Жилищный учет в Москве в свете нового Закона о персональных данных

(Потяркин Д. Е.) («Семейное и жилищное право», 2006, N 4)

ЖИЛИЩНЫЙ УЧЕТ В МОСКВЕ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Д. Е. ПОТЯРКИН

Потяркин Д. Е., начальник отдела ревизий и проверок Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации 2004 г. (далее по тексту — ЖК) одним из условий предоставления жилого помещения по договору социального найма является состояние на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК). Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. При этом в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге перечни отнесенных ЖК к компетенции органов местного самоуправления вопросов, которые решают органы местного самоуправления на территориях каждого из этих городов, определяются законами данных субъектов Российской Федерации. В Москве жилищный учет ведется уполномоченным органом исполнительной власти города (ч. 1 ст. 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»). Как следует из п. 2.24, 2.25 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 310-ПП, соответствующими полномочиями на ведение жилищного учета обладает Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы — структурное подразделение Правительства Москвы. На каждую семью, принятую на жилищный учет, формируется так называемое учетное дело, содержание которого определено Инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел очередников в управлении муниципального жилья административного округа, утвержденной распоряжением указанного Департамента от 24 сентября 1999 г. N 110. В каждом учетном деле содержится следующая основная информация: — личные данные (фамилия, имя, отчество каждого члена семьи, зарегистрированного по месту жительства в жилом помещении; документы о родственном отношении между ними — например, свидетельство о браке, о рождении; документы о наличии жилищных льгот — например, справка о состоянии здоровья, дающая право на внеочередное получение жилого помещения); — характеристика занимаемого жилого помещения (размер, количество комнат, этаж и т. д.); — сведения об иных помещениях, права на которые есть у членов данной семьи. Большая часть информации поступает вместе с заявлением о постановке на учет. К заявлению прикладываются в том числе перечисленные выше паспорт, свидетельство о рождении (для несовершеннолетних граждан, не достигших 14 лет), свидетельство о браке, документы об имеющихся у заявителя льготах. При этом заявитель и члены его семьи дают согласие на проверку указанных в заявлении сведений, а также согласие на запрос документов, необходимых для рассмотрения заявления <1>. ——————————— <1> Форма заявления утверждена Постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. N 953-ПП «О порядке рассмотрения заявления граждан о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в режиме «одного окна».

В этой связи согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту — Закон о персональных данных) возникают два заключения: — во-первых, практически вся перечисленная выше информация относится к разряду «персональных данных»; — и, во-вторых, ее обработка подпадает под регулирование указанного Закона. В целях формирования ежегодных планов предоставления гражданам жилой площади в порядке очередности и исходя из имеющихся льгот данная информация подлежит постоянной актуализации. Обновление имеющихся в деле документов требуется также и с точки зрения проверки самого факта нуждаемости в улучшении жилищных условий с помощью государства. Однако новый Федеральный закон ввел определенные ограничения, связанные с обработкой персональных данных. Перечислим основные из них. Государственные органы вправе принимать нормативные акты по вопросам, касающимся обработки персональных данных. Указанные акты подлежат официальному опубликованию (ст. 4 Закона о персональных данных), в связи с чем акты Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, включая упомянутую Инструкцию о ведении учетных дел, должны быть также опубликованы. Далее, условием обработки персональных данных (то есть сбора, систематизации, хранения, обновления и т. д.) является согласие на то гражданина, к которому относится собираемая информация. Случаи, когда такое согласие не требуется, перечислены в ч. 2 ст. 6 Закона о персональных данных. К их числу, в частности, относится обработка данных на основании федерального закона, что, полагаем, требует соответствующего уточнения Жилищного кодекса. Пока такого положения нет в ЖК, считаем возможным, чтобы гражданин и члены его семьи при подаче заявления о постановке на учет давали также согласие не только на проверку заявленных сведений, но и на обработку своих персональных данных. При этом жилищные органы, ведущие жилищный учет, должны также уведомить уполномоченный государственный орган по защите прав субъектов персональных данных о своей деятельности по обработке этих данных (ст. 22 Закона о персональных данных). В случае достижения цели обработки персональных данных (таковой в нашем примере может являться обоснованное предоставление жилого помещения, субсидии или иной государственной помощи) жилищный орган должен уничтожить персональные данные в течение трех рабочих дней (ч. 4 ст. 21 Закона о персональных данных). В целях контроля за обоснованностью и правомерностью предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда или иного содействия государством в решении жилищной проблемы гражданина указанная норма звучит абсурдно. Соответственно, справедлива рекомендация хранить списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела более длительный срок, а именно десять лет после предоставления жилого помещения (п. 22 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. N 18). В данном случае информация должна переходить в разряд архивной и, соответственно, исключаться из сферы действия Закона о персональных данных (п. 2 ч. 2 ст. 1).

——————————————————————