Правовое регулирование информационного обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации
(Михайловский М. Г.) («Информационное право», 2007, N 4)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
М. Г. МИХАЙЛОВСКИЙ
Михайловский М. Г., начальник Управления информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат экономических наук.
Информационное обеспечение является одним из важнейших видов обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации и выражается в создании информационных условий для принятия решения членом Совета Федерации: — об одобрении или отклонении федерального конституционного закона или федерального закона (далее — закон); — о разработке и внесении в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона или федерального закона (далее — законопроект) в порядке личной законодательной инициативы; — о разработке и внесении в Государственную Думу законопроекта в порядке законодательной инициативы Совета Федерации. В этих целях при рассмотрении закона или законопроекта необходимо, во-первых, провести правовую экспертизу закона или законопроекта на непротиворечивость Конституции Российской Федерации и согласованность с системой российского законодательства, а в случае ратификации и денонсации международных договоров — на соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, согласованность с международными обязательствами Российской Федерации. Во-вторых, определить, какие общественные отношения регулирует рассматриваемый закон или законопроект. В-третьих, знать существующую внутреннюю и внешнюю ситуацию (общественно-политическую, социально-экономическую и т. д.), связанную с данными общественными отношениями. В-четвертых, спрогнозировать к каким изменениям существующей ситуации приведет введение в действие закона или законопроекта. Решение таких сложных задач возможно только с использованием достоверной, достаточной и актуальной информации. Достоверной информацией можно считать информацию, содержащуюся в документах. К сожалению, Закон об информации содержит понятие документированной информации — информации, зафиксированной на материальном носителе путем документирования информации с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Данное понятие опирается на понятие документирования информации с реквизитами, которое не приводится в Законе об информации. Хотелось обратить внимание, что ранее действовавший Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (далее — Федеральный закон N 24) давал несколько иное понятие документированной информации (документа), как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, т. е. связывая его с понятием «документ». Аналогичное понятие приведено в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 27 февраля 1998 г. N 28; документ, документированная информация — это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Данный ГОСТ дает еще ряд необходимых понятий, таких как: носитель документированной информации — материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде; реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа; официальный документ — документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке и др. С целью определения достаточности информации в Совете Федерации было проведено изучение информационных ресурсов. В результате был создан и утвержден реестр информационных ресурсов информационно-коммуникационной системы Совета Федерации. Основным их видом являются различные базы данных — библиографические, реферативные, полнотекстовые, фактографические и пр. Информационные ресурсы в Совете Федерации классифицированы по различным признакам. По типу источника информации: внутренние (WEB-страницы корпоративного интранет-сайт и официального интернет-сайта Совета Федерации, базы данных Совета Федерации, текстовые файлы и электронные образы документов Совета Федерации и т. д.); внешние (сайты интернет-сети, базы данных различных организаций и ведомств, с которыми у Совета Федерации имеются соглашения либо подписаны договоры на предоставление доступа к их информационным ресурсам, ежедневные информационные обзоры, поступающие по внешней электронной почте). По типу доступа в информационных системах к информации информационные ресурсы разделяются на информационные ресурсы общего доступа (доступные всем пользователям интранет-сайта Совета Федерации) и ограниченного доступа (имеющие ограниченный доступ с клиентских рабочих мест, устанавливаемых по предварительному запросу). Эффективное использование любого информационного ресурса возможно лишь при условии, когда до потенциальных пользователей доводятся сведения о его существовании, содержании (составе) и порядке доступа к ним. В законодательной деятельности Совета Федерации используется информация на различных материальных бумажных, аудио — и видеоносителях. Облегчает задачу предоставления, производства, поиска, получения, хранения, накопления, передачи, распространения, обработки и отображения информации, обеспечения ее защиты, создания банков данных с применением информационных технологий преобразование информации на различных носителях, в том числе документированной, в информацию на электронных носителях. Для выявления источников информации и создания систем ее преобразования в информационные ресурсы было произведено изучение документооборота в Совете Федерации (проведен анализ потоков документов, определены этапы и сформулированы принципы автоматизации технологий работы с документами на всех участках документооборота, выработаны рекомендации) и на основании этого разработана и утверждена программа перехода к электронному документообороту. Подробная схема электронного документооборота изображена на рис. 1 (не приводится).
