Особенности организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению и расследованию экономических преступлений в банковской сфере

(Пиляев Б. А.)

(«Банковское право», 2008, N 6)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАССЛЕДОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

Б. А. ПИЛЯЕВ

Пиляев Б. А., начальник 36-го отдела ОРБ N 7 МВД России, полковник милиции.

Вывод о неослабевающем внимании криминалитета к институтам финансового посредничества можно сделать исходя из анализа оперативной обстановки, складывающейся в сфере кредитно-финансовых отношений. Такой повышенный криминальный интерес к ней объясняется тем, что большое число организаций, имеющих лицензии на осуществление банковских операций, располагая незначительными уставными капиталами, в целях извлечения высоких доходов ориентируется в своей деятельности на обслуживание теневой и криминальной экономики.

Одной из наиболее востребованных оказалась услуга по обналичиванию денежных средств, выводимых из-под налогообложения, а также получаемых от совершения преступлений в сфере экономики.

Под обналичиванием понимается проведение внешне законных операций по движению денежных средств от заказчика (обладателя безналичных средств) через специально созданных юридических лиц к физическому или юридическому лицу, снимающему эти средства в наличной форме и в заранее разработанной последовательности (в целях сокрытия их источника и бенефициара операций).

Для этого некоторыми бывшими и действующими сотрудниками банков разрабатываются сложные схемы осуществления операций с использованием счетов фирм-однодневок, реквизитов несуществующих некоммерческих фондов, ломбардов, паспортных данных физических лиц — резидентов Российской Федерации и нерезидентов. Посредством оформляемых операций имитируется активная деятельность по приобретению ценных бумаг, закупке сельхозпродуктов. В целях маскировки и затруднения выявления надзорными и правоохранительными органами признаков проведения подозрительных операций действия совершаются поэтапно разными банками, образующими теневые холдинги. В нарушение действующего законодательства информацию о сомнительных сделках банковские служащие в Росфинмониторинг не направляют либо направляют в усеченном виде и несвоевременно.

Наличность в дальнейшем используется для укрепления позиций криминалитета и теневой экономики, поддержания коррупционных связей. По ряду уголовных дел установлены факты финансирования подобным образом экстремистских и террористических организаций. В результате совершения конверсионных сделок создаются предпосылки для легализации криминальных по происхождению средств.

К настоящему времени важнейшими структурными элементами этого рынка являются: управляющие центры; неформальные холдинги банков; юридические и физические лица, специализирующиеся на массовой регистрации хозяйствующих субъектов для последующего использования их реквизитов в проводимых операциях; межрегиональные дилерские сети по распространению услуг обналичивания денежных средств; структуры, обеспечивающие силовое прикрытие деятельности.

Рынок сегментирован на так называемые площадки, обслуживающие интересы определенного количества клиентов. При этом под площадкой понимается совокупность коммерческих банков, юридических лиц, иных участников схемных действий, руководство которыми осуществляется из одного центра и все действия которых направлены на вывод в не контролируемый государством оборот наличных денежных средств.

Имеется информация о подконтрольности групп, специализирующихся на операциях по выводу денежных средств из легального оборота, организованным преступным группировкам, в том числе сформированным на этнической основе.

Уголовно-правовая оценка действий банковских служащих, осуществляющих незаконное обналичивание денежных средств.

Уголовное законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих ответственность за обналичивание.

Действия указанной категории не являются тождественными понятию «легализация доходов, полученных преступным путем», хотя и содержат ряд родственных признаков — утаивание или искажение природы происхождения, движения или действительной принадлежности средств. С учетом изложенного при процессуальной оценке результатов проведенных операций действия банковских служащих могут быть квалифицированы по ст. 174 УК РФ (при условии установления преступного характера денежных средств, полученных в результате совершения преступления, являющегося предикатным в соответствии с действующей редакцией ст. 174 УК РФ).

Действия банковских служащих, участвующих в реализации преступных замыслов, сформированных вне банковского бизнеса, по уклонению от уплаты налогов, таможенных платежей, совершению хищений и иных преступлений в сфере экономики могут быть квалифицированы по ст. 33, 159, 160, 176, 194, 199 УК РФ.

