Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации

(Загузов Г. В.) («Административное и муниципальное право», 2010, N 5)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. В. ЗАГУЗОВ

Загузов Георгий Валерьевич, старший оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями ЮВАО г. Москвы.

В статье рассматриваются нормы административного законодательства, регулирующие правила информационной безопасности и защиты информации, а также раскрывается механизм административно-правового обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.

Ключевые слова: информационная сфера, информация, защита информации, информационные ресурсы, информационная безопасность, нормы административного законодательства, общественная безопасность, доступ граждан к информации, меры обеспечения информационной безопасности, развитие процессов информатизации.

Administrative and legal means of information security and information protection in the Russian Federation G. V. Zaguzov

The article views the norms of administrative law regulating the rules of information security and information protection as well as the mechanism of administrative and legal enforcement of information security in the Russian Federation.

Key words: information environment, information, information protection, information resources, information security, norms of administrative law, social security, free access to information, means of information security, development of informatization processes.

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационные ресурсы, содержащие сведения, имеющие отношение к обеспечению национальной безопасности, зачастую становятся объектами противоправных посягательств, поэтому в целях обеспечения информационной безопасности и защиты информации законодатель установил правила обращения с информацией и отдельными ее видами, правовые запреты их нарушения и соответствующие меры юридической ответственности. Нормы административного законодательства, регулируя те или иные правила информационной безопасности и защиты информации, выполняют превентивно-прогностическую функцию в сфере обеспечения общественной безопасности, которая, по мнению М. Г. Сальникова, как система общественных отношений образует закрепленную в Конституции РФ и административно-правовых нормах систему прав, обязанностей, гарантий и ответственности личности <1>. ——————————— <1> См.: Сальников М. Г. Административно-правовое положение граждан в сфере общественной безопасности: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2000. С. 9.

Механизм взаимосвязи между состоянием информационной и общественной безопасности и развитием науки и техники и особенно в современных условиях глобальной сети информационных технологий приобретает качественно новое содержание, поскольку задача правовой регламентации в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информации решается в общемировом масштабе <2>. ——————————— <2> См.: Моисеев Н. Проблемы глобальной безопасности. М., 1995. С. 127.

Новейшая история свидетельствует, что научно-технический прогресс последних нескольких поколений кардинальным образом изменил общественное поведение человека в социальной и природной среде, которая, выйдя из состояния гомеостаза, приобрела определенную неустойчивость и в силу данного качества стала представлять общественную опасность на транснациональном уровне и потребовала принятия комплекса мер по многоаспектному информированию общественности в целях самосохранения <3>. ——————————— <3> См.: Урсул А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу // Философские науки. 1991. N 5. С. 16.

Отсюда следует, что задача обеспечения информационной безопасности и защиты информации предполагает изучение гносеологических, мировоззренческих, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических и иных аспектов проблемы правоохранительной политики. Среди особенностей, в частности, административно-правового обеспечения информационной безопасности и защиты информации следует выделить комплекс государственно-правовых, социально-экономических и т. п. отношений, динамично складывающихся в информационной сфере жизнедеятельности общества и нуждающихся в перспективном правовом регулировании, а по существу, в разработке не столько норм об административной ответственности, сколько комплекса правил, например, хранения, пользования, передачи, распространения и защиты информации, относящейся к различным видам информационных ресурсов. В связи с тем что доступ граждан к информации имеет определенные процедуры, систематизированные в научной литературе, в рамках настоящего исследования можно их классифицировать следующим образом <4>. ——————————— <4> См.: Помазуев А. Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 19.

Следует отметить, что информации — это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. В свою очередь сведения — это познания в какой-либо области, известия, сообщения, знания, представление о чем-либо <5>. ——————————— <5> См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 253.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <6> определяет, что информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (ст. 2). Информация имеет различный социально значимый характер, а также может иметь различную целевую направленность. Говоря об информационной безопасности, следует сказать, что Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» <7> определяет, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1). ——————————— <6> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448. <7> См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Приведенное определение является общим для всех видов безопасности. В литературе, посвященной исследованию феномена «безопасность», данная категория в последнее время приобретает широкое распространение в западноевропейских государствах и означает состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной), а также материальные, экономические и политические условия, способствующие созданию данной ситуации <8>. ——————————— <8> См.: Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. С. 25.

