Современные информационные технологии в арт-индустрии: опыт он-лайнового распространения информации
(Пластинин Ю. В.)
(«Культура: управление, экономика, право», 2008, N 3)
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АРТ-ИНДУСТРИИ:
ОПЫТ ОН-ЛАЙНОВОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Ю. В. ПЛАСТИНИН
Пластинин Ю. В., кандидат технических наук, профессор (МГУКИ).
Без малого 10 лет Интернет все в большей степени становится основной средой первичного распространения новостной информации. Далеко не в последнюю очередь — о событиях на современной арт-сцене. Здесь под первичностью понимается этап распространения информации информационными агентствами и теми источниками, которые в той или иной форме выполняют функцию таких агентств. Например, такими источниками являются располагающие собственной корреспондентской сетью теле — или радиокомпании, наиболее влиятельные и просто популярные газеты, информация от которых в дальнейшем используется другими средствами массовой информации (СМИ). Эти не он-лайновые источники по-прежнему являются основными в области массовой информации, поскольку доставляют ее непосредственно массовому потребителю. Отметим при этом, что и они уже давно не пренебрегают он-лайновым распространением информации, а цитирующие их СМИ сегодня отслеживают и отбирают цитируемое в первую очередь он-лайн. Функцию распределенных информационных агентств выполняют также чрезвычайно интенсивно развивающиеся в Сети в течение последних 3 — 4 лет системы блогов, которые все чаще становятся первичными источниками информации, причем не только в текстовом представлении, но и в форме видео и аудио. Уже стал хрестоматийным пример, когда блог стал основным источником информации, который тотально цитировали СМИ, информировавшие массовую аудиторию о наводнении в Новом Орлеане.
Традиционные информационные агентства поставляют свою продукцию клиентам-подписчикам почти исключительно он-лайн. Узкоспециализированные агентства, в частности специализирующиеся на искусстве, — не исключение.
Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Появившиеся уже в период развития Интернета информационные агентства обязаны своим появлением именно он-лайновому способу доставки информации. Используя разные бизнес-модели, они сокращают путь доставки информации конечному потребителю в сравнении с крупными традиционными информационными агентствами. Да и традиционные агентства двигаются к тому же — к доставке информации напрямую конечному потребителю.
Два — три последних года бурно развиваются информационные интерактивные сервисы мобильной связи. Руководят их развитием и крупнейшие операторы мобильной связи, и интернет-порталы, и специализированные компании, занимающиеся разработками программно-аппаратного обеспечения дополнительных услуг мобильной связи VAS (Value Added Services). На сегодня это WAP-порталы (Wireless Application), мобильные порталы, основанные на технологии USSD (Unstructured Supplementary Service Data) и IVR-порталы (Interactive Voice Response). IVR — это интерактивная информационно-справочная система, позволяющая автоматизировать обработку запросов клиентов, в том числе с распознаванием голоса и автоматическим озвучиванием текстовых сообщений. На сегодня среди IVR-порталов следует назвать новости «Вести» (ВГТРК) на так называемом коротком номере 0774, аналогичный сервис содержат новости НТВ на коротком номере 0776, круглосуточное IVR-вещание радио «Эхо Москвы» на телефонном номере 495-755-5-755. Если первые два сервиса платные (минута прослушивания обходится не менее чем в 20 рублей), то прослушивание радио «Эхо Москвы» со стационарного телефона из Москвы бесплатно. При звонке из другого города или с мобильного телефона оплачивается стоимость звонка в соответствии с тарифами операторов связи, то есть за время соединения. USSD — это сервис, позволяющий организовать высокоскоростное интерактивное взаимодействие абонента и сервисных приложений оператора мобильной связи в режиме передачи данных. Используемая технология и технически, и функционально похожа на SMS, однако в ней передача данных идет в рамках установленной сессии. В этом есть сходство с сервисами интерактивных систем на базе IVR, но в отсутствие голосовых соединений — между абонентским терминалом и сервисом. Сегодня в опытном режиме функционирует мобильный портал МТС *111#, который в том числе содержит постоянно обновляемый блок общественных новостей (в текстовой форме). Стоимость одной полученной с помощью этого сервиса новости составляет примерно 15 рублей. Не останавливаясь здесь на SMS-рассылках, отметим лишь возможность организации подписки на такие рассылки как на IVR, так и на мобильном портале. Такие рассылки могут оповещать подписчика, например, о появлении новостей на выбранную им тему. WAP-порталы (аналог HTTP, разработанный специально для мобильной связи) могут являться расширением, дополнением возможностей сервисов, основанных на IVR и USSD. Например, прослушав новость с помощью IVR-сервиса, можно обратиться к другим материалам по этой теме на WAP-портале (равно как и на интернет-портале). Резюмируя короткую справку по новым мобильным сервисам, можно отметить появление в них не только развлекательной или справочной информации, но и новостной. Учитывая почти тотальное использование средств мобильной связи людьми активного возраста и максимальную на сегодня оперативность доставки информационных сообщений потребителю, а также непрерывное совершенствование информационных интерактивных сервисов мобильной связи, последние становятся дополнительным оперативным способом доставки новостей. Разумеется, наряду с он-лайновым, через GPRS. Однако если сравнивать удобство доступа к информации через короткий номер или мобильный портал с удобством доступа через GPRS с того же мобильного телефона, то в случае заинтересованности в коротком информационном сообщении ответ, даже сейчас, не очевиден.