Рисунок 1
Рисунок не приводится.
Схема отражает этапы создания и прохождения документов на бумажных носителях и текстовых файлов, их преобразования в электронные образы документов, создания электронных документов и их прохождения в Совете Федерации, а также те технологические участки, которые необходимы для внедрения электронного документооборота. Внедрение электронного документооборота снижает затраты на ведение бумажного документооборота, повышает эффективность и прозрачность управления, централизованного контроля за исполнением поручений по документам, оперативность прохождения и согласования документов, обеспечивает создание информационных ресурсов и снижает время на поиск информации. Регулирование отношений в сфере информационного и документационного обеспечения деятельности Совета Федерации осуществляется Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятым Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 33-СФ (далее — Регламент Совета Федерации). Постановлением Совета Федерации от 9 февраля 2005 г. N 20-СФ п. «я3» ч. 1 ст. 18 Регламента Совета Федерации изложен в новой редакции. Этой нормой Председателю Совета Федерации предоставлены полномочия по утверждению в том числе инструкции по делопроизводству в Совете Федерации и инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации. Распоряжением Председателя Совета Федерации от 21 декабря 2005 г. N 563рп-СФ утверждена Инструкция по делопроизводству в Совете Федерации. Инструкция определяет единый порядок работы с документами несекретного характера, представленными на носителях всех видов, включая их подготовку, регистрацию, оформление и контроль за исполнением, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий, а также организует единую систему документационного обеспечения исполнения Советом Федерации возложенных на него конституционных полномочий. Инструкция определяет внедрение автоматизированных (компьютерных) технологий подготовки и обработки документов, формирование и поддержание единой базы данных о документах, поступивших в Совет Федерации, и о документах Совета Федерации. Распоряжениями Председателя Совета Федерации от 30 января 2006 г. N 27рп-СФ «О работе с обращениями граждан, поступающими через официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет», от 20 февраля 2006 г. N 61рп-СФ «О работе с обращениями граждан, поступающими через телефонную справочную службу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и от 1 ноября 2006 г. N 461рп-СФ «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливается порядок рассмотрения и обработки письменных и устных индивидуальных и коллективных предложений, заявлений и жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступивших в Совет Федерации, в том числе в электронном виде и на аудионосителях. В программе перехода к электронному документообороту классифицированы все документы, существующие в Совете Федерации. Наиболее важной для защиты информации является классификация по установленным для документов ограничениям на распространение на следующие группы: секретные документы; документы для служебного пользования; конфиденциальные документы; документы без ограничения на распространение. Для защиты информации, составляющей государственную тайну и содержащейся в секретных документах, в Совете Федерации применяются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. При этом данная информация не предоставляется, не производится, не получается, не хранится, не накапливается, не передается, не распространяется, не обрабатывается и не отображается в информационно-коммуникационной системе Совета Федерации. В Совете Федерации служебная тайна, содержащаяся в документах для служебного пользования, определяется как информация, не составляющая государственную тайну, которая может повлиять на законную деятельность Совета Федерации, его органов и должностных лиц в силу известности третьим лицам, ограничения на распространение которой и особые требования к обращению с которой обусловлены служебной необходимостью и к ней нет свободного доступа на законном основании. Порядок работы с информацией, составляющей служебную тайну и содержащейся в документах для служебного пользования, определяется инструкцией по делопроизводству и предусматривает использование ее только в корпоративной интранет-сети Совета Федерации. При этом документы для служебного пользования представлены только в виде регистрационных карточек, содержащих реквизиты и краткую аннотацию. К информации, составляющей коммерческую тайну, относится научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Данная информация хранится в корпоративной сети Интранет Совета Федерации на основании договоров либо соглашений о ее предоставлении, определяющих порядок доступа к ней. Доступ к информации может быть обеспечен всем пользователям в Совете Федерации (информационные ресурсы общего доступа) либо на основании решения об обеспечении доступа к конкретной информации отдельных пользователей в Совете Федерации (информационные ресурсы ограниченного доступа). Определение коммерческой тайны как конфиденциальности