Использование возможностей новейших технологий в обучении криминалистике
(Луценко О. А.)
(«Эксперт-криминалист», 2009, N 2)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НОВЕЙШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБУЧЕНИИ КРИМИНАЛИСТИКЕ
О. А. ЛУЦЕНКО
Луценко О. А., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, кандидат юридических наук.
Повышение эффективности работы сотрудников правоохранительных органов невозможно сейчас без грамотного использования компьютерной техники, а также возможностей ее программного обеспечения. Уже разработанные приемы и методики обучения криминалистике необходимо сочетать с использованием новых технологий. Это необходимо для углубления знаний студентов, развития у них представления о возможностях привлечения современных наукоемких технологий в деятельность по расследованию преступлений.
Перед лектором открываются новые возможности с использованием мультимедийного материала для наглядного освещения ряда тем из курса криминалистики, в частности ее раздела «Криминалистическая техника». Расследование преступлений связано не только с аспектами психологического характера. Существенное место здесь занимает работа по обнаружению, запечатлению, изъятию и исследованию материальных доказательств. Как справедливо считается, «Криминалистическая техника» — инструмент «Следственной тактики».
Раньше, к примеру, рассказывая о возможностях отрасли «Судебная баллистика», приходилось на доске чертить пули, гильзы, составные части того или иного оружия. Сейчас возможности программного обеспечения, так называемых презентаций, позволяют, к примеру, на широком экране показать перечисленные объекты, обращая внимание слушателей на микротрассы на стреляных пулях. Следы выстрела при рассмотрении дульца, корпуса, закраины, капсюля и всей шляпки гильзы можно также наглядно продемонстрировать на широком экране в увеличенном виде.
На доске весьма сложно четко изобразить многие части огнестрельного оружия, оставляющие следы на гильзах и пулях, такие, как, например, досылатель с зацепом для выбрасывания гильзы, отражатель, патронный упор и др.
На практике для различных осмотров и исследований обычно привлекаются лица, обладающие глубокими знаниями, специалисты. Вместе с тем следователю, как и любому сотруднику, нелишним будет наглядно себе представлять тот или иной процесс, то или иное устройство, его возможности, принцип его действия.
Презентации также помогают в изложении материала о судебной фото — и видеосъемке. Частные приемы, виды и методы запечатления различных объектов и действий раньше объяснялись словами, изображались на доске или плакате, готовились фототаблицы. Сейчас при помощи современных технологий примеры использования съемки наглядно демонстрируются на широком экране с соответствующими комментариями и пояснениями.
Собственно, любая отрасль «Криминалистической техники» гораздо лучше объясняется преподавателем и усваивается студентами с использованием возможностей новейших технологий и качественной демонстрацией.
Процесс восприятия изучаемого материала лучше происходит с использованием в ходе занятий обучающих программ, которые разработаны с использованием мультимедийного программного продукта. Например, при проведении спецкурсов по тактике и методике расследования студенты имеют возможность в диалоговом режиме с компьютером попытаться расследовать преступление. В компьютере излагается фабула дела, и компьютер предлагает выбрать на разных этапах расследования следственные и процессуальные действия. При «завершении расследования» на экране высвечиваются допущенные ошибки.
Существуют также программы, которые рассчитаны на ввод в компьютер переменных о способе преступления, месте, времени и других известных аспектах. Программа анализирует информацию, и затем на экране появляются сведения о возможном преступнике, других неизвестных элементах криминалистической характеристики, предлагается перечень типичных следственных ситуаций с указанием процентных вероятностей каждой, а также можно ознакомиться с типовыми следственными версиями, выдвигаемыми по различным логическим основаниям.
Польза от использования возможностей мультимедийного программного продукта для совершенствования процесса образования студентов несомненна. Вместе с тем необходимо учитывать, что самостоятельное создание таких обучающих программ юристам-преподавателям, как правило, не под силу. Здесь необходимо привлечение программистов. Особую значимость приобретает также способность криминалиста грамотно изложить суть задачи специалисту-программисту на содержательном уровне.
