter
Официальный сайт АЮР является основным интернет-ресурсом Ассоциации и предназначен для информирования широких слоев населения и юридического сообщества о целях и задачах Ассоциации и основных направлениях ее деятельности. Помимо новостной составляющей, сайт также предлагает эксклюзивные интервью с грандами российской юриспруденции и профессиональные комментарии на самые актуальные темы правовой направленности, с помощью которых формируется представление о правовых ценностях юридической профессии, культуре и этике, принятой в данной профессиональной среде. Молодежный сайт АЮР. Назначение молодежного сайта АЮР — создание единого информационного пространства для молодых юристов, предназначенного для информирования о деятельности молодежного движения АЮР, обмена опытом и получения знаний, интересного и продуктивного общения. Молодежный сайт АЮР объединяет наиболее активную и профессионально ориентированную молодежь, имеющую свою гражданскую позицию и нацеленную на положительные преобразования в правовом пространстве России; прогрессивное научное наследие и профессиональный юридический опыт; современные информационные и образовательные технологии. Корпоративный сайт для членов АЮР. Корпоративный сайт призван решать задачи внутрикорпоративной коммуникации с помощью формирования интернет-сообщества членов Ассоциации юристов России. Данный сервис ориентирован на повышение привлекательности членства в Ассоциации за счет обеспечения доступа к информационным, справочным и аналитическим блокам, предоставления современных возможностей для общения в рамках профессионального сообщества. Единая система консолидированной отчетности. Единая система консолидированной отчетности «Административная часть» представляет собой инструмент контроля и оценки деятельности региональных отделений Ассоциации, позволяющий в любой момент времени (в режиме онлайн, из любой точки России и мира) получать актуальную информацию о количестве членов, состоянии дел в региональных отделениях и отслеживать общую динамику развития Ассоциации. Страницы АЮР в социальных сетях. Ассоциация юристов стремится к консолидации молодежного юридического сообщества и в дополнение к молодежному сайту также развивает свое присутствие в основных социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter, FourSquare. Страницы в данных социальных сетях ориентированы на активную молодежь, которая в настоящий момент более привержена к новому формату общения и получения полезной информации. Несколько подробнее можно описать информационную систему оказания Ассоциацией юристов России бесплатной юридической помощи. В целях обеспечения наиболее функциональной деятельности общественных приемных и центров бесплатной юридической помощи и оказания ими помощи гражданам, действительно нуждающимся в такой помощи, определен круг вопросов, по которым осуществляется правовое консультирование. Основаниями для правового консультирования могут являться непосредственные устные обращения (личный прием), письменные обращения, обращения, принятые посредством электронной почты и с использованием средств сети Интернет. Формами оказания правовой помощи могут являться устные консультации, составление письменных заключений, оказание правовой помощи с использованием средств сети Интернет и электронной почты, в том числе и в режиме on-line. При определении круга вопросов, по которым осуществляется правовое консультирование, возможны следующие направления: 1. Разъяснение норм законодательства и консультирование в области: гражданского законодательства (сделки, наследственное право), жилищного законодательства и земельного права, трудового права и права социального обеспечения, семейного права, конституционных прав (экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие, принятие и оформление гражданства, воинская обязанность), административного права (административные правонарушения). 2. Оказание содействия в составлении обращений в органы государственной власти. 3. Предоставление справок по действующему законодательству. 4. Информирование о месте нахождения органов государственной и муниципальной власти, органов правосудия, правоохранительных органов. 5. Разъяснение норм гражданского процессуального законодательства, практическая помощь в составлении процессуальных документов. Обращения, содержащие требования об оказании бесплатной юридической помощи, должны быть перенаправлены в центры бесплатной юридической помощи и подлежат рассмотрению в соответствии со стандартами оказания бесплатной юридической помощи Ассоциации юристов России. Данные обращения должны содержать фамилию, имя, отчество автора, почтовый адрес для ответа (уведомления), контактные телефоны (при наличии), изложение сути обращения, личную подпись и дату. В случае направления обращения посредством Интернета — адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Таким образом, построение единого информационного пространства с использованием сети Интернет в деятельности АЮР осуществляется в Российской Федерации с учетом действующего законодательства и общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования сети Интернет в деятельности АЮР определяется соответствующими локальными правовыми актами, разработанными с участием автора как заместителя председателя правления — руководителя аппарата Ассоциации с учетом международной практики и особенностей информационного законодательства Российской Федерации.
——————————————————————