Правительственный консультативный комитет Корпорации Интернета по распределению имен и адресов: место и роль в институциональной структуре трансграничного управления Интернетом

(Касенова М. Б.) («Юрист», 2014, N 2)

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ КОМИТЕТ КОРПОРАЦИИ ИНТЕРНЕТА ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ИМЕН И АДРЕСОВ: МЕСТО И РОЛЬ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНЕТОМ

М. Б. КАСЕНОВА

Касенова Мадина Балташевна, заведующая кафедрой международного частного права Дипломатической академии МИД РФ, кандидат юридических наук, профессор.

В статье анализируется деятельность Правительственного консультативного комитета Корпорации Интернета по распределению имен и адресов, которая занимает центральное место в технологическом контексте управления Интернетом.

Ключевые слова: Интернет, управление Интернетом, киберпространство, доменные имена, Корпорация Интернета по распределению имен и адресов, Правительственный консультативный комитет, саморегулирование, многосторонняя модель управления Интернетом.

The governmental consultative Committee of the Corporation for Internet on distribution of names and addresses: the place and role in the institutional structure of transboundary management of Internet M. B. Kasenova

Kasenova Madina Baltashevna, head of the chair of private international law of the Diplomatic academy of the Ministry of foreign affairs of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, professor.

The article analyzes the work done by the Governmental advisory committee at the Internet Corporation for assigned names and numbers (ICANN), which has a key role to play in the technological context of Internet governance.

Key words: Internet, Internet governance, domain name system, cyberspace, Internet corporation for assigned names and numbers (ICANN), Governmental advisory committee, self-regulation, Internet governance multistakeholder’ model.

История знает целый ряд открытий и изобретений, которые коренным образом изменили существование человека, например бумага, порох, телеграф, радио, телевидение. К числу величайших изобретений конца шестидесятых годов прошлого столетия, несомненно, относится Интернет. Интернет первоначально был предназначен для военных целей, и исторически одной из основных причин возникновения Интернета стали военное противостояние 60-х годов XX в. и угроза нанесения ракетно-ядерного удара. Правительство США инициировало научно-исследовательский проект Пентагона в целях создания системы управления стратегическими ядерными силами. Была поставлена задача создания системы управления, способной сохранять устойчивость и функционировать даже при нанесении ракетно-ядерного удара и уничтожении части компонентов такой системы. Интернет создавался и развивался как технологическая система информационного обмена между лицами, передающими и получающими информацию, по произвольным маршрутам через узловые соединения. При этом базовая технологическая архитектура Интернета изначально зиждилась на саморегулировании, децентрализованной «сетевой» организационной модели, не предполагающей иерархии управления и идентификации лиц, получающих и передающих информацию, включая определение статуса таких лиц. Более чем за сорокапятилетнюю историю своего развития Интернет превратился в глобальную коммерческую инфраструктуру трансграничного информационного обмена, но базовые технологические особенности Интернета оставались неизменными, а лишь модифицировались для удобства пользования Интернетом возрастающим числом пользователей. Именно базовая технологическая структура Интернета стала ключевым фактором захватывающего революционного развития и расширения Интернета во всем мире. В последнее десятилетие сформировался подход, разграничивающий регулирование вопросов, связанных с трансграничным функционированием и управлением Интернетом. С одной стороны, выделяется сфера, «относящаяся к повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера», с другой стороны, сфера, «связанная с деятельностью правительств и его ролью в выполнении обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся Интернета». Такой подход логично вытекает из сущностных характеристик сложной технологии Интернета и его многоуровневой инфраструктуры, и именно такой подход получил закрепление в целом ряде национально-правовых актов, а также в документах и материалах международных организаций и форумов <1>. ——————————— <1> Сошлемся в качестве примера на резолюцию Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) 2011/16 от 26 июля 2011 г. Резолюция (п. 22, 24) разделяет вопросы, связанные с Интернетом, на вопросы, относящиеся к «повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера», и вопросы, связанные с «деятельностью правительств и их ролью в выполнении своих обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся Интернета».

