Применение информационных технологий в таможенном оформлении: реалии и перспективы

(Ступников А. А.) («Право и экономика», 2011, N 8)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А. А. СТУПНИКОВ

Ступников Александр Александрович, старший государственный таможенный инспектор правового отдела Воронежской таможни. Специалист по таможенному праву. Родился 19 октября 1985 г. в г. Воронеже. В 2007 г. окончил юридический факультет Воронежского государственного университета. С 2007 г. по настоящее время является соискателем ученой степени кандидата юридических наук на кафедре административного и муниципального права юридического факультета Воронежского государственного университета.

В статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с применением информационных технологий в таможенном оформлении. Исследуются правовые основы применения технологии электронного декларирования.

Ключевые слова: таможенное оформление, электронное декларирование, информационные технологии, Таможенный союз.

Actual condition and perspectives of using information technologies in customs clearance A. A. Stupnikov

The article is devoted to the problems of application of information technologies in customs clearance. It also concerned to investigated questions of practical usage of electronic customs declare.

Key words: customs clearance, electronic declare, information technologies, Customs union.

Под информационными технологиями принято понимать систему методов, способов и средств сбора, регистрации, хранения, поиска, накопления, обработки, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний на основе применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций [1]. В юридической литературе информационные технологии, применяемые в таможенном деле, принято называть информационными таможенными технологиями [2]. Применение информационных технологий в таможенном оформлении выражается в двух аспектах: — предварительное информирование таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее — предварительное информирование); — декларирование товаров посредством подачи декларации на товары в электронной форме, а также представление при таможенном оформлении документов, подтверждающих заявленные в декларации на товары сведения, в электронной форме. Стандартными правилами 3.11, 3.18 и 3.21 Генерального приложения к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур <1> (далее — Киотская конвенция) закреплена возможность представлять таможенным органам декларацию на товары, а также подтверждающие документы в электронном виде посредством электронных средств связи. Глава 7 Киотской конвенции посвящена применению информационных технологий. Так, указывается, что в целях поддержки проведения таможенных операций таможенная служба применяет информационные технологии в тех случаях, когда это экономически выгодно и эффективно для таможенной службы и участников торговой деятельности. ——————————— <1> Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в ред. Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

В соответствии со стандартным правилом 7.4 Генерального приложения к Киотской конвенции национальное законодательство должно предусматривать: электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы требованиям представления документов на бумажном носителе; сочетание электронных методов и методов удостоверения подлинности и идентичности документов на бумажном носителе; право таможенной службы оставлять у себя информацию для использования в таможенных целях и при необходимости для обмена такой информацией посредством электронных средств обмена коммерческой информацией с другими таможенными администрациями и иными юридически правомочными сторонами. Действующий в настоящее время Таможенный кодекс Таможенного союза <2> (далее — ТК ТС) выделяет две формы таможенного декларирования товаров: письменную и электронную (ст. 179 ТК ТС). Декларант вправе самостоятельно выбрать наиболее приемлемую для него форму декларирования. Первоначально проект Федерального закона «О таможенном регулировании» не изменял данных положений. Однако Федеральный закон «О таможенном регулировании» (ст. 204) в окончательной редакции закрепил электронную форму декларирования товаров как основную и приоритетную. Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме. ——————————— <2> Договор от 27 ноября 2009 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О Таможенном кодексе Таможенного союза» (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

Следует отметить противоречие норм Федерального закона «О таможенном регулировании» и положений ТК ТС. Так, ТК ТС выделяет письменную и электронную формы таможенного декларирования, в то время как национальное законодательство оставляет возможность применять только электронную форму. В связи с тем что заключительные положения Федерального закона «О таможенном регулировании» предоставляют декларанту до 1 января 2014 г. право выбора — осуществлять декларирование в письменной или электронной форме (ч. 4 ст. 322), — противостояния норм ТК ТС и Федерального закона «О таможенном регулировании», которое затрагивало бы права участников внешнеэкономической деятельности, сегодня нет. Тем не менее конкуренция норм существует, и в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации такая конкуренция разрешается в пользу положений ТК ТС. Заметим, что положение Федерального закона «О таможенном регулировании», закрепляющее исключительно электронную форму декларирования, представляется нам преждевременным ввиду отсутствия нормативной базы, отвечающей современным требованиям, для применения электронного декларирования. Следует учитывать, что таможенные органы, намеревающиеся принимать сведения в электронной форме, должны быть в соответствии с Приказом ФТС России от 24 мая 2007 г. N 646 «Об утверждении Порядка включения таможенных органов в перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования» (в ред. Приказа ФТС России от 11 февраля 2009 г. N 162) включены в Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. Данный перечень публикуется на web-сервере ФТС России <3> и поддерживается в актуальном состоянии. ——————————— <3> Перечень таможенных органов, имеющих достаточную техническую оснащенность для применения электронной формы декларирования. URL http:// www. customs. ru/ ru/ electronic_declaring/ list_bodies/ popup. php.

