Информация и УК РФ: теоретические проблемы применения норм закона
(Яшков С. А.) («Адвокатская практика», N 4, 2004)
ИНФОРМАЦИЯ И УК РФ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНА
С. А. ЯШКОВ
Яшков С. А., Уральская государственная юридическая академия (г. Екатеринбург).
В последнее время участились случаи совершения преступлений, связанных с использованием информации. Правоприменительная практика показывает, что информация и преступления идут рука об руку, а некоторые деяния вообще не могут быть совершены без нее. Анализ УК РФ содержит массу составов преступлений, при совершении которых используется (или может использоваться) информация. Вместе с тем закон показывает, что ни в одной статье Общей и Особенной части не раскрывается понятие «информация», что может привести к некоторым проблемам анализа и применения уголовно-правовой нормы. В связи с этим есть необходимость обратиться к следующим проблемам применения норм УК РФ, содержащих термин «информация» (и смежные с ним): 1) что понимается под информацией и можно ли распространять данное понятие на информацию, зафиксированную в УК РФ; 2) в каком качестве предстает информация в уголовном законе; 3) какая именно информация защищается УК РФ. В современной науке информация понимается неоднозначно. Ученые давно убедились, что она отнюдь не простое явление. Именно поэтому в работах разных авторов (представляющих самые всевозможные области знаний) можно встретить существенно различающиеся определения информации, разные точки зрения на эту проблему, разные позиции и концепции <*>. Поэтому представляется, что для разрешения первой поставленной проблемы необходимо кратко проследить историю развития научного понятия информации и подходов к ней. ——————————— <*> Семенюк Э. П. Информатика: достижения, перспективы, возможности. М.: Наука, 1998. С. 5.
Как показывает история, становление и развитие научного понятия информации шло в трех основных направлениях: 1) математическое (кибернетическое); 2) семантическое (смысловое); 3) практическое, связанное с использованием информации в различных областях жизнедеятельности человека (медицине, энергетике, на транспорте) и науках (биологии, психологии, социологии, педагогике, лингвистике и других). Первое направление состояло в разработке понятия информации. В 1948 году была опубликована работа К. Э. Шеннона «Математическая теория связи», где было дано вероятностно-статистическое определение понятия информации. Информация была представлена как аспект человеческого общения, представляющая собой сообщение, передаваемое от одного субъекта к другому. Было очевидно, что передаваться она может не только с помощью языка, но и с использованием техники <*>. ——————————— <*> Шеннон К. Э. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. С. 243 — 257.
Огромный вклад в развитие понятия информации в рамках первого направления внес основатель кибернетики Н. Винер, изложивший свои взгляды на информацию в работе «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». С его точки зрения, под информацией понимаются различные сигналы, сообщения, сведения, которые могут одинаково передаваться как машинами, так и живыми организмами <*>. ——————————— <*> Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983. С. 57.
Второе направление развития понятия информации заключается в теоретической разработке различных аспектов информации на базе уже имеющихся средств и представляет собой исследование содержательной стороны информации (так называемая семантическая (смысловая) теория информации). Так, Ю. А. Шрейдер в работе «О семантических аспектах теории информации» приходит к тому, что в информации огромное значение имеет содержание, тот смысл, который она несет. С данной позиции информация существует в форме некоторого текста (сообщения), который представляет собой алфавитное отображение совокупности слов. Таким текстом может быть текст научной статьи, программа для вычислительной машины и т. п. <*>. ——————————— <*> Информатика и кибернетика: Сб. статей / Под ред. А. И. Берга. М.: Советское радио, 1967. С. 20 — 21.
Огромное значение для семантической (смысловой) теории информации имеют труды советского ученого А. А. Харкевича. В работе «О ценности информации» он поднимает проблему, касающуюся того, что для информации имеют большее значение ценностные качества, поскольку любая информация ценна только тогда, когда способна привести к какой-либо определенной цели <*>. ——————————— <*> Харкевич А. А. Теория информации. Опознание образов // О ценности информации. Избранные труды в 3-х томах. Т. 3. М.: Наука, 1973. С. 489.
