Статистический учет для Таможенного союза изменили

(Ступников А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 26)

СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ДЛЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ИЗМЕНИЛИ

А. СТУПНИКОВ

Александр Ступников, юрист, г. Воронеж.

Статистика взаимной торговли между государствами — членами Таможенного союза имеет немаловажное значение. Рассмотрим основные положения Постановления Правительства РФ от 26.05.2011 N 414 «О внесении изменений в Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».

Невысокие технологии

Напомним, объектом статистического учета являются товары, ввозимые на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза или вывозимые с территории РФ на территорию государств — членов Таможенного союза. Постановлением Правительства РФ от 26.05.2011 N 414 расширен перечень товаров, перемещение которых не подлежит статистическому учету. К ним отнесены:

— товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с законодательством Таможенного союза;

— товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

— товары, вывозимые из России на территорию комплекса «Байконур» или ввозимые в нее с территории комплекса «Байконур».

Обязанность по статистическому информированию возложена только на резидентов РФ, которые заключили сделку, либо от имени (по поручению) которых заключена эта сделка, либо которые имеют право владения, пользования и (или) распоряжения перемещаемыми товарами. Возможность представления статистической формы нерезидентами исключена.

Согласно предшествующей редакции Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2011 N 40) (далее — Правила) заполненная статистическая форма с присвоенным ей регистрационным номером признавалась товаросопроводительным документом и подлежала обязательной передаче перевозчику товаров по территории РФ. Исключение вышеуказанных положений привело, по нашему мнению, к существенной либерализации Правил.

Первоначально предполагалось, что статистическая форма будет представляться в Федеральную таможенную службу России только в электронном виде посредством заполнения специальной формы на портале ФТС России (https://edata. customs. ru/stat/). Следует признать, что это наиболее удобный и быстрый способ из возможных на сегодняшний день. С другой стороны, заявление статистических сведений посредством сети Интернет предъявляет определенные требования к производительности и отказоустойчивости серверного оборудования ФТС России.

В таможенных органах отмечается большое число обращений, связанных с невозможностью доступа на интернет-портал электронного представления сведений. В мае — июне портал большую часть времени был недоступен.

Внесенные в Правила изменения сводят к минимуму использование интернет-портала электронного представления сведений. В частности, статистическая форма может представляться посредством электронных каналов связи только при наличии у лица электронной цифровой подписи, выданной Главным научно-информационным вычислительным центром ФТС России. В остальных случаях форма заполняется на портале ФТС России, но с обязательным представлением (лично или по почте заказным письмом) экземпляра на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью заявителя (при ее наличии), в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе. Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором отгружен (получен) товар.

Обязанность без ответственности

В письме ФТС России от 31.05.2011 N 11/25280 разъяснено, что, во-первых, статистическая форма не заполняется до начала перевозки товаров по территории РФ, во-вторых, она более не является товаросопроводительным документом и не передается перевозчику товаров. Любопытно отметить, что с позиции практики становится невозможным осуществлять контроль за наличием статистической формы на перевозимый товар.

Тем не менее Правила сохранили декларативную норму об ответственности за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность содержащихся в ней сведений. Наиболее близка этой норме по диспозиции ст. 16.15 КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за непредставление в таможенный орган в установленный срок отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством РФ, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Анализ положений Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» позволяет утверждать, что под отчетностью понимается информация о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях, предоставляемая в установленных законом случаях.

Обязанность по ведению учета и представлению отчетности возложена на лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли), уполномоченных экономических операторов (ст. 9 Закона N 311-ФЗ). Также таможенным органам представляют отчетность лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Очевидно, что представление статистической формы не является отчетностью, а потому лица, не представившие такую форму на перевозимый товар, не могут быть привлечены к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 КоАП РФ. Иных норм, предусматривающих ответственность за непредставление статистической формы либо за указание недостоверных сведений в статистической форме, КоАП не содержит.

Таким образом, согласно новой редакции Правил представлять статистическую форму на ввозимый из государств — членов Таможенного союза товар необходимо, но возможность контроля со стороны государственных органов за надлежащим исполнением данной обязанности и ответственность за неисполнение законодательно не закреплены.

——————————————————————