Правовое регулирование выборов в контексте противодействия политическому экстремизму в Российской Федерации
(Красинский В. В.) («Военно-юридический журнал», 2006, N 5)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В. В. КРАСИНСКИЙ
В. В. Красинский, кандидат юридических наук.
В последние годы в рамках осуществления деятельности компетентных органов по линии защиты конституционного строя Российской Федерации все большее значение приобретает противодействие политическому экстремизму в ходе выборов. Электоральная практика свидетельствует о том, что экстремистские организации пытаются активно использовать выборы для насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, нарушения целостности Российской Федерации, осуществления массовых беспорядков, террористической деятельности, возбуждения расовой, национальной или религиозной розни. С этой целью совершаются преступления экстремистского характера, способные повлиять на явку избирателей, сорвать организацию и проведение выборов, оказать воздействие на принятие решений органами власти. В качестве примера можно привести выборы Главы Карачаево-Черкесской Республики в 1999 г., Главы областной администрации Ульяновской области в 2000 г., Губернатора Красноярского края в 2001 г., мэра г. Новороссийска в 2003 г., выборы в Московскую городскую Думу в 2005 г. и др. <*>. В ряде случаев представителями организованных преступных групп могут осуществляться угрозы расправы и физическое устранение кандидатов-конкурентов и их доверенных лиц <**>. Руководство отдельных политических партий и общественных объединений инициирует в период выборов политическую и социальную нестабильность в регионах, ставит своей целью установление контроля над определенной частью территории государства, отторжение субъектов Федерации. ——————————— <*> Только в период избирательной кампании в Карачаево-Черкесии было возбуждено 24 уголовных дела, связанных с выборами, из них 18 — по ст. 205 УК РФ о терроризме. См.: Долгова А. И., Астанин В. В., Дзюба Д. И., Ильин О. С., Казаков Р. Ю. Деятельность организованной преступности в политической сфере жизни общества // Организованная преступность, миграция, политика. М., 2002. С. 75. <**> Как следует из приговора Челябинского областного суда от 27 марта 2001 г. по делу депутата Законодательного Собрания Челябинской области А. И. Морозова, лидера организованного преступного сообщества, по инициативе Морозова был организован поджог офиса Златоустовского отделения ООД «Честь и Родина», возглавляемого В. Б. Максимовым, а сам Максимов принужден к отказу от участия в выборах главы администрации г. Златоуста.
Взаимосвязь избирательного процесса с проблемой противодействия политическому экстремизму обусловлена как социально-политическим значением выборов в системе народовластия, так и их важностью для защиты основ конституционного строя и обеспечения безопасности государства. Во-первых, проведение свободных и периодических выборов выступает в качестве гарантии воспроизводства и преемственности публичной власти в стране. Во-вторых, выборы могут служить легальным каналом прихода к власти представителей общественных объединений и политических партий экстремистской направленности, их лидеров и участников, стремящихся к продвижению своих кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления. В-третьих, выборы дают возможность обнародования политических программ и участия под определенным прикрытием экстремистских организаций в массовых мероприятиях. В-четвертых, выборы, как правило, широко освещаются в СМИ, поэтому любое экстремистское проявление, поданное в качестве оппозиционной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс. Наконец, субъекты избирательного процесса активно задействуют в рамках агитационной деятельности технологии формирования общественного мнения в период выборов, часть из которых может носить экстремистский характер. В настоящее время нормативную правовую основу противодействия экстремистской деятельности в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Несмотря на то что Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» является фундаментом непосредственного правового регулирования борьбы с экстремизмом, практика его применения только формируется. Это вызвано как отдельными недостатками самого Закона, так и факторами, затрудняющими его реализацию. Анализ содержания настоящего Закона позволяет выявить следующие недостатки. 1. В Законе отсутствует научно-разработанное понятие экстремистской деятельности. Существующее определение экстремизма представляет собой простое перечисление составов преступлений. 2. Законодателем недостаточно четко разграничена экстремистская и террористическая деятельность. Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» террористическая деятельность является составной частью экстремизма. Однако в Федеральных законах «О борьбе с терроризмом» и «О противодействии экстремистской деятельности» имеются составы преступлений, которые одновременно отнесены и к террористическим, и к экстремистским. Примером может служить состав, предусмотренный ст. 208 УК РФ «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем». С другой стороны, если исходить из того, что терроризм — это часть экстремизма, возникает вопрос, почему санкции за совершение преступлений экстремистской направленности существенно мягче. Наконец, представляется не вполне оправданным отсутствие перечня субъектов противодействия экстремистской деятельности и разграничения их компетенции в данной сфере. В свою очередь, как свидетельствует правоприменительная практика, реализация положений настоящего Закона затруднена следующими факторами: нежеланием руководителей уполномоченных государственных органов и отдельных должностных лиц документировать и расследовать преступления экстремистской направленности, преследующие политические цели; дефицитом и значительной текучестью квалифицированных кадров правоохранительных и контролирующих органов, задействованных в борьбе с экстремистской деятельностью; недостаточно высокой координационной деятельностью прокуратуры, правоохранительных органов и судов по противодействию экстремистской деятельности; слабым использованием возможностей профилактических мероприятий, направленных на предупреждение экстремизма <*>. ——————————— <*> См.: Красинский В. В. Об основных проблемах применения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Закон и право. 2003. N 8. С. 13 — 15.
Рассмотрим правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации с позиций противодействия политическому экстремизму. Объектами противоправных посягательств экстремистских формирований в процессе организации и проведения выборов являются: непосредственно избирательный процесс и его участники, их права и свободы; конкретные стадии избирательного процесса, наиболее уязвимые с точки зрения обеспечения национальной безопасности: назначение выборов, образование избирательных округов, выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, финансирование, процедура голосования <*>. ——————————— <*> Здесь следует сделать важную оговорку, поскольку автор рассматривает не все стадии избирательного процесса, а лишь те из них, в процессе которых наиболее активно объективируется экстремистская деятельность.
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» субъекты экстремистской деятельности в сфере организации и проведения выборов подразделяются на четыре основные группы: общественные и религиозные объединения, иные организации, средства массовой информации и физические лица <*>. ——————————— <*> Видимо, законодатель под иными организациями имеет в виду террористические организации и незаконные вооруженные формирования.
Необходимо отметить, что политический экстремизм имеет два взаимосвязанных аспекта: внутренний и внешний. Внутренними субъектами экстремистской деятельности в сфере организации и проведения выборов являются незаконные вооруженные формирования и организации, осуществляющие террористическую деятельность на территории России; действующие в Российской Федерации общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, а также отдельные лица, ставящие целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват или насильственное удержание власти в процессе организации и проведения выборов. Внешними субъектами экстремизма в данной сфере выступают спецслужбы и организации некоторых иностранных государств, а также отдельные зарубежные средства массовой информации, инициирующие и активно поддерживающие деятельность сепаратистских, национал-радикальных, экстремистских движений и организаций на территории России. При анализе стадий избирательного процесса представляется уместным рассматривать перечисленные группы субъектов в совокупности. Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Непринятие обязательного организационного решения о назначении выборов может быть использовано представителями экстремистских организаций в качестве удобного предлога для присвоения или захвата властных полномочий. Вопрос о переносе и отмене назначенных выборов напрямую затрагивает безопасность государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена дата проведения выборов. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения действия чрезвычайного положения. Таким образом, возникает возможность использования режима чрезвычайного положения и для незаконного продления сроков полномочий. Нуждается в законодательном закреплении проблема организации выборов в зоне проведения контртеррористической операции и на прилегающих территориях. Представляется вполне обоснованным дополнить соответствующими положениями ст. 13 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», устанавливающую особенности правового режима в зоне проведения контртеррористической операции. Важным является нормативное правовое регулирование образования избирательных округов и избирательных участков. Это обусловлено тем, что манипуляции представителей экстремистских сил при нарезке избирательных округов может серьезно исказить картину свободного волеизъявления избирателей, способствовать рассредоточению электората потенциального противника, дискредитировать демократические принципы и нормы избирательного права и тем самым причинять вред безопасности Российской Федерации. На стадии выдвижения и регистрации кандидатов наиболее серьезную угрозу для безопасности России представляет деятельность экстремистских общественных и религиозных организаций, стремящихся к продвижению своих кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим наиболее детальному правовому регулированию должны быть подвержены меры по противодействию проникновению экстремистов в органы власти и пресечению возможного подкупа избирателей при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов <*>. ——————————— <*> См.: Красинский В. В. Проблемы борьбы с криминалитетом в ходе избирательных кампаний // Юридический мир. 2003. N 9. С. 4 — 8.