Третье направление истории развития понятия и сущности информации связано с развитием использования информации и информационных методов в различных областях жизнедеятельности человека. Здесь ученые пытаются выявить возможности практического применения информации, определить ее необходимость в повседневной жизни человека. Так, в работе А. А. Вишневского и М. Л. Быховского «Кибернетические системы в медицине» показаны большие возможности использования информации в медицине <*>. В. А. Веников и Г. А. Кенгерлинский исследовали возможности использования информации в энергетике <**>. И. Я. Аксенов в главе «Кибернетика и информация на транспорте» работы «Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы» обсудил вопрос использования информации при перевозке <***>. ——————————— <*> Вишневский А. А., Быховский М. Л. Кибернетические системы в медицине. М.: Наука, 1971. С. 242, 258. <**> Информатика и кибернетика: Сб. статей / Под ред. А. И. Берга. М.: Советское радио, 1967. С. 264. <***> Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. М.: Наука, 1985. С. 89.
Возможности использования информации в различных областях жизнедеятельности человека в 70-е — 80-е годы XX столетия все больше расширялись. Информационные методы стали применяться и в науках. В лингвистике, например, проводилось измерение информативной емкости языков, что привело к открытию избыточности языков и возможности их сокращения. В нейрофизиологии информационные методы помогли лучше понять некоторые законы психофизики. Значительную роль информационный подход сыграл в генетике и молекулярной биологии, позволив, в частности, глубже осознать роль молекул как переносчиков информации. Велись также исследования по применению информационных методов в педагогике, искусствоведении и других науках. Как видно из краткого обзора исторического развития понятия информации и подходов к ней, информация представляет собой достаточно сложное явление. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что представители различных наук (как точных, так и гуманитарных) сходятся в том, что информация — это некие сообщения, сведения, состоящие из определенных символов, знаков, сигналов. Современное правовое представление об информации воплощено в ФЗ N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95, где под информацией понимаются «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» <*>. В том же ключе информация отражена и в иных Законах РФ: «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996, «О средствах массовой информации» от 27.12.1991, «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993, «О рекламе» от 18.07.1995 и других. Учитывая то, что во всех нормативных актах осмысление информации сводится к тому, что она рассматривается как сообщения, сведения, именно такое понимание предлагается применять, анализируя составы преступлений УК РФ. Однако здесь есть определенные трудности. ——————————— <*> Об информации, информатизации и защите информации: ФЗ N 24-ФЗ от 20.02.1995 // СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Большинство преступлений, при совершении которых используется информация, содержит в себе такое понимание информации, которое указано в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Однако гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» содержит статьи (272, 273 и 274), определение информации в которых не представляется нам отвечающим требованиям традиционного ее понимания. Проблема заключается в том, что любая компьютерная программа представляет собой набор символов «1» и «0». И поскольку любому человеку, кроме специалиста, незнакомому с компьютерными технологиями, подобный набор цифр ничего не сообщит, следовательно, программы на «машинном носителе, в электронной вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети» (ст. 272 УК РФ) не могут являться информацией в классическом виде. Этой проблемой занимался В. А. Копылов, который, анализируя положение Закона «Об информации, информатизации и защите информации» в части определения информации как сведений, которые должны иметь место «независимо от формы представления», утверждал, что информация должна быть представлена «в виде, понятном для восприятия человеком» <*>. Отсюда он предложил «вывести из понятия «информация» программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ)». Эту же проблему разрабатывал и С. В. Симонович, с точки зрения которого в пассивном состоянии (в момент создания, распространения) компьютерная программа — это набор сведений. Их действительно можно просмотреть, размножить, распечатать. В активном же состоянии, при работе на компьютере, подобные программы — это не совокупность сведений, а совокупность команд <**>, а команды не являются информацией. Полагаем, данные мнения достаточно разумны и имеют под собой веские основания, к которым можно присоединиться. Тем более что эта точка зрения не противоречит Закону «Об информации, информатизации и защите информации», поскольку последний относит программы для ЭВМ не к информации, а к средствам обеспечения автоматизированных систем и технологий (ст. 2). ——————————— <*> Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристъ, 2002. С. 41. <**> Информатика для юристов и экономистов / Под ред. С. В. Симонович. СПб.: Питер, 2001. С. 19.
