Некоторые вопросы ответственности владельца сайта
(Петров Д. А.) («Арбитражные споры», 2010, N 1)
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА САЙТА
Д. А. ПЕТРОВ
Петров Д. А., доцент кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук.
Правовая природа сайта
Сеть Интернет как новый вид информационного ресурса и способ доведения информации до неопределенного круга лиц прочно входит в коммерческий оборот. Появилось достаточно большое число нормативных правовых актов, в которых размещению установленной ими информации в сети Интернет придается определенное правовое значение. Как правило, в этом случае предусматривается обязанность по размещению на официальных сайтах, принадлежащих определяемым нормативными правовыми актами субъектам, различного вида информации, в частности: — нормативных правовых актов — утвержденных федеральных стандартов <1>; ——————————— <1> Статья 20 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; абзац третий пункта 4 статьи 29 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
— решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления <2>; ——————————— <2> Статьи 13, 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006; статья 36 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553; статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
— проектов нормативных правовых актов (в целях проведения независимой экспертизы на коррупциогенность на официальном сайте федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта нормативного правового акта в сети Интернет <3>); ——————————— <3> Пункт 4.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009) // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
— раскрытие саморегулируемыми организациями на своих официальных сайтах в сети Интернет определяемой законом информации <4> (учредительных документов; стандартов и правил деятельности; правил деловой и профессиональной этики; положений об органах управления, контроля и дисциплинарных комитетах, реестре членов и лицах, членство которых прекращено; правил и условий приема в члены; информации об отчетах своих членов, о компенсационном фонде, об управляющей компании, о специализированном депозитарии и пр.); ——————————— <4> Статья 22.3 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; статьи 55.5, 55.9 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16; статья 22.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
— схем территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципального образования, генеральных планов, публичных кадастровых карт и пр. <5>; ——————————— <5> Статьи 11, 15, 20, 24 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; статья 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
— информации о торгах <6>; ——————————— <6> Статья 16 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; статья 46.3 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; статья 79 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278; статья 38.1 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; статья 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; статьи 5, 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6239.
— информации процессуального характера по корпоративному спору (о принятии искового заявления, заявления к производству, о движении дела по спору, соответствующие судебные акты) <7>. ——————————— <7> Статья 225.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
Приведенными примерами перечень нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость размещения информации на сайте в сети Интернет, не исчерпывается. Виды размещаемой информации чрезвычайно разнообразны, и каждый из них имеет свое правовое предназначение, но объединяет их одно — обязательность размещения на сайте, являющемся официальным. Не стоит сбрасывать со счетов и те ситуации, когда субъекты в добровольном порядке размещают или предоставляют возможность третьим лицам размещать на принадлежащих им сайтах различного рода информацию, к содержанию которой в ряде случаев устанавливаются специальные требования. В связи с этим представляется интересным, рассматривая правовую природу сайта, осветить некоторые аспекты ответственности владельца сайта за размещение не соответствующей закону информации. Действующее законодательство не определяет содержание термина «официальный сайт». Исходя из анализа нормативных правовых актов, в которых содержится указание на необходимость размещения информации на официальных сайтах, можно предположить, что официальный сайт — это совокупность информационных ресурсов, размещаемых в сети Интернет в соответствии с законодательством или решением соответствующего органа власти по определенному адресу, доведенному до всеобщего сведения. (Следует отметить, что использование термина «официальный» применительно к сайтам стало практиковаться в последнее время, в ранее принятых нормативных правовых актах говорится просто о сайтах, что тем не менее не снижает их значения как источника определенной информации. — Прим. авт.) Часто термин «официальный сайт» используется и применительно к сайтам, принадлежащим хозяйствующим субъектам. Тем самым подчеркивается принадлежность сайта определенному субъекту и признание последним размещаемой на сайте информации в качестве достоверной, официальной, исходящей именно от него. Веб-сайт (web — дословный пер. с англ. яз. — паутина; site — дословный пер. с англ. яз. — местоположение; web site — пер. с англ. яз. — сайт в Интернете, местоположение в Интернете) (далее — сайт) является довольно популярным и доступным способом представления контрагентам предпринимателя (пользователям сети Интернет) определяемой им самим информации, круглосуточно и вне зависимости от их местонахождения. В силу этого сайт является прежде всего информационным ресурсом, используемым: — в качестве электронных средств массовой информации (информационные сайты); — для продвижения определенных продуктов и услуг, их рекламы (промосайты); — для доведения полного объема информации о сфере деятельности организации, предлагаемой продукции и услугах (корпоративные сайты); — для предоставления электронных услуг (например, доступа к определенной базе данных); — для продажи обычных товаров и услуг (электронная коммерция). Л. В. Карпович отмечает, что сайт создается организацией с целью предоставления информации о себе, своей деятельности в Интернете. Он является продуктом творческого труда программистов, дизайнеров и подходит под определения программы для ЭВМ и базы данных <8>. ——————————— <8> Карпович Л. В. Особенности бухгалтерского и налогового учета затрат на создание сайта в Интернете // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2007. Сентябрь. N 17.
