Закон принят, а нужна ли России геномная регистрация и каковы перспективы ее использования?

(Сафонов А. А., Курин А. А., Варченко И. А.)

(«Общество и право», 2009, N 5)

ЗАКОН ПРИНЯТ, А НУЖНА ЛИ РОССИИ ГЕНОМНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

И КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ?

А. А. САФОНОВ, А. А. КУРИН, И. А. ВАРЧЕНКО

Сафонов Андрей Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД России.

Курин Алексей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры криминалистической техники Волгоградской академии МВД России.

Варченко Игорь Александрович, кандидат юридических наук, доцент факультета международного и морского права Морской государственной академии им. адмирала Ф. Ф. Ушакова.

Самым эффективным средством и перспективой интеграции важной криминалистической информации является создание объединенной системы криминалистической регистрации, обеспечение автоматизации процессов накопления, обработки и транспортировки информации. В этой статье авторы говорят нам об инновационном методе российской криминалистики — геномной ведомости и о проблемах ее использования в Российской Федерации.

Ключевые слова: геномная регистрация, интеграция, криминалистическая регистрация, информация, тяжкие преступления.

The most efficient and perspective means of integration of criminalistical important information is the creation of united system of criminalistic registration, providing the automation of processes of accumulation, processing and transportation of information. In this article the authors tell us about innovative method of Russian criminalistics — genomic register, and about problems of its using in Russian Federation.

Key words: genom registration, integration, of criminal law registration, information, felonies.

Эффективность раскрытия и расследования преступлений во многом определяется качеством и своевременностью информационного обеспечения органов предварительного следствия. Процессы интеграции знаний находят свое воплощение в интегрировании информационных ресурсов, объединенных в систему.

Наиболее рациональным и перспективным способом интеграции криминалистически значимой информации является создание единой системы криминалистической регистрации, позволяющей автоматизировать процессы накопления, обработки и транспортирования информации. Хорошо налаженное информационное обеспечение играет первостепенную роль в организации и осуществлении правоохранительной деятельности.

Активность в развитии и совершенствовании системы криминалистической регистрации продолжается как на уровне практической деятельности, так и на законодательном уровне, о чем свидетельствует принятие Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», что создает условия для централизованной кодифицированной регистрации населения страны. Данный Закон регламентирует возможность получения, хранения и использования геномной информации для идентификации личности отдельных категорий граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории РФ, а также в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Актуальность геномной информации обусловлена научной и практической состоятельностью молекулярно-генетического идентификационного анализа, традиционно называемого геномной (генетической) дактилоскопией, или генотипированием (в англоязычной литературе — DNA profiling, DNA fingerprinting или DNA typing). Лаборатории молекулярно-генетического профиля организованы в территориальных экспертных учреждениях Минздрава России, а также в системе МВД, ФСБ и Министерства обороны РФ [1].

Распространенность источников ДНК-информации в виде следов биологического происхождения, изымаемых на местах происшествий, не снижает их ценности в плане идентификации биологических объектов ввиду ее уникальности и стабильности в течение всей жизни организма и его генетического постоянства. Технологии выделения ДНК-информации из биологических следов нацелены на выполнение идентификационных экспертиз по особо сложным уголовным делам, связанным с тяжкими преступлениями против личности. Результаты экспертиз позволяют установить причастность подозреваемых лиц к совершенным преступлениям, установить личности неопознанных погибших, идентификация которых не представлялась возможной другими методами. Сегодня можно привести массу примеров использования геномной информации в целях идентификации лиц: идентификация останков генерала МВД Г. Н. Шпигуна — заложника, погибшего в Чеченской Республике в 2000 г.; идентификация останков украинского журналиста Г. Гонгадзе в 2001 г.; идентификация людей, погибших в результате террористических актов, совершенных в Москве в сентябре 1999 г. [2]. Объем таких исследований с каждым годом растет. В 2008 г. сотрудниками ЭКП ОВД России методом ДНК-анализа было проведено порядка 24,5 тыс. исследований биологических объектов [3, с. 368]. За истекший год количество исследований увеличилось в 2,2 раза, количество экспертиз — в 1,6 раза. По прогнозам, результативность проведения исследований методом ДНК-экспертизы значительно повысит раскрываемость преступлений [4].

В ЭКЦ МВД России планомерно проводится подготовка экспертов-биологов по всем направлениям ДНК-анализа. В ЭКП количество экспертов, владеющих методом ДНК-анализа, за 2007 г. увеличилось в 2,3 раза, за 10 месяцев текущего года подготовлено 36 экспертов (в настоящее время — 118 человек), кроме того, в ЭКЦ МВД России — 10 экспертов. Постоянно осуществляются мероприятия, направленные на повышение эффективности использования автоматизированных комплексов для проведения ДНК-анализа [5].