информации неудобно для органов государственной власти, не занимающихся коммерческой деятельностью. В соответствии с Законом об информации под конфиденциальностью информации понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Ранее Федеральным законом N 24 давалось понятие конфиденциальной информации как документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому в Совете Федерации используется понятие «конфиденциальная информация» — документированная информация (документ), доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральными законами. К конфиденциальным документам Совета Федерации относятся в соответствии со ст. ст. 23 и 24 Конституции Российской Федерации документы, содержащие сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни, личной и семейной тайны гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Персональные данные, хранящиеся в автоматизированной информационной системе «Кадры Совета Федерации», также отнесены к конфиденциальной информации в соответствии со ст. ст. 85, 86 и 87 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 42 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Статья 85 Трудового кодекса Российской Федерации дает понятие персональных данных работника как информации, необходимой работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающейся конкретного работника. Более точное понятие персональных данных как любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, приведено в ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных). Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности хранится в автоматизированной системе бухгалтерского учета «Кварта» и является конфиденциальной информацией в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В целях реализации требований по обработке, по организации хранения, комплектования, учета и использования конфиденциальной информации, содержащихся в Законе о персональных данных, в 2007 г. завершается внедрение единого комплекса обработки служебной информации в составе информационно-коммуникационной системы Совета Федерации на базе технологии терминального доступа. В целях внедрения электронного документооборота в Совете Федерации введен в эксплуатацию комплекс средств автоматизации различных процессов (рис. 2):
Рисунок 2. Структурная схема электронного документооборота
Средства отображения информации > > < Виртуальный читальный зал
/\
Поисковая система
/\ \/ \/ \/
Средства Удостоверя — Средства Средства создания ющий центр автоматизации формирования электронных делопроизвод — и документов ства хранения и архивного модификации электронного документов фонда в бумажном Совета виде Федерации < > < > > Технология подписания ЭЦП
/\ \/
Поисковая < система
— средства создания текстовых файлов и электронных документов, модификации документов на бумажных носителях в электронные (текстовые процессоры, графические редакторы, средства сканирования и распознавания документов, средства поточного перевода бумажных документов в электронные и пр.); — средства автоматизации делопроизводства, обеспечивающие оформление и регистрацию документов, контроль за их прохождением, конвертацию и подготовку к отправке исходящих документов; — средства формирования и хранения архивного электронного фонда Совета Федерации; — средства отображения информации: виртуальный читальный зал, АРМы в залах заседаний Совета Федерации и Совета палаты, кабинетах; — средства поиска информации в электронном виде. Распоряжением Председателя Совета Федерации от 13 июля 2005 г. N 312рп-СФ утвержден Порядок установки и эксплуатации программно-технических средств в служебных помещениях зданий Совета Федерации, определяющий организацию работ по установке и эксплуатации программно-технических средств, а также взаимодействие пользователей с соответствующими структурными подразделениями Аппарата Совета Федерации в процессе установки и эксплуатации программно-технических средств. Важную роль в информационном обеспечении законодательной деятельности Совета Федерации играют сбор и отображение информации, осуществляемые комплексами технологических электронных систем. Данные системы осуществляют сбор информации во время проведения мероприятий с последующим архивированием в установленном порядке, отображение информации, подготовленной для конкретного мероприятия, в помещениях Совета Федерации и обеспечение внутренних процедур законодательного процесса. Распоряжением Председателя Совета Федерации от 6 мая 2005 г. N 205рп-СФ утвержден Порядок использования комплексов технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации, определяющий состав и порядок использования каждого элемента комплексов технологических электронных систем, используемых при проведении мероприятий Совета Федерации. К мероприятиям Совета Федерации отнесены заседания Совета Федерации и Совета палаты, заседания комитетов и комиссий Совета Федерации, парламентские слушания, «круглые столы», совещания, выездные и протокольные мероприятия, открытия выставок, мероприятия с приглашением иностранных делегаций и другие. В настоящее время завершается введение в