По мнению О. В. Дмитриевой, сайт представляет собой совокупность текстовых и графических файлов, связанных между собой с помощью гипертекстовых ссылок, имеющих определенный адрес в сети Интернет и посвященных определенной тематике. Таким образом, создание сайта представляет собой процесс разработки его программно-технологической основы (или HTML-кода) и внешнего вида (дизайна) <9>. ——————————— <9> Дмитриева О. В. Учет расходов на разработку WEB-сайта издательства // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2008. Ноябрь. N 11.
Н. Н. Лебедева под сайтом как сетевым информационным ресурсом понимает информационный ресурс, включающий в себя совокупность документов, представленных в форме, позволяющей обеспечить доступ к ним посредством информационной телекоммуникационной сети общего пользования <10>. ——————————— <10> Лебедева Н. Н. Ответственность владельца сайта за сообщения на форуме // Право и экономика. 2006. N 7.
Согласно абзацу шестому пункта 1.2 Рекомендаций по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет <11>, WEB-сайт — представляемая в Интернет иерархически организованная, непосредственно адресуемая совокупность связанных визуально воспринимаемых информационных страниц и элементов управления доступом к программно-информационным средствам WEB-сервера. ——————————— <11> Приложение к указанию оперативного характера Центрального банка Российской Федерации от 03.02.2004 N 16-Т «О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет» // Вестник Банка России. 2004. N 11.
Размещение в Интернете сведений о предпринимателе, о предлагаемых им к реализации товарах (работах, услугах) и пр. путем создания собственного сайта или размещения объявлений на сайтах других организаций является одним из способов доведения информации и соответственно рекламой. В настоящее время понятие «сайт» законодательно не установлено. По своей сути интернет-сайт — это совокупность как минимум двух объектов авторского права — программы для ЭВМ, обеспечивающей его функционирование, и графического решения (дизайна). Кроме того, при создании сайта потребуется произвести расходы на регистрацию доменного имени у интернет-провайдера, разработку дизайна сайта, создание и размещение рекламных материалов и т. п. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ), рассматривая вопрос о нарушении авторских прав на содержимое (контент) сайта, отметил, что контент сайта как комбинация специально подобранных и расположенных определенным образом материалов (текстов, рисунков, фотографий, чертежей, аудиовизуальных произведений и т. д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта, составляет содержание сайта и является составным произведением, относящимся к объектам авторского права. Дизайнерское решение WEB-сайта, в том числе оформление его разделов с учетом требований, указанных в техническом задании, к их графическому, цветовому, аудиовизуальному отображению, организации совокупности данных (статей, рисунков, чертежей и т. д.), подобранных и систематизированных определенным образом, было признано подлежащим охране <12>. ——————————— <12> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 255/08 // Вестник ВАС РФ. 2008. N 7.
Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин РФ), рассматривая вопросы отнесения на затраты расходов, связанных с созданием сайтов, выделяет в составе сайта: — программы для ЭВМ, принадлежащие владельцу сайта, являющиеся объектом авторского права и отражаемые в бухгалтерском учете в составе нематериальных активов (письмо Минфина РФ от 22.10.2004 N 07-05-14/280); — расходы, связанные с созданием сайта и размещением его на сервере организации; — материальные носители, на которых записаны программы для ЭВМ. Если исключительные права на созданный программный комплекс организации не принадлежат, а на сайте размещена рекламная информация о ее деятельности, то в этом случае затраты по созданию сайта учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12.03.2006 N 03-03-04/2/54). В состав затрат по созданию сайта как объекта нематериальных активов включаются и расходы на регистрацию доменного имени (письмо Минфина РФ от 17.07.2003 N 04-02-05/2/37). Домен (от английского domain), или доменное имя, которое необходимо зарегистрировать, представляет собой зону или область пространства в Интернете, идентифицируемую словесным названием сайта, которое начинается с аббревиатуры www (WorldWideWeb) и заканчивается указанием страны (например, в России -.ru). Регистрация домена означает занесение информации об имени и области в сети в центральную базу данных и является необходимой, поскольку доменное имя должно быть уникальным, в силу чего принадлежность одного и того же доменного имени разным организациям не допускается. Передача прав на использование доменного имени может быть осуществлена на основании лицензионного договора (статья 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ). Доменное имя не относится к интеллектуальной собственности — к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, охраняемым законом. Положениями пункта 1 статьи 1225 ГК РФ установлен исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность) <13>. ——————————— <13> Постановление Федерального арбитражного суда (далее — ФАС) Московского округа от 25.05.2009 N КГ-А40/1594-09.
Функционирование сайта предполагает организацию хранения размещаемой на нем информации. Услуга по размещению сайта клиента на веб-сервере, подразумевающая подключение сайта к Интернету и его обслуживание, поддержание работоспособности, именуется хостингом. В целях предоставления доступа к сайту неограниченному кругу пользователей Интернета его также необходимо зарегистрировать в поисковых системах (Yandex, Rambler и пр.). Зачастую регистрацию домена, размещение и поддержку сайта осуществляет организация-провайдер, с которой заключается так называемый договор хостинга. Учитывая изложенное, сайт можно охарактеризовать не только как совокупность объектов авторских прав, но и как самостоятельное составное произведение, то есть произведение, представляющее собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (часть 2 пункта 2 статьи 1259 ГК РФ), что находит свое подтверждение в материалах судебной практики <14>. ——————————— <14> Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2008 N 255/08.
Защита авторских прав при использовании картографических материалов
Воспроизведение на сайтах карт, отображающих схемы проезда к месту нахождения владельца сайта, служит ярким примером нарушений авторских прав и подчеркивает особенности ответственности владельцев сайтов. Согласно пункту 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. В силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. В абзаце третьем этого пункта предусмотрено, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет установленную ГК РФ ответственность. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности: воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме; публичный показ произведения (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ). Согласно статье 1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ «О геодезии и картографии» <15> (далее — Закон N 209-ФЗ) картография — область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения; картографическая деятельность — это научная, техническая, производственная и управленческая деятельность в области геодезии и картографии. В статье 3 названного Закона приводится исчерпывающий перечень работ, относящихся к геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения, причислить к которым действия, связанные с использованием уже созданной топографической карты путем размещения на сайте ее фрагментов, нельзя. ——————————— <15> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 2.
В пункте 5 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статья 9 Закона N 209-ФЗ содержит норму, касающуюся авторского права на географические карты и фактически отсылающую к законодательству Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Поэтому использование владельцем сайта конкретного охраняемого объекта авторского права (карты) без должных правовых оснований влечет применение предусмотренных законодательством мер ответственности <16>. ——————————— <16> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.10.2008 N А43-4663/2008-7-119.
Вопрос о защите авторских прав при использовании картографических материалов нередко становится предметом судебного рассмотрения. К примеру, в одном из дел суд установил, что при издании рекламного буклета были использованы без надлежащих правовых оснований картографические материалы Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартографии), чем было нарушено исключительное право РФ на результаты интеллектуальной деятельности в области геодезии и картографии, а потому запретил распространение буклета, обязал распространителя изъять все экземпляры буклета из торговой сети и взыскал с него компенсацию за нарушение авторских прав <17>. ——————————— <17> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.10.2006 N Ф03-А24/06-1/3483.
