Депозитарий: раскрытие конфиденциальной информации

(Павлович Я.)

(«ЭЖ-Юрист», N 6, 2004)

ДЕПОЗИТАРИЙ: РАСКРЫТИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Я. ПАВЛОВИЧ

Павлович Ядвига, главный юрисконсульт ОАО «НГК «Славнефть».

К настоящему моменту на фондовом рынке России сложился миф о депозитарии как о закрытом институте, о том, что действующая система депозитарного учета идеологически ориентирована на соблюдение принципа максимальной конфиденциальности данных о владельцах ценных бумаг, а также о том, что владельцы этих бумаг (прежде всего речь идет о корпоративных ценных бумагах), переводя их в номинальное удержание, фактически скрывают данные о себе. И данное понимание в определенной степени отражает то положение вещей, которое было законодательно установлено в течение всего времени создания и развития рынка. Однако далеко не все так однозначно.

Основы депозитарного учета, обязанности депозитария осуществлять раскрытие информации путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг) или уполномоченного им органа, а также случаи, когда такая обязанность возникает, заложены в Законе РФ «О рынке ценных бумаг». В его статье 30 предусматривается всего два таких случая:

— профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100 процентов от общего количества указанных ценных бумаг;

— профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15 процентов от общего количества ценных бумаг. На этом перечень ограничивался.

Постановлением ФКЦБ РФ от 16 октября 1997 г. N 36 было утверждено Положение о депозитарной деятельности. В пункте 10.3 указанного Положения определено, что сведения о счетах депо клиентов (депонентов) могут быть предоставлены только самим клиентам, их уполномоченным представителям, лицензирующему органу в рамках его полномочий при проведении проверок деятельности депозитария. Последнее, на наш взгляд, предоставляет ФКЦБ достаточно широкие возможности в истребовании информации, которая в силу действующего законодательства, внутренних положений, договора с депонентом считается для депозитария конфиденциальной.

Обжалование незаконных действий

Законодательно предусмотрена возможность обжаловать незаконные действия и решения органов и должностных лиц, носящие ненормативный характер, путем предъявления заявления в арбитражный суд по месту нахождения такого органа (должностного лица). И как показывает практика, число заявлений, находящихся в производстве арбитражных судов, значительно.

В п. 10.3 Положения о депозитарной деятельности указано, что иным государственным и должностным органам сведения о счетах депо клиентов (депонентов) могут быть представлены исключительно в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Но вышеназванная норма подзаконного акта никоим образом не ограничивает действия органов предварительного следствия при расследовании конкретного уголовного дела. Основываясь на имевших место сообщениях в средствах массовой информации, можно говорить об увеличении числа громких уголовных дел, целью инициирования (возбуждения) которых для потерпевших лиц является восстановление утерянных прав на корпоративные именные ценные бумаги (прежде всего акции), выпущенные в бездокументарной форме. Большинство таких дел не доходят до стадии рассмотрения судом и вынесения приговора в отношении виновных лиц, а также удовлетворения гражданских исков потерпевших. Однако объем информации и документов, изъятых в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, а также наложенные «ко времени» аресты, блокирования, запреты впечатляют.

Нормативные положения нового УПК РФ не оказали существенного влияния на состояние дел.

Прежде всего следователь вправе сам направлять ход расследования уголовного дела (п. 2 ст. 38 УПК РФ), в том числе производить любые следственные действия в отношении третьих лиц. Но депозитарий в целях защиты интересов своего клиента практически лишен возможности обжаловать незаконные действия органов предварительного расследования. Обращение с жалобой в органы прокуратуры скорее всего ни к чему не приведет. С судебным обжалованием дело обстоит гораздо сложнее.

Впервые возможность судебного обжалования действий (решений) следственных органов для лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства, стала бесспорной с принятием 23 марта 1999 г. Конституционным Судом РФ Постановления N 5-П. Новый УПК РФ де-юре установил порядок рассмотрения судами такого рода жалоб. Однако нормы ст. 123 УПК РФ, общей нормы об обжаловании действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и нормы ст. 125 УПК РФ о судебном порядке обжалования не согласованы между собой. В ст. 125 УПК РФ по небрежности или недомыслию из числа лиц, имеющих право на обжалование, исключены иные лица, не являющиеся участниками уголовного судопроизводства, имеющие право на обжалование в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

В случае если депозитарию, ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ, удастся убедить суд в возможности такого обжалования, ему с большой степенью вероятности будет отказано в удовлетворении жалобы на том основании, что его, депозитария, конституционные права следствием не были затронуты, а были затронуты права третьего лица, владельца ценных бумаг, клиента депозитария.

И даже если предположить обратное, представители депозитария не смогут доказать судье, что бездокументарные ценные бумаги не обладают индивидуальными признаками, позволяющими выделить из общего числа ценных бумаг одного эмитента.

В интересах инвестора?

В последнее время существуют тенденции к ужесточению государственного контроля и усилению надзора на рынке ценных бумаг.

В частности, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» налагает обязательства, в том числе на депозитарий, осуществлять контроль, одновременно документально фиксировать и представлять в Комитет РФ по финансовому мониторингу сведения по таким операциям. Во исполнение названного Закона распоряжением от 3 июня 2002 г. N 613/р ФКЦБ утвердила Методические рекомендации для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Кроме того, ФКЦБ обеспокоилась манипулированием ценами на рынке ценных бумаг (см. Постановление от 7 февраля 2003 г. N 03-8/пс). Проверка факта возможного манипулирования ценами может быть назначена и в отношении депозитария, как равно любого участника рынка ценных бумаг.

В этой связи необходимо также сказать несколько слов о проекте Федерального закона «Об инсайдерской информации». Данный проект Закона, внесенный депутатами И. Д. Грачевым, М. В. Емельяновым, В. А. Тарачевым еще в 2000 г., не рассматривался Государственной Думой даже в первом чтении.

В определенной степени это объясняется тем, что необходимое нормативное регулирование уже существует. Так, Закон о рынке ценных бумаг содержит понятие «служебная информация» (ст. 31), которое значительно шире понятия «инсайдерская информация» проекта. Этим же Законом определено, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьими лицами, а также устанавливает, что лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Важно обратить внимание также на те случаи, когда раскрытие информации о состоянии счетов клиентов депозитарием является необходимым для реализации прав по ценным бумагам. Такое раскрытие информации вменяется депозитарию в обязанность в соответствии с депозитарным договором с клиентом.

Речь идет о предоставлении эмитенту ценных бумаг сведений при составлении списков владельцев ценных бумаг: для получения доходов по ценным бумагам, участия в общих собраниях акционеров и др. (см., в частности, второй абзац п. 4 ст. 42, п. 2 ст. 51 ФЗ «Об акционерных обществах»).

В заключение хотелось бы отметить, что интересам инвесторов на рынке ценных бумаг соответствовал бы депозитарий как профессиональный, независимый от чьих-либо корпоративных интересов и от принудительного воздействия государства институт.

——————————————————————