Управление Интернетом, в его традиционном в настоящее время понимании, появилось в начале 2000-х годов, а сам термин «управление Интернетом» был достаточно условным переводом на русский язык английского эквивалента «Internet governance» <2>. Несмотря на то что такой перевод содержательно не совсем соответствует существу рассматриваемого явления, из всего терминологического многообразия предложенных переводов именно «управление Интернетом» стало использоваться и в доктрине, и в практике дипломатической деятельности. Понятие «управление Интернетом» означает «разработку и применение правительствами, частным сектором и гражданским обществом при выполнении ими своей соответствующей роли общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». ——————————— <2> Термин «Internet governance» переводится как «управление использованием Интернета» и «управление Интернетом». См. об этом, например: Кубалийя Й. Управление Интернетом. М., 2010. С. 174 — 176.

Это определение, считающееся в настоящее время общепризнанным, было разработано Рабочей группой по управлению Интернетом (Working group on Internet governance, WGIG) при Генеральном секретаре ООН <3>. ——————————— <3> URL: http://www. wsis/wgig/docs/ wgig-backgroundreport. pdf.

Саморегулирование (self-regulation) является неотъемлемой частью и основой Интернета, «Интернет никому не принадлежит, ни одно государство не может его выключить» <4>. Вместе с тем «централизованный аппарат» управления и координации функционирования Интернета существует, поскольку существует технологически обусловленная необходимость осуществления как минимум трех конкретных функций. Во-первых, выработка принципов выделения блоков интернет-адресного пространства (Internet protokol address), далее — «IP-адреса». Во-вторых, эксплуатация корневых серверов (operating the root servers), позволяющих подключенным к Интернету устройствам находить друг друга, а пакетам данных перемещаться от отправителя к получателю по всей сети Интернет, включая осуществление функции назначения параметров протокола «http» адреса. В-третьих, создание и администрирование системы доменных имен и адресов Интернета (domain name system), далее — DNS, без которых существование и функционирование целостного трансграничного Интернета невозможно. Изложенное делает понятным, что управление Интернетом прежде всего связано с деятельностью организаций, обеспечивающих осуществление обозначенных выше функций, технологическую поддержку и трансграничное функционирование Интернета. К числу таких организаций относятся Общество Интернета, Корпорация Интернета по распределению имен и адресов, Консорциум Всемирной сети. В общем плане указанные организации являются ключевыми элементами институциональной структуры трансграничного управления Интернетом, под которой понимается система организаций, юрисдикционная и предметная компетенция которых централизованно обеспечивает трансграничное функционирование Интернета на технологическом уровне. В институциональной структуре трансграничного управления Интернетом Корпорация Интернета по распределению имен и адресов занимает центральное место и решает вопросы Интернета, относящиеся к сфере «повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера». ——————————— <4> См., например: Carpenter B. The Architectural Principles of the Internet. URL: http://www. dbj. rt. bw. schu. de/ feacher/info/rfc/rfc. htm.

Корпорация Интернета по распределению имен и адресов (Internet corporation for assigned names and numbers), далее — ICANN была создана в соответствии с законами штата Калифорния, США как некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в качестве оператора доменного пространства Интернета. До создания ICANN, вопросами распределения имен и адресов в Интернете и осуществлением надзора за всей системой доменных имен занималось Правительство США в лице Министерства торговли США. Созданием ICANN в 1998 г. процесс передачи создания и администрирование системы доменных имен и адресов Интернета (DNS) от Правительства США к ICANN был формально завершен. Однако Правительство США продолжало сохранять фактический контроль, поскольку деятельность ICANN как организации, являющейся юридическим лицом штата Калифорния и представляющей «частный сектор», зиждилась на возобновляемом договоре с Правительством США <5>. ——————————— <5> URL: http://www. icann. org/general.