Действующее законодательство предоставляет два способа декларирования товаров в электронной форме, которые отличны порядком передачи электронных сведений: передача данных посредством прямого канала связи между таможенным органом и декларантом при подключении последнего к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети или локальным вычислительным сетям единой автоматизированной информационной сети таможенных органов (технология ЭД-1); представление таможенным органам сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет (технология ЭД-2). В случае применения технологии ЭД-1 автоматизированные рабочие места декларанта (компьютеры с необходимым программным обеспечением) подключаются непосредственно к локальной сети (ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети) таможенного органа. Порядок и условия такого подключения регламентированы Приказом ГТК России от 2 апреля 2002 г. N 303 «О введении в действие Временного положения о порядке подключения абонентов сторонних организаций к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК России». Данная технология информационного взаимодействия имеет ряд особенностей. Во-первых, к локальной вычислительной сети таможенного органа могут быть подключены автономные рабочие станции (абонентские пункты) либо выделенные сегменты локальной вычислительной сети сторонней организации при условии, что они изолированы от сетей общего пользования, информационных сетей других организаций, иных вычислительных сетей подключаемой организации. Во-вторых, возможность подключения сторонней организации к ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ставится в зависимость от технической оснащенности ближайшего к подключаемой организации таможенного органа. В-третьих, сторонняя организация (декларант) обеспечивает оснащение, монтаж, установку, настройку каналов связи, средств защиты информации (межсетевых экранов, антивирусной защиты, средства контроля доступа и пр.), программно-аппаратных средств, необходимых для подключения абонентского пункта. В-четвертых, после утверждения начальником таможенного органа положительного заключения комиссии должностных лиц таможенного органа, рассмотревшей готовность абонентского пункта организации к подключению, между организацией и таможенным органом заключается соглашение об информационном взаимодействии. Такое соглашение, по сути, носит гражданско-правовой характер, в то же время регулирует порядок представления электронных сведений декларантом таможенному органу, определяет права, обязанности и ответственность организации-декларанта как субъекта публично-правовых отношений. Технология представления таможенному органу сведений в электронной форме посредством прямого подключения к ведомственной интегрированной информационной сети таможенных органов чрезвычайно сложна для выполнения и, как справедливо отмечено в решении коллегии ФТС России от 17 декабря 2004 г. «О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств», выгодна при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные автоматизированные бизнес-системы учета, а также при оформлении деклараций с большим количеством наименований товаров. Сложность реализации прямого подключения к локальной вычислительной сети таможенного органа, высокая стоимость оборудования и программного обеспечения делают данную технологию реализации электронного декларирования доступной лишь для крупных участников внешнеэкономической деятельности и таможенных брокеров (таможенных представителей). Активное распространение широкополосного доступа в глобальную сеть Интернет, представляется, делает технологию электронного декларирования ЭД-1 в настоящее время мало востребованной [3]. Второй способ представления таможенным органам сведений в электронной форме реализуется посредством передачи информации через международную ассоциацию сетей Интернет. Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет, утвержден Порядок подключения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме и использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования. Подключение информационной системы участника внешнеэкономической деятельности осуществляется на основании заявки в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России при соблюдении следующих требований: на средства вычислительной техники в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные операционные системы, сертифицированные Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее — ФСТЭК России) по требованиям безопасности информации; программное обеспечение должно быть включено в реестр оформленных и выданных свидетельств, ведение которого осуществляет Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России; на средства вычислительной техники в обязательном порядке должны быть установлены лицензионные средства антивирусной защиты информации, сертифицированные ФСТЭК России и ФСБ России по требованиям безопасности информации; для обеспечения целостности и юридической значимости передаваемой информации в процессе информационного взаимодействия должны использоваться сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи, совместимые с системой ведомственных удостоверяющих центров таможенных органов; должны быть обеспечены разграничение и контроль доступа работников заявителя к ресурсам информационной системы электронной передачи сведений с использованием сертифицированных средств защиты информации. К заявке на подключение прилагается проект Соглашения об информационном взаимодействии заявителя с таможенными органами при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. В случае соответствия заявки всем предъявляемым требованиям Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России и заявитель подписывают соглашение об информационном взаимодействии. После подписания соглашения об информационном взаимодействии заявитель оформляет заявку в Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России на выдачу сертификатов ключей электронный цифровых подписей для уполномоченных лиц, которые будут осуществлять работу с информационной системой. Материальные расходы по организации подключения информационной системы и расходы в процессе информационного взаимодействия возложены на заявителя. Как следует из изложенного, финансирование установки и настройки оборудования и программного обеспечения, а также подключения к системе электронного декларирования по технологии ЭД-1 или ЭД-2 целиком возложено на подключаемые организации. Высокая стоимость оборудования и средств криптографической защиты затрудняет свободный доступ к системе электронного декларирования. При представлении сведений в электронном виде вне зависимости от применяемой технологической схемы подлинность представляемых сведений обеспечивается использованием электронной цифровой подписи. Электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ), далее — Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»). Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если нормативными правовым актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (ст. 4 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи», ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»). Сертификаты ключей электронных цифровых подписей для использования в информационных сетях общего пользования выдаются удостоверяющим центром. В рассматриваемом случае информационного обмена между организациями и таможенными органами удостоверяющим центром выступает Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России. В Федеральном законе «Об электронной цифровой подписи» нашли отражение общие положения, касающиеся правового статуса электронной цифровой подписи. Подразумевается, что участники информационного обмена, в рамках которого предполагается применять электронные цифровые подписи, должны согласовать все иные условия применения электронных цифровых подписей в соответствующем договоре (соглашении). В то же время нередки претензии участников внешнеэкономической деятельности к ФТС России в связи с большой длительностью и непрозрачностью процедуры получения электронной цифровой подписи. Участниками внешнеэкономической деятельности также высказываются претензии к необоснованно высоким требованиям в части необходимого оборудования (межсетевые экраны и пр.) и к требованиям в части необходимого программного обеспечения <4>. ——————————— <4> Письмо ФТС России от 3 сентября 2010 г. N 21-16/43209 «Об исполнении поручения Президента Российской Федерации» (документ опубликован не был).

