Обязанность военнослужащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (комментарий к статье 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»)
(Корякин В. М.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 3)
ОБЯЗАННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА (КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»)
В. М. КОРЯКИН
Корякин В. М., доктор юридических наук.
В конце 2008 г. принят пакет антикоррупционных законов, о необходимости которых российская общественность вела дискуссии на протяжении многих лет. Многие положения указанных законов в полной мере распространяются и на военнослужащих. В настоящей статье пойдет речь об одной из весьма серьезных новаций, появившихся в законодательстве о военной службе, — о возложении на отдельные категории военнослужащих обязанности периодически представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 1. Чем регулируется представление военнослужащим сведений о доходах? Правовой институт обязательного декларирования доходов отдельными категориями граждан, предусмотренный Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не является чем-то принципиально новым для отечественной системы государственной службы. Впервые на нормативном уровне необходимость представления декларации о доходах государственных служащих была закреплена почти 14 лет назад Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» <1>. Согласно п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона на гражданина при поступлении на государственную службу, а также на государственного служащего возлагалась обязанность представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. ——————————— <1> Утратил силу с 5 декабря 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Однако на военнослужащих указанное нормативное требование не распространялось. Об этом было прямо сказано в п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»: «Настоящий Указ не распространяется на военнослужащих (кроме военнослужащих — федеральных министров) и судей федеральных судов». С принятием в конце 2008 г. антикоррупционных законов ситуация кардинальным образом изменилась. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» появилась ст. 27.1, согласно которой на военнослужащего в полной мере распространяются обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Одной из таких обязанностей является представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Вот как сформулирована данная норма в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции»: гражданин, претендующий на замещение должности государственной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. 2. В чем состоит необходимость представления военнослужащими сведений о доходах? Главное предназначение института представления лицами, поступающими на государственную службу, и лицами, состоящими на государственной службе, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера состоит в установлении государственного контроля за доходами указанных лиц в целях предупреждения коррупции. Известно, что многие чиновники воспринимают государственную службу как разновидность бизнеса и получают регулярный неправомерный доход, извлекая прибыль из своего должностного положения, из имеющихся у них властных, контрольных, административных и иных полномочий. Подобного рода рента как раз и составляет основу и саму суть коррупции как особо опасного для государства и общества противоправного поведения лиц, облеченных властью. Возложение на госслужащих, включая военнослужащих, обязанности регулярно представлять отчет о своих доходах является своего рода презумпцией виновности данных лиц <2>, суть которой состоит в том, что лицо, состоящее на государственной службе, считается заведомо подверженным коррупции и извлекающим неправомерные доходы из своего служебного положения, пока документально, путем представления сведений о своих доходах, не докажет, что все его доходы получены законным путем. ——————————— <2> Алексеев А. Презумпции против коррупции // Законность. 2008. N 4.
Необходимость законодательного закрепления презумпции виновности государственного служащего в коррупционном правонарушении связана с понятием незаконного обогащения, которое закреплено в ст. 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г., которую ратифицировала Российская Федерация. В этом важнейшем международно-правовом документе незаконное обогащение определяется как «значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Типичные примеры такого рода ситуаций многократно тиражируются в средствах массовой информации, а также звучат из уст руководителей правоохранительных органов. Так, главный военный прокурор генерал-полковник юстиции С. Н. Фридинский в одном из своих интервью средствам массовой информации приводил пример, когда контр-адмирал Мельников, работая в скромной должности начальника библиотеки ВМФ (г. Санкт-Петербург), обеспечил себе такие «левые» доходы, что легко оплачивал в течение года свою комфортную жизнь на шикарной даче в Серебряном Бору, играючи отдавая за такую роскошь по 10 тыс. долларов каждый месяц. По словам Главного военного прокурора, о теневом «бизнесе в погонах» можно судить даже по протоколам обысков. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более полумиллиона долларов. Этот фигурант проведет семь лет за решеткой <3>. ——————————— <3> URL: http://hochuznat. ru/uznat
Интересны с данной точки зрения рассуждения известного публициста А. Константинова. «Сколько бы ни говорили о том, что машина — не роскошь, а средство передвижения, — пишет указанный автор, — в нашей стране пока еще средство передвижения — это метро и троллейбусы, а автомобиль стоимостью более 20 тыс. долларов — все-таки роскошь. А теперь подойдите утром к любому департаменту во время совещания. Набор дорогих автомобилей, который выстроился вдоль стен, наведет на мысль, что здесь работают люди, чье благосостояние достаточно прилично» <4>. Как представляется, указанная оценка в полной мере применима ко многим нашим военным учреждениям. ——————————— <4> Константинов А. Коррумпированная Россия. М., 2006. С. 378 — 379.