В другом случае в отношении организации, разместившей на своем сайте в цифровом формате тематическую карту с указанием схемы проезда и местонахождения турбазы, был поставлен вопрос о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с подпунктом 43 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» <18> лицензированию подлежит в том числе картографическая деятельность. Ее лицензирование прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (пункт 7 статьи 18 указанного Закона), которые пока не приняты. ——————————— <18> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3430.
Следовательно, воспроизведение карт в рекламных целях, в частности путем изображения на них схем проезда, подразумевает использование картографического произведения, а не составление производной карты. Таким образом, в действиях владельца сайта, выразившихся в составлении и издании путем воспроизведения сообщения через сеть Интернет картографического произведения без соответствующей лицензии, отсутствует состав административного правонарушения <19>. Аналогичные выводы сделаны при рассмотрении вопроса о привлечении организации к административной ответственности за размещение без лицензии на своем рекламном материале (листовке) фрагмента карты с указанием местонахождения объектов торговли <20>. ——————————— <19> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.06.2006 N А43-3435/2006-10-120. <20> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2006 N А43-3307/2006-10-106.
Участник деятельности по размещению информации на сайте
Учитывая, что сайт предназначен для размещения информации, следует определить круг лиц, имеющих к этому отношение и отвечающих как за соблюдение законодательства, регламентирующего процедуры размещения и распространения информации через сайты, так и за ее актуальность и достоверность. К сожалению, законодательство фрагментарно регламентирует эти процедуры, иногда прямо называя круг ответственных лиц, а иногда обходя вниманием. Например, саморегулируемая организация оценщиков обязана разместить на своем официальном сайте в сети Интернет все изменения, внесенные в документы, или изменение информации не позднее дня, следующего за днем, когда такие изменения были приняты, произошли или стали известны саморегулируемой организации оценщиков. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ документы, изменения, внесенные в документы, и решения, принятые общим собранием членов саморегулируемой организации или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации, в срок не позднее чем через три дня со дня их принятия подлежат размещению на сайте этой саморегулируемой организации в сети Интернет <21>. Ответственность за невыполнение указанных требований будет возложена в первую очередь непосредственно на саморегулируемую организацию. ——————————— <21> Часть 2 статьи 22.3 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; пункт 14 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Более ярким примером служат статьи 7.30 и 7.31 КоАП РФ, устанавливающие довольно многочисленные основания для привлечения к административной ответственности за размещение на официальном сайте в сети Интернет информации с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». И важным здесь является то обстоятельство, что КоАП РФ, устанавливая круг потенциально ответственных за нарушения лиц, включает в него по сути всех субъектов, способных оказать влияние на процессы размещения информации: должностное лицо государственного или муниципального заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации; должностное лицо органа, уполномоченного на ведение официального сайта в сети Интернет; оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта в сети Интернет и обеспечивающая функционирование такого сайта организация (включая требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом); редакция официального печатного издания, оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта в сети Интернет и обеспечению функционирования такого сайта; юридическое лицо, привлеченное на основе договора для осуществления функций по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения торгов. Полагаем, что к процессам размещения на сайте информации могут иметь отношение следующие субъекты: — владелец сайта; — администратор домена; — лицо, осуществляющее обслуживание сайта и его функционирование; — третьи лица, размещающие принадлежащую им информацию на сайте (при наличии технической возможности). Владелец сайта является, как правило, администратором соответствующего домена и выступает инициатором его регистрации. В соответствии с Правилами регистрации доменных имен в домене RU <22> администратор домена как лицо, заключившее договор о регистрации доменного имени, осуществляет администрирование домена, то есть определяет порядок его использования. Право администрирования существует в силу договора о регистрации доменного имени и действует с момента регистрации доменного имени в течение срока действия регистрации. ——————————— <22> http://www. cctld. ru/ru/docs/RU-2.php
