Правовая защита информационной безопасности несовершеннолетних в международном законодательстве

(Буданов С. А.) («Общество и право», 2008, N 1)

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С. А. БУДАНОВ

Буданов Сергей Александрович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России.

Несовершеннолетний в силу определенных возрастных особенностей не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в Российской Федерации специальных правовых средств по защите ребенка. Под правовой защитой несовершеннолетних, как совершенно справедливо отмечают авторы первого в российской науке учебника «Ювенальное право», следует понимать систему нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус лиц, не достигших возраста 18 лет, как участников общественных правоотношений (права, обязанности, гарантии соблюдения прав и обязанностей) и закрепляющих основы организации деятельности системы органов по работе с несовершеннолетними и защите их прав и законных интересов <1>. ——————————— <1> См.: Ювенальное право: Учебник / Под ред. А. В. Заряева и В. Д. Малкова. М.: Юстицинформ, 2005. С. 15 — 16.

Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности несовершеннолетнего: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение, досуг и др. Особый приоритет в этом направлении отдан правовой регламентации личных тайн ребенка и обеспечению его безопасности в сфере информационных отношений от воздействия вредной (негативной) информации. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г. <1>, Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г. <2> наиболее важными стратегическими задачами российского государства и общества в сфере улучшения положения детей являются следующие: ——————————— <1> См.: Основы ювенального права: Учебное пособие: В 3-х т. Т. 2 / Под науч. ред. А. В. Заряева, Е. Д. Волоховой, С. Т. Гаврилова. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. С. 97 — 114. <2> См.: Права детей: Сборник документов Совета Европы и ООН. Серия «Права человека» / Сост.: Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». СПб., 2002. С. 138 — 153.

максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей и минимизация потерь в уровне жизни; обеспечение беспрепятственного доступа детей к системам образования и здравоохранения, развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; приоритетное внимание проблемам детей, находящихся в особо трудных условиях — детей-сирот и детей-инвалидов, расширение форм помощи этим категориям детей, основанных на новой для России доктрине — гуманизации обращения с такими детьми на основе уважения прав ребенка и максимально возможной интеграции их в семью и общество в результате принятых мер; создание механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых рисков — беспризорности, расширения насилия по отношению к детям, роста наркомании и преступности, вынужденного перемещения; законодательное обеспечение прав детей и мер политики по отношению к детям, создание административных, организационных и финансовых механизмов обеспечения прав детей, подготовка необходимых для этого кадров <1>. ——————————— <1> См.: Национальный доклад о прогрессе, достигнутом Российской Федерацией в ходе осуществления целей Всемирной декларации и плана действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, подготовленный к Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2001 г. по итогам Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (Нью-Йорк, 19 — 21 сентября 2001 г.) // Адрес в Интернете: http://www. nan. ru.

Во исполнение указанных задач за последние почти два десятилетия в России практически заново создана целостная система правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям. Так, начиная с 1990 г. принято более 200 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др. Особенно важное значение имеет принятие 24 июля 1998 г. Федерального закона N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» <1>, который установил основные гарантии прав и законных интересов детей, определил направления обеспечения и организационные основы гарантий прав детей в Российской Федерации. Пользуясь предоставленными им правами, субъекты Российской Федерации также принимают законы по различным аспектам регулирования прав и законных интересов детей <2>. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3802. <2> См.: Законодательное регулирование защиты прав детей: Учебно-научное издание: В 4-х ч. В 8-ми т. Ч. IV: Законодательство субъектов Российской Федерации по защите прав детей / Отв. ред. Е. Д. Волохова, В. Ф. Воробьев, А. В. Заряев. Воронеж: ВИ МВД России, 2000. С. 21.

К сожалению, в большинстве случаев принимаемые нормативные правовые акты остаются лишь декларативными, поскольку отсутствуют механизмы их реализации как на федеральном, так и на региональном уровнях. В случае возникновения угрозы нарушения прав несовершеннолетних в соответствии с нормами международного права следует исходить из принципа приоритетности интересов детей, обеспечения государством особой их защиты. Международно-правовые требования обязывают Российскую Федерацию обеспечить всеми имеющимися в ее распоряжении правовыми и иными законными средствами адекватную наличным и потенциальным источникам информационной опасности защиту несовершеннолетних от деструктивной, социально-негативной информации, способной причинить вред нормальному состоянию их нравственного, духовного, психического или физического здоровья. Международно-правовые акты общего характера, регламентирующие правовой статус человека и гражданина, закрепляют право на информацию, не конкретизируя возраст субъекта правоотношения, используя термин «каждый» и не устанавливают особые механизмы обеспечения информационной безопасности. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., определяет: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» <1> (ст. 19). Конвенция ООН от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод» в ст. 10 указывает, что «каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ» <2>. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» в ст. 19 содержит положение о том, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. Статья 20 гласит: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом» <3>. ——————————— <1> Российская газета. 1995. 5 апр. <2> Основы ювенального права: Учебное пособие: В 3-х т. Т. 2 / Под науч. ред. А. В. Заряева, Е. Д. Волоховой, С. Т. Гаврилова. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. С. 74. <3> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

