Правовой режим допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала к сведениям, составляющим государственную тайну
(Бабаков А. Л.) («Право в Вооруженных Силах», 2011, N 10)
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДОПУСКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЛИЦ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
А. Л. БАБАКОВ
Бабаков А. Л., юрист.
В статье дается комментарий законодательства о защите государственной тайны, а также раскрываются порядок и процедуры допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
Ключевые слова: государственная тайна, защита государственной тайны, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Legal regime of the admission of military men and persons of the civil personnel to the data making the state secret A. L. Babakov
In article the comment of the legislation on protection of the state secret is given, and also the order and procedures of the admission of citizens to the data making the state secret reveals.
Key words: the state secret, protection of the state secret, the admission to the data making the state secret.
В системе правоотношений, возникающих при прохождении военной службы, особое место занимает организация работы по допуску граждан к сведениям, составляющим государственную тайну. Процедура допуска к указанным сведениям входит в систему административно-правовых средств защиты государственной тайны, которые изложены в разд. VI Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне). К числу указанных средств относятся: создание специальных органов, в компетенцию которых входит защита государственной тайны; организация допуска и доступа должностных лиц и граждан к государственной тайне; допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; установление особого порядка допуска к государственной тайне; нормативное закрепление условий прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне; введение ограничений прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне; юридическая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона о государственной тайне). Общий правовой режим допуска граждан к государственной тайне регулируется ст. 21 Закона о государственной тайне. В данной статье закреплен принцип добровольности допуска граждан к государственной тайне. Однако этот принцип относительно декларативен, поскольку, если воинская должность (должность), на которую претендует военнослужащий (лицо гражданского персонала), связана с необходимостью работы с источниками закрытой информации, а у данного лица отсутствует допуск к ним и оно отказывается от прохождения процедуры оформления допуска, ему должно быть отказано в назначении на такую должность. Добровольность процедуры оформления допуска к государственной тайне в соответствии с упомянутой статьей предусматривает: — принятие гражданином на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну; — согласие на частичные временные ограничения некоторых прав граждан; — письменное согласие на проведение в отношении граждан полномочными органами проверочных мероприятий; — определение видов, размеров и порядка предоставления гарантий, предусмотренных указанным Законом; — ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; — принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне. Взаимные обязательства командования и оформляемого лица отражаются в контракте (трудовом договоре). Заключение контракта (трудового договора) до окончания проверки компетентными органами не допускается. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются три формы допуска: — первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; — вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; — третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям. При этом наличие допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться <1>: ——————————— <1> Статья 22 Закона о государственной тайне.
а) признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления; б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития <2>; ——————————— <2> Перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 16 марта 1999 г. N 83.
в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства; г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации; д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных. Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. В рамках реализации Закона о государственной тайне Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, которая регулирует процедуру оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом процедуру проведения проверки достоверности сведений, представленных гражданином о себе и об отсутствии противопоказаний для его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, проводимую органами безопасности, данная Инструкция не регулирует. Вышеназванной Инструкцией также предписано, что подготовка материалов на граждан, оформляемых на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия — работниками, ведущими кадровую работу в организации; при этом направлять самих этих граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается <3>. ——————————— <3> Пункт 27 Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63.
В Минобороны России как федеральном органе исполнительной власти, наделенном полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 октября 2010 г. N 1313 утверждена Инструкция о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее — Инструкция). В самом названии Инструкции определен перечень субъектов правоотношений, на которых может быть оформлен допуск к государственной тайне: — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту; — лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации; — граждане Российской Федерации, пребывающие в запасе и поступающие на военную службу по контракту; — граждане Российской Федерации, пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу (в том числе по мобилизации) и на военные сборы; — граждане Российской Федерации, не пребывающие в запасе и подлежащие призыву для прохождения военной службы по призыву. Следует отметить, что ст. 21 Закона о государственной тайне предусматривает допуск к государственной тайне также и лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов. Порядок допуска к государственной тайне данной категории субъектов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 г. N 1003 <4>. Пункт 7 Инструкции, утвержденной данным Постановлением, содержит бланкетную норму, предоставляющую право принимать решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне руководителям органов государственной власти Российской Федерации. ——————————— <4> Данным Постановлением утверждено Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.