Администрирование обычно включает в себя: обеспечение функционирования сервера, на котором располагается сайт; поддержание сайта в работоспособном состоянии и обеспечение его доступности; осуществление резервного копирования компонентов сайта и параметров настройки баз данных; проведение организационно-технических мероприятий по защите информации на сайте от несанкционированного доступа; осуществление инсталляции программного обеспечения, необходимого для функционирования сайта, в т. ч. в случае аварийной ситуации; регистрацию сотрудников, обслуживающих сайт, и предоставление права на изменение информации на сайте; проведение регламентных работ на сервере (замена или дополнение компонентов сайта, ведение лог-файлов архивных копий, контроль наличия свободного табличного пространства базы данных и др.); обеспечение размещения информации на сайте; осуществление постоянного мониторинга за состоянием системы безопасности сервисов, необходимых для корректной работы приложения и информации на сайте; выполнение работ по модернизации и доработке функциональных сервисов сайта; внесение изменений в структуру и дизайн сайта; иные виды работ. Таким образом, администрирование не связано непосредственно с авторскими правами на сайт, представляет собой осуществление деятельности, связанной с техническим обеспечением деятельности сайта лицом, обладающим специальными познаниями, а потому может быть осуществлено с привлечением третьего лица. Полагаем, что факт самостоятельного администрирования своего сайта и периодичность внесения изменений в него должен устанавливаться в каждом случае рассмотрения ответственности владельца сайта. Как правило, владелец сайта выполняет функции администратора домена. Администратор (владелец) домена второго уровня самостоятельно определяет принципы администрирования делегированной ему зоны, величину и порядок оплаты работ по регистрации доменов в администрируемой им зоне (в домене второго уровня). В этом случае порядок использования домена третьего уровня определяется правилами, установленными администратором домена второго уровня. Поэтому ответственность за содержание информации на сайте администратора домена третьего уровня должен нести владелец домена второго уровня, т. к. фактическое использование ресурсов сайта невозможно без участия в той или иной форме администратора домена, являющегося лицом, создавшим соответствующие технические условия для посетителей своего интернет-ресурса <23>. ——————————— <23> Постановление ФАС Московского округа от 13.10.2005 N КГ-А40/8678-05.
В связи с размещением не соответствующей требованиям закона информации на сайте судебная практика ориентирует на необходимость выявления следующих обстоятельств: кто фактически имеет право размещать информацию на сайте и должен отвечать за распространение информации на нем; размещало ли привлекаемое к ответственности лицо информацию на сайте и на основании каких соглашений; может ли размещенная на сайте информация о юридическом лице бесспорно свидетельствовать о том, что это лицо имеет непосредственное отношение к размещению информации <24>. ——————————— <24> Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2009 N КА-А40/1196-09-1,2,3.
Если владелец сайта привлек к осуществлению функций администрирования третье лицо, то объем и основания ответственности последнего должны вытекать из заключаемого между ними договора.
Ответственность за размещение третьими лицами на сайте информации, не соответствующей требованиям законодательства
Довольно часто владельцы сайтов, ссылаясь на то, что они не совершали действий по использованию объектов интеллектуальных прав, признают за собой выполнение функций информационного посредника, обеспечивающего взаимодействие между разными пользователями, среди которых встречаются нарушители, противоправно осуществившие доведение на сайте произведения или объекта смежных прав до всеобщего сведения либо размещение информации, нарушающей требования законодательства Российской Федерации. В этих случаях владельцы интернет-ресурса полагают возможным рассматривать его в качестве средства совершения правонарушения третьими лицами, что не должно влечь гражданско-правовой ответственности самих владельцев. Анализ доктрины и складывающейся судебной практики показал, что существует несколько сценариев привлечения к ответственности владельца сайта за размещаемую третьими лицами информацию, не соответствующую требованиям законодательства. Некоторые юристы ратуют за освобождение владельца сайта, являющегося средством массовой информации, от ответственности за размещение на сайте третьими лицами информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, или экстремистской информации. Основанием для такой позиции служит норма пункта 5 статьи 57 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» <25> (далее — Закон о СМИ), освобождающая от ответственности редакцию, главного редактора, журналиста за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи. В этом случае представляется допустимой определенная аналогия размещения информации на сайте с сообщениями в прямом эфире, когда у средства массовой информации нет возможности контролировать их содержание. ——————————— <25> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300.
