Содержание конституционного права на информацию в сфере судебной власти

(Чаплинский А. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2011, N 8)

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ В СФЕРЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ <*>

А. В. ЧАПЛИНСКИЙ

——————————— <*> Chapunskij A. V. Content of constitutional law on the in formation in the field of justice.

Чаплинский Александр Владимирович, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В статье рассматриваются некоторые особенности права на информацию применительно к судебной системе. Автор анализирует закрепленные в Конституции России идеи, лежащие в основе права на информацию в сфере правосудия, и правомочия, составляющие содержание данного права.

Ключевые слова: право на информацию; правосудие; открытость судебной власти.

The article discusses some features of the right to information in relation to the judicial system. The author analyzes enshrined in the Russian Constitution ideas underlying the right to information in the field of justice and the powers that make up the contents of this right.

Key words: right to information; justice; openness of judicial authority.

Содержание конституционного права на информацию в сфере судебной власти основывается на гарантируемой Конституцией возможности получать информацию, необходимую для защиты прав личности в судебном порядке. Эта идея следует из ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Как отметил Конституционный Суд РФ, «основания для таких ограничений могут устанавливаться законом только в качестве исключения из общего дозволения и должны быть связаны именно с содержанием информации, поскольку иначе они не были бы адекватны конституционно признаваемым целям» <1>. Иными словами, доступ к информации может быть ограничен, только если ее разглашение способно причинить вред охраняемым Конституцией и законом ценностям. ——————————— <1> См.: абз. 4 п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. N 3-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Б. А. Кехмана // СЗ РФ. 2000. N 9. Ст. 1066.

При этом информация, необходимая лицу для защиты своих прав в судебном порядке, не может быть отнесена к информации с ограниченным доступом. Противное означало бы невозможность использовать судебный механизм защиты прав и ограничивало бы право каждого на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции РФ. Таким образом, право на информацию выступает в качестве одной из основных гарантий права каждого на судебную защиту. В его содержание входит возможность доступа к информации об условиях и порядке обращения в суд, о судебном разбирательстве и о сущности судебного решения, вынесенного по заявлению о нарушении прав. Другая составляющая права на информацию в сфере судебной власти заключается в том, что каждый обладает правом на получение информации о деятельности судов даже в том случае, если это непосредственно не затрагивает права данного лица. Согласно ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Похожие положения, но с более четким перечнем исключений, содержатся в ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. <2>, ч. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. <3>. ——————————— <2> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291. <3> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Из содержания принципа открытости правосудия вытекает следующая идея, лежащая в основе конституционного права на информацию в сфере судебной власти: каждый имеет право на получение информации об осуществлении правосудия даже в тех случаях, когда это напрямую не затрагивает его права и обязанности. Это означает, например, что любой желающий должен иметь доступ не только в зал суда, но и к судебным актам, фиксирующим ход и результат рассмотрения дела. Основное назначение открытости судебного разбирательства — контроль общества за качеством осуществления правосудия. Публичность судебного разбирательства дает возможность убедиться, что правосудие осуществляется в полном соответствии с законом или, напротив, с нарушением законодательства, что дает повод любому лицу обратиться с соответствующим заявлением в квалификационную коллегию судей <4>. ——————————— <4> См. подробнее: Анишина В. И. Принцип гласности, открытости и транспарентности судебной власти: проблемы теории и практики реализации // Мировой судья. 2006. N 11; СПС «КонсультантПлюс».

Содержание конституционного права на информацию в сфере судебной власти регламентируется в законодательстве довольно фрагментарно. Отдельные нормы общего характера содержатся в законах о судоустройстве. В ст. 9 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» <5>, вслед за ст. 123 Конституции РФ, закрепляется, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Аналогичная норма содержится в ст. 14 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» <6>. ——————————— <5> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1. <6> Ведомости ВС РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.