ICANN «централизованно и единолично» осуществляет трансграничную координацию системы присвоения доменных имен и адресов в Интернете, контролирует выполнение базовых принципов. Несмотря на то что ICANN не управляет «содержимым Интернета», не осуществляет фильтрацию нежелательного контента, не предоставляет доступа к Интернету, именно ICANN поддерживает безопасность, стабильность и взаимодействие Сети, решает, какие устройства могут быть подключены к Интернету и какие у них будут доменные имена. В настоящее время именно ICANN принимает решение относительно регистрации доменных имен для государств, географических регионов, утверждает и регистрирует ввод в эксплуатацию новых доменов верхнего уровня. Система доменных имен и адресов Интернета (DNS) администрируется ICANN путем заключения соответствующего соглашения с юридическим или физическим лицом (организацией-оператором, организацией-регистратором и др.), которые поддерживают адреса доменов. Принципиальным моментом является то, что система доменных имен и адресов Интернета (DNS) является ключевым вопросом управления Интернетом. Следует отметить, что долгое время вопрос управления Интернетом рассматривался исключительно в контексте борьбы за контроль над системой распределения доменных имен и в настоящее время этот контекст не только не теряет актуальности, более того, он приобретает новый импульс развития в связи с расширением зоны доменов верхнего уровня <6>. ——————————— <6> См. об этом подробнее: URL: http://www. newgtlds. icann. org, а также Mayer-Schonberger V.; Ziewitz M. Jefferson Rebuffed: The United States and the Future of Internet Governance // The Columbia Science and Technology Law Review. 8 Colum. 188 (2007). P. 34 — 45.

Изначально деятельность ICANN была основана на Учредительном договоре (Articles of incorporation) 1998 г., Уставе (ICANN Bylaws) 1998 г., а также специальном соглашении, заключенном между ICANN и Министерством торговли США, — «Меморандум о взаимопонимании» (Memorandum of understanding), далее — MoU или Меморандум <7>. Основной целью заключения Меморандума была постепенная передача системы распределения доменных имен (DNS) от Правительства США к ICANN, как организации, представляющей частный сектор. Меморандум закреплял порядок администрирования системы доменных имен и процедуру распределения доменных имен (DNS), решал вопросы осуществления контрольных и надзорных функций за деятельностью ICANN со стороны Правительства США. ——————————— <7> См. подробнее, например: URL: http://www. icann. org/en/about/ agreements/mou-jpa/ icann-mou-25nov98-en. htm.

Существовавшую систему взаимоотношений между Правительством США и ICANN характеризуют следующие примеры. Один из них — переназначение домена верхнего уровня. iq Ираку. «Страновые» (национальные) домены верхнего уровня (country code Top Level Domain, ccTLD) используются или резервируются для суверенных государств, территорий, географических местностей. Первоначально ICANN предоставила право администрирования домена. iq живущему в Техасе палестинцу Байану Элаши (Bayan Elashi), однако вернула эти обязанности себе после того, как в 2002 г. Б. Элаши попал в тюрьму за финансирование террористической организации. После американского вторжения в Ирак в 2003 г. Пол Бремер (Paul Bremer), глава Временной администрации в Ираке, обратился к ICANN с просьбой выделить национальный домен верхнего уровня. iq будущему правительству Ирака, но ICANN отклонила заявку, мотивировав отказ тем, что Ирак еще не является достаточно стабильной страной. Только в ноябре 2005 г. иракские официальные лица смогли объявить о начале работы национального домена верхнего уровня. iq в Интернете <8>. ——————————— <8> Подробнее: URL: http://www. foreignpolicy. com/ story/cms. php? story_id=3207.