Согласно абзацу третьему статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная фор ма периодического распространения массовой информации. В соответствии со статьей 24 указанного Закона правила, установленные им для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. Правила, установленные Законом о СМИ для радио — и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное. Следовательно, формальные препятствия для применения норм Закона о СМИ к сайтам, зарегистрированным как средства массовой информации, отсутствуют, что позволяет говорить о возможном освобождении владельца такого сайта от ответственности. Вместе с тем одним из существенных отличий сайта в Интернете от традиционных СМИ является возможность привлекать к формированию своего содержания третьих лиц — самих пользователей, для чего создаются форумы, гостевые книги и пр. При этом размещаемая ими информация способна храниться и сообщаться неограниченному кругу лиц неоднократно. Поэтому не все правила, и в частности правило об освобождении от ответственности, если нарушение произошло во время прямого эфира, применимы в отношении сайтов. Кроме того, довольно сложно как идентифицировать третье лицо, разместившее на сайте не соответствующую требованиям закона информацию, так и привлечь его к ответственности. Тем не менее установление этого лица не должно полностью освобождать от ответственности владельца сайта. Согласно пунктам 5, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» <26> под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать, в частности, распространение таких сведений в сети Интернет. В случае если не соответствующие действительности порочащие сведения были размещены в сети Интернет на информационном ресурсе, зарегистрированном в установленном законом порядке в качестве средства массовой информации, при рассмотрении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации. Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения. Если оспариваемые сведения были распространены в средствах массовой информации, то надлежащими ответчиками являются автор и редакция соответствующего средства массовой информации. Если эти сведения были распространены в средстве массовой информации с указанием лица, являющегося их источником, то это лицо также является надлежащим ответчиком. При опубликовании или ином распространении не соответствующих действительности порочащих сведений без обозначения имени автора (например, в редакционной статье) надлежащим ответчиком по делу является редакция соответствующего средства массовой информации, то есть организация, физическое лицо или группа физических лиц, осуществляющие производство и выпуск данного средства массовой информации. ——————————— <26> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 4.
Таким образом, если информация распространена на сайте, являющемся средством массовой информации, и идентифицировать пользователя, разместившего указанную информацию, невозможно, то ответственность должна быть возложена на владельца сайта. Если имеется возможность достоверно установить пользователя, то и он, и владелец сайта должны привлекаться к ответственности. Вместе с тем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в ходе судебного разбирательства по факту размещения на не зарегистрированном в качестве средства массовой информации сайте информации, содержащей признаки экстремистской, установила, что указанная информация размещена третьим лицом, а не владельцем сайта. Сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность исходя из данного статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» <27> (далее — Закон N 114-ФЗ) понятия этой деятельности <28>. ——————————— <27> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031. <28> Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12.09.2006 N 51-Г06-21.
В другом случае размещение на форуме сайта, являющегося средством массовой информации, третьими лицами информации экстремистского характера послужило основанием для вынесения Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций предупреждения о недопустимости действий по распространению материалов, содержащих признаки экстремизма. При этом суды сослались на то, что сама возможность появления сведений экстремистского характера на страницах интернет-сайта является следствием создания ненадлежащих технологических условий, не обеспечивающих соблюдение требований законодательства. Довод привлекаемого к ответственности лица об отсутствии его вины в размещении спорной информации был отклонен, поскольку наличие вины не является условием вынесения предупреждения в порядке статьи 8 Закона N 114-ФЗ <29>. ——————————— <29> Постановления ФАС Московского округа от 27.04.2009 N КА-А40/3068-09 и N КА-А40/3095-09. В настоящее время указанные Постановления и судебные акты нижестоящих судов Определениями ВАС РФ от 17.07.2009 N 7029/09 и N 7440/09 соответственно переданы в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора по основаниям процессуального характера. Приводимые выводы в них не затрагиваются.
Интересным примером, связанным с защитой деловой репутации, служит Постановление ФАС Московского округа, отклонившего ссылку ответчика на то, что сведения в виде сообщений распространялись не им, а анонимными посетителями принадлежащего ему сайта, доступ к которому является свободным. Суд в этом случае указал, что сама возможность появления порочащих сведений на страницах данного интернет-сайта является следствием создания ответчиком как его владельцем соответствующих технологических условий. Владелец сайта был признан распространителем порочащих деловую репутацию и не соответствующих действительности сведений, а его ответственность, по мнению суда, должна наступать независимо от наличия или отсутствия у такого сайта статуса средства массовой информации <30>. ——————————— <30> Постановление ФАС Московского округа от 09.03.2004 КГ-А41/3503-03.