эксплуатацию последнего программно-технического комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде. Основанием для использования электронной цифровой подписи во внутреннем документообороте Совета Федерации является Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее — Закон об ЭЦП). На основании Закона об ЭЦП, Закона об информации и Инструкции по делопроизводству в Совете Федерации распоряжением Председателя Совета Федерации от 6 апреля 2007 г. N 138рп-СФ утверждены Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации, Перечень документов, используемых во внутреннем электронном документообороте в Совете Федерации и Перечень заявок (заказов) на материально-техническое, информационное и другие виды обеспечения, а также на выполнение работ и оказание услуг, направляемых на исполнение в электронном виде в Совете Федерации. Порядок организации электронного документооборота в Совете Федерации определяет: — правила документирования информации на машинных носителях, документооборота текстовых файлов, электронных образов документов и электронных документов в подсистеме автоматизированного документооборота и делопроизводства «Дело-ТСФ», корпоративной электронной почте Совета Федерации, корпоративной сети Интранет Совета Федерации; — правила создания электронной цифровой подписи в электронных документах Совета Федерации; — правила работы с текстовыми файлами, электронными образами документов и электронными документами в комитетах и комиссиях Совета Федерации, структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации с использованием комплексов, технологических и прикладных информационных систем информационно-коммуникационной системы Совета Федерации. Данный порядок вводит дополнительное понятие «электронный бланк-заказ» — электронный образ соответствующего бланка для оформления заказа на материально-техническое, информационное и другие виды обеспечения, а также на выполнение работ и оказание услуг, подготовленный с использованием технологического модуля автоматизированной подготовки документов и размещенный на главной странице корпоративного интранет-сайта Совета Федерации. Приводится необходимое понятие электронного образа документа как преобразованного в электронно-цифровую форму документа на бумажном носителе путем сканирования с сохранением всех его реквизитов, а также текстового файла — речевой информации, зафиксированной любым типом письма или любой системой звукозаписи в электронно-цифровой форме. Поскольку установлено, что порядок подтверждения подлинности электронной цифровой подписи определяется регламентом удостоверяющего центра Совета Федерации, возникла необходимость введения понятия удостоверяющего центра с технической точки зрения как программно-технического комплекса, предназначенного для оказания услуг при выдаче сертификатов ключей подписей, аутентификации и регистрации владельцев сертификатов ключей подписей и соответствующих им электронных цифровых подписей, подтверждении подлинности электронных цифровых подписей в электронных документах в отношении выданных указанным удостоверяющим центром сертификатов. Распоряжением Председателя Совета Федерации от 18 июня 2007 г. N 266рп-СФ утвержден Регламент удостоверяющего центра Совета Федерации, который устанавливает порядок работы удостоверяющего центра Совета Федерации по оказанию услуг, обеспечивающих технологию использования электронных цифровых подписей в электронном документообороте Совета Федерации. В Регламенте дано понятие удостоверяющего центра Совета Федерации с административной точки зрения как специализированной службы, осуществляющей изготовление и выдачу сертификатов ключей подписей, аутентификацию и регистрацию владельцев сертификатов ключей подписей и соответствующих им электронных цифровых подписей, подтверждение подлинности электронных цифровых подписей в электронных документах на основе аппаратно-программных средств, предназначенных для этих целей, деятельность которой обеспечивается работниками Управления информационного и документационного обеспечения. Кроме того, раскрыто необходимое для реализации электронного документооборота понятие аутентификации информации как подтверждение подлинности и целостности информации, содержащейся в поступившем документе, осуществляемой как на основе структуры и содержания документа или его реквизитов, так и путем реализации криптографического преобразования информации. В соответствии с Регламентом доказательная аутентификация информации осуществляется анализом (экспертизой) подписей соответствующих лиц и печатей на документе, поступившем на бумажном носителе, или проверкой правильности электронной цифровой подписи на документе, поступившем на электронном носителе. Внедрение электронного документооборота потребовало введения понятия уполномоченного лица удостоверяющего центра — работника Управления информационного и документационного обеспечения, назначаемого начальником указанного управления и заверяющего своей электронной цифровой подписью сертификаты ключей подписей участников корпоративной информационной системы Совета Федерации, списки аннулированных (отозванных), приостановленных и возобновленных сертификатов ключей подписей, электронные документы, направляемые пользователям удостоверяющего центра от имени удостоверяющего центра. Соответственно, в Регламенте было дано понятие участника корпоративной информационной системы Совета Федерации — Председатель Совета Федерации и его заместители, члены Совета Федерации, руководители и работники структурных подразделений Аппарата Совета Федерации, имеющие право подписи (заверения, визирования) электронных документов электронными цифровыми подписями. Урегулирование отношений в области электронного документооборота нормативными правовыми актами Совета Федерации позволило провести опытную эксплуатацию данного комплекса, обеспечивающего подписание и проверку подлинности электронных цифровых подписей в документах, представленных в электронном виде. В опытной эксплуатации участвовали 78 работников Аппарата Совета Федерации, их замечания и предложения обобщены для доработки комплекса, которая завершится к середине декабря 2007 г. В течение 2008 г. будет осуществляться одновременно электронный документооборот и оборот документов на бумажных носителях. После завершения обучения пользователей работе с электронными документами, в том числе с использованием автоматизированной системы дистанционного обучения работе с информационными технологиями, и освоения данных технологий будет осуществляться поэтапно отмена оборота документов на бумажных носителях. На первом этапе с 26 октября 2007 г. установлен новый порядок предоставления документов по вопросам, выносимым на рассмотрение Совета Федерации. Для его введения Постановлением Совета Федерации от 6 июля 2007 г. N 260-СФ дополнены ч. 4 ст. 24 и ст. 45 Регламента Совета Федерации нормами, определяющими, что инструкция по делопроизводству в Совете Федерации определяет порядок представления членам Совета палаты материалов к заседаниям Совета палаты и порядок представления членам Совета Федерации материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты. При этом распоряжением Председателя Совета Федерации от 17 октября 2007 г. N 444рп-СФ дополнена Инструкция по делопроизводству в Совете Федерации п. п. 2.12.31 — 2.12.34, определяющими новый порядок предоставления документов к заседаниям Совета Федерации и Совета палаты как на бумажных носителях, так и в электронном виде — электронными образами документов. Порядком предусматривается, что перед началом заседания Совета Федерации у входа в зал заседаний осуществляется раздача только тех документов, которые включены в проект повестки дня заседания Совета Федерации, но не направлены через именные ячейки членов Совета Федерации за 24 часа до начала заседания Совета Федерации. Все документы по вопросам, включенным (в том числе дополнительно) в повестку дня заседания Совета Федерации, доступны в электронном виде на компьютерах, установленных на рабочих местах членов Совета Федерации в зале заседаний Совета Федерации и кабинетах. Это позволило при подготовке только одного заседания Совета Федерации сэкономить 125 килограммов бумаги. Если бы этот порядок действовал с начала года, то экономия составила бы около 12 тонн бумаги, а экономия финансовых средств, учитывая затраты на бумагу, расходные материалы и техническое обслуживание, составила бы порядка 1700000 рублей. На втором этапе предусматривается отказ от использования бумажных носителей при подготовке и проведении заседаний Совета палаты, что даст дополнительную ежегодную экономию свыше 1 тонны бумаги. На третьем этапе полностью переводится внутренний документооборот в электронный вид, что позволит сократить на 50% количество документов на бумажных носителях. С учетом данных по внутреннему документообороту 2006 г. данное мероприятие позволит также дополнительно сэкономить свыше 4 тонн бумаги. Завершением внедрения электронного документооборота в государственных органах власти будет являться внедрение межведомственного электронного документооборота в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Внедрение электронного документооборота является частью создаваемой единой системы информационного обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации. С целью создания такой единой системы были проведены независимыми экспертами полное обследование и анализ информационно-технологического обеспечения деятельности Совета Федерации, что позволило увидеть сильные и слабые стороны информационно-технологического обеспечения деятельности Совета Федерации, определить направления дальнейшего развития. На основании этого была разработана и утверждена Концепция развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2010 года, утвержденная Руководителем Аппарата Совета Федерации. В рамках Концепции разработана структура информационного обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации. Получение информации, отвечающей критериям актуальности и достаточности, возможно только с использованием всех источников. В первую очередь необходимо собрать требующуюся информацию из открытых источников — в сети Интернет. В целях реализации данной задачи нужна