В Вооруженных Силах Российской Федерации данный вопрос в нормативном порядке не урегулирован. Решение о допуске к государственной тайне принимается: а) Министром обороны Российской Федерации — в отношении своих заместителей, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, родами войск Вооруженных Сил, а также других лиц, подчиненных ему непосредственно; б) командиром воинской части — в отношении подчиненного личного состава и командиров воинских частей, ему подчиненных непосредственно; в) военными комиссарами, начальниками отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации по муниципальному образованию — в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации (в период военного положения и в военное время) или на военные сборы; г) начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России — в отношении главных военных советников (консультантов), старших групп российских военных специалистов и руководителей представительств Минобороны России за рубежом при министерствах (ведомствах) иностранных государств или международных организациях; д) руководителем организации — заказчика работ — в отношении руководителей негосударственных организаций, привлекаемых к выполнению работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну. Решение о допуске к государственной тайне в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций принимается теми лицами, которыми они были назначены на должность. Оформление допуска к государственной тайне гражданам Российской Федерации, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также гражданам Российской Федерации, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту их воинского учета на основании соответствующих расчетов, разрабатываемых Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, и выписок из номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Оформление допуска к государственной тайне студентам факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования осуществляется соответствующими образовательными учреждениями на основании номенклатуры должностей этих учреждений. Оформление допуска к государственной тайне кандидатам для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования, для поступления в которые необходимо оформление допуска к государственной тайне, осуществляется военными комиссариатами, а лицам из числа военнослужащих — воинскими частями, в которых они проходят военную службу. Подготовка материалов для оформления допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется только кадровыми подразделениями. При оформлении допуска используются следующие формы учетной документации: — форма N 1 — «Учетная карточка»; — форма N 2 — «Обязательство по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне»; — форма N 3 — «Номенклатура должностей работников»; — форма N 4 — «Анкета (заполняется собственноручно)»; — форма N 5 — «Предписание на выполнение задания»; — форма N 6 — «Справка о допуске по первой форме»; — форма N 7 — «Справка о допуске по второй форме»; — форма N 8 — «Справка о допуске по третьей форме»; — форма N 9 — «Журнал учета карточек на допуск граждан к государственной тайне»; — форма N 10 — «Учетная карточка на допуск к государственной тайне»; — форма N 11 — «Список на оформляемого и его родственников»; — форма N 12 — «Список членов саморегулируемой организации»; — форма N 13 — «Журнал учета выдачи справок о допуске»; — форма N 14 — «Журнал учета предписаний на выполнение заданий»; — форма N 15 — «Журнал учета командированных лиц»; — уведомление (образец N 1); — книга учета осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну (образец N 2); — уведомление об изменении формы допуска (образец N 3). Оформление допуска на практике вызывает немало вопросов, обусловленных большим количеством форм и строгим порядком их заполнения, отправки для согласования в органы безопасности и последующего хранения. Правовой режим допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне предусматривает процедуру поэтапного оформления. 1-й этап. Данный этап включает формирование в воинской части (организации) перечня должностей, при назначении на которые должностные лица и граждане обязаны оформлять допуск к государственной тайне. Указанный перечень определяется номенклатурой должностей (форма N 3), утверждаемой командиром воинской части (руководителем организации), после согласования ее с органом безопасности. Номенклатура должностей разрабатывается службой защиты государственной тайны в двух экземплярах с учетом информации, предоставляемой начальниками структурных и кадровых подразделений воинской части (организации) по данному вопросу, и подписывается ее руководителем. Номенклатура должностей, при назначении на которые лица являются подчиненными непосредственно Министру обороны Российской Федерации, разрабатывается Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск лиц к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. 