Процессуальные законы регулируют вопрос доступа к информации о деятельности судов более подробно, но, к сожалению, несколько односторонне: в них регламентирован только вопрос доступа публики на судебные заседания, т. е. случаи проведения открытых и закрытых заседаний (ст. 31 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» <7>, ст. 241 УПК РФ <8>, ст. 10 ГПК РФ <9>, ст. 11 АПК РФ <10>). ——————————— <7> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447. <8> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921. <9> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532. <10> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Ни в судоустройственном, ни в процессуальном законодательстве не регламентированы вопросы доступа широкого круга лиц к информации о порядке обращения в суд, текстам судебных решений, сведениям о внутриорганизационной деятельности судов, информации о деятельности органов судейского сообщества, органов, обеспечивающих работу судов. Можно надеяться на положительный эффект от систематизации прав граждан и обязанностей органов в сфере судебной власти в связи с принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», регламентирующего доступ к информации, подготовленной в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами судейского сообщества либо поступившей в данные органы и относящейся к деятельности судов. В нем впервые на законодательном уровне закреплены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов (ст. 4), установлены основные требования, которые должны выполняться при обеспечении доступа к указанной информации (ст. 11). Данный Закон определил способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов: присутствие граждан в судебном заседании, опубликование информации в СМИ, размещение информации в сети Интернет, размещение информации в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами судейского сообщества помещениях, ознакомление с информацией, находящейся в архивах, и предоставление информации по запросу. Особое внимание законодатель уделил таким способам доступа, как размещение информации в сети Интернет (ст. 14 и 15) и предоставление информации по запросу (ст. 18 — 20). В общих чертах в Законе регламентированы формы взаимодействия судов, Судебного департамента, органов судейского сообщества с редакциями средств массовой информации (ст. 21 — 23). В настоящее время продолжается процесс формирования базы ведомственных и локальных нормативных актов судебной системы, регламентирующих порядок доступа к информации о деятельности судебной системы. Среди ведомственных актов прежде всего необходимо выделить инструкции по делопроизводству, регламентирующие порядок личного приема и рассмотрения обращений граждан, выдачи материалов дел для ознакомления. Также можно отметить ряд актов, регламентирующих размещение информации на официальных интернет-сайтах судов <11>. На уровне локальных нормативных актов, принимаемых в отдельных судах, как правило, регламентированы вопросы правил поведения публики в залах судебных заседаний и взаимодействия судов со СМИ. ——————————— <11> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 20 апреля 2009 г. N 71 «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети Интернет»; Постановление Президиума Совета судей РФ от 17 мая 2010 г. N 225 «Об утверждении Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте суда общей юрисдикции».

Обобщая подходы к пониманию права на информацию в сфере судебной власти, можно выделить три входящих в его содержание основных правомочия. Первое — право на доступ к информации о судах и судьях. Информация о суде включает в себя как минимум адресную и контактную информацию, информацию об организационной структуре суда, данные о руководстве суда и судьях, информацию о полномочиях суда и территории, на которую распространяется компетенция суда, тексты актов, регламентирующих деятельность суда, информацию о кадровом обеспечении, статистическую информацию, финансовую информацию и информацию о размещении заказов для государственных нужд. Информация о судьях включает в себя как минимум сведения биографического характера (места учебы, работы, поощрения и взыскания), данные о доходах и имуществе судьи и его семьи, статистические данные, характеризующие работу данного судьи. Второе — право на доступ к информации об органах судейского сообщества, органах, обеспечивающих работу судов, и их деятельности. Информация об органах судейского сообщества включает в себя адресную и контактную информацию, информацию об организационной структуре органа, его должностных лицах, информацию о полномочиях и территории, на которую распространяется компетенция органа, тексты актов, регламентирующих деятельность органа судейского сообщества, и общие данные о результатах работы. Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» <12> в состав органов судейского сообщества входят Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов РФ, Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судей РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ. ——————————— <12> СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

