Генезис организационно-технического обеспечения Интернета в аспекте его правового регулирования

(Кузнецов Д. А.) («История государства и права», 2008, N 1)

ГЕНЕЗИС ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТА В АСПЕКТЕ ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Д. А. КУЗНЕЦОВ

Интенсивное внедрение современных информационных технологий в экономику, государственное управление, а также в разнообразные общественные процессы является важнейшей составляющей ускоренного развития России, структурных преобразований в экономике и реформы государственного управления. Это отражается в растущем внутреннем спросе на информационные технологии. Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей информационных технологий является Интернет. По информации с netsizer. com от Telcordia, к сентябрю 2002 г. число пользователей сети Интернет превысило 840 миллионов. К 2010 г. прогнозируется, что 80% всей планеты будет охвачено Интернетом. Рост пользователей Интернета и финансовые затраты — всего лишь часть роста. Одним из важнейших показателей является развитие российского сегмента Интернета — домена первого уровня RU. В сентябре 2005 г. в зоне RU было зарегистрировано 446730 доменных имен (создано интернет-сайтов) <1>. ——————————— <1> Фонд «Общественное мнение». Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 14. 2005.

Развитие информационных технологий (ИТ) и автоматизированных информационных систем (АИС) привело к созданию Интернета. В ряде случаев под Интернетом понимают всемирную компьютерную сеть, которая сыграла важнейшую роль в формировании глобального международного информационного пространства. Интернет оказывает сильнейшее информационное, научное, социальное, политическое и экономическое влияние на все мировое сообщество в целом и на Россию в частности. Как известно, суть любого явления видна при рассмотрении истории этого явления, и поэтому было немало научно-исследовательских работ, посвященных истории создания и развития сети Интернет. Так, В. О. Колятин, В. М. Боер, А. В. Соколов, В. П. Леонтьев и др. подробно рассматривали его историю создания и возникновения. Основываясь на трудах вышеперечисленных авторов, мы приведем краткую историческую справку, которая необходима для обозначения сущности такого сложного явления, как Интернет. Создание прототипа сегодняшней всемирной сети происходило в атмосфере «холодной войны» между двумя супердержавами — СССР и США. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе произошло событие мирового значения — впервые в истории был запущен искусственный спутник Земли. Успешный запуск космического спутника показал потенциальную возможность использования околоземного пространства в военных целях. Технологический скачок СССР заставил США задуматься о разработках не только адекватных наступательных, но и оборонительных средств. В числе прочих такая задача была поставлена перед созданным в 1958 г. Управлением передовых исследовательских проектов при Министерстве обороны США (ARPA). Стало ясно, что в условиях нависшей угрозы военного конфликта военное ведомство нуждалось в возможности оперативной передачи любой информации при децентрализации штаба и сохранении боеспособности системы в случае повреждения или уничтожения одного или нескольких узлов <2>. ——————————— <2> Серго А. Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. С. 7.

В 1961 г. студент Массачусетского технологического института Л. Кляйнрок разработал технологию пакетной коммуникации (разбивка файлов на части и их пересылка разными путями получателю). Тогда же Дж. Ликлайдер выдвинул концепцию «Галактической сети». Автор описывает создание глобальной сети взаимосвязанных компьютеров, с помощью которой каждый сможет быстро получать доступ к данным и программам, расположенным на любом компьютере. Через год он возглавил компьютерное направление в ARPA. С 1965 г. прошли эксперименты по соединению компьютеров и объединению их в сеть (Net). Наконец, 2 сентября 1969 г. два компьютера были успешно соединены между собой и начали обмениваться данными друг с другом, а 20 октября этот эксперимент был проведен между компьютерами, находящимися в разных городах. С этого момента начинает свою работу первая в истории компьютерная сеть — ARPANet, к которой начинают подключаться все новые и новые компьютеры военных и научных учреждений. В 1971 г. Р. Томлисон разработал систему электронной почты и предложил использовать значок @ («собака») для адресации. С середины 70-х начинается стремительное расширение сети. К ней подключаются все новые и новые пользователи. В 1976 г. Р. Мсткалф создал первую локальную компьютерную сеть Интранет (Ethernet). Идет дальнейшее увеличение числа пользователей, и, исчерпав возможности используемого протокола NCP <3>, все компьютеры ARPANet (около 400) одновременно 1 января 1983 г. перешли на TCP/IP. Тогда же произошло разделение Сети на MilNet (военная сеть) и ARPANet (научная сеть) <4>. В 80-х годах продолжалось стремительное расширение ARPANet за счет подключения к ней все новых и новых пользователей. В 1986 г. на базе ARPANet создастся NSFNet — сеть, созданная Национальным фондом науки США (NSF), охватившая около 10 тысяч компьютеров в США и за рубежом. ——————————— <3> Novell NetWare Core Protocol — Протокол ядра NetWare, протокол NCP содержит функции сеансового и представительского уровня. Используется сервером для предоставления сетевых услуг печати клиентам NetWare. <4> Серго А. Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. С. 8.