Конвенция Содружества Независимых Государств от 26 мая 1995 г. «О правах и основных свободах человека» <1>, вступившая в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 г., в ст. 11 предусматривает, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ, а ст. 17 определяет, что каждый несовершеннолетний имеет право на особые меры защиты, требуемые его положением со стороны семьи, общества и государства. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства РФ. 1999. N 13. Ст. 1489.

Специальные международные нормативные акты, регулирующие правовой статус исключительно несовершеннолетних, также формулируют право ребенка на информацию, но уже обращают внимание на необходимость особой защиты несовершеннолетних, в том числе от неблагоприятного информационного воздействия. Так, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. устанавливает общий принцип, согласно которому ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка (принцип 2) <1>. ——————————— <1> См.: Права детей: Сборник документов Совета Европы и ООН. Серия «Права человека» / Сост.: Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». СПб., 2002. С. 69 — 84.

Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 12 предписывает государствам-участникам обеспечивать ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые должны быть предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц или b) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья, или нравственности населения (ст. 13). Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства (ст. 16). Рассматриваемый нормативный акт обращает внимание на необходимость уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, а также устанавливает для государств-участников обязанность разрабатывать надлежащие принципы защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию (ст. 17). Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде в 1990 г.) закрепляют в качестве одного из направлений предупреждения преступности несовершеннолетних — активное участие средств массовой информации в процессе подготовки ребенка к жизни в обществе. При этом средства массовой информации должны «свести к минимуму показ материалов, связанных с порнографией, наркотиками и насилием…, а также особенно избегать показа детей, женщин и личных отношений в унижающей достоинство форме и пропагандировать принцип равноправия» <1>. ——————————— <1> Основы ювенального права: Учебное пособие: В 3-х т. Т. 2 / Под науч. ред. А. В. Заряева, Е. Д. Волоховой, С. Т. Гаврилова. 2-е изд., испр. и доп. Воронеж: ВИ МВД России, 2003. С. 139 — 151.

Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендует комитету министров настоятельно призывать государства к тому, чтобы: «…III. Информировать детей и их родителей об их правах через широкое распространение текста Конвенции о правах ребенка, всеми возможными средствами, включая средства массовой информации, а также путем включения в школьную программу с уровня начального образования преподавания прав и ответственности ребенка. IV. Поощрять средства массовой информации, в частности визуальные, освещать право ребенка на здоровое и уравновешенное развитие и исключать насилие, особенно в продукции, предназначенной для детей, а также иллюстрировать позитивные ценности общества. V. Информировать детей о доступных им средствах и способах обжалования в случае нарушения их основных прав и, например, расширять практику создания бесплатных телефонных линий, специализированных адвокатов и судебной, и административной системы, благоприятной для детей, в рамках которой признается право на обращение за защитой со стороны отдельного ребенка против любой формы плохого обращения» <1>. ——————————— <1> См.: Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы N 1286 от 24 января 1996 г. «О европейской стратегии в защиту детей» // Права детей: Сборник документов Совета Европы и ООН: Пер. с англ. Серия «Права человека» / Сост.: Общественная правозащитная организация «Гражданский контроль». СПб., 2002. С. 168 — 173.

В последние десятилетия, как отмечает ряд исследователей <1>, наметилась ожидаемая юристами тенденция сближения внутригосударственного (национального) и международного права. Отмечаемая тенденция в наибольшей степени затрагивает сферу прав и свобод личности, включая (и это особенно отрадно) права и законные интересы несовершеннолетних. Поскольку Россия стремится к построению правового демократического государства, постольку общепризнанные международные стандарты в области личных прав и свобод должны реализовываться во внутреннем, в первую очередь конституционном законодательстве. ——————————— <1> См., например: Бирюков П. Н. Международное право: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Воронеж, 1996; Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты: Монография. М., 2001; Степкин Е. Ю. Соотношение норм конституционного права России и международного права при обеспечении личных прав человека и гражданина: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Таким образом, рассмотренные нами международные акты, регламентирующие правовой статус несовершеннолетних, не только закрепляют право ребенка на получение информации, на защиту его прав и законных интересов в информационной сфере, но и обращают внимание на необходимость особой защиты несовершеннолетних от неблагоприятного информационного воздействия вредной (негативной) для него информации.

——————————————————————