Отсюда следует, что УК РФ, закрепляя понятия, зафиксированные в гл. 28, исходил не только не из классического понимания информации, но даже и не из понятия, отраженного в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В связи с этим, чтобы снять существующую проблему, предлагается заменить в гл. 28 понятия «охраняемая законом компьютерная информация», «охраняемая законом информация ЭВМ» и «информация» термином «компьютерная программа». Например, ст. 272 примет такую форму: Ст. 272. Неправомерный доступ к компьютерным программам 1. Неправомерный доступ к компьютерным программам, то есть к программам на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети… 2. То же деяние, повлекшее… Таким образом, мы приходим к выводу, что за исключением гл. 28 понятие информации, данное в Законе «Об информации, информатизации и защите информации», может быть применено к составам преступлений, предусмотренным в УК РФ. Следующая проблема, поставленная к разрешению, — выявление того, в каком качестве предстает информация в российском уголовном законе. С нашей точки зрения, информация в УК РФ представлена в 3-х основных аспектах: как объект преступления, как предмет и как способ или средство совершения преступления. Обсуждая информацию, которая в УК РФ является способом или средством совершения преступления, следует отметить, что в большинстве случаев (при обсуждении связки «средство — способ») она представлена именно как средство совершения общественно опасных деяний. Как средство, то есть то, с помощью чего совершалось преступление, информация, к примеру, зафиксирована в следующих составах: ст. 129 «Клевета», ст. 130 «Оскорбление», ст. 155 «Разглашение тайны усыновления (удочерения)», ст. 182 «Заведомо ложная реклама», ст. 185 «Злоупотребление при эмиссии ценных бумаг», ст. 185.1 «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 207 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма» и другие. Особенностью информации как средства совершения преступления является то, что без ее использования будет отсутствовать само преступление. Так, например, если не будет иметь место распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство лица или подрывающих его репутацию, то есть использование информации, то будет отсутствовать состав преступления, предусмотренный ст. 129 УК РФ. Что же касается информации как способа совершения преступления, то в УК РФ данная информация представлена только в качестве квалифицирующих признаков состава преступления или непосредственно квалифицированного состава как такового. Представляется, что законодателем это сделано было потому, что использование информации повышает общественную опасность деяния, а следовательно, должно отражаться на ответственности за совершение подобного деяния. Например, если клеветнические сведения распространяются в средствах массовой информации, уголовный закон предусматривает за такую клевету повышенную ответственность (ч. 2 ст. 129 УК РФ). Как было отмечено ранее, информация предстает в уголовном законе также в качестве объекта и предмета преступления. Здесь можно привести следующие примеры: ст. 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений», где объектом является закрепленная Конституцией РФ (ч. 2 ст. 23) тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; ст. 155 «Разглашение тайны усыновления», где объектом является гарантированное законом право семьи, которая усыновила ребенка, на сохранение сведений об усыновлении, являющихся тайными и охраняемыми законом именно в таком качестве; ст. 283 «Разглашение государственной тайны», где объектом преступления является сохранность государственной тайны, которая обеспечивается установленным порядком ее хранения, и его нарушение может причинить ущерб государственной безопасности РФ, и другие составы преступлений. Особенностью представления информации как объекта является то, что уголовным законом защищается некоторая совокупность отношений конфиденциального и иного характера, посягательства на которые влечет причинение вреда (или создание угрозы его причинения) не только конкретному потерпевшему (если он есть), но и определенной системе правоотношений, состав, структура и содержание которых свидетельствуют о повышенной защите их со стороны государства. Нарушение этих отношений влечет дисбаланс в правовой системе общества, что, в свою очередь, свидетельствует о действительной необходимости защиты тех конфиденциальных сведений, разглашение которых нежелательно для заинтересованных лиц. Анализ УК РФ показывает, что в подавляющем большинстве случаев информация предстает в качестве предмета преступления. Здесь можно указать такие составы, как ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», ст. 