единая поисковая система в сети Интернет со своей системой хранения, анализа и представления информации. Это возможно с использованием портальных технологий, например с использованием специализированной информационной системы «Парламентский портал» в сети Интернет, объединяющей интернет-ресурс Федерального Собрания, в том числе официальный интернет-сайт Совета Федерации, и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Специализированная информационная система «Парламентский портал» позволяет вести поиск необходимой информации в информационных ресурсах законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации, Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в региональных и центральных СМИ, обмениваться информацией о рассмотрении законопроектов, а также выносить на обсуждение общества законопроекты. Необходимо использовать информацию с сайтов в сети Интернет: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, судебных органов власти, Прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средств массовой информации и других участников гражданского общества. В целях поиска информации о деятельности Совета Федерации в СМИ внедрена информационная система «Обзор СМИ», которая осуществляет обзор более чем по 20 источникам СМИ в сети Интернет с размещением полученной информации на корпоративном интранет-сайте Совета Федерации. С 2007 г. внедрена новая автоматизированная информационная система «Оценка и прогнозирование ситуаций на основе СМИ», которая осуществляет обзор 36 центральных СМИ и по 3 СМИ в каждом субъекте Российской Федерации о деятельности Совета Федерации. Понятно, что без постоянного доступа к информационным ресурсам ограниченного доступа, например, приобретенных без права передачи третьим лицам или произведенных государственными органами, или собственных внутренних информационных ресурсов, произведенных Советом Федерации, информация не будет отвечать требованию достоверности. Поэтому сейчас ведется создание корпоративного портала Сове та Федерации, который будет объединять корпоративный интернет-сайт Совета Федерации, в качестве информационного ресурса общего доступа, и существующие в информационно-коммуникационной системе Совета Федерации информационные ресурсы. В состав создаваемого корпоративного портала в качестве его неотъемлемой части войдет система интегрированного поиска, хранения, представления и анализа информации, получаемой в том числе при переходе к электронному документообороту, позволяющему непосредственно создавать электронные документы и превращать документы на бумажных, аудио — и видеоносителях в электронный вид. Конечно, самый сложный вопрос — это создание поисковой системы в корпоративных информационных ресурсах других государственных органов. На сегодня допуск к таким ресурсам предоставляется в рамках отдельных договоров и соглашений об информационном обмене. Совет Федерации имеет доступ к корпоративным ресурсам Государственной Думы, Счетной палаты, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы охраны Российской Федерации. Именно Счетная палата и Федеральная налоговая служба являются источниками необходимой информации для наполнения автоматизированной информационно-аналитической системы «Налоговая отчетность». Данная система обеспечивает доступ пользователей к данным налоговой отчетности, составлению на их основе аналитических справок (отчетов) по поступлению налогов и сборов в зависимости от уровня бюджетов, интервала времени, видов налогов и сборов и прогнозированию поступления налогов и сборов в бюджет. Именно в направлении построения информационно-аналитических систем должно развиваться информационное обеспечение законодательной деятельности Совета Федерации. С целью решения задачи анализа и предоставления информации, найденной в сетях Интернет и Интранет, создается Ситуационно-аналитический центр Совета Федерации. В настоящее время разрабатываются его концепция и техническое задание на его создание. Ситуационно-аналитический центр Совета Федерации отличается от ситуационных центров органов исполнительной власти. Ситуационно-аналитический центр Совета Федерации должен решать четыре задачи при рассмотрении закона или законопроекта, о них сказано выше. Ситуационно-аналитический центр создается для обеспечения информационной и интеллектуальной поддержки деятельности руководства Совета Федерации и его органов, членов Совета Федерации, принимающих решения по закону или законопроекту, регулирующему отношения в области внутренней или внешней политики, социального или экономического развития страны. Руководство и сотрудники Аппарата Совета Федерации используют ситуационно-аналитический центр для подготовки информационно-аналитических и информационно-справочных материалов по вышеуказанным проблемам и по влиянию на них рассматриваемого закона или законопроекта. Входной продукт ситуационно-аналитического центра Совета Федерации — интегрированная информация изо всех достоверных источников как в сети Интранет, так и в сети Интернет. Выходным продуктом являются справочные, аналитические, прогнозно-сценарные и визуальные материалы.