Среди органов судейского сообщества надо особо выделить квалификационные коллегии судей. В иерархии органов судейского самоуправления они не занимают главенствующего положения, но именно их работа по формированию судейского корпуса оказывает наибольшее влияние на состояние всей судебной системы. Поэтому информация об органах судейского сообщества также включает детальные сведения о деятельности квалификационных коллегий судей по отбору кандидатов в судьи и прекращении полномочий судей. Обеспечение функционирования судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и его территориальными органами (управлениями или отделами по субъектам РФ), арбитражных судов — аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ. Состав информации об органах, обеспечивающих функционирование судов, аналогичен составу информации об органах судейского сообщества с одной особенностью. Поскольку на органы, обеспечивающие работу судов, возложены полномочия по финансированию и частично материально-техническому обеспечению судов, информация о них включает в себя финансовую информацию и информацию о размещении заказов для государственных нужд. Третье — право на доступ к информации о деятельности судов, которое, в свою очередь, включает также три составляющие. Во-первых, речь идет о возможности получения информации о порядке обращения в суд и предстоящих судебных процессах. К этой информации относятся сведения о приеме физических и юридических лиц, порядке рассмотрения их обращений, требования, предъявляемые к документам при обращении в суд, сведения о государственной пошлине, порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле, порядок обжалования судебных актов, а также разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики. Сюда же относится информация о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел. Данная информация представляет интерес не только для сторон по делу, но и для представителей СМИ, желающих освещать тот или иной судебный процесс, а также любого иного интересующегося лица. Согласно процессуальным кодексам суд обязан уведомить участников судопроизводства о месте и времени судебных заседаний. Информирование же неопределенного круга лиц с тем, чтобы каждый имел возможность присутствовать на интересующем его судебном заседании, процессуальным законодательством не предусмотрено. В общих чертах данный вопрос регламентирован Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» <13>, предусматривающим в ст. 14 обязательное размещение на официальном сайте суда сведений о находящихся в суде делах и их движении. ——————————— <13> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6217.

Во-вторых, право на информацию в сфере судебной власти означает и право на доступ в здания судов и залы судебных заседаний. Одним из принципов судопроизводства является устность. Он закреплен в ст. 32 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 157 ГПК РФ, ст. 240 УПК РФ. В АПК РФ принцип устности не упомянут, однако в арбитражном процессе фактически он также действует <14>. Данный принцип означает, что все процессуальные действия совершаются в устной форме. Все вопросы задаются устно, а не письменно. Лица, участвующие в деле, выступают в судебных прениях устно. Суд устно доводит до сведения лиц, участвующих в деле, содержание определений, решение по делу оглашается устно и т. д. <15>. ——————————— <14> См.: Жуйков В. М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006 // СПС «КонсультантПлюс». <15> См.: Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В. В. Яркова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004; СПС «КонсультантПлюс».

Следовательно, право на доступ в судебное заседание означает право ознакомиться с содержанием практически всех материалов дела, оглашаемых в ходе судебного разбирательства: документов, которыми инициируется судебное разбирательство, доказательств (причем не только с объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, аудио — и видеозаписями, но и с письменными доказательствами, заключениями экспертов), а также процессуальных актов суда, как промежуточных, так и итоговых. В-третьих, право на доступ к информации о деятельности судов заключается и в праве на доступ к судебным актам. Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» под судебными актами подразумеваются акты суда, которыми завершается производство по делу, а именно: — постановление, определение, заключение — в конституционном судопроизводстве; — приговор, постановление о прекращении уголовного дела суда первой инстанции, приговор, постановление суда апелляционной инстанции, кассационное определение, определение и постановление суда надзорной инстанции — в уголовном судопроизводстве; — решение, определение о прекращении производства по делу суда первой инстанции, определение суда апелляционной инстанции, кассационное определение, определение и постановление суда надзорной инстанции — в гражданском судопроизводстве; — решение, определение о прекращении производства по делу суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции, постановление суда кассационной инстанции, постановление надзорной инстанции — в арбитражном процессе; — постановление, решение — в производстве по делам об административных правонарушениях; — решение — в производстве дисциплинарного судебного присутствия. Эти судебные акты носят итоговый характер: ими спор разрешается по существу либо рассмотрение спора прекращается, что означает невозможность в будущем повторного рассмотрения судом данного спора, т. е. спора о том же предмете, между теми же лицами, по тем же основаниям. Открытый доступ к этим актам позволяет каждому оценить, насколько качественно суд выполнил свою работу по разрешению спора в соответствии с требованиями закона. Таким образом, можно выделить два аспекта, составляющие основу содержания права на информацию в сфере правосудия. Во-первых, каждый имеет право на получение информации, необходимой для судебной защиты его прав. Во-вторых, каждый обладает правом на доступ к информации в сфере судопроизводства в тех случаях, когда это напрямую не затрагивает его права и обязанности. Это вытекает из принципа открытости правосудия. Также можно говорить о возможности выделения в содержании права на информацию в сфере судебной власти трех основных правомочий: право на получение информации о судах и судьях, право на доступ к информации об органах судейского сообщества, органах, обеспечивающих функционирование судов, и их деятельности, а также право на доступ к информации о деятельности судов.

——————————————————————