Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов при налоговом контроле

(Виговский Е. В.) («Налоги» (газета), 2006, N 35)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПРИ НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ

Е. В. ВИГОВСКИЙ

Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга.

В условиях становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации любая деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе и физических лиц, должна находиться под усиленным государственным контролем и требует того же. Целью контроля является прежде всего пресечение попыток уклонения субъектов экономической деятельности от налогообложения и получения неконтролируемых доходов. Для получения и сбора информации о деятельности любого хозяйствующего субъекта правоохранительные органы используют не только официальные источники информации, полученные от налоговых органов, внебюджетных фондов, но и во множестве случаев направляют непосредственно запросы руководителям и главным бухгалтерам организаций, что является в большинстве случаев постоянным и часто встречающимся на практике. В связи с этим у руководителей возникают вопросы, в каком объеме они могут предоставлять информацию сотрудникам органов внутренних дел (милиции) о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о его сотрудниках и многое другое. Довольно часто запрашиваемая информация поступает из различных региональных ОВД России, ненадлежащим образом оформленные запросы, подписанные неуполномоченными лицами милиции, и т. д. Возникают вопросы о соблюдении налоговой и коммерческой тайны организации, а также правомочности предоставления всего объема информации. Пример: В организацию, расположенную в г. Москве, поступил запрос Костромского ОВД, исполненный не на бланке ОВД, о лицах, работающих в организации (предоставление их паспортных данных, занимаемой должности и размера заработной платы). Запрос подписан заместителем начальника отдела ОВД по общественной безопасности без мотивации запрашиваемой информации. В данном случае у руководителя возникает вопрос, предоставлять ли информацию по таким запросам. Учитывая, что деятельность правоохранительных органов строится строго по территориальному принципу и направлениям деятельности их служб и регламентируется прежде всего Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», подобного рода запросы можно считать неправомерными. Кроме того, сведения о сотрудниках любой организации не подлежат разглашению и имеют определенный порядок их передачи. Пример: Сотрудником органов внутренних дел представлен немотивированный запрос в организацию с требованием предоставить приказ о назначении на должность и об увольнении работника организации, а также сведения о его местонахождении, домашнем адресе, телефоне. С руководителя отдела кадров по данному вопросу получено письменное объяснение. Статьей 87 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) установлен порядок хранения и использования персональных данных работников. Согласно требованиям данной статьи ТК РФ порядок хранения и использования персональных данных работников в организации устанавливается работодателем с соблюдением требований данного Кодекса. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 90 ТК РФ). В данном примере представление немотивированного и подобного рода запроса является неправомерным. Кроме того, согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Об оформлении поступающих запросов