Закон предусматривает ряд категорий граждан РФ и иностранных государств, подлежащих обязательной геномной регистрации. В обязательном порядке кровь на ДНК-анализ должны будут сдать граждане, осужденные, имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления и находящиеся в местах лишения свободы. К этой категории также относятся те, чьи профессии связаны с риском для жизни (сотрудники силовых подразделений), спасатели, лица без гражданства и иностранцы, ищущие убежища в России. Кроме того, в банк данных в обязательном порядке будет занесена информация о ДНК неопознанных трупов. Наряду с обязательной регистрацией проводится регистрация на добровольной основе за счет лиц, желающих поместить информацию о себе в банк ДНК.

Геномная информация всех перечисленных выше категорий граждан подлежат типизации — расшифровке молекулы ДНК и внесении информации в электронную базу данных. Опыт использования такой базы данных уже имеется у Великобритании, которая насчитывает более 3 миллионов образцов ДНК, с помощью которой раскрывается порядка 1000 преступлений в неделю [6].

Так в Великобритании процент раскрытия преступлений без использования метода ДНК-анализа составлял 13%, с использованием ДНК-анализа — 31%, а с использованием ДНК-анализа и базы данных ДНК уже — 60% [7].

Данное направление имеет перспективы при условии формирования федеральной базы данных ДНК биологических объектов и получении информации посредством комплекса современных информационных технологий: телекоммуникационных, геоинформационных, технологий защиты информации, технологий искусственного интеллекта и других. На сегодня технологии экспресс-анализа биологических следов, изъятых с мест происшествий, находятся в стадии разработки.

Современный опыт использования ДНК-информации о биологических объектах, накопленный зарубежными коллегами, свидетельствует о целесообразности совместного использования результатов ДНК-анализа и баз данных ДНК-информации. Помимо этого, введение в оборот биометрических паспортов и электронных документов существенно упростит процесс реализации контролирующих функций государства и решение задач раскрытия и расследования преступлений.

Около десяти лет назад на базе Экспертно-криминалистического центра МВД России впервые был создан экспериментальный банк ДНК информации биологических объектов. Он содержал сведения о гражданах, обвиняемых в совершении преступлений на сексуальной почве, и являлся моделью компьютерного банка данных ДНК.

Техническое оснащение данного направления исследований идет по пути комплектования лабораторий экспертно-криминалистических подразделений автоматизированными комплексами ДНК-анализа. В настоящее время в органах внутренних дел уже создана минимально необходимая лабораторная база для проведения ДНК-анализа и учета данных ДНК биологических следов по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям. Всего функционируют 32 лаборатории в ЭКП ОВД России и 1 лаборатория в ЭКЦ МВД России, которые оснащены 35 автоматизированными комплексами для проведения ДНК-анализа с перспективой их дальнейшего увеличения [8].

Данный вид регистрации осуществляется на основании нормативных документов и инструкций, разработанных ЭКЦ МВД России и ГИАЦ МВД России. В этом плане регистрация ДНК-информации является комплексным явлением, которое включает естественнонаучные основы получения и собирания такой информации, ее использования в раскрытии и расследовании преступлений; практическую учетно-регистрационную деятельность по формированию, ведению и использованию ДНК-информации; организационную деятельность по формированию массивов ДНК-информации.

ДНК-анализ по сравнению с традиционным исследованием проб крови позволяет определить не только группу, но и конкретное лицо, которому принадлежит взятый образец. По мнению специалистов, пожалуй, самая главная польза от нововведения — быстрое и точное установление личности погибших.

Эффективность использования геномной информации о подозреваемом лице зависит от того, имеется ли информация о нем в базах ДНК-информации. Если такой информации нет, то учет в данном случае не работает, а стоимость анализа и формирования учетной информации может превысить размер ущерба, причиненного преступлением. В настоящее время имеются результаты определения вероятности совпадения характеристик ДНК для российских граждан с целью оценки идентификационной значимости генетических признаков. Следующим этапом развития данного направления является унификация, стандартизация и создание единой методики исследования.

С правовой точки зрения ДНК-информация является источником наследственной информации о человеке. Неправомерное использование этой информации может в одних случаях создать угрозу национальной безопасности, в других — привести к нарушению прав граждан и может привести к «генетическому апартеиду» и дискриминации граждан. Поэтому данная информация должна быть защищена путем ее обезличивания и сохранения в виде кода (например, штрих-кода и/или формулы [9]) с порядковым реестровым номером. С другой стороны, неустановление личности потерпевшего также является нарушением конституционных прав граждан.

Основу защиты ДНК-информации составляет регистрационная система «Кодис». Дело в том, что количество людей, которое предполагается заносить в базу данных, будет очень большим. А «Кодис» — это система, идентифицирующая 13 локусов ДНК. В Великобритании до последнего времени базы данных составлялись по 6-локусным системам, сейчас внедряются 9-локусные, которые дают вероятность совпадения признаков 109 при 1 млрд. населении Земли.