Вполне резонным представляется суждение о том, что те, кто берет взятки и получает иные неправедные доходы, вряд ли честно заполнят декларации об имуществе и доходах. Соглашаясь с таким мнением, следует тем не менее сказать, что официальная периодическая фиксация их финансового состояния может стать основанием для последующего судебного разбирательства, если будут выявлены факты намеренного сокрытия доходов. В любом случае это заставит их задуматься над тем, что любые последующие приобретения, если они не будут декларированы, будут считаться незаконными. 3. Все ли военнослужащие обязаны представлять сведения о доходах? Как следует из содержания п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», обязанность представлять сведения о доходах возлагается не на всех военнослужащих поголовно, а только на тех из них, которые замещают воинские должности, включенные в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пока такой перечень ввиду небольшого срока со дня вступления в силу антикоррупционных законов официально не утвержден. Однако круг военнослужащих, на которых должна быть возложена такая обязанность, можно с достаточно высокой долей вероятности определить, исходя из анализа официального определения понятия «коррупция», которое содержится в Федеральном законе «О противодействии коррупции». Согласно ст. 1 указанного Федерального закона под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Как видно из приведенного определения коррупции, в качестве субъектов противоправных деяний коррупционной направленности выступает вполне определенный круг лиц (специальный субъектный состав): это лица, облеченные властью, уполномоченные выполнять какие-либо руководящие, распорядительные функции. В законодательстве указанный круг субъектов получил наименование «должностные лица», которые определяются как лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителей власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации <5>. ——————————— <5> Пункт 1 примечания к ст. 285 УК РФ.
Сущностным в понятии воинского должностного лица является не столько сам факт замещения военнослужащим какой-либо воинской должности, а характер (содержание) выполняемых им функций и предоставленных ему в связи с этим полномочий <6>. С точки зрения предоставляемых полномочий воинские должности различаются между собой весьма существенно, что позволяет прийти к выводу о правомерности постановки вопроса о необходимости и возможности дифференциации воинских должностей по степени их коррупциогенности <7>. ——————————— <6> Фирсов И. В. К вопросу определения понятия «должностное лицо федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба» // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 6. С. 78. <7> Под коррупциогенностью воинской должности мы предлагаем понимать наличие в полномочиях, предоставленных лицу, занимающему данную воинскую должность, потенциальных возможностей для коррупционного поведения, выражающегося в принятии данным лицом не предусмотренных законом материальных и иных благ и преимуществ путем использования своего должностного положения (Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М., 2009. С. 282).