В начале 1991 г. Европейская физическая лаборатория создала протокол — World Wide Web (WWW), а 17 мая 1991 г. запустила первый web-сервер. Начался очередной скачок развития сети. К середине 90-х к сети было подключено более 13 млн. компьютеров по всему миру и существовало около 500 тысяч сайтов <5>. Такого стремительного «завоевания» аудитории не знало ни одно достижение человечества. Для сравнения (по оценкам в США): чтобы охватить аудиторию в 50 миллионов человек, радио потребовалось 38 лет, телевидению — 13, а Интернету всего 5 лет. По данным исследования «Интернет-Монитор», проведенного агентством «МАСМИ» и компанией «Pro Active International», за 2001 г. число пользователей Интернет в России выросло более чем в три раза; по сведениям фонда «Общественное мнение», с осени 2002 г. по весну 2004 г. рост пользователей сети Интернет составил 6 миллионов: с 9 до 15 миллионов человек <6>. ——————————— <5> Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. М., 2004. С. 8. <6> Бабарыкин П. В. Гражданско-правовое регулирование создания и использования сайтов сети Интернет: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2005. С. 51.

Из представленного выше историко-статистического анализа следует особо подчеркнуть, что Интернет создавался на основе сети ARPANet, которая, в свою очередь, планировалась как сеть, способная выжить даже в ходе ядерной войны. Основные ее свойства заключались в децентрализации и автономности работы каждого из ее сегментов. В то же время, как и любая другая военная сеть, целью которой является связь и управление, в ARPANet предусмотрено четкое определение как адресата, так и получателя электронного сообщения. Без этой важной технической функции невозможна инженерно-техническая организация работы сети. Именно эта базовая особенность, заложенная в архитектуре самой сети и «переданная по наследству», позволила Интернету в кратчайшие сроки завоевать мир. Огромное число пользователей, разветвленная инфраструктура, быстрый доступ к различным видам электронной информации (составляющей информационные ресурсы сети), принципиально новые возможности в сфере экономики, предпринимательства, безналичных банковских операций, образования, социальных услуг, муниципального и государственного управления, а также возникающие угрозы информационной безопасности — все это огромный пласт отношений, требующих правового регулирования. Данной проблематике посвящено немало научной и учебной литературы. Однако до сих пор существует недооценка роли государства в правовом регулировании вышеназванных отношений в сфере Интернета и подобных ей сетей. Примером могут послужить Рекомендации по организации деятельности лиц в сфере интернет-коммерции в Российской Федерации, подготовленные М. В. Якушевым и представленные на слушаниях в Государственной Думе 22 мая 2000 г. В Рекомендациях говорится о «возможности и целесообразности развития механизмов саморегуляции и общественного самоуправления в сфере интернет-коммерции и отношений, связанных с использованием сети Интернет в Российской Федерации». Аналогичная точка зрения по данному вопросу присутствует и в иностранной юридической доктрине. Причем А. А. Тедеев выделяет тот факт, что большая часть этих учений написана зарубежными учеными, известными крайне либеральными взглядами на экономику и верящими в возможность ее самостоятельной регуляции без сколько-нибудь значимого участия государства. Мы полностью разделяем точку зрения А. А. Тедеева, который утверждает, что среди отечественных ученых не должно быть и тени сомнения в необходимости государственного регулирования отношений в Интернете <7>. До сих пор чувствуются отголоски ослабления нашего государства, произошедшего по различным причинам, в том числе и из-за чрезмерного распространения вышеупомянутых либеральных взглядов и концепций, пропагандирующих чрезмерное ограничение роли государства во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе информационной сфере. Как справедливо указывает Г. А. Тосунян относительно роли государства в правовом регулировании, «будучи формой государственного управления общественными процессами, система государственного регулирования призвана создавать благоприятные экономические, правовые и организационные условия для функционирования учреждений, предприятий и организаций» <8>. ——————————— <7> Тедеев А. А. Информационное право. М.: Эксмо, 2005. С. 23. <8> Тосунян Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России. М.: Дело, 1997. С. 30.

