Уголовно-правовая защита информации в ГАС «Выборы» как развитие положений доктрины информационной безопасности

(Елин В. М.) («Правовые вопросы связи», 2009, N 2)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ГАС «ВЫБОРЫ» КАК РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ДОКТРИНЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В. М. ЕЛИН

Елин В. М., кандидат политических наук, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Академии сферы социальных отношений.

В июне 2000 г. Совет Безопасности Российской Федерации принял, а 9 сентября того же года Президент Российской Федерации подписал Доктрину информационной безопасности Российской Федерации <1>, развивающую Концепцию национальной безопасности применительно к информационной сфере и формирующую государственную политику в области обеспечения информационной безопасности России. Доктрина определяет толкование понятия «информационная безопасность», определяет ее цели и задачи, а также объекты и субъекты информационной сферы. Принятие указанного документа является безусловным признанием значимости проблемы информационной безопасности в жизни современного российского общества. ——————————— <1> Российская газета. 2000. 28 сен.

В соответствии с положениями Доктрины под информационной безопасностью в Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом к числу угроз отнесены как угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России, так и угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России. В качестве закономерного развития положений Доктрины можно определить принятие Федерального закона от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» <2>. В нашей стране сложилась уникальная ситуация, связанная с применением ГАС «Выборы», которая за 4 — 5 часов способна собрать и обобщить данные бюллетеней со всех самых отдаленных районов страны. За прошедшие годы ГАС «Выборы» успешно применялась при проведении пяти федеральных, около 500 региональных и около 6500 муниципальных избирательных кампаний. Система позволила впервые в мировой практике в таком масштабе в течение суток после завершения голосования реализовать задачу опубликования в Интернете данных протоколов всех 95 тысяч участковых избирательных комиссий <3>. ——————————— <2> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172. <3> См.: Итоги прошедших в 2003 — 2004 гг. федеральных избирательных кампаний и задачи по совершенствованию подготовки и проведению выборов, референдумов: Материалы совещания с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (Москва, 6 мая 2004 г.). М.: Центральная избирательная комиссия, 2004. С. 4.

Указанное обстоятельство предопределило необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в связи с чем Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» <4> ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий» Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 3. В ней предусматривается уголовная ответственность специального субъекта — должностных лиц — за преступление, которое посягает на законную деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». ——————————— <4> СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708.

Объективная сторона преступления выражается во вмешательстве с использованием должностного или служебного положения в осуществление указанной деятельности. В ч. 3 ст. 141 УК названы способы такого вмешательства, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, либо неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента вмешательства независимо от того, удалось ли повлиять на решение избирательной комиссии, комиссии референдума, работу автоматизированной системы «Выборы». Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что незаконно вмешивается в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», и желает это сделать. Обязательна цель — повлиять на решение указанных комиссий, относящихся исключительно к их компетенции, на работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Соответствие ГАС «Выборы» требованиям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации наиболее полно раскрывается содержанием безопасности использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы», согласно требованиям Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» <5>, включает следующие принципы обеспечения безопасности информации: ——————————— <5> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

— обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах «ГАС «Выборы», в соответствии с федеральными законами; — обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы»; — применение лицензионных программных средств общего назначения, сертифицированных специализированных программно-технических средств и средств связи ГАС «Выборы»; — недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет; — выделение организационных и технических мер обеспечения безопасности; — недопустимость подключения ГАС «Выборы» при ее использовании при проведении выборов и референдума к иным информационным системам и сетям связи, не применяемым в ГАС «Выборы». Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» создана в целях автоматизации информационных процессов подготовки и проведения выборов и референдума в избирательной системе России, сокращения сроков подведения итогов голосования и затрат на проведение избирательных кампаний. Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что конструирование данного состава с использованием явно выраженных оценочных категорий не преследует цели указать на все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Естественно, это обстоятельство вовсе не означает, что данное деяние может быть совершено любым способом. Большая часть авторов просто констатируют, что воспрепятствование может быть осуществлено различными способами, действиями (бездействием) <6>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2003. —————————————————————— <6> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков; Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Типография «Новости», 2003. С. 646.

Между тем Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», утвержденное Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 19/137-4, содержит определение единого порядка организации работы по обеспечению безопасности информации, а также исчерпывающий комплекс организационных, технических и правовых мер защиты. Поскольку Положение является обязательным для организаций, разрабатывающих, эксплуатирующих и обслуживающих ГАС «Выборы», и распространяется на все режимы ее использования, постольку к категории «неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» следует относить умышленные действия, направленные на: — нарушение обеспечения безопасности информации и несоблюдение основных мер по защите информации; — несоблюдение мероприятий по обеспечению безопасности информации; — нарушение порядка доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы»; — нарушение прав пользователей ГАС «Выборы»; — неисполнение обязанностей пользователей и специалистов ГАС «Выборы» по обеспечению безопасности информации; — несоблюдение требований по обеспечению безопасности информации. Можно отметить, что введение этой части стало результатом обобщения опыта работы избирательных комиссий и избирательного процесса в целом. Конечно, вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий наблюдалось не единожды в течение последних 10 лет, что создавало значительные трудности в работе избирательных комиссий, особенно когда такое вмешательство сопровождалось значительным противодействием работе избирательных комиссий. Однако отнесение указанных деяний к категории преступлений повлекло за собой обоснованное ужесточение уголовно-правовой охраны конституционных прав граждан. Так, по данным организационно-методического управления ЦИК Российской Федерации, в ходе избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшимся в 1999 г., было возбуждено только 26 уголовных дел, в выборную кампанию 2003 г. было возбуждено 103 уголовных дела, а в последующую за ней президентскую избирательную кампанию 2004 г. — 99 уголовных дел <7>, т. е. в целом в избирательную кампанию 2003 — 2004 гг. было возбуждено 202 уголовных дела <8>. Уголовные дела по ст. 141 и 142 УК РФ, по фактам нарушения избирательных прав, все же редки в нашей судебной практике, и, как отмечали авторы Комментария к Закону о гарантиях избирательных прав, «за прошедшие годы таких случаев было несколько десятков, до судебного же рассмотрения дошли единичные уголовные дела» <9>. ——————————— <7> См.: Разумова О. Ю. Практика рассмотрения органами прокуратуры обращений на нарушения избирательного законодательства // Итоги прошедших в 2003 — 2004 годах федеральных избирательных кампаний и задачи по совершенствованию подготовки и проведению выборов, референдумов: Материалы совещания с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (Москва, 6 мая 2004 г.). М.: Центральная избирательная комиссия, 2004. С. 19. <8> См.: Вешняков А. А. Уголовная ответственность за нарушение порядка проведения выборов с использованием ГАС «Выборы» // Российский следователь. 2007. N 2. С. 10 — 12. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А. А. Вешнякова, В. И. Лысенко) включен в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2003. —————————————————————— <9> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» / Отв. ред. А. А. Вешняков; Науч. ред. В. И. Лысенко. М.: Типография «Новости», 2003. С. 647.

——————————————————————