Аналитическим управлением ФТС России отмечено, что решение только технических вопросов не приведет к серьезному росту числа участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронное декларирование, так как оно не является обязательным. В числе факторов, препятствующих внедрению стопроцентного электронного декларирования, Аналитическим управлением ФТС России названы следующие: в среднем до 40% участников ВЭД осуществляют декларирование не более одного раза и впоследствии внешнеэкономическую деятельность не возобновляют, соответственно, такие декларанты не заинтересованы в соблюдении условий и выполнении требований, необходимых для производства декларирования в электронном виде; для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость в отношении экспортированных товаров налоговые органы требуют представлять таможенную декларацию в бумажном виде, соответственно, проблематично заинтересовать в применении электронного декларирования экспортеров российских товаров <5>. ——————————— <5> Там же.

Очевидно, что электронное декларирование с использованием сети Интернет (технология ЭД-2) в силах реализовать только крупные участники внешнеэкономической деятельности, а также таможенные брокеры. Примечательно, что сложность подключения к системе электронного декларирования вынуждает участников внешнеэкономической деятельности обращаться к услугам посредников в передаче электронной информации таможенным органам — информационным операторам. В настоящее время законодательно статус информационного оператора нормативно не определен. Наиболее близкое по содержанию определение закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных. Понятие информационного оператора более узкое, нежели понятие оператора информационной системы. Информационный оператор является организацией, с которой Главный научно-информационный вычислительный центр заключил Соглашение об информационном взаимодействии при представлении сведений в электронной форме с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Информационный оператор предоставляет участнику внешнеэкономической деятельности возможность представлять таможенным органам сведения в электронной форме с использованием сети Интернет. Для этого информационный оператор создает автоматизированные рабочие места для работы в системе электронного декларирования ЭД-2 либо организует подключение удаленных рабочих мест участника внешнеэкономической деятельности к своей системе передачи данных таможенным органам. Информационный оператор, будучи связующим звеном между таможенными органами (в частности, Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России) и участником внешнеэкономической деятельности, возлагает на себя все необходимые расходы по приобретению, установке, монтажу, настройке криптографического оборудования, программного обеспечения, иных защитных средств и пр. Участнику внешнеэкономической деятельности требуется получить электронную цифровую подпись и при желании осуществлять декларирование с удаленных рабочих мест (собственных рабочих станций), установить на такие рабочие станции криптографическое программное обеспечение для создания безопасного удаленного соединения с информационным оператором. В связи с тем что правовое положение информационного оператора как участника информационного обмена в настоящее время не урегулировано, полагаем необходимым внесение изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании» в части нормативного закрепления фигуры информационного оператора как участника информационного обмена между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, при представлении последними таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления с использованием международной ассоциации сетей Интернет. Полагаем также важным нормативно отразить права, обязанности и ответственность информационных операторов при осуществлении информационного обмена. Требуют своего закрепления на уровне нормативного правового акта ФТС России порядок и условия выдачи заинтересованным лицам электронных цифровых подписей с установлением минимально возможного срока рассмотрения соответствующей заявки на получение электронной цифровой подписи. Описанная схема взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов при посредничестве информационных операторов существенно снижает расходы на применение системы электронного декларирования для декларанта: получение электронной цифровой подписи бесплатно; стоимость криптографического программного обеспечения невелика по сравнению с аппаратной частью, приобретаемой и монтируемой информационным оператором. Данная технология удобна и таможенным органам: информационный обмен осуществляется через организацию, оборудованную необходимыми аппаратно-программными средствами, исключающими проникновение какой-либо информационной угрозы в единую автоматизированную информационную сеть таможенных органов. В то же время, как было упомянуто, велика доля участников внешнеэкономической деятельности, которые проводят таможенное оформление единожды, впоследствии не возобновляя внешнеэкономическую деятельность, либо которые осуществляют разовые поставки товаров. Для таких лиц получение электронной цифровой подписи для проведения таможенного оформления товара будет непреодолимой бюрократической процедурой, существование которой заставит усомниться в целесообразности осуществления внешнеэкономической деятельности. Полагаем также, что столь высокие требования к аппаратно-программному обеспечению лиц, намеренных воспользоваться технологией электронного декларирования по технологии ЭД-2, чрезмерны. Целью создания технологии электронного декларирования ЭД-2 было повышение доступности электронного декларирования, упрощение процедуры подключения к данной технологии участников внешнеэкономической деятельности, в связи с чем предъявление к информационной безопасности крайне высоких требований представляется нецелесообразным. В 2010 г. ФТС России был запущен портал электронного представления сведений, предназначенный для электронного представления сведений о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации (предварительное информирование). Первоначально планировалось посредством портала электронного представления сведений реализовать возможность декларирования товаров, интерактивно заполнив формы таможенных документов или предоставив документы в виде файлов согласованного формата: без необходимости обращаться к информационному оператору, приобретать и разрабатывать собственную информационную систему <6>. ——————————— <6> Посылают далеко. Таможня начала принимать декларации по Интернету // Российская бизнес-газета. 2010. N 761; URL http:// www. rg. ru/ 2010/ 08/ 03/ shashaev. html.