140 «Отказ в предоставлении гражданину информации», ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж» и многие другие. В подобных преступлениях виновный посягает на различные объекты, защищаемые УК РФ, а предметом его деяния является информация как элемент этого объекта. Как известно, предметом преступления является все то, по поводу чего или в связи с чем существует то общественное отношение, на которое посягает преступник. Наличие такого предмета и его потребительские свойства побуждают человека к совершению общественно опасного деяния, с помощью которого он стремится уничтожить, повредить, видоизменить или изъять этот предмет. Информация как предмет любого преступления имеет определенную специфику. В механизме преступного посягательства она предстает как объект материального мира, обладающий основными (конституирующими) свойствами (что, конечно, относится и к информации как объекту, средству и способу совершения преступления). В юридической литературе (В. А. Копылов, М. М. Рассолов, А. Б. Венгеров и другие) выделяются самые разнообразные свойства информации. С нашей точки зрения, основными являются только два — свойство документированной формы и прагматическое свойство. Первое из них говорит само за себя. Второе раскрывает смысл (содержание) рассматриваемого феномена. Посягая на информацию, которая является предметом общественно опасного деяния, преступник рассматривает ее, с одной стороны, как определенную ценность, за счет которой им может быть получена материальная и иная выгода. С другой же стороны, любые сведения для него будут ценными только тогда, когда они зафиксированы на материальном носителе. Такая необходимая для информации двойственность влечет применение самых разнообразных способов совершения преступления (например, при нарушении неприкосновенности частной жизни, совершении государственной измены, шпионаже), что повышает его общественную опасность. Отсюда следует, что информация как предмет преступления должна рассматриваться нами как наиболее важное звено в структуре признаков состава преступления. Следует отметить, что разграничение информации как объекта и предмета преступления имеет чисто практическое значение. С теоретической точки зрения объект и предмет структурно входят в один и тот же признак (элемент) состава преступления — объект, а следовательно, особых трудностей для определения того, что защищается — объект или предмет, нет. Нет их и на практике. Единственное, что следует заметить, — это то, что законодатель в чисто практических целях обозначил вещественное состояние того, на что посягает преступник (информация), и, следовательно, того, что требует доказывания по делу. Последняя обозначенная проблема — какая именно информация защищается УК РФ. Очевидно, что, будучи представленной в качестве способа, средства, объекта и предмета преступления, не возникает сомнений в отношении того, что информация защищается как объект и предмет преступления. Касательно же информации как средства и способа преступления здесь можно утверждать: как способ (средство) совершения преступления информация не защищается. В тех составах преступлений, в которых информация представлена в качестве средства (способа) совершения преступления, защищаются другие объекты, охраняемые законом (например, честь и достоинство личности, интересы семьи и нравственного развития несовершеннолетних, общественные отношения, регулирующие законные методы рекламы в предпринимательской деятельности и другие). Информация как таковая здесь выступает в качестве того, с помощью чего совершается преступление, а, следовательно, не защищается. Завершая анализ проблем применения информации в УК РФ, следует сделать определенные выводы. Во-первых, под информацией в науке понимаются сведения, сообщения. Во-вторых, современное нормативное определение понятия информации дано в ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В-третьих, следует отметить, что рассматриваемый ФЗ правильно определил сущность (суть) информации, и это говорит о возможности применения указанного определения информации в УК РФ в том виде, в каком оно дано в законодательстве. В-четвертых, информация в законе представлена как средство и способ совершения преступления, как объект и предмет преступления. В-пятых, законом защищается информация только как объект и предмет и не защищается как средство (способ) совершения преступления. Сделанные выводы позволяют утверждать, что информация давно стала предметом интересов криминальных элементов и структур, что с использованием информации совершаются самые различные общественно опасные деяния, в связи с чем требуется правовая защита информации как объекта и предмета преступления.
——————————————————————