Другой пример связан с администрированием родовых доменов верхнего уровня (generic Top Level Domain, gTLD), а именно: дело по заявке на домен верхнего уровня. xxx. В августе 2005 г. ICANN должна была вынести решение по заявке одного предпринимателя из Флориды, США, относительно создания нового домена верхнего уровня. xxx. для взрослых пользователей сети Интернет. Правительство США в лице Министерства торговли США выразило «озабоченность» по поводу создания и регистрации домена верхнего уровня. xxx и направило председателю Правления ICANN Винту Серфу (Vinton Cerf) соответствующее извещение об официальном протесте со стороны Правительства США. Действующий в тот период времени Меморандум не давал возможность ICANN принять самостоятельное решение, и Правление ICANN 10 мая 2006 г. отклонило заявку на регистрацию домена верхнего уровня. xxx, проголосовав против заключения соответствующего договора <9>. ——————————— <9> URL: http://www. circleid. com/posts/ 20110318_icann_approves_xxx. Конечно, ситуация с регистрацией домена верхнего уровня. xxx в 2010 г. — это особый случай, поскольку Правление ICANN смогло преодолеть все возражения и зарегистрировать. xxx; см., например: URL: http://org/wiki/.xxx; URL: http://domainincite. com/ 7363-gac-gets-more — power-to-block-controversial-gtlds.

Взаимоотношения ICANN с Правительством США в лице Министерства торговли динамично развивались, а правовым основанием этих взаимоотношений был регулярно возобновляемый Меморандум (MoU) в соответствующей редакции. В течение девяти лет между ICANN и Министерством торговли США было заключено семь Меморандумов. ICANN предоставила Министерству торговли США 13 отчетов о состоянии работ в соответствии с требованиями, показателями и задачами, закрепленными в соответствии с действующей редакции Меморандума о взаимопонимании. Новым этапом развития договорных отношений между ICANN и Правительством США в лице Министерства торговли США стал 2006 год, когда было заключено Соглашение о совместной деятельности (Joint project agreement), далее — JPA <10>, призванное содействовать становлению ICANN как «стабильной и независимой организации» и «уменьшить» контроль со стороны Правительства США за деятельностью ICANN. Принципиально новым положением стало то, что в JPA закреплялось, что стремление Правительства США уменьшить контрольные функции за деятельностью ICANN получает конкретное выражение в том, что эффективность ее работы будет оцениваться Министерством торговли только по десяти основным показателям. JPA был заключен сроком на три года, и его действие заканчивалось 30 сентября 2009 г. В последний день действия JPA было принято решение о его прекращении и о заключении нового соглашения, названного «Подтверждение обязательств со стороны Министерства торговли США и Корпорации Интернета по распределению имен и адресов» (Affirmation of Commitments by the United States Department of Commerce and the Internet Corporation For Assigned and Numbers), далее — Соглашение Affirmation of Commitments <11>. ——————————— <10> URL: https://www. icann. org/en/ about/agreements/mou-jpa/ jpa-29sep06-en. pdf. <11> URL: https://www. icann. org/ en/about/agreements/aoc/ affirmation-of-commitments-30sep09-en. htm. См. подробнее: Касенова М. Б., Якушев М. В. Управление Интернетом. Документы и материалы. Центр гуманитарных инициатив. СПб., 2013. С. 107 — 111.