Поступающие от органов внутренних дел (милиции) запросы по своей природе являются прежде всего документами, к оформлению которых также предъявляются определенные требования. Как иной любой орган государственной власти, подразделения органов внутренних дел (милиции) имеют свои логотипы, надлежащим образом оформленные бланки определенной формы. Это могут быть формы подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, подразделений вневедомственной охраны и т. д. Практически всегда любые запросы, поступающие из органов внутренних дел, должны быть вложены в конверты, на которых должен стоять штамп того либо иного подразделения милиции, иметь почтовые индексы отправки и поступления в почтовые отделения по месту нахождения организации. На самом запросе в обязательном порядке должен быть проставлен исходящий номер и указана дата отправления запроса. Поскольку все запросы в той либо иной степени затрагивают финансово-хозяйственную деятельность самой организации либо ее партнеров, то предоставление ответов на них может повлиять на репутацию организации. Обладание коммерческой либо налоговой тайной партнеров может также повлечь и установленную законом ответственность руководителя организации, поскольку разглашение налоговой и коммерческой тайны преследуется в уголовном порядке. Мотивировка поступающих запросов не должна содержать вольного трактования содержащихся в них требований. Пример: В адрес организации поступил запрос от заместителя руководителя районного органа внутренних дел с требованием представить годовые бухгалтерские отчеты за несколько лет. Какие-либо ссылки на действующее законодательство в запросе отсутствовали. Согласно Закону Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» должностные лица органов внутренних дел могут требовать от руководителей организации и их должностных лиц предоставлять документы и сведения. В данном случае отсутствие мотивировки и необходимости предоставления годовых бухгалтерских отчетов может служить основанием для оставления поступившего запроса без ответа. Имеет место предоставление запросов непосредственно в любую организацию сотрудниками органов внутренних дел (милиции). Могут быть истребованы непосредственно копии с трудовых книжек сотрудников, декларации по налогам и многое другое. Как правило, в подобных случаях руководителю организации трудно принять решение о предоставлении запрашиваемой информации. В случае поступления таких запросов необходимо позвонить лицу, которое запрашивает информацию, либо руководителю подразделения органов внутренних дел (милиции). Во множестве случаев могут иметь место требования предоставить те либо иные сведения по телефону. Данные требования могут поступать от различных должностных лиц, включая также участковых уполномоченных органов внутренних дел (милиции). В данном случае никто не вправе запрашивать по телефону какую-либо информацию. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Закон) информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации. Таким образом, поступающие запросы в организации от различных подразделений органов внутренних дел (милиции) с требованием о предоставлении информационных ресурсов организации являются собственностью организации и прежде всего могут предоставляться только в соответствии с действующим законодательством. Предоставление сведений по мотивированным запросам подразделениям органов внутренних дел может иметь место в случае проведения совместных выездных налоговых проверок предприятий, учреждений и организаций. При проведении проверок могут быть истребованы документы о финансово-хозяйственной деятельности организации, может производиться их ксерокопирование, выемка и изъятие. Согласно п. 8 ст. 9 Закона Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время на подразделения органов внутренних дел возложены задачи по выявлению административных правонарушений. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержится более 100 составов административных правонарушений, в соответствии с которыми уполномоченные должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности. Так, ст. 26.9 КоАП РФ регламентируется порядок поручений и запросов по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 1 ст. 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных данным Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. В данном случае может идти речь о том, что любое уполномоченное лицо органа внутренних дел может направить запрос в соответствующий территориальный орган внутренних дел для получения доказательств по делу об административном правонарушении. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежит исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса (ч. 2 ст. 26.9 КоАП РФ). Как правило, в таких поручениях и запросах, что касается административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, содержатся требования о предоставлении соответствующих документов от юридических лиц и граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении. Пример: От территориального органа внутренних дел поступил запрос в организацию предоставить копию акта проверки уполномоченным банком работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций со ссылкой на ст. 26.9 и соответствующие статьи КоАП РФ. В подобного рода случаях руководитель организации обязан предоставить копию акта проверки, поскольку все должностные лица предприятий, учреждений и организаций обязаны соблюдать требования КоАП РФ. В случае непредставления копии акта руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности за невыполнение требований об устранении нарушений действующего законодательства. Кроме того, следует иметь в виду, что при поступлении сомнительных запросов по своему оформлению и содержанию, немотивированных запросов необходимо выяснить прежде всего их правомерность. Поэтому в настоящей статье будут освещены отдельные вопросы, как защитить организацию от несанкционированных и неправомерных запросов.

Сбор и обработка информации правоохранительными органами (милицией) в системе государственного контроля

Сбор и обработка информации о деятельности предприятий, учреждений и организаций занимает главенствующее место в системе деятельности правоохранительных органов внутренних дел (милиции), целью которых является выявление экономических субъектов, предпринимательская деятельность которых ведется с нарушением налогового законодательства, уклонением от уплаты налогов и сборов, а также неплатежей в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования и т. д.). Правоохранительные органы осуществляют сбор и обработку информации об экономических субъектах, которые вызывают оперативный интерес, с целью пресечения экономических преступлений самостоятельно либо с непосредственным взаимодействием с вышеперечисленными органами, включая федеральные органы налоговой службы, и их территориальными подразделениями. Действующее законодательство Российской Федерации, прежде всего Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», предоставило правоохранительным органам большие полномочия. Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены, в частности, следующие права: — вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; — получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них; — получать от должностных лиц и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; — получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации. Необходимо отметить, что использование сотрудниками органов внутренних дел (милицией) предоставленных им прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию Законом Российской Федерации от 18 апреля 1993 г. N 1026-1 «О милиции».