Степень выраженности данного фактора зависит: — во-первых, от того, в штате какого уровня иерархии органов военного управления данная воинская должность находится: чем выше уровень соответствующего структурного подразделения в указанной иерархии, тем больше возможностей у лиц, занимающих в них соответствующие воинские должности, для извлечения неправомерных доходов из своего должностного положения. Поэтому, по нашему мнению, в перечень воинских должностей, при замещении которых военнослужащий обязан ежегодно представлять сведения о своих доходах, должны быть включены все воинские должности центрального аппарата Минобороны России, управлений видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлений военных округов и флотов; — во-вторых, от воинского звания, предусмотренного штатом для той или иной воинской должности. С учетом того особого значения, которое имеют в воинской среде субординация и старшинство воинских званий, в указанный перечень должны быть включены все воинские должности, для которых предусмотрены воинские звания высших офицеров и полковников (капитанов I ранга); — в-третьих, от специфики той деятельности, которая входит в круг обязанностей и полномочий должностного лица по соответствующей воинской должности. По данному основанию в перечень воинских должностей, при замещении которых военнослужащие должны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, следует отнести: 1) должности, связанные с распределением, перераспределением и контролем за движением денежных средств; 2) воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с реализацией гособоронзаказа, проведением конкурсов и торгов на поставку товаров и оказание услуг для нужд военных организаций; 3) должности в структурах, предназначенных для хранения различного рода материальных средств и обеспечения ими войск и конкретных военнослужащих; 4) воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с решением различного рода вопросов прохождения военной службы (призыв и прием граждан на военную службу, увольнение с военной службы, служебные перемещения, присвоение воинских званий, назначение на воинские должности, награждение наградами, направление на учебу и т. п.); 5) должности в военных образовательных учреждениях, связанные с решением вопросов зачисления граждан на обучение и распределения выпускников; 6) воинские должности, исполнение обязанностей по которым связано с реализацией социальных гарантий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (распределение жилых помещений, путевок в санаторно-курортные учреждения, назначение и выплата пенсий, пособий, компенсаций и т. д.); 7) должности, связанные с осуществлением контрольных функций (финансовая и военная инспекции, пожарный, санитарно-эпидемиологический надзор и т. п.). 4. Что включают в себя сведения, которые обязан представлять военнослужащий? Весьма важное значение имеет вопрос о содержании сведений, которые надлежит представлять военнослужащему, замещающему воинскую должность, включенную в соответствующий перечень. Как следует из норм Федерального закона «О противодействии коррупции», указанные сведения должны состоять из трех составных частей: 1) сведения о доходах; 2) сведения об имуществе; 3) сведения об обязательствах имущественного характера. Указанные понятия в Федеральном законе «О противодействии коррупции» применяются в том значении, в каком они используются в гражданской, финансовой, налоговой и других отраслях законодательства. Под доходами понимаются деньги или материальные ценности, получаемые физическим лицом от трудовой, производственной, коммерческой или какого-либо иного вида деятельности <8>. Сюда включаются любые доходы, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ). Применительно к военнослужащему в такие доходы включаются денежное довольствие и дополнительные денежные выплаты, получаемые им по месту прохождения военной службы; вознаграждение, связанное с педагогической, научной и иной творческой деятельностью; доходы от вкладов в банках и иных кредитных организациях; от ценных бумаг; от сдачи внаем (поднаем) или в аренду жилых помещений, земельных участков, иной недвижимости и т. п. ——————————— <8> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 153; Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 153.
Доходы в иностранной валюте для целей подготовки сведений пересчитываются в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату получения дохода. По доходам, получаемым из источников за пределами Российской Федерации, таковой считается дата получения этих доходов, а при перечислении их на валютный счет военнослужащего — дата зачисления на этот счет. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода <9>. ——————————— <9> Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев // СПС «КонсультантПлюс»; Документ опубликован не был.
В состав совокупного дохода включается также стоимость материальных социальных благ, предоставляемых отдельным категориям военнослужащих, например: компенсация за вещевое имущество; льготная оплата коммунальных услуг; компенсация найма (поднайма) жилого помещения; выплаты, связанные с проездом военнослужащих, и др. Имущество — это понятие, применяемое для обозначения: а) совокупности вещей и материальных ценностей, находящихся в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении лица (включая деньги и ценные бумаги); б) совокупности вещей и имущественных прав на получение вещей или иного имущественного удовлетворения от других лиц; в) совокупности вещей, имущественных прав и обязанностей, которые характеризуют имущественное положение их носителя <10>. ——————————— <10> Юридическая энциклопедия. С. 179.