Институциональная структура ICANN, предусмотренная Уставом (ICANN Bylaws) 1998 г., реформировалась, и самая значительная реорганизация ICANN произошла в 2002 г. В частности, был существенно изменен порядок деятельности Правления ICANN: выборные члены были упразднены, а на смену процедуре голосования пришла практически полностью внутренняя процедура выборов, закрепляющая порядок и правила, учитывающие «географическое разнообразие» заинтересованных государств, «с тем, чтобы решить вопрос о международном представительстве в ICANN». В настоящее время действующая институциональная структура ICANN значительно отличается от первоначальной, а основу деятельности ICANN составляют Учредительный договор (Articles of incorporation), Устав (ICANN Bylaws) в редакции от 16 марта 2012 г., а также Соглашение Affirmation of commitments. Действующий Устав ICANN закрепляет институциональный и организационный механизм, который соответствует реализации ее миссии <12>. Учредительные документы устанавливают, что основной целью деятельности (миссией) ICANN является осуществление координации трансграничных систем уникальных идентификаторов Интернета на глобальном уровне, в частности обеспечение стабильной и безопасной работы этих систем. В этих целях ICANN, во-первых, управляет назначением и передачей трех типов уникальных идентификаторов Интернета: доменные имена (DNS); адреса интернет-протокола (IP-адреса) и номера автономной системы (AS); порты протокола и номера параметров (Protocol port and Parameter numbers); во-вторых, координирует работу и развитие корневой зоны серверов доменных имен (DNS); в-третьих, управляет разработкой политики, имеющей непосредственное отношение к этим техническим функциям. ——————————— <12> URL: http://www. icann. org/general/ archive-bylaws/ bylaws-15dec02.htm.

В связи с тем что система доменных имен и адресов Интернета (DNS) является ключевым вопросом управления Интернетом, представляет интерес такое структурное подразделение ICANN, как Правительственный консультативный комитет (Governmental advisory committee), далее — GAC или Правительственный комитет. В организационную структуру GAC входят представители, назначаемые правительствами, представители международных межправительственных организаций и международных организаций, а также представители отдельных географических регионов. Компетенция GAC заключается в консультировании Правления ICANN по вопросам, связанным с деятельностью правительств и их ролью «в выполнении их обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся Интернета». Правительственный комитет не вправе действовать от имени ICANN, но он компетентен рассматривать вопросы государственной политики, связанной с деятельностью ICANN, и давать рекомендации Правлению ICANN <13>. Правительственный комитет вправе разрабатывать и принимать собственные внутренние принципы деятельности, регламенты и правила процедур, и все принимаемые документы такого рода публикуются на веб-сайте ICANN. Деятельность Правительственного комитета основывается на ряде основополагающих документов, которые регулярно пересматриваются, отражая развитие технологий Интернета и происходящие изменения в подходах в управлении Интернетом. В качестве примера можно назвать Руководящие принципы (Core principles) в редакции 2011 г. <14>. ——————————— <13> URL: https://gacweb. icann. org/ display/gacweb/About+The+GAC. <14> URL: http://3wl. eu/seo-analysis/ gacweb. icann. org/2012/10.

Правительственный комитет ежегодно назначает одного представителя без права голоса в Правление ICANN (Board of directors) без ограничений в отношении повторного назначения, а также ежегодно назначает своих представителей в другие структурные органы ICANN, например в Комитет по назначениям (Nominating committee), в Совет организации поддержки (Supporting organization councils), Консультативный комитет (Advisory committees). Участие представителей государства в Правительственном комитете позволяет государствам оказывать влияние на политику в сфере администрирования доменными именами верхнего уровня (DNS) и осуществлять связанные с этим функции, которые фактически определяют трансграничное функционирование Интернета. В компетенцию GAC входит также консультирование ICANN по всем спорным вопросам, связанным с политикой государств, прежде всего рассмотрение деятельности ICANN с точки зрения взаимодействия между политикой ICANN и национальным правом того или иного государства, а также политикой ICANN и действующими международными договорами. На организационном уровне Правительственный комитет возглавляет председатель, избираемый членами комитета в соответствии с Уставом. Каждый член GAC назначает в Правительственный комитет одного аккредитованного представителя, который должен занимать официальную должность в органе государственного управления соответствующего члена GAC. Согласно Уставу аккредитованный представитель должен «занимать выборную должность в правительстве или являться сотрудником такого правительства, органа государственной власти или международной межправительственной организации, и его основная функция в таком правительстве, органе государственной власти или организации должна быть связана с вопросами разработки государственной или публичной политики или оказания влияния на такую политику» <15>. ——————————— <15> Список представителей правительств. URL: http://gac. icann. org/gac-representatives.