В условиях отсутствия у сайта статуса средства массовой информации действуют иные правила. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <31> (далее — Закон об информации) в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: ——————————— <31> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3448.
1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; 2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации. Следовательно, вопрос о возложении ответственности на владельца сайта или на конкретного пользователя, разместившего незаконную информацию (например, ненадлежащую рекламу) при помощи технических средств, предоставленных владельцем сайта, должен быть решен с учетом того, мог ли знать владелец сайта о незаконности распространения информации. С другой стороны, обязан ли владелец сайта предпринимать меры к тому, чтобы проанализировать размещенную информацию и отредактировать ту, которая не соответствует требованиям законодательства? Эти функции на сайтах выполняет лицо, именуемое модератором. Полагаем, если информация после исправления ее модератором как уполномоченным владельцем сайта лицом все равно содержит признаки незаконности, то ответственность, безусловно, следует возлагать и на пользователя, и на владельца сайта. Если информация приобрела признаки незаконности только после исправления ее модератором (вне зависимости от наличия умысла или неосторожности), то отвечать должен только владелец сайта. Возникает вопрос: но если владелец сайта не собирается редактировать размещаемую информацию, то нарушает ли он закон? Согласно приведенной выше норме пункта 3 статьи 17 Закона об информации владелец сайта как лицо, оказывающее услуги по обеспечению доступа к размещаемой на сайте информации, освобождается от ответственности, если докажет, что не мог знать о незаконности информации. Аргумент о неосведомленности владельца сайта в этом контексте будет звучать странно, поскольку, предоставляя посетителям возможность размещать на сайте информацию и выступая фактически ее распространителем в отношении других лиц, он мог знать о незаконности информации, следовательно, должен был принять меры по ее удалению с сайта, что весьма затратно при большом количестве посетителей. Не исключает ответственности владельца сайта и наличие на сайте правил доступа посетителей, устанавливающих запрет на размещение незаконной информации. Таким образом, пункт 3 статьи 17 Закона об информации ограничивает только гражданско-правовую ответственность владельца сайта в узком диапазоне. В иных случаях применяются нормы специального законодательства.
Распространение рекламы в сети Интернет
Если размещаемая на сайте информация является рекламой, то ситуация становится более сложной. Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе (статья 36 Закона о СМИ). Соответственно, должны выполняться все требования, предъявляемые к информации как рекламе. Специальные правила о применении ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе установлены статьей 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <32> (далее — Закон о рекламе), являющегося специальным по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, в том числе к КоАП РФ и Уголовному кодексу РФ. ——————————— <32> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
Распространение рекламы в сети Интернет осуществляется с учетом требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе, допускающей распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. При этом распространение рекламы в сети Интернет посредством адресных рассылок по электронной почте пользователям почтовых адресов допускается при условии предварительного согласия адресата, которое может быть получено при предоставлении ему электронного почтового ящика. Вместе с тем получение предварительного согласия не требуется в случаях обращения пользователей сети Интернет к сайтам по адресам их доменов, на которых владельцами (администраторами) сайтов размещена реклама <33>. Не требуется согласия, по нашему мнению, и в том случае, когда информация, отвечающая признакам рекламы, размещена третьими лицами — пользователями сайта. ——————————— <33> Письмо Федеральной антимонопольной службы от 19.05.2006 N АК/7654.