В настоящее время наряду с новыми методиками исследования и получения доказательственной информации широкое применение получили методы комплексной обработки данных в целях получения доказательственной или ориентирующей информации. Среди методов обработки широкое распространение получили методы комбинаторики и логистики.

Структурное построение массивов ДНК-информации может проводиться по централизованной или децентрализованной схеме. На практике работает децентрализованная схема, причины использования которой связаны с недостаточно развитой системой телекоммуникаций и отсутствием возможности передачи информации из регионов в центр. Однако такое положение является временным и в рамках развития «Программы создания ЕИТКС ОВД России» этот процесс перейдет на централизованную основу. Очевидно, что окончательный вид этой системы будет комбинированным по следующим причинам:

необходимость передачи биологического материала в базы данных ДНК-информации;

необходимость передачи информации о ДНК биологических объектов в кодированном виде со ссылкой на место хранения биологического материала;

получение возможности централизованного распределения (использования) данной информации в рамках проверки ДНК биологических объектов по БД ДНК-информации.

Современный уровень технического развития общества свидетельствует о наличии всех условий для создания единой системы учета и контроля при использовании средств телекоммуникации, геоинформационных и иных технологий, включая технологии защиты информации, технологии искусственного интеллекта.

Задачами, обуславливающими возможность реализации выдвинутой концепции единой системы криминалистической регистрации, являются:

анализ состояния, тенденций и перспектив создания единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации;

разработка принципов получения, обработки и реализации криминалистически значимой информации в системе координат «время — место — объект»;

системное и структурное обоснование единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации;

разработка системы защиты и контроля баз данных и текущей оперативной информации от несанкционированного доступа, а также системы резервного копирования и архивирования информации;

обоснование системы правовой регламентации использования единой телекоммуникационной системы криминалистической регистрации для отдельных административно-территориальных единиц, категорий граждан, групп объектов, подлежащих криминалистической регистрации и учету.

Для наиболее полного и эффективного использования возможностей ДНК-анализа в раскрытии и расследовании преступлений необходимо обеспечить взаимодействие оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов с ЭКП ОВД России, начиная с изъятия биологических объектов с мест преступлений, обязательного и своевременного направления для производства экспертных исследований и постановки на учет в федеральную базу данных ДНК.

В целях формирования федеральной базы данных геномной информации в ходе реализации закона запланированы масштабные мероприятия с привлечением ФСИН России, специалистов экспертных подразделений органов внутренних дел и судебно-медицинских учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения, которые направлены на получение геномной информации у сотен тысяч граждан, а также получение геномной информации следов биологического происхождения, изъятых с мест преступлений. Эффективность данной работы во многом зависит от конструктивного взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, ФСИН России и учреждений судебно-медицинской экспертизы [10].

Геномная регистрация уже начала давать положительные результаты и позволила повысить раскрываемость преступлений в России. База данных ДНК — полезный инструмент для раскрытия как тяжких, так и менее тяжких преступлений. Как показывает практика, там, где в ходе расследования преступления используется ДНК-анализ, вероятность установления личности преступника и его привлечение к ответственности значительно увеличивается, а, кроме того, многие подозреваемые в совершении преступления в конечном итоге переходили в статус обвиняемых. То есть люди, совершившие преступления, должны понимать, что они рано или поздно будут установлены и предстанут перед судом благодаря введению в производство новых технологий.

Литература

1. Иванов П. Л. Индивидуализация человека и идентификация личности: молекулярная биология в судебной экспертизе // Вестник российской академии наук. Том 73. N 12. С. 1085 — 1097 (2003). http://vivovoco. rsl. ru/VV/JOURNAL/VRAN/IDENT/IDENT. HTM#18.

2. Иванов П. Л., Жаров В. В., Фролова С. А. и др. Комплексное применение технологий молекулярно-генетической индивидуализации биологических объектов для судебно-экспертной идентификации неопознанных останков жертв террористических актов в Москве в 1999 г. // Судебно-медицинская экспертиза. 2002. N 4.

3. Стороженко И. В., Культин А. Ю., Кондрашов С. А. и др. О научно-методическом обеспечении внедрения современных лабораторных комплексов для анализа ДНК в экспертную практику ЭКП ОВД России // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва, 24 — 25 июня 2009 г.). М.: Проспект, 2009.

4. Всеобщая геномная регистрация. Наука. ГАЗЕТА. GZT. ru // http://www. gzt. ru/science/2008/11/18/223031.html.

5. http://mvdrf. ru/news/21355/

6. http://www. lenta. ru/russia/2004/11/18/dnk/

7. http://mvdrf. ru/news/21355/

8. http://mvdrf. ru/news/21355/

9. http://www. itogi. ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006_10_07_22_5904.html

10. http://mvdrf. ru/news/21355/

——————————————————————