Рассматривая обоснованность проекта электронного декларирования посредством интернет-портала, отметим следующее. Электронные сведения, представляемые таможенным органам, должны иметь электронную цифровую подпись. Реализация размещения электронной цифровой подписи на сведениях, заполняемых на интернет-портале без какой-либо криптографической защиты, создает угрозу кражи электронной цифровой подписи или представляемых сведений, внесения в последние несанкционированных изменений. Данная политика ФТС России представляется двоякой: с одной стороны, для подключения к системе ЭД-2 от декларанта требуется установка дорогостоящих сертифицированных аппаратно-программных средств защиты; с другой стороны, как альтернатива, планируется создание интернет-портала, через который будут представляться сведения таможенным органам без какой-либо специальной защиты от злоумышленников. Для достижения максимальной доступности электронного декларирования мы полагаем необходимым применение опыта платежных систем в сети Интернет и опыта коммерческих банков по созданию программных средств удаленного управления счетом в части обеспечения баланса между информационной безопасностью и вместе с тем простотой и доступностью программных продуктов, а также отсутствия особых аппаратно-программных требований к оснащению рабочих мест конечных пользователей. Использование сети Интернет для целей электронного декларирования товаров, вне сомнения, является переломным моментом в развитии информационных технологий в таможенном деле. Однако с учетом существующей специфики технологии электронного декларирования, представляется, перенос введения стопроцентного электронного декларирования до 1 января 2014 г. обоснован. Статья 179 ТК ТС и ст. 204 Федерального закона «О таможенном регулировании» закрепляют право представлять таможенным органам декларацию на товары и (или) необходимые документы в электронной форме. Порядок реализации права на декларирование товаров в электронной форме регламентирован в действующем в настоящее время Приказе ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме» (в ред. Приказов ФТС России от 29 ноября 2006 г. N 1243, от 9 ноября 2007 г. N 1388, от 26 августа 2009 г. N 1566, от 6 мая 2010 г. N 893, от 14 июля 2010 г. N 1331, от 15 октября 2010 г. N 1892) (далее — Инструкция). Подробный анализ норм Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 позволяет сделать вывод, что электронная форма таможенного декларирования имеет второстепенный характер и предназначена для дополнения письменной формы декларирования. Как установлено п. 4 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме таможенной декларацией, подаваемой в электронной форме, является электронный документ, представляющий собой совокупность сведений, подлежащих указанию в письменной таможенной декларации, поданной в таможенный орган в электронной форме в формате, определенном ФТС России, и подписанной электронной цифровой подписью. В пункте 7 указанной Инструкции дается перечень электронных документов, который формируется декларантом. Так, представляются: таможенная декларация (в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая); электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации; полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации; документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, перечень которых утвержден Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (в ред. Приказов ФТС России от 18 марта 2008 г. N 282, от 30 сентября 2008 г. N 1215, от 11 февраля 2009 г. N 173, от 22 июня 2009 г. N 1138, от 22 октября 2009 г. N 1937, от 17 февраля 2010 г. N 306, от 15 октября 2010 г. N 1891), в случаях, предусмотренных Инструкцией; при выпуске товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 150 ТК РФ — обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений. По общему правилу при применении электронной формы декларирования не требуется представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, что вступает в противоречие с диспозицией ст. 183 ТК ТС, возлагающей на декларанта обязанность представить таможенному органу документы, на основании которых была заполнена таможенная декларация. Данная норма Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 делает затруднительным проведение таможенного контроля в форме проверки документов и сведений, пожалуй, наиболее часто применяемой формы таможенного контроля. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки электронной декларации принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а также о необходимости представления электронных документов, указанных в описи документов, прилагаемых к электронной декларации. Принятое решение о необходимости представления электронных документов, указанных в описи, доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения (п. 12 Инструкции). Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для таможенного оформления, которые будут использоваться в дальнейшем (без внесения в них изменений и дополнений), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения. При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов (п. 13 Инструкции). По результатам анализа опыта использования электронного декларирования ФТС России было отмечено, что в таможенных органах, принимающих электронную форму декларирования, сложилась устойчивая практика, когда декларант направляет в таможенный орган в электронной форме удостоверенную электронной цифровой подписью совокупность данных по сделке, представляющую собой таможенную декларацию в электронной форме и электронные копии документов, необходимых для таможенного оформления. Такая практика противоречит Инструкции, затрудняет работу программных средств и снижает пропускную способность каналов связи. Обращается внимание, что в начале процедуры декларирования требуется представлять таможенному органу только два электронных документа — электронную декларацию и опись документов. При этом следует исходить из того, что сведения о документах, указанные в описи, свидет ельствуют о том, что у лица, декларирующего товары, есть в наличии на бумажных носителях все указанные в описи документы, необходимые для таможенного оформления декларируемых товаров <7>. ——————————— <7> Письмо ФТС России от 7 ноября 2005 г. N 01-06/38576 «О некоторых вопросах применения Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395».