В плане организации противодействия политическому экстремизму отдельного внимания заслуживает стадия предвыборной агитации. Законодательство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами международного права запрещает создание и деятельность экстремистских политических партий и общественных объединений, пропагандирующих и применяющих в ходе избирательного процесса насильственные методы. Конституционные запреты такого рода во время предвыборной агитации подкрепляются нормами уголовного, административного и иного законодательства, регламентирующего организацию и проведение выборов. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, предвыборные агитационные материалы и выступления на собраниях, митингах, в СМИ не должны содержать призывов к осуществлению экстремистской деятельности. Правовые предписания ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержат обязанность правоохранительных органов пресекать в ходе ведения предвыборной агитации призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности РФ, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду, а п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. N 555 «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации» конкретизирует эту обязанность применительно к органам внутренних дел и Федеральной службы безопасности. При получении информации о призывах к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду, а также о готовящихся террористических актах избирательные комиссии сообщают об этом органам Федеральной службы безопасности и органам прокуратуры для принятия соответствующих мер. Согласно п. 9 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по фактам незаконной предвыборной агитации незамедлительно проводится проверка и принимаются меры по пресечению противоправной агитационной деятельности. Вместе с тем, как указано в п. «л» ч. 24 ст. 38 и п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», установленный судом факт призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности Российской Федерации, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду, является основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов либо отмены (аннулирования) регистрации. Так, 26 ноября 2005 г. Московский городской суд отменил регистрацию списка партии «Родина» на выборах в Московскую городскую Думу за «возбуждение национальной ненависти и вражды», а 2 декабря 2005 г. Верховный Суд РФ оставил в силе это решение. Таким же образом в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», ч. 1 ст. 9, п. «а» ч. 3 ст. 41 и п. «а» ч. 3 ст. 42 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия и ее структурное подразделение, осуществляющие экстремистскую деятельность, могут быть ликвидированы соответствующим судом. Пункт 8 ст. 53 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и разд. III Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации закрепляют, что органы Федеральной службы безопасности участвуют в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых в ходе предвыборной агитации общественно-политических и иных массовых мероприятий. Организаторы массовых мероприятий несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения <*>. ——————————— <*> См.: Ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
В период выборов серьезные опасения вызывает использование участниками избирательного процесса и зарубежными государствами средств массовой информации для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности России, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, инспирирования сепаратистских настроений и межнациональных обострений в субъектах Федерации <*>. На фоне возрастающей информационной зависимости России от развитых стран Запада отсутствие целенаправленной контрпропагандистской деятельности и недостаточная активность органов государственной власти в информировании общества и разъяснении принимаемых решений способны негативно повлиять на уровень обеспечения национальной безопасности России. ——————————— <*> Так, в период выборов главы областной администрации Ульяновской области (декабрь 2000 г.) были зафиксированы неоднократные факты распространения плакатов и листовок экстремистского характера, без «выходных данных», направленных против отдельных кандидатов на должность губернатора области и мэра г. Ульяновска. В частности, одна из листовок содержала графические изображения В. А. Шаманова и Ш. Басаева на фоне взорванных домов, с крупно выведенным «приговором» избирателям Ульяновской области: «Чечня не простила. Хочешь, чтобы взорвали и твой дом, — голосуй за генерала».