В настоящее время членами Правительственного комитета являются около 100 государств. Российская Федерация является членом Правительственного комитета ICANN с 2009 г. На сегодняшний день Россию в GAC представляют три официальных лица Министерства связи и массовых коммуникаций <16>. На регулярной основе в работе GAC принимают участие также представители ряда международных организаций и международных межправительственных организаций, например Международного союза электросвязи (МСЭ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), ЮНЕСКО, Интерпола, ОЭСЭР, Азиатско-Тихоокеанского форума, Совета Европы и др. ——————————— <16> URL: http://www. circleid. com/posts/ 20121024_is_icann_ stumbling_forward_gac_advice.

В определенном смысле деятельность Правительственного комитета, GAC влияет на «интернационализацию» процесса принятия решений в ICANN. В частности, вопросы введения новых родовых доменов верхнего уровня (generic top-level domain) затрагивают и компетенцию GAC. В этом отношении основополагающим документом для GAC является Руководство для Правительственного консультативного комитета по выдвижению возражений против ввода новых родовых доменов верхнего уровня (Applicant Guidebook Power for the GAC to Object new gTLD Application, GAC Guidebook) в редакции от 4 июня 2012 г. Согласно указанному документу предусматривается специальная процедура принятия решений. Так, Правительственный комитет вправе выразить возражения против введения новых родовых доменов верхнего уровня (gTLD). В том случае, если GAC приходит к консенсусу — «обоснованная презумпция» (strong presumption) — против заявки о вводе нового домена, Правление ICANN должно такую заявку отклонить. Если же возражения высказаны лишь некоторыми правительствами, входящими в Правительственный комитет, Правление ICANN должно провести предварительные переговоры с целью выяснения сути возражений, прежде чем принимать то или иное решение по заявке на введение нового родового домена верхнего уровня (gTLD). Кроме того, Правительственный комитет вправе выразить возражение о введении доменов верхнего уровня и вынести соответствующее решение, если существуют основания, что вводимые домены верхнего уровня «не связаны с глобальными общественными интересами» (Global public interest) или являются спорными. Вместе с тем, даже если Правительственный комитет может формально «торпедировать» ввод любых новых родовых доменов верхнего уровня (gTLD) и вправе высказать возражения по любому аспекту ввода новых доменов, все же окончательное решение принимает Правление ICANN. Изложенный порядок принятия решений отражает неоднозначный характер взаимоотношений между Правлением ICANN и GAC, изначально сложившийся с момента создания ICANN. Первоначальная редакция Устава ICANN 1998 г. содержала достаточно расплывчатую формулировку о том, что GAC выносит рекомендации для Правления ICANN, вместе с тем обязанность Правления следовать этим рекомендациям не предусматривалась. Реформирование ICANN в 2002 г. привело к определенному упорядочению формальных взаимоотношений между GAC и Правлением ICANN, тем не менее право принятия окончательных решений сохранилось за Правлением ICANN, и такой порядок взаимодействия сохраняется и в настоящее время. В деятельности Правительственного комитета ICANN отчасти получает воплощение тот подход к решению вопросов управления Интернетом, о котором говорилось в начале настоящей статьи, а именно: разграничение сферы, «относящейся к повседневной деятельности технического и эксплуатационного характера», и сферы, «связанной с деятельностью правительств и их ролью в выполнении обязательств в решении международных вопросов государственной политики, касающихся Интернета». Вместе с тем состав GAC, его компетенция и порядок его функционирования, действующий механизм взаимоотношений GAC и Правления ICANN, когда существует «юридически обязательный порядок» и «необязательные рекомендации», является предметом критики со стороны интернет-сообщества, начиная от обоснований необходимости ликвидации GAC до призывов кардинального реформирования GAC. Острота дискуссий и критики прежде всего связана с тем, что система доменных имен и адресов Интернета (DNS) является ключевым вопросом управления Интернетом. Крайней позицией является позиция сторонников ликвидации GAC, и их основные аргументы обобщенно сводятся к следующему. Правительства с их иерархической организацией не могут своевременно и гибко реагировать на насущные проблемы как в деятельности CANN, так и в развитии интернет-отрасли. Кроме того, члены GAC, являясь представителями правительств, не самостоятельны в своих действиях и принятии решений. Нынешний формат деятельности GAC фактически представляет собой «параллельный процесс разработки политики», которая сводит на нет участие частного сектора и гражданского общества в принятии решений. GAC ни формально, ни организационно не представляет интернет-сообщество, однако вправе блокировать ввод любых новых родовых доменов верхнего уровня (gTLD) и заявлять возражения по любому аспекту ввода новых доменов, практически «цензурируя или ветируя» ввод новых доменных имен, что входит в противоречие с самой идеей создания ICANN, а именно: вывести администрирование системы DNS из «государственной политики и царства фрагментированной территориальной юрисдикции» и дать возможность глобальному интернет-сообществу управлять системой DNS на основе самоуправления» <17>. В правовом плане деятельность GAC зиждется только на Уставе ICANN, и не существует никаких иных формально-юридических или договорных ограничений его деятельности. Соответственно, GAC в его нынешнем виде de facto — «эрзац межправительственной организации наподобие ООН для Интернета» <18>. ——————————— <17> См. об этом, например: Rutt J. URL: http://ftp. apnic. net/ mailing-lists/apple/archive/ 2003/03/msg00022.html. <18> Например, см.: Mueller M. Reform ICANN’s Governmental Advisory Committee: Multi-Stakeholderize It! URL: http://www. internetgovernance. org/ 2012/08/08/ reform-icanns-governmental — advisory-committee-multi-stakeholderize-it.