Предоставление органам внутренних дел (милиции) информации федеральными органами налоговой службы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков» утверждены Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Данные Правила устанавливают порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов. Несомненно, данные Правила при формировании баз данных имеют существенное значение для осуществления налогового контроля не только за предприятиями, учреждениями, организациями, но и физическими лицами. В установленные ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации сроки регистрирующие органы, совершающие определенные действия в отношении физических лиц и их недвижимого имущества, обязаны направлять в налоговые органы сведения по определенному перечню для ведения и формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков. Следует отметить, что в настоящее время налоговые органы осуществляют регистрацию юридических лиц в соответствии с рядом принятых законодательных актов. На основании законодательных актов осуществляется регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Территориальные подразделения федеральной налоговой службы осуществляют при регистрации лиц сбор и хранение не только уставных документов организаций, но и документов, содержащих сведения об учредителях организации и многое другое. При поступлении мотивированного запроса от подразделений органов внутренних дел налоговый орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязан предоставить запрашиваемую информацию. Правоохранительные органы милиции имеют право запрашивать объем необходимой им информации о хозяйствующих субъектах на безвозмездной основе. Таким образом, подразделения органов внутренних дел (милиции) могут использовать базы данных федеральных органов налоговой службы и ее территориальных подразделений.

Исполнение запросов органов внутренних дел (милиции) в уголовно-процессуальном порядке

В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, должностные лица органов внутренних дел (милиции) проводят дознание и предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономических преступлений. Дознаватель и следователь используют предусмотренные УПК РФ права и производят необходимые следственные действия. В процессе проведения следственных мероприятий по уголовному делу производится сбор доказательств. Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Согласно ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводами для возбуждения уголовного дела служат заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. В порядке и в сроки, предусмотренные ст. 144 УПК РФ, осуществляется рассмотрение заявления (сообщения) о преступлении. При проведении необходимых мероприятий лицо — дознаватель, следователь, прокурор могут производить необходимые действия. Такими действиями могут быть не только истребование доказательств, требующих проверки, но и представление по соответствующим запросам вышеуказанных лиц всевозможного рода документов посредством направления запросов. Пример: Из районного УВД поступил запрос в организацию, подписанный начальником отдела дознания, о предоставлении подлинников договоров, заключенных с одним из предприятий. В запросе сделаны ссылки на ст. 140, 144, 145 УПК РФ. Запрос представлен письменно руководителю организации дознавателем. В данном случае руководитель организации должен выяснить, по каким фактам истребуется доказательство и необходимость представления подлинников договоров. В данном случае, если возбуждено уголовное дело, дознаватель обязан представить постановление о производстве отдельного следственного действия, поскольку предоставление таких документов (договоров) является по запросу неправомерным. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, должна производиться их выемка. Выемка документов должна производиться в порядке, установленном ст. 183 УПК РФ. До начала производства выемки дознаватель обязан предъявить постановление о ее производстве, а в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 183 УПК РФ, — судебное решение, разрешающее ее производство. При производстве выемки документов, а в данном случае договоров, должны присутствовать понятые, а также лицо, в помещении которого производится выемка документов. При производстве выемки вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится выемка документов. При производстве данного следственного действия в обязательном порядке должен быть составлен протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

Порядок обжалования действий сотрудников органов внутренних дел (милиции)

Согласно ст. 37 Налогового кодекса Российской Федерации органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. В случае если при проведении мероприятий, а именно выездных налоговых проверок, предприятию, учреждению, организации причинен ущерб, убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном данным Кодексом и иными федеральными законами. Необходимо отметить, что контроль за деятельностью правоохранительных органов (милиции) обязаны осуществлять не только органы прокуратуры, но и вышестоящее в порядке подчиненности руководство. Во всех случаях предприятие, учреждение, организация могут обратиться также в суд общей юрисдикции за возмещением причиненного ущерба, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, в арбитражный суд по месту нахождения самой организации. Знание основ права и грамотное разрешение возникающих ситуаций смогут предотвратить наступление вредных последствий и исключить любые случаи обжалования действий должностных лиц органов внутренних дел (милиции). Возможность участия органов внутренних дел в выездных налоговых проверках определяется п. 1 ст. 36 НК РФ. А порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при проведении выездной налоговой проверки установлен Приказом МВД РФ и МНС РФ от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (далее — Инструкция). Пунктом 8 Инструкции установлено, что сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Мотивированный запрос налогового органа об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке может быть направлен в орган внутренних дел как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения. Основаниями мотивированного запроса могут являться: — наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и необходимость проверки этих данных специалистами-ревизорами и (или) сотрудниками оперативных подразделений. В этом случае в запросе должны быть описаны форма, характер и содержание предполагаемого налогового нарушения; — назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки по материалам о нарушениях налогового законодательства, полученным налоговым органом от органов внутренних дел; — необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей. Если выездная налоговая проверка назначается на основании постановления, вынесенного по находящемуся в производстве уголовному делу, в решении о проведении налоговой проверки должны учитываться поставленные вопросы и предложения по характеру, сроку и объему проверки, содержащиеся в постановлении. По результатам совместной проверки составляется акт, который подписывается всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа. В соответствии с п. 25 Инструкции копия решения, выносимого по результатам проверки руководителем налогового органа, в трехдневный срок с момента вынесения решения направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки. Если в результате проверки были выявлены нарушения, за которые должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, то протокол об административном правонарушении в соответствии с п. 7 ст. 101 НК составляет уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ. Однако по тем составам, которые отнесены КоАП к компетенции органов внутренних дел, протоколы об административных правонарушениях составляют их должностные лица. При этом следует иметь в виду, что никто не может привлекаться к административной ответственности по одному и тому же правонарушению дважды. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, органы внутренних дел (милиции) наделены правом самостоятельно проводить проверки налогоплательщиков и взаимодействовать с налоговыми органами <1>.

