О чем следует знать, участвуя в открытом аукционе в электронной форме?
(Саганова В.)
(«Акционерный вестник», 2012, N 5)
О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, УЧАСТВУЯ В ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ?
В. САГАНОВА
Саганова Валентина, эксперт журнала «Акционерный вестник».
Тема для размышления:
для акционерных обществ как поставщиков самых разнообразных товаров, работ и услуг заключение госконтракта — выгодное и прибыльное мероприятие. Размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе электронного аукциона) либо без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Что такое электронный аукцион. Под открытым аукционом в электронной форме понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.
Информация о закупках размещается на официальном сайте Российской Федерации — www. zakupki. gov. ru и на официальных сайтах субъектов Федерации. Информация о муниципальных заказах содержится на официальных сайтах муниципальных образований.
Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператор электронной площадки обеспечивает проведение открытых аукционов в электронной форме.
Извещение о проведении аукциона публикуется в электронной форме на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Документы и сведения, направляемые в форме электронных документов участником размещения заказа, должны быть подписаны электронной цифровой подписью.
Для участия в аукционе необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки в качестве участника, которая действует три года и открывает двери для участия в любых открытых аукционах в электронной форме, проводимых на электронной площадке у данного оператора (п. 9 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ). Для ее получения от участника требуется представить ряд документов и сведений, список которых перечислен в ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.
Обратите внимание, что список документов является исчерпывающим и никто не вправе требовать от вас предоставления каких-либо документов сверх установленных.
Максимум через пять дней со дня подачи документов вас обязаны аккредитовать (или же отказать в аккредитации) и открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе. Кроме аккредитации понадобится еще подать заявку (для участия в таком аукционе заявка состоит из двух частей, содержание которых регламентировано ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ), которая направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа.
Подав заявку, участник тем самым дает согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе, в качестве платы за свое участие в нем. Подать можно лишь одну заявку в отношении лота, участвующего в аукционе.
Далее аукционная комиссия в срок, не превышающий 7 дней, решает вопрос о допуске (или отказе в нем) участников к аукциону на основании рассмотрения первых частей заявок.
В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме подана только одна заявка или не подано ни одной, открытый аукцион в электронной форме признается несостоявшимся.
Аукцион проводится на открытой площадке в день, указанный в извещении, но не раньше 2 дней со дня окончания рассмотрения первых частей заявок.
При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливается время приема предложений участников открытого аукциона о цене контракта, которое составляет 10 минут от начала проведения открытого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, открытый аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.
Победителем признается участник, предложивший наиболее благоприятные условия. С ним и будет заключен государственный (муниципальный) контракт не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте протокола подведения его итогов.
Электронная цифровая подпись. Последнее время электронная цифровая подпись (ЭЦП) приобретает популярность, поскольку позволяет существенно сэкономить время при организации документооборота в организации. Более того, без ЭЦП не обойтись, если у АО возникло желание поучаствовать в электронном аукционе.
ЭЦП в электронном документе является аналогом собственноручной подписи на бумажном документе и гарантирует его подлинность, защищает от подделки, а также помогает идентифицировать владельца сертификата цифровой подписи.
На сегодняшний день сразу два Федеральных закона регулируют вопросы ЭЦП:
— Закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
— Закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Первый из них с 1 июля 2012 г. ждет отмена, поэтому рассматривать ЭЦП следует через призму Закона N 63-ФЗ.
Для того чтобы понять суть ЭЦП, потребуется разобраться в терминологии.
Электронная подпись представляет собой информацию в электронно-цифровой форме, которая может быть использована для идентификации подписавшего ее физического или юридического лица.
Электронный документ — это любой документ, созданный и хранящийся на компьютере, будь то письмо, контракт, схема или фотография.
Сертификат ключа проверки ЭП — электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки ЭП.
Ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, предназначенная для создания ЭЦП.
Удостоверяющий центр — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки ЭЦП.
ЭЦП бывает простой, подтверждающей факт формирования электронной подписи определенным лицом посредством использования кодов, паролей или иных средств, и усиленной, позволяющей не только идентифицировать того, кто подписал документ, но и установить факт внесения исправления в электронный документ после его подписания.
Алгоритм действий для получения ЭЦП.
1. Чтобы стать владельцем ЭЦП, необходимо обратиться в один из удостоверяющих центров, где вам предложат заполнить онлайн заявку на получение ЭЦП. Обычно центры реагируют на них оперативно, и, скорее всего, с вами свяжутся в день подачи заявки.
2. Затем необходимо представить в центр определенный перечень документов. У большинства центров эти перечни идентичны. Акционерному обществу требуется представить:
— оригинал или нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ, полученную не позднее чем за 1 месяц до представления;
— документ о назначении руководителя на должность, заверенный надлежащим образом, если сертификат ключа подписи выдается на руководителя организации;
— копию документа, удостоверяющего личность владельца, — паспорт на разворотах с фотографией и местом регистрации по месту жительства;
— копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
— карточку организации: адреса (юридический, фактический, почтовый, электронный, телефон владельца ЭЦП), банковские реквизиты, система налогообложения (ОСНО или СРНО), коды статистики (ОКАТО, ОКПО, ОКВЭД или копия кодов статистики) и т. д.
3. Одновременно с представлением документов необходимо оплатить счет за услуги удостоверяющего центра. У разных центров цены, соответственно, отличаются. Средняя цена за оформление ЭЦП составляет 7000 рублей.
4. Через несколько дней вам выдадут саму ЭЦП и сертификат ключа ее проверки, который должен содержать следующую информацию (ст. 14 Закона N 63-ФЗ):
— даты начала и окончания срока его действия;
— наименование и место нахождения или иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
— ключ проверки электронной подписи;
— наименование используемого средства ЭЦП;
— наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат.
Сертификат ключа начинает действовать с момента его выдачи, если иная дата начала его действия не указана в самом сертификате.
5. Активируйте ЭЦП с помощью инсталляции программного обеспечения и установите сертификаты ключей.
6. Выбирайте электронные площадки и заключайте госконтракты.
——————————————————————