Приказ без прикрас
(Козлов И.)
(«ЭЖ-Юрист», 2006, N 41)
ПРИКАЗ БЕЗ ПРИКРАС
И. КОЗЛОВ
Иван Козлов, эксперт «ЭЖ-Юрист».
Одно из широко освещенных СМИ событий в правовой сфере — регистрация Минюстом России Приказа ФСБ России от 16.05.2006 N 205. Комментарии к нему заставляли подозревать данный акт в радикальном реформировании уголовного процесса и законодательства об ОРД. На деле имеют место скорее юридико-технические изменения, не влекущие сколь-либо существенных последствий.
Приказом N 205 утверждена, по сути, инструкция по делопроизводству для тех подразделений органов ФСБ России, к компетенции которых относится прием и рассмотрение заявлений о преступлениях и иных обращений с информацией о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности.
В нем подробно регламентируется порядок действий сотрудников этих органов при получении, документальном оформлении, регистрации поступающих подобных заявлений и обращений.
Следует отметить, что ранее регулировавший данные вопросы Приказ ФСБ России от 14.01.2004 N 23 фактически содержал аналогичные нормы. Новая редакция Инструкции, утвержденная Приказом N 205, при сравнении с прежней позволяет выявить лишь некоторые редакционные изменения, имеющие скорее юридико-техническую природу, нежели меняющие порядок деятельности органов ФСБ России по существу.
На наш взгляд, о причине пересмотра порядка нетрудно догадаться, обратив внимание на преамбулу Приказа. В ней упоминается, что Приказ принят в соответствии с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденным Приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399. Указанный документ регулирует прошедший во всех «силовых» ведомствах процесс унификации процедуры принятия заявлений о преступлениях — именно в рамках этого процесса и был принят Приказ N 205.
В связи с этим вызывает удивление столь бурное обсуждение Приказа N 205 в некоторых сетевых СМИ: «Теперь российским провайдерам будет гораздо легче стучать на своих клиентов — достаточно будет электронного сообщения в ФСБ», «Теперь гебистам, для того чтобы установить за вами слежку, не нужно никаких оснований, достаточно будет состряпанного ими же письма по электронной почте» (цитаты с сайта http://ll-media. info).
Поводом для этого, по видимости, являются формулировки Приказа N 205 о том, что «иная информация о преступлениях» может быть получена в том числе и по электронной почте, а также о том, что по результатам рассмотрения анонимного обращения может быть проведена проверка.
В то же время и ранее действовавший Приказ N 23 также содержал указание о том, что «иная информация о преступлениях» является поводом для возбуждения уголовного дела — не было лишь прямого упоминания об электронной почте. Но такой уровень детализации, как хорошо известно любому юристу, зачастую является излишним даже для подзаконного акта.
Равным образом в ранее действовавшем Приказе N 23 существовали нормы о порядке проверки анонимных заявлений (которые могут поступить как по обычной, так и по электронной почте, равно как и электронные сообщения могут как содержать сведения о заявителе, так и быть анонимными — эти два понятия не следует смешивать).
Более того, на правовую природу анонимок Приказ N 205 в принципе повлиять не мог, поскольку данный вопрос регулируется на уровне УПК РФ, в ч. 7 ст. 141 которого установлено, что такое сообщение не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.
Таким образом, каких-либо радикальных новелл рассматриваемый Приказ не содержит. Как это нередко бывает, восприятие общественностью нормативного акта искажено низким уровня правовой грамотности.
——————————————————————