Необходимо проверить, указаны ли в описи документы, подтверждающие заявленные в электронной таможенной декларации сведения, необходимые в соответствии с Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536 для таможенного оформления, а также указаны ли сведения о них в электронной декларации, а по итогам проверки и в результате применения системы управления рисками принять решение о необходимости представления какого-либо из документов, указанных в описи <8>. ——————————— <8> Письмо ФТС России от 3 июля 2006 г. N 01-06/23017 «О некоторых вопросах применения Приказа ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395».

При этом бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, могут быть потребованы таможенным органом только: в случае выявления рисков, по которым в качестве прямых мер по минимизации рисков предусмотрена проверка бумажных носителей информации; если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения данных форм таможенного контроля. Отсутствие в аутентичном (исходном) виде документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров, исключает возможность оценки этих документов на предмет достоверности, достаточности, соответствия информации и пр. В качестве примера приведем позицию ФТС России, согласно которой отказ от представления при электронном декларировании сертификата происхождения товара по форме «СТ-1» и «А» на бумажном носителе признан преждевременным: существует необходимость проверки достоверности не только сведений, заявленных в данных сертификатах, но также и оттисков печатей уполномоченных органов страны экспортера на предмет их соответствия оригинальным образцам, доведенным этими уполномоченными органами до сведения ФТС России. Кроме того, в некоторых случаях требуется проверка указанных оттисков в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении ФТС России <9>. ——————————— <9> Письмо ФТС России от 3 декабря 2007 г. N 06-53/45750 «О сертификатах происхождения товаров».

Примечательно, что если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о представлении документов на бумажных носителях. Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях. Безусловно, применение электронной формы таможенного декларирования товаров имеет большое будущее и хорошие перспективы развития. Существенная часть рабочего времени должностного лица таможенного органа, производящего таможенное оформление, уходит на уведомления и согласования с профильными структурными подразделениями. Приведение всего бюрократического механизма к электронному знаменателю и автоматизация технических процессов позволит больше времени уделять тщательной проверке документов и сведений, представленных при таможенном оформлении. По нашему мнению, Приказ ГТК России от 30 марта 2004 г. N 395 требует существенной переработки. Во-первых, необходимо устранить случаи, когда таможенное оформление переводится из электронного пространства на бумажные носители. Во-вторых, полагаем обязательной к закреплению норму, согласно которой при осуществлении таможенного декларирования в электронной форме таможенному органу подлежат представлению все документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, в соответствии с Приказом ФТС России от 25 апреля 2007 г. N 536. В-третьих, при проведении таможенного контроля требуется определить случаи в рамках системы управления рисками, когда таможенный орган запрашивает у декларанта оригиналы документов, электронные версии которых представлены при декларировании. С технической стороны, полагаем, совершенствование системы электронного декларирования должно достигаться путем создания программных средств и технических продуктов, позволяющих минимальными затратами для конечного пользователя подключиться к системе электронного декларирования. Поможет также избежать дополнительных бюрократических проволочек получение таможенными органами непосредственного доступа к базам данных разрешительных документов, выданных контролирующими органами: возможность проверить подлинность сведений в представленном при декларировании разрешительном документе, непосредственно запросив контролирующий орган, выдавший разрешительный документ, позволит свести к минимуму случаи, требующие представления бумажного носителя.

Список литературы

1. Информационные технологии: Учеб. пособие / Отв. ред. Н. В. Максимов. М., 2004. С. 42. 2. Малышенко Ю. В., Федоров В. В. Информационные таможенные технологии: Учеб.: В 2-х ч. М.: Российская таможенная академия, 2007. Ч. 1. 348 с. Ч. 2. 2008. 395 с. 3. Интервью первого заместителя начальника Сибирского таможенного управления по таможенному контролю Ю. А. Шевченко // Таможня. 2010. N 11 (250). С. 21.

——————————————————————