С другой стороны, существует более взвешенная позиция, суть которой сводится к тому, что ликвидация GAC фактически изолирует ICANN от правительств, что может поставить под сомнение «легитимность» самоуправления Интернета, а статус ICANN в контексте трансграничного управления Интернетом окажется еще более спорным и уязвимым, чем в настоящее время. Согласно этому подходу GAC следует рассматривать в качестве «учебной площадки, в рамках которой можно «окультурить» представителей правительств в общем процессе самоуправления Интернетом» <19>. Более того, сторонники такого подхода считают, что поскольку GAC изначально был организован по модели межправительственной организации, тем не менее это не означает, что GAC «не может вырваться из этой унитарной модели государства». В этих целях следует открыть членство в GAC для представителей всех заинтересованных сторон: для парламентариев (партий меньшинства и правящих партий), исполнительных органов, для правоохранительных органов, экспертов, антимонопольного органа, учреждения по защите прав потребителей и т. д. Такой подход следует рассматривать как реальный конструктивный механизм реформирования GAC и перенести в практическую плоскость возможность заинтересованным сторонам (stakeholders), включая правительства, международные организации и проч., влиять на «разработку и применение… общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета, и… выполнять свою соответствующую роль». ——————————— <19> URL: http://www. internetgovernance. org/ 2012/08/08/ reform-icanns-governmental-advisory — committee-multi-stakeliolderize-it/.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касенова М. Б., Якушев М. В. Управление Интернетом. Документы и материалы. Центр гуманитарных инициатив. СПб., 2013. 2. Кубалийя Й. Управление Интернетом. М., 2010. 3. Carpenter В. The Architectural Principles of the Internet. URL: http://www. dbj. rt. bw. schu. de/ feacher/info/rfc/rfc. htm. 4. Mayer-Schonberger V.; Ziewitz M. Jefferson Rebuffed: The United States and the Future of Internet Governance // The Columbia Science and Technology Law Review. 8 Colum. 188 (2007).

——————————————————————