Рисунок 3. Информационное обеспечение законодательной деятельности Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации
ПАРЛАМЕНТСКИЙ ПОРТАЛ Поисковая система в сети Интернет
Интернет — Интернет — Интернет-сайты АИС Исполни — Судебные сайт сайт государственных «ОБЗОР тельные органы Совета Государ — органов СМИ» органы государ — Федерации ственной законодательной государ — ственной Думы власти ственной власти субъектов РФ власти
\/ > КОРПОРАТИВНЫЙ ПОРТАЛ СФ Ситуационно — > > аналитический центр Интранет — Система Электрон — Автомати — сайт электрон — ные зированные /\ Совета ного информа — информаци — Федерации документо — ционные онные \/ оборота СФ ресурсы системы СФ СФ (АИС СФ) < > Корпоративная поис — ковая система
Основными целями Ситуационно-аналитического центра Совета Федерации являются: — обеспечение непрерывного мониторинга информации в законодательной области, по актуальным социально-экономическим и общественно-политическим проблемам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международной проблематике; — обеспечение информационной поддержки системного и ситуационного анализа правового, политического, социального, экономического, экологического и иных положений в стране, выработка вариантов решений, обеспечивающих достижение поставленных целей с оценкой необходимых сил, средств и ресурсов, на основе анализа и моделирования сценариев ситуаций; — обеспечение подготовки информационно-аналитических материалов и прогнозирование развития ситуации на основе анализа и обработки информации, визуализация материалов; — проведение сравнительной оценки вариантов решений, обоснование стратегических планов и программ; — сокращение времени, необходимого для оценки и понимания ситуации; — моделирование последствий принимаемых решений, их экспертная оценка и оптимизация по заданным критериям; — организация накопления, обработки и анализа информации и обеспечение доступа к информационным ресурсам органов законодательной и исполнительной власти. В качестве подсистемы визуализации результатов аналитической обработки информационных массивов, в том числе мультимедийной информации, будут выступать комплексы технологических электронных систем при проведении мероприятий Совета Федерации. Ситуационно-аналитический центр, интегрированный с созданными комплексами технологических электронных систем и информационными ресурсами, позволит визуализировать прогнозы по рассматриваемым законам и законопроектам. Например, при принятии решений об одобрении соответствующих законов в зале заседания Совета Федерации или Совета палаты можно отображать результаты анализа и прогнозирования на соответствующие мониторы. Совет Федерации сделал еще один шаг в целях обеспечения участия членов Совета Федерации в законодательном процессе. Члены Совета Федерации достаточно времени находятся в командировках в регионах, поэтому была решена задача обеспечения возможности участия в законодательной деятельности Совета Федерации в любой точки мира. В Совете Федерации был обеспечен удаленный беспроводной доступ к информационным ресурсам сетей Интернет и Интранет через коммуникаторы Nokia. Кроме того, обеспечена возможность обмена электронной почтой как в сети Интернет, так и в сети Интранет. Реализация в полном объеме Концепции развития информационно-коммуникационной системы Совета Федерации до 2010 г. с созданием соответствующей нормативной правовой базы Совета Федерации позволит обеспечить переход на новый уровень правового регулирования информационного обеспечения законодательной деятельности Совета Федерации.
——————————————————————