Применительно к отдельным видам нарушений норм Закона о рекламе последний дифференцирует ответственность рекламодателя и рекламораспространителя (части 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе). Например, при рекламе пива и напитков, изготовляемых на его основе, рекламодатель будет отвечать за содержание рекламы и наличие предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а рекламораспространитель будет отвечать за способ обнародования рекламы и наличие предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В системе взаимоотношений, складывающихся между владельцем сайта и пользователем сайта, создавшим и разместившим информацию, не соответствующую требованиям закона, владелец сайта выполняет функции рекламораспространителя (так как предоставляет созданный им сайт и обеспечивает доступ к нему других лиц), а посетитель сайта выступает лицом, определяющим объект рекламирования и (или) содержание рекламы, т. е. рекламодателем. В этом случае пользователь, разместивший на сайте фотографии или видеоролики, на которых изображены образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации), употребляющих и совершающих иные действия в отношении пива и напитков, изготавливаемых на его основе, квалифицируемые как реклама, должен нести самостоятельную ответственность. Часть 1 статьи 33 Закона о рекламе вменяет антимонопольному органу осуществление в пределах своих полномочий государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе. Вместе с тем согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Закон о рекламе не распространяется на объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности; значение слова «объявление» при этом не устанавливается. В русском языке <34> «объявление» имеет значения: 1) извещение о чем-нибудь, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь; 2) производное слово от слова «объявить» — сообщить, довести до всеобщего сведения, огласить. ——————————— <34> Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. 14 изд., стереотип. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1983. С. 387.
С учетом сказанного полагаем, что действия физического или юридического лица, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, разместившего фотографии или видеоролики, на которых изображены образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации), употребляющих и совершающих иные действия в отношении пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не могут быть квалифицированы как размещение рекламы. Если передать права на сайт и его администрирование иностранной компании, расположенной за пределами Российской Федерации, то размещаемая на нем информация, предназначенная для русскоязычных пользователей, имеющих к ней доступ на территории Российской Федерации, все равно должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе. Закон о рекламе согласно части 1 статьи 2 применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Вопросы антиконкурентного поведения с использованием сайта
С точки зрения соблюдения норм антимонопольного законодательства оценка размещаемой информации должна быть в первую очередь произведена с учетом норм Закона о рекламе, часть 1 и пункт 4 части 2 статьи 5 которого устанавливают, что реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются; недобросовестной признается реклама, которая, в частности, является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Так, распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, согласно пункту 3 статьи 19 Закона о рекламе не допускается и признается нарушающим нормы указанного Закона. Суд указал, что общество, разместив информацию рекламного характера на опорах дорожных знаков индивидуального проектирования, в нарушение Закона о защите конкуренции получило преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которое может причинить им убытки <35>. ——————————— <35> Постановление ФАС Центрального округа от 20.12.2007 N А36-1211/2007. Определением ВАС РФ от 25.04.2008 N 4765/08 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <36> (далее — Закон о защите конкуренции) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Устанавливаемый частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции перечень действий, имеющих признаки недобросовестной конкуренции, не является исчерпывающим, а потому в зависимости от складывающейся хозяйственной ситуации подлежит расширительному толкованию. ——————————— <36> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3434.
Но Закон о рекламе имеет пределы его применения, и вполне может сложиться ситуация, когда требования Закона о рекламе не нарушаются, но размещаемая на сайте информация оказывает негативное влияние на состояние конкуренции. Поэтому в качестве акта недобросовестной конкуренции полагаем возможным рассматривать размещение на сайте любой информации, которая создает для администратора домена или владельца сайта необоснованное преимущество в осуществлении своей предпринимательской деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам. Подводя итог, следует отметить, что свободный режим размещения на сайте материалов, являющийся неотъемлемым способом его формирования и использования, может привести к привлечению владельца сайта к ответственности за противоправное доведение до всеобщего сведения размещенной на сайте информации, не отвечающей требованиям закона. Хозяйствующий субъект не должен нести ответственность за действия каких-либо третьих лиц, разместивших в сети Интернет информацию с нарушением требований Закона о рекламе, если он не является ни рекламодателем, ни рекламопроизводителем, ни рекламораспространителем. Снизить правовые риски привлечения владельца сайта к ответственности поможет ряд мер: — надлежащая идентификация пользователей сайта при регистрации и получении доступа на сайт, включая проверку декларируемых пользователем сведений, что позволит привлечь к ответственности виновное лицо; — установление правил размещения информации и определение перечня запретов; — создание системы контроля (предварительного и текущего) путем назначения модератора, удаляющего не соответствующую требованиям закона информацию.
——————————————————————