Теперь взглянем на проблематику доставки новостной информации с содержательной стороны. В рамках данного доклада — исходя из задачи информационной поддержки событий современной арт-сцены. Не требует доказательств факт ограниченности и специфичности аудитории современного искусства. Медиализация, обращение к СМИ — суть способы раскрутки персонажей арт-сцены, инструмент коммерческой составляющей системы искусства. В то же время самоорганизующаяся система искусства включает, помимо галеристов, дилеров и коллекционеров, с обслуживающей их сервильной частью арт-институций и арт-критики, чрезвычайно важный для функционирования системы круг интеллектуалов, тяготеющих к художественному способу познания мира (в этот круг входят также и часть галеристов и коллекционеров, арт-критиков и представителей арт-институций). И такая система искусства в меньшей степени нуждается в поддержке массовой аудитории, но в большей степени — в оперативности и точечной адресности. Искусство, в своем развитии претерпевающее разнообразные трансформации, парадоксальным образом, даже в условиях тотальной тиражируемости, не утрачивает своей направленности на уникальность, исключительность. Речь идет не только, а зачастую и не столько об уникальности объекта искусства, сколько о событии и его контексте — онтологическом, художественном, политическом etc. Событие становится событием в рамках определенного сообщества путем точечно-адресного распространения информации. Так, система искусства функционирует давно, задолго до появления он-лайновых технологий и технологий мобильной связи. Последние являются всего лишь новым инструментом, способным повысить эффективность функционирования системы искусства.
В дополнение к вышеописанным интерактивным сервисам мобильной связи рассмотрим еще один, основанный на технологии IVR. Это так называемые conference-call, позволяющие коллективно обсудить то или иное событие на арт-сцене. Обсудить, разговаривая, а не переписываться на форуме или в блоге. Для этого всем авторизованным участникам надо позвонить на специальный телефонный номер, выделенный поддерживающим эту технологию call-центром. Этот сервис сегодня уже широко используется крупными компаниями, имеющими многочисленные удаленные подразделения. Чтобы реализовать такой сервис в системе искусства, необходимо найти способ финансирования. Можно, как это бывало многократно, достичь компромисса с коммерческой составляющей системы искусства. Можно рассчитывать на поддержку фондов. Собственно, здесь применимы те же рецепты, которые позволяют существовать некоммерческим он-лайновым информационным проектам в области искусства.
Что касается доставки новостей клиентам мобильной связи с предварительной рассылкой заголовков с помощью рассылки SMS, то как раз эта составляющая предполагаемого IVR-портала может быть одним из оснований для компромисса с коммерческой составляющей системы искусства. Альтернативным IVR-порталу сервисом может быть использование технологии RSS (Really Simple Syndication, разновидность XML, формат, специально придуманный для того, чтобы легко и быстро делиться контентом), предполагающее установку бесплатного java-приложения на мобильные телефоны, позволяющего получать новости по выбранной тематике. Каждое такое приложение работает с определенными источниками информации. Так, например, Mobile Catcher (http://www. mobilecatcher. net) отбирает новости с лент Reuters, New York Times, BBC etc.
Какой из кратко обозначенных в докладе сервисов окажется практически более жизнеспособным, какими будут способы взаимодействия, а вероятно, и интеграции с уже практически реализованным и доказавшим свою эффективность он-лайновым распространением информации, покажет время. Важным представляется то, что использование этих новых оперативных способов доставки информации не должно оставаться прерогативой области развлечений. Они могут эффективно работать на информационное обеспечение арт-индустрии.
——————————————————————