Для противодействия политическому экстремизму в ходе выборов важное значение приобретает профилактическая деятельность управомоченных органов, направленная на обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественно-политической жизни и правовое воспитание избирателей в период выборов, с целью предотвращения негативных последствий распространения в ходе использования «грязных» избирательных технологий дезинформации, искажающей стратегию и тактику внутри и внешнеполитической деятельности Российской Федерации. СМИ предоставляют оперативным и следственным подразделениям видеоматериалы и публикации, по которым органами Федеральной службы безопасности и прокуратуры могут быть начаты проверки сигналов для установления организаторов, подстрекателей и активных участников противоправных посягательств в ходе избирательных кампаний, а также для возможного использования в качестве доказательств по уголовным делам <*>. ——————————— <*> См.: Ст. 34 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 в редакции Федерального закона от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ «О средствах массовой информации».
Действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения к ответственности организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц в случае нарушения порядка проведения предвыборной агитации и распространения экстремистских материалов (ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. ст. 8 и 11 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»). Реализация полученных материалов об экстремистской деятельности общественных организаций, средств массовой информации либо физических лиц в рамках предоставленной органам Федеральной службы безопасности компетенции не всегда может быть осуществлена без помощи других правоохранительных органов, так как предварительное расследование основных составов преступлений в сфере избирательных прав входит в подследственность прокуратуры. Вместе с тем предварительное следствие по уголовным делам, связанным с выборами (как правило, по составам ст. ст. 105, 205, 207, 212, 277 — 280, 282 УК РФ), но прямо не предусмотренным избирательным законодательством, производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление <*>. ——————————— <*> См. ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. По составам, предусмотренным ст. ст. 105, 212, 282 УК, предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, ст. 205 установлена альтернативная подследственность прокуратуры, органов Федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, а ст. 279 — прокуратуры и органов Федеральной службы безопасности.
Необходимо отметить, что правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных кампаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом отдельных кандидатов, политических партий нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем или в результате взносов экстремистских организаций <*>. Осуществление контроля за порядком финансирования выборов в части возможного отмывания денежных средств вызывает необходимость взаимодействия органов Федеральной службы безопасности с банками, кредитными организациями и органами финансовой разведки. ——————————— <*> См.: Красинский В. В. Борьба с отмыванием денежных средств в ходе выборов: проблема и возможные пути ее разрешения // Право и политика. 2003. N 6. С. 54 — 63.
Важное значение при противодействии политическому экстремизму имеет охрана правопорядка в избирательных участках и обеспечение законности процедуры голосования. В день голосования в ряде мест может активизироваться противоправная деятельность экстремистских сил по разжиганию расовой, национальной или религиозной розни, осуществлению террористической деятельности (заведомо ложные сообщения об актах терроризма, посягательства на жизнь политических и общественных деятелей и другие), совершаемая с целью повлиять на явку избирателей, сорвать организацию и проведение выборов, поставить под сомнение их легитимность. Например, в ходе выборов губернатора Красноярского края в 2002 г. массово распространялись листовки, в которых избирателям предлагалось «в связи с возможными провокациями (взрывы на участках, угрозы химических и бактериологических заражений) не брать детей в день голосования на избирательные участки». В период избирательной кампании губернатора Нижегородской области в 2001 г. фиксировались заведомо ложные сообщения об актах терроризма. На выборах депутатов Народного собрания Республики Дагестан 2003 г. в с. Качалай сторонниками одного из кандидатов были инициированы массовые беспорядки. В связи с этим особую актуальность приобретает обеспечение безопасности населения в местах массового скопления граждан при подготовке и в ходе избирательных кампаний, а также непосредственно в день голосования на избирательных участках. Серьезную опасность для Российской Федерации могут представлять попытки конспиративного целенаправленного вмешательства ряда иностранных государств в организацию и проведение выборов. Примерами подобного воздействия стали вмешательство США в организацию и проведение выборов Президента Югославии 2000 г., целенаправленное формирование международного общественного мнения по поводу итогов выборов в Парламент Грузии 2003 г., поддержка оппозиции на выборах Президента Украины 2004 г. Это связано с тем, что отдельные спецслужбы в период выборов предпринимают попытки скрытой информационно-пропагандистской, финансовой и иной поддержки своих кандидатов на выборные должности, в том числе финансируют организации, деятельность которых носит экстремистский характер. Международные нормативные документы предусматривают, что для наблюдения за ходом выборов могут привлекаться