Совершение операций по обналичиванию сопряжено с:

— использованием большого количества фирм-однодневок, созданных без цели осуществления предпринимательской деятельности и контролируемых, как правило, банковскими служащими;

— проведением операций с нарушением условий лицензирования;

— использованием поддельных ценных бумаг, расчетных и иных документов.

При документировании этих элементов действия сотрудников банков могут быть квалифицированы по ст. 172, 173, 186, 187, 327 УК РФ.

К особенностям организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению и расследованию экономических преступлений в банковской сфере можно отнести два момента:

— получение информации;

— трудность при проведении технических мероприятий.

Типология схем обналичивания денежных средств.

Для затруднения выявления надзорным органом признаков проведения сомнительных операций, документирования и выявления органами внутренних дел в действиях участников признаков составов преступлений применяются различные схемы действий.

Анализ имеющихся материалов позволяет сгруппировать такие схемы по определенным признакам.

1. По количеству кредитных организаций, задействованных в схемах:

— полный технологический цикл от приема безналичных средств до выдачи наличных осуществляется в одном банке (в настоящее время применяется крайне редко, только в случае наличия коррупционных связей в надзорном органе);

— для целей обналичивания используется ряд банков, совершающих заранее согласованные действия с распределением ролей по приему, транзиту безналичных средств и выдаче наличных средств (характерен ветвящийся характер платежей с использованием большого — до нескольких тысяч количества фирм-однодневок).

2. По способам получения банками наличных денежных средств, используемых в дальнейшем для обналичивания:

— денежные средства поступают из хранилищ Банка России;

— денежные средства поступают от других кредитных организаций для пополнения кассы;

— денежные средства приобретаются у организаций, скрывающих реальные объемы наличной выручки (предприятия оптовой торговли, бензоколонки и т. д.);

— денежные средства приобретаются по конверсионным сделкам у других кредитных организаций.

3. По способам снятия наличных средств:

— использование реально существующих физических лиц, которыми со своих расчетных или депозитных счетов, пополняемых юридическими лицами, снимается наличность, в том числе с использованием пластиковых карт;

— использование физических лиц или представителей юридических лиц — анонимных фирм, которыми предъявляются к оплате ценные бумаги (в основном векселя и чеки), как реально существующих эмитентов, так и фирм-однодневок;

— использование индивидуальных предпринимателей, обосновывающих необходимость снятия наличных ведением бизнеса;

— использование представителей юридических лиц — анонимных фирм для снятия наличности по основаниям «выдача на другие цели» или «на закупку сельхозпродукции»;

— использование представителей некоммерческих организаций — партнерств, фондов, союзов и т. д., обосновывающих необходимость снятия наличных исполнением уставных задач.

Собственно, отсюда вытекают две основные проблемы организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению и расследованию экономических преступлений в банковской сфере:

— получение информации;

— организация оперативно-розыскных мероприятий.

1. Получение информации.

Начиная со II квартала 2006 г. наличные денежные средства снимаются в основном со счетов физических лиц. Это, как правило, студенты либо граждане иностранных государств. Таким образом, рынок отреагировал на неослабевающую активность правоохранительных органов. Замена получателей денег с юридических на физических лиц обусловлена тем, что в соответствии со ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности» получение информации о движении средств по счетам физических лиц возможно только лишь в рамках возбужденного уголовного дела. Вне рамок уголовного законодательства отследить цепочку прохождения средств и тем самым выйти на реального заказчика обналичивания затруднительно.

2. Организация оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в рамках дела оперативного учета отрабатывалась информация о сомнительных операциях.

С использованием подразделений оперативного поиска проведены мероприятия по отработке каналов поступления наличных денег в банки для их последующего использования в обналичивании.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении банков, участвующих в схемах по незаконному обналичиванию денежных средств, установлен ООО КБ «Н», который за 6 месяцев получил в хранилище МГТУ Банка России 50,6 млрд. рублей. В дальнейшем банком оформлялись фиктивные операции по выдаче наличных средств через кассу банка с основанием «на закупку сельскохозяйственной продукции».