Таким образом, необходимость государственного регулирования отношений в сфере Всемирной паутины для нас очевидна. Отметим, что научные исследования в этой сфере велись такими известными учеными-правоведами, как А. А. Тедеев, В. А. Копылов, С. Е. Чаннов, В. Н. Лопатин и др., однако качественного законодательно закрепленного понятия «Интернет» и ряда других ключевых терминов еще нет. Вместе с тем проведенный нами анализ законодательных актов посредством правовой автоматизированной базы данных «ГАРАНТ» показал, что термин «Интернет» используется более чем в 90 законодательных актах (в том числе в федеральных и конституционных законах) <9>. Примером могут послужить следующие из них: ——————————— <9> «ГАРАНТ-Максимум. Практика ФАС округов. ПРАЙМ», дата обновления программы — 04.08.2006, всего документов в комплекте — 659289.

— п. 1 ст. 5.5, п. 1 ст. 7.30, ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля 2007 г.) <10>; ——————————— <10> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2007. С. 18, 42.

— п. 25 ч. 1 ст. 264 главы 25 части 1 Налогового кодекса РФ <11>; ——————————— <11> Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2006. С. 210.

— ст. 11 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г.) <12>; ——————————— <12> Градостроительный кодекс Российской Федерации. М., 2007. С. 12.

— п. 9 ч. 1 ст. 247 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ <13>; ——————————— <13> Российская газета. 2002. 27 июля.

— п. 3 ст. 30.1, п. п. 9, 11, 29 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ <14>; ——————————— <14> Российская газета. 2001. 30 октября.

— ст. 20, п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 55, п. 3 ст. 56, п. п. 1 — 2 ст. 57, ст. 58, п. 6 ст. 78, п. 6 ст. 82 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» <15>; ——————————— <15> СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710.

— пп. 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <16>. ——————————— <16> Российская газета. 2006. 29 июля.

Ниже в некоторых нормативно-правовых актах приведены определения понятия «Интернет», но все они, на наш взгляд, являются чрезмерно общими и не позволяют отличить Интернет от других глобальных сетей. Так, например, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, давая крайне общее определение Интернета, характеризует его как Международную ассоциацию сетей «Интернет». Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» под Интернетом подразумевает международную компьютерную сеть. Непосредственное определение Интернета было найдено нами в «Правилах предоставления доступа и использования ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России», утвержденных Приказом МВД России от 19 сентября 2006 г. N 734 «Об особенности получения доступа и использования информационных ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России». Согласно этим правилам под Интернетом понимается глобальная информационная система, имеющая логически взаимосвязанное единое адресное пространство, являющаяся совокупностью общедоступных информационных сетей и основанная на использовании стека протоколов TCP/IP (протокол управления передачей/интернет-протокол). Из перечисленных выше возможностей и предоставляемых услуг в Интернете мы видим огромный пласт отношений, которые требуют правового регулирования. Эти отношения складываются по поводу принятия международных стандартов связи и телекоммуникации; проведения обширных работ по соответствию национальных стандартов связи и телекоммуникации международным; разработки, внедрения и использования АИС; защиты конфиденциальной информации, которая передается по каналам связи, и связанного с ее защитой комплекса работ по лицензированию, сертификации и аттестации организаций и АИС; правового регулирования контроля за размещаемой в сети информацией; защиты информации, прав на нее в Интернете и многих других сферах. Государство должно играть важнейшую роль в регулировании обозначенных выше отношений в сети Интернет. Российский сегмент Интернета — зона RU — должен подпадать под действие как международного, так и отечественного законодательства, что позволит выработать действенные механизмы по регулированию правоотношений в сети Интернет. Вопросы управления Интернетом, распределения доменных имен и IP-адресного пространства на международном уровне должны осуществляться в рамках международного законодательства международной организацией, такой как ООН, а не подпадать под юрисдикцию только одной страны — США. В противном случае слабо развитое правовое регулирование и отсутствие государственного контроля за процессами, происходящими в Интернете, создают прямую угрозу информационной безопасности нашей страны. При этом мы видим, что Интернет представляет хотя и сложную, но организованную структуру, государственное влияние на которую не просто возможно, но и необходимо.

——————————————————————