представители международных организаций, а также политических общественных объединений. Как свидетельствует практика, эта категория лиц нередко принимает участие в инициировании международными организациями различных резолюций о нарушениях прав человека, свободе массовой информации с целью нагнетания оппозиционных настроений и осложнения общественно-политической обстановки. Примером может служить подготовка выборов Президента и Парламента Чеченской Республики, в связи с которыми Парламентской Ассамблеей Совета Европы были приняты Резолюции о ситуации в Чеченской Республике и о Трибунале по военным преступлениям в Чечне. С учетом этого необходимо проводить активные внешнеполитические мероприятия, направленные на формирование положительного имиджа Российской Федерации, использовать предусмотренную федеральными законами о выборах процедуру отмены аккредитации международных (иностранных) наблюдателей в случае их вмешательства в избирательный процесс, а также иных нарушений российского законодательства. В заключение выделим ряд проблем, связанных с совершенствованием законодательства о противодействии политическому экстремизму в Российской Федерации, применительно к условиям избирательного процесса. Ключевой проблемой является отсутствие достаточно четкого нормативного обоснования оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов в отношении общественных и религиозных объединений, а также политических партий, в том числе экстремистской направленности. В действующем законодательстве о выборах отсутствуют механизмы ответственности политических партий за кандидатов, баллотирующихся по спискам <*>. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» также не регулирует этот вопрос. Подобное положение дел создает реальную возможность представителям экстремистских сил практически бесконтрольно занимать выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (аналогичная ситуация возникла после победы в 2006 г. террористической организации «Хамас» на парламентских выборах в Палестине). ——————————— <*> С учетом перехода субъектов Российской Федерации на смешанную (мажоритарно-пропорциональную) избирательную систему данная проблема становится еще более острой.
Нормативная основа организации и проведения выборов содержит пробелы правового регулирования, связанные с регламентацией юридически значимого поведения субъектов избирательного процесса при осуществлении деятельности в Интернете. Следует установить общие условия доступа кандидатов, избирательных объединений и блоков к сети Интернет, соответствующие ст. 12 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», и урегулировать порядок проведения предвыборной агитации посредством сетей связи общего пользования. Анализ установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» правил деятельности СМИ свидетельствует о специфике правового статуса ряда организаций СМИ, распространяющих информацию о выборах. В частности, особенность правового режима негосударственных организаций СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями, заключается в освобождении их от обязанности предоставлять печатную площадь всем конкурирующим кандидатам на равных условиях оплаты (п. 5 ст. 50). Кроме того, эта категория не вполне обоснованно освобождена от обязанности не допускать обнародования информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, в случаях, когда эти организации СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации (п. 6 ст. 56). Тем самым данная категория СМИ и их должностные лица выводятся за пределы ответственности, предусмотренной ст. 5.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следует признать, что данное изъятие из общих правил административной юрисдикции противоречит требованиям ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации и гл. 7 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», касающимся защиты чести, достоинства и деловой репутации. Первостепенное значение приобретает также проблема противодействия политическому экстремизму в случае прихода к власти представителей экстремистских организаций. В связи с этим следовало бы ч. 2 ст. 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» изложить в следующей редакции: «В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, к выборным должностям в органах государственной власти и местного самоуправления, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью». Модернизация законодательства о противодействии экстремизму должна проводиться не только на федеральном, но и на региональном уровне путем разработки и принятия нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности организации и проведения выборов. Параллельно с совершенствованием правового регулирования противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям в период выборов представляется целесообразным проведение комплекса следующих мероприятий: создание временных рабочих групп из представителей правоохранительных органов по вопросам обеспечения безопасности и недопущения антиконституционных и террористических акций в процессе организации и проведения выборов; формирование временных оперативных штабов по обеспечению безопасности организации и проведения выборов с привлечением руководителей территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; постоянный мониторинг распространяемых агитационных материалов, публикаций и выступлений кандидатов в СМИ на предмет недопущения экстремистской деятельности; заключение политических договоров о взаимной ответственности и недопустимости использования «грязных» избирательных технологий между партиями, кандидатами и представителями средств массовой информации, участвующими в выборах.
——————————————————————