2-й этап. Лица, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют в кадровое подразделение собственноручно заполненную анкету (форма N 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт (в том числе заграничный), военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т. п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения справки устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития. Анкета подписывается лицом, которому оформляется допуск к государственной тайне, и уполномоченными работниками кадрового подразделения и службы защиты государственной тайны. Подписи указанных работников заверяются печатью воинской части (организации) или кадрового подразделения. 3-й этап. Работники кадрового подразделения в ходе беседы с оформляемым военнослужащим (лицом гражданского персонала) знакомят его с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, сверяют сведения, указанные лицом в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах, уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете, доводят до лица, оформляемого на допуск к государственной тайне, содержание проекта контракта (расписки) (форма N 2) и разъясняют его обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. После проведения беседы кадровые органы представляют в службу защиты государственной тайны анкеты, в том числе в электронном виде, списки на оформляемое лицо и его родственников (форма N 11), подготавливают проекты контрактов или расписок, копии которых после подписания хранятся в службе защиты государственной тайны. До начала оформления допуска в обязательном порядке уточняются в службе защиты государственной тайны должности воинской части (организации), при назначении на которые требуется допуск к государственной тайне. Если должность предусматривает третью форму допуска, то уточняют также и необходимость проведения органами безопасности проверочных мероприятий. 4-й этап. Служба защиты государственной тайны воинской части (организации) дает оценку первичным материалам на оформляемого гражданина, представляемым кадровой службой. При необходимости запрашиваются дополнительные сведения с прежних мест работы (службы) и карточка (форма N 1) из подразделения по защите государственной тайны организации, где оформляемый гражданин работал (проходил службу) в течение последнего года. Полученные сведения анализируются в целях определения целесообразности проведения проверочных мероприятий органами безопасности. 5-й этап. На лиц, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма N 1), которая регистрируется в журнале учета (форма N 9) отдельно от карточек (форма N 1), оформленных на лиц, допущенных к государственной тайне, с проведением органами безопасности проверочных мероприятий (отдельным разделом в журнале или в отдельном журнале). После этого решение о допуске гражданина по третьей форме допуска оформляется приказом командира воинской части (руководителя организации). 6-й этап. На каждое лицо, которому оформляется допуск к государственной тайне по первой и второй форме (с проведением органами безопасности проверочных мероприятий), служба защиты государственной тайны направляет в орган безопасности следующие документы: а) письмо с обоснованием необходимости оформления лицу допуска к государственной тайне, в котором указываются: должность, на которую оформляется лицо, ее порядковый номер в номенклатуре должностей (форма N 3); дата и номер согласования номенклатуры должностей (форма N 3); количество лиц, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности; б) анкета, заполненная лицом не ранее чем за месяц до направления материалов в орган безопасности (кроме этого, в орган безопасности по установленной им форме направляются анкетные данные лица в электронном виде); в) карточка, зарегистрированная в журнале учета карточек на допуск лиц к государственной тайне; г) учетная карточка на допуск к государственной тайне (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия; д) списки на оформляемое лицо и его родственников (количество экземпляров согласовывается с органом безопасности, проводящим проверочные мероприятия). При оформлении списков на оформляемое лицо и его родственников (форма N 11) необходимо учитывать следующее: — списки составляются на лиц, имеющих одинаковую фамилию и проживающих в одной области, крае, республике, не по степени родства, а строго по алфавиту (например, Федосеев И. П. — брат оформляемого гражданина, оформляемый — Федосеев О. П., отец — Федосеев П. Ф., мать — Федосеева Е. В., сестра — Федосеева З. П.). При этом на девичью фамилию матери составляется отдельный список; на сестру, вышедшую замуж и принявшую фамилию мужа, — отдельный список (если оформляемый женат, то должен быть составлен отдельный список на жену по девичьей фамилии). Аналогичным образом составляются списки на близких родственников оформляемых лиц, проживающих в других краях, областях, республиках. На оформляемых граждан и их близких родственников, которые проживали и работали в разных областях (краях, республиках), дополнительно составляются отдельные списки по каждой области; — в списки включаются дети старше 14 лет, а также умершие, погибшие, без вести пропавшие и т. п. близкие родственники оформляемого гражданина. В заключение отметим, что строгое соблюдение всех изложенных в настоящей статье процедур позволит обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну, что в конечном счете положительно скажется на военной безопасности государства.
——————————————————————