Отмечу, что интеграция в криминалистику персональных компьютеров коснулась также и формы контроля знаний, проверки усвоения текущего материала. Качественное усвоение материала студентами традиционно считается основной задачей высшего образования. В настоящее время по предмету «Криминалистика» в учебном процессе одной из форм контроля знаний разработано тестирование, что соответствует основным направлениям Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Для тестового контроля выбрана «Криминалистическая техника», раздел «Криминалистики», который включает систему научных положений и разрабатываемых на их основе технических средств, приемов и методик, предназначенных главным образом для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств. Данный раздел включает отдельные отрасли: криминалистическая фотография и видеозапись, криминалистическое исследование документов, трасологию, судебную баллистику, отождествление личности по внешним признакам (габитоскопию), криминалистическую регистрацию и т. д. В тестирование включены вопросы, которые охватывают темы отраслей криминалистической техники.
Тестирование включает также вопросы из «Методологии криминалистики» — центральной части науки. В основном это теория криминалистической идентификации, система методов криминалистики, криминалистическая диагностика.
В конце первого семестра целесообразно устанавливать качество приобретаемых знаний еще и потому, что данное тестирование может быть рассмотрено как проверка готовности студентов к зачету по данной дисциплине. Вопросы тестирования охватывают перечень всех тем к зачету.
Собственно, тестирование по криминалистике рассчитано на принятие зачета с задействованием компьютеров. Специалистами по компьютерному обеспечению и информационным технологиям разработанные тесты по криминалистике были реализованы в компьютерной программе тестирования. Программа тестирования, проанализировав итоговые результаты, выставляет оценку, в данном случае: «зачет» либо «незачет». Более того, студент имеет возможность увидеть свои ошибки и в дальнейшем работать над их устранением.
Всего в тестировании 55 вопросов, верен один из прилагаемых трех вариантов ответов. Для наглядности приведем некоторые из них. Вопросы, ответ на которые предполагает определенное знание рассматриваемой темы, например:
На первой стадии криминалистической идентификации устанавливается:
— групповая принадлежность объекта;
— индивидуально-конкретное тождество объекта;
— идентичность объекта.
Репродукционный метод фотосъемки применяется для фотографирования объектов:
— любых;
— объемных;
— плоских.
Какие следы изучает трасология?
— следы — изменения, возникшие в обстановке места происшествия;
— следы — любые изменения, возникающие при совершении преступления;
— следы — материально-фиксированные отображения внешнего строения одного объекта на другом.
Основная дактилоскопическая формула основывается на учете:
— всех типов узоров;
— только ульнарных петлевых узоров:
— только завитковых узоров.
Или: Основная формула 17/15 у лица, имеющего завитковые узоры на:
— большом и безымянном пальцах правой руки, большом и среднем — левой;
— указательном, среднем и мизинце — правой, указательном, безымянном и мизинце — левой руки;
— указательном, среднем и мизинце — правой, указательном — левой руки.
В тестирование также включены вопросы, успешные ответы на которые рассчитаны на сообразительность, основанную на фундаментальных знаниях темы, например:
В каком из приведенных текстов неправильно употреблен термин «тождество»?
«При исследовании дактилоскопического отпечатка, обнаруженного на дверце серванта, он оказался тождественным с отпечатками указательного пальца левой руки Л.».
«Из пистолета системы «ТТ» произведен пробный выстрел, после чего стреляную пулю подвергли исследованию и сличению с пулей, извлеченной при вскрытии из тела убитого. Это сравнительное исследование пуль установило их тождество:
— в первом;
— и во втором, и в первом;
— во втором».
По тестированию невозможно заготовление шпаргалок, так как нумерация (последовательность) вопросов постоянно варьируется программой в компьютере. Преподаватель при проведении текущего тестирования узнает истинное усвоение материала, то каким темам требуется уделить дополнительное внимание. Более того, мониторинг качества подготовки студентов позволяет установить и уровень знаний конкретной группы. Таким образом, появляется возможность своевременно внести коррективы и в лекционный материал, и в содержание проводимых преподавателями практических и семинарских занятий.
Польза от подобной проверки приобретаемых студентами знаний и для них самих, и для преподавателей несомненна. На ближайшую перспективу планируется разработка продолжения данного тестирования и включение вопросов и вариантов ответов по следующим двум разделам криминалистики: «Следственная тактика» и «Методика расследования отдельных видов преступлений». Таким образом, помимо контроля качества приобретаемых знаний перед сдачей зачета и во время его проведения появляется возможность диагностики уровня получаемых студентами знаний и в преддверии экзамена. Это, несомненно, можно расценить и как хорошее подспорье в проверке усвоения материала и для самих студентов.
——————————————————————