Полномочия органов внутренних дел при самостоятельных проверках

Деятельность органов внутренних дел в зависимости от выполняемых задач регламентируется различными законами. Так, проверка имеющихся данных о нарушении законодательства, влекущем уголовную или административную ответственность, в сфере предпринимательской, финансовой, хозяйственной и торговой деятельности осуществляется в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона о милиции. Меры по обеспечению производства по делу об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности, налогов и сборов, финансов и рынка ценных бумаг предусмотрены в гл. 27 КоАП. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе и налоговых, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, регламентируется Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об оперативно-розыскной деятельности). В случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ), органы внутренних дел (милиции) проводят дознание и предварительное следствие по уголовным делам в сфере экономических преступлений. Для достижения этих целей органам внутренних дел предоставлено право, в частности, производить осмотр и изъятие вещей и документов. Эти мероприятия предусмотрены всеми перечисленными выше законами, а именно ч. 1 п. 25 ст. 11 Закона о милиции, ст. 27.8 — 27.10 КоАП, ст. 182 УПК, ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности. Органы внутренних дел имеют право: проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства; временно изымать данные документы; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить такие проверки; изымать образцы сырья и продукции с обязательным составлением протокола; осуществлять контрольные закупки; проводить досмотр транспортных средств. Процедуры осмотра и изъятия документов и вещей прописаны в каждом из вышеперечисленных законов и по своей сути совпадают. Важно, что указанные действия должны производиться в строго определенном процессуальном порядке. Прежде всего любые проверки производятся при наличии постановления начальника органа внутренних дел (органа милиции)или его заместителя, копия которого вручается собственнику имущества или его представителям перед началом проверки. В постановлении должны быть приведены основания и цель проверки. Основанием для осмотра и изъятия может быть производство по делам об административных правонарушениях, возбужденное уголовное дело, поручение или постановление следователя или органа дознания, указание прокурора или определение суда по административным и уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и др. Если нет достаточных данных для возбуждения уголовного дела, основанием для осмотра и изъятия являются сведения, ставшие известными органам внутренних дел, о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний или о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления. При осмотре вещей и документов должны присутствовать двое понятых, собственник имущества либо его представители, а при отсутствии таковых — представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Собственнику имущества или его представителям вручаются копии протоколов и описей, составленных в результате осмотра. При изъятии вещей и документов обязательно составляется протокол и описи изымаемых вещей и документов, копии которых передаются собственнику или его представителю. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Некоторыми законами установлены сроки, на которые могут изыматься документы. Например, согласно п. 25 ст. 11 Закона о милиции опечатывание помещений и изъятие документов могут производиться на срок не более семи суток, а если это приведет к приостановлению деятельности организации — на срок не более 48 часов. Устанавливая в ходе осмотра принадлежность тех или иных вещей к деятельности организации, а также фиксируя факты совершения тех или иных видов хозяйственных операций, например работы с денежной наличностью, могут быть проверены различные бухгалтерские документы, такие как приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера, платежные поручения, накладные, акты сдачи-приемки работ; регистры бухгалтерского учета; инвентарные карточки, карточки складского учета, журналы регистрации, кассовая книга, договоры и другие документы. В целях обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов об изъятии, должны быть получены соответствующие объяснения от уполномоченных лиц юридического лица, истребованы документы, а также приняты меры, необходимые для получения доказательств, подтверждающих право собственности какого-либо лица на изъятое имущество либо невозможность установления собственника.

——————————————————————