Для документирования противоправной деятельности ДЭБ МВД России и ОПБ МВД России установлен контроль за инкассаторскими автомобилями банка «Н» от хранилища и прослежен маршрут движения автомобилей до конечного получателя средств с осуществлением видеозаписи. Инкассаторы привезли наличные в банк «Н», затем, перегрузив их в другие автомобили, доставили в банк «Р». В этом случае существенную роль сыграла информация Банка России о предварительных заявках на заказ крупных сумм наличности и на въезд инкассаторских автомашин в хранилище МГТУ Банка России. Такая информация в соответствии с достигнутой договоренностью оперативно предоставлялась, по сути, в режиме реального времени в органы внутренних дел.

Проведенные одновременно в данных банках мероприятия позволили задокументировать следующее. Поступившие в банк «Н» денежные средства были оформлены как выданные клиентам банка по чекам. На самом деле средства были вывезены в банк «Р», где находились без оформления в бухгалтерских регистрах и предназначались для выдачи заказчикам обналичивания.

В результате проведенных мероприятий изъято более 100 млн. рублей.

СК при МВД России возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 172, п. «а» ч. 3 ст. 174 УК РФ по фактам незаконной банковской деятельности ООО КБ «Н» и легализации денежных средств, приобретенных другими лицами преступным путем.

При проведении этих мероприятий и в целом в ходе работы по данному направлению положительно зарекомендовала себя практика проведения в отношении выявленных банков — участников схемных действий оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений и участков местности». В ходе его обеспечивается непосредственный доступ оперативных сотрудников к документам кредитной организации.

Действия осуществляются с учетом требований ст. 26 Закона «О банках и банковской деятельности». Их правовую основу составляют положения ст. 2, 6, 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)». Действия ДЭБ МВД России неоднократно обжаловались в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, но были признаны правомерными. В ходе таких мероприятий, например, в банке «ДМ» было установлено местонахождение диспетчерского пункта по приему и оформлению заказов на обналичивание. Изъято более 120 печатей различных российских и зарубежных, в том числе офшорных, компаний. С учетом полученных ДЭБ МВД России сведений Банком России у этой кредитной организации отозвана лицензия. В подвальном помещении другого банка обнаружены наличные рубли и валюта на сумму, эквивалентную 200 млн. рублей, от принадлежности которых банкиры отказались. В рамках установленных процедур принимаются меры по обращению денег в доход государства.

Также в результате оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», проведенного сотрудниками ДЭБ МВД России по адресу нахождения коммерческого банка «Е», установлено, что в феврале 2006 г. кассирами указанного кредитного учреждения были выданы наличные денежные средства представителям трех коммерческих организаций на общую сумму свыше 7,5 млрд. рублей.

Установлено, что значащиеся руководителями указанных организаций лица отношения к их финансово-хозяйственной деятельности не имели. Денежных средств в кассе банка они не получали.

Проведенным ЭКЦ МВД России почерковедческим исследованием установлено, что подписи, имеющиеся на расходных кассовых чеках и ценных бумагах, задействованных в схеме по обналичиванию, выполнены другими лицами.

Совокупность полученных сведений и материалов позволила в июле 2006 г. возбудить уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 173 и ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Определенную сложность при проведении обследований представляет осуществление доступа сотрудников органов внутренних дел в кассовые помещения. И здесь многое зависит от того, каким образом скоординированы действия сотрудников внутренних дел и подразделений Банка России.

В рамках Соглашения о взаимодействии между МВД России и Банком России от 17 мая 2004 г. (п. 5.3) достигнута договоренность с руководством Центрального банка Российской Федерации о проведении по письменным обращениям тематических проверок соблюдения банками кассовой дисциплины. Формально две проверки проводятся независимо друг от друга, на самом деле обеспечивается реализация единого замысла на выявление не учтенных в соответствующих регистрах средств.

Аналогичным образом и ДЭБ МВД России по обращениям Банка России проводит такие мероприятия, так как у органа надзора не имеется прав на осмотр проверяемых банков.

——————————————————————