Под имуществом, сведения о котором должен представлять военнослужащий, понимаются все виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии со ст. 128 ГК РФ. Сюда включаются недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иное недвижимое имущество); транспортные средства (автомобили легковые и грузовые, автоприцепы, мототранспортные средства, сельскохозяйственная техника, водный транспорт, воздушный транспорт, иные транспортные средства); денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях; ценные бумаги — акции и иное участие в коммерческих организациях, а также иные ценные бумаги (облигации, векселя и др.). Под обязательством имущественного характера понимаются обусловленные законом или договором: а) юридическая обязанность одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от соответствующего действия; б) право кредитора требовать от должника исполнения этой обязанности <11>. ——————————— <11> Там же. С. 285.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в гражданском законодательстве. Предметом обязательств имущественного характера являются отношения, возникающие из имущественных договоров — купли-продажи, дарения, аренды, займа, кредита и т. д., а также внедоговорные отношения — отношения, возникающие вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и т. п. Сведения о подобного рода обязательствах военнослужащих также подлежат включению в декларацию о доходах. 5. В каком порядке представляются военнослужащим сведения о доходах? Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» порядок представления государственными гражданскими служащими, включая военнослужащих, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должен быть установлен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На законодательном уровне порядок представления указанных сведений, включая формы соответствующих документов, установлен в отношении судей Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ). В отношении других категорий государственных служащих, включая военнослужащих, при определении порядка представления сведений о доходах следует руководствоваться уже упоминавшимся выше Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 (в части, не противоречащей Федеральному закону «О противодействии коррупции»). В соответствии с указанными нормативными актами общий порядок представления военнослужащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выглядит следующим образом. Сведения о доходах — это юридический документ, в котором сам военнослужащий под свою ответственность указывает, какие доходы, сколько, когда и за что он получил в календарном году. Сведения подаются в письменной форме (см. Приложение к настоящей статье). В данном документе сообщаются сведения: 1) о доходах (включая пенсии, пособия, иные выплаты за отчетный период); 2) об имуществе (недвижимое имущество, транспортные средства); 3) о денежных средствах, находящихся в банках и иных кредитных организациях; 4) о ценных бумагах (акции и иное участие в коммерческих организациях, иные ценные бумаги); 5) об обязательствах имущественного характера (объекты недвижимого имущества, находящегося в пользовании, прочие обязательства). Финансовый орган по месту прохождения военной службы обязан по просьбе военнослужащего выдавать ему справку о сумме полученного им за календарный год дохода и удержанного подоходного налога. Военнослужащие, получающие авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы, обязаны вести учет полученных в текущем году сумм указанных доходов и удержанных налогов, а также учитывать расходы, связанные с созданием того или иного конкретного произведения, и т. д. Учет должен вестись с указанием конкретного места и даты выплаты вознаграждения. Военнослужащие, получающие доходы от педагогической, научной и иной творческой деятельности, не связанные с какими-либо расходами, учитывают только суммы таких доходов и удержанных налогов с указанием месяца, в котором они получены, и источника получения доходов. Военнослужащие обязаны также представлять документы, подтверждающие право на вычеты (льготы) из дохода, а в соответствующих случаях также другие документы и справки (например, справку о суммах выплаченного денежного содержания и иных выплатах, а также удержанных налогах по прежнему месту военной службы при перемещениях по службе и т. п.). Сведения в форме указанной выше справки представляются военнослужащим в уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о его назначении на воинскую должность, включенную в соответствующий перечень, а затем — ежегодно до 30 апреля года, следующего за отчетным. Следует отметить и такой немаловажный факт, что согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», помимо самого себя, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера должны представляться военнослужащим также и на свою супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. Очень важен также вопрос о том, в какой орган военнослужащий должен представлять сведения о доходах, кто осуществляет проверку достоверности этих сведений, а также ведет их учет. Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и членов его семьи осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего и членов его семьи. Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. N 484 установлено, что сведения о доходах представляются в кадровый орган соответствующего государственного органа. Указанные сведения вносятся в личное дело государственного служащего. К личному делу приобщаются все справки о доходах, представляемые государственным служащим в ходе службы. По всей видимости, аналогичный порядок представления, проверки и учета сведений о доходах будет установлен и в отношении военнослужащих. Это потребует наделения соответствующими полномочиями кадровых органов Минобороны России, для чего необходимо будет принять подзаконные нормативные правовые акты. В частности, потребуется внесение изменений в порядок ведения личных дел военнослужащих. Любопытно заметить при этом, что отражение подобного рода сведений в личных делах военнослужащих было предусмотрено военным законодательством Российской империи XIX в. В частности, в послужных списках офицеров был предусмотрен специальный раздел о наличии у офицера и его жены родового или благоприобретенного недвижимого имущества <12>. ——————————— <12> Маликов С. В., Кузнецов М. С., Хазин О. А. Генерал от инфантерии Павел Осипович Бобровский / Под науч. ред. А. Б. Григорьева. М., 2007. С. 179.
6. Какова ответственность военнослужащего за непредставление сведений о доходах или за их искажение? Невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности по представлению сведений о доходах влечет довольно строгие меры юридической ответственности виновного в этом военнослужащего. Эти меры ответственности установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции», а также Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ). Непредставление военнослужащим в соответствующий кадровый орган сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в назначении указанного военнослужащего на воинскую должность, включенную в перечень. Невыполнение военнослужащим обязанности по ежегодному представлению указанных сведений является правонарушением, влекущим освобождение военнослужащего от занимаемой должности либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии с подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с нарушением запретов, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы. 7. С какого времени будет действовать обязанность представления сведений о доходах? Федеральный закон «О противодействии коррупции» вступил в силу с момента его официального опубликования, т. е. с 30 декабря 2008 г., а Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» — по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, т. е. с 10 января 2009 г. Однако в отношении норм об обязательном представлении сведений о доходах установлены более поздние сроки их вступления в силу. Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ сведения о доходах, представление которых предусмотрено ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», впервые должны быть поданы в I квартале 2010 г. Таким образом, законодателем установлен целый год на разработку всеобъемлющей системы подзаконных актов, регулирующих правовой институт представления военнослужащими сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. К числу таких нормативных правовых актов относятся: а) перечень воинских должностей, при замещении которых на военнослужащих возлагается обязанность представления сведений о доходах; б) порядок представления военнослужащими указанных сведений; в) порядок представления сведений о доходах средствам массовой информации для их опубликования; г) порядок направления в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, запросов об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащего и членов его семьи. По мере принятия указанных актов мы будем знакомить с ними наших читателей.
Приложение
В _________________________ (наименование органа
__________________________ военного управления)
СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО, ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Я, ___________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения) проживающий по адресу: ___________________________________________________ (адрес места жительства) сообщаю сведения о своих доходах за отчетный период с «___» января 20__ г.
по «_____» декабря 20____ г., об имуществе, принадлежащем мне на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера.
Раздел 1. СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ <1>
——————————— <1> Указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за отчетный период.
N Вид дохода Величина дохода <2> п/п (тыс. руб.)
1 2 3
1 Доход по основному месту работы
2 Доход от педагогической деятельности
3 Доход от научной деятельности
4 Доход от иной творческой деятельности
5 Доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях
6 Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях
7 Иные доходы (указать вид дохода): 1) 2) 3)
8 Итого доход за отчетный период
——————————— <2> Доход, полученный в иностранной валюте, указывается в рублях по курсу Банка России на дату получения дохода.
Раздел 2. СВЕДЕНИЯ ОБ ИМУЩЕСТВЕ
2.1. Недвижимое имущество
N Вид и наименование Вид Место Площадь п/п имущества собственности <3> нахождения (кв. м) (адрес)
1 2 3 4 5
1 Земельные участки <4>: 1) 2) 3)
2 Жилые дома: 1) 2) 3)
3 Квартиры: 1) 2) 3)
4 Дачи: 1) 2) 3)
5 Гаражи: 1) 2) 3)
6 Иное недвижимое имущество: 1) 2) 3)
——————————— <3> Указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (Ф. И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля военнослужащего, который представляет сведения. <4> Указывается вид земельного участка (пая, доли): под индивидуальное жилищное строительство, дачный, садовый, приусадебный, огородный и др.
2.2. Транспортные средства
N Вид и марка транспортного Вид Место п/п средства собственности <5> регистрации
1 2 3 4
1 Автомобили легковые: 1) 2)
2 Автомобили грузовые: 1) 2)
3 Автоприцепы: 1) 2)
4 Мототранспортные средства: 1) 2)
5 Сельскохозяйственная техника: 1) 2)
6 Водный транспорт: 1) 2)
7 Воздушный транспорт: 1) 2)
8 Иные транспортные средства: 1) 2)
——————————— <5> Указывается вид собственности (индивидуальная, общая); для совместной собственности указываются иные лица (Ф. И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля военнослужащего, который представляет сведения.
Раздел 3. СВЕДЕНИЯ О ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТАХ В БАНКАХ И ИНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
N Наименование и адрес Вид и валюта Дата Номер Остаток на п/п банка или кредитной счета <6> открытия счета счете <7> организации счета (тыс. руб.)
1 2 3 4 5 6
——————————— <6> Указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и др.) и валюта счета. <7> Остаток на счете указывается по состоянию на конец отчетного периода. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на конец отчетного периода.
Раздел 4. СВЕДЕНИЯ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
4.1. Акции и иное участие в коммерческих организациях
N Наименование и Место Уставный Доля Основание п/п организационно — нахождения капитал <9> участия <10> участия <11> правовая форма организации (тыс. руб.) организации <8> (адрес)
1 2 3 4 5 6
——————————— <8> Указывается полное или сокращенное официальное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и др.). <9> Уставный капитал указывается согласно учредительным документам организации по состоянию на конец отчетного периода. Для уставных капиталов, выраженных в иностранной валюте, уставный капитал указывается в рублях по курсу Банка России на конец отчетного периода. <10> Доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются также номинальная стоимость и количество акций. <11> Указываются основание приобретения доли участия (учредительный договор, приватизация, покупка, мена, дарение, наследование и др.), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
4.2. Иные ценные бумаги
N Вид ценной бумаги <12> Лицо, Номинальная Общее Общая п/п выпустившее цена количество стоимость ценную бумагу обязательств (тыс. (тыс. руб.) руб.) <13>
1 2 3 4 5 6
——————————— <12> Указываются все ценные бумаги по видам (облигации, векселя и др.), за исключением акций, указанных в подразделе «Акции и иное участие в коммерческих организациях». <13> Указывается общая стоимость ценных бумаг данного вида исходя из стоимости их приобретения (а если ее нельзя определить — исходя из рыночной стоимости или из номинальной стоимости). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, стоимость указывается в рублях по курсу Банка России на конец отчетного периода.
Итого по разделу 4 «Сведения о ценных бумагах» суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, включая доли участия в коммерческих организациях (тыс. руб.): ________________________.
Раздел 5. СВЕДЕНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА
5.1. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании <14>
——————————— <14> Указываются по состоянию на конец отчетного периода.
N Вид имущества <15> Вид и срок Основание Место Площадь п/п пользования <16> пользования <17> нахождения (кв. м) (адрес)
1 2 3 4 5 6
——————————— <15> Указывается вид недвижимого имущества (земельный участок, жилой дом, дача и др.). <16> Указывается вид пользования (аренда, безвозмездное пользование и др.) и срок пользования. <17> Указывается основание пользования (договор, фактическое предоставление и др.), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта.
5.2. Прочие обязательства <18>
——————————— <18> Указываются имеющиеся на отчетную дату срочные обязательства финансового характера на сумму, превышающую 100-кратный размер минимальной оплаты труда, установленной на отчетную дату.
N Содержание Кредитор Основание Сумма Условия п/п обязательства <19> (должник) <20> возникновения обязательства обязательства <21> <22> <23> (тыс. руб.)
1 2 3 4 5 6
——————————— <19> Указывается существо обязательства (заем, кредит и др.). <20> Указывается вторая сторона обязательства: кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес. <21> Указываются основание возникновения обязательства (договор, передача денег или имущества и др.), а также реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта. <22> Указывается сумма основного обязательства (без суммы процентов). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на конец отчетного периода. <23> Указываются годовая процентная ставка обязательства, заложенное в обеспечение обязательства имущество, выданные в обеспечение обязательства гарантии и поручительства.
Достоверность и полноту сведений подтверждаю.
«___» ______________ 20__ г. _____________________________________________ (подпись военнослужащего) ______________________________________________ (подпись лица, принявшего сведения)
——————————————————————