В настоящее время имеется целый ряд исследований, в которых раскрывается категория «безопасность» <9>. Каждое из определений безопасности раскрывает данную категорию в различных аспектах. Так, в научной литературе ведется дискуссия относительно содержания безопасности личности, общества и государства <10>. ——————————— <9> См.: Мирошниченко В. М. Национальная безопасность РФ. М., 2002; Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности. М., 2006; Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности РФ. М., 2006; и др. <10> См.: Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности. М., 2003. С. 12.

Б. П. Кондрашов отмечает, что безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства, обеспечиваемых субъектами безопасности от общественно опасных деяний и иных вредоносных явлений социального, техногенного и природного характера посредством использования системы мер и средств, предусмотренных законом <11>. ——————————— <11> См.: Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 6.

Как отмечается в научной литературе, в сферу общественной безопасности включают отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему и др. <12>. ——————————— <12> См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. М., 1996. С. 32.

Г. А. Туманов и В. И. Фризко говорят о том, что общественная безопасность в юридическом смысле представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и окружающей среде <13>. ——————————— <13> См.: Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. С. 21.

Прогнозирование мер обеспечения информационной безопасности и защиты информации составляет теоретико-методологическую основу для научно-практического обоснования административно-правовых составов правонарушений данной категории с учетом тенденций развития административного права и административного законодательства в целом. Действующее административное законодательство выделяет в главе 13 КоАП РФ отдельные административно-правовые составы правонарушений, относящихся к сфере обеспечения информационной безопасности, поскольку в последнее время они получили широкое распространение и представляют все большую общественную опасность, что и обусловило решение законодателя не только о систематизации этих норм, но и о признании самостоятельной отрасли законодательства — информационного законодательства и его подотрасли — законодательства об обеспечении информационной безопасности и защите информации. Так, в данной главе КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольную установку или эксплуатацию узла проводного вещания (ст. 13.1), самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст. 13.2), самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.3), нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (ст. 13.4), нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст. 13.5), использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст. 13.6), несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7), изготовление, реализацию или эксплуатацию технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (ст. 13.8), самовольные строительство или эксплуатацию сооружений связи (ст. 13.9), изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты, международных ответных купонов, использование заведомо поддельных клише франкировальных машин, почтовых штемпелей или иных именных вещей (ст. 13.10), нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушение правил защиты информации (ст. 13.12), незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13), разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15), воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16), нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17), воспрепятствование уверенному приему радио — и телепрограмм (ст. 13.18), нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19), нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20), нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21), нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22), нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23), повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24), использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21), разглашение сведений о мерах безопасности (ст. 17.13), непредставление сведений (информации) (ст. 19.7), незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24) и др. Комплексный подход к обеспечению информационной безопасности нормами административного законодательства позволяет сделать вывод о том, что эти нормы отражают сущность и содержание общественных отношений, складывающихся в данной области, и образуют единый комплекс отраслевого правового регулирования, свидетельствующий о повышенной общественной опасности правонарушений в сфере информационной безопасности и необходимости организации их предупреждения в рамках самостоятельного направления правоохранительной политики. Характерно, что КоАП РФ впервые объединяет административные правонарушения в области информации и устанавливает нормы об административной ответственности за нарушения правил сбора, хранения, пользования, распространения и т. п., противоправных действий с информацией. Несомненно, что сферу административно-правового обеспечения информационной безопасности РФ в абстрактно-научном смысле образуют отношения, складывающиеся в информационной сфере, а в конкретно-прикладном — отношения, возникающие в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Роль административно-правового обеспечения информационной безопасности в правоохранительной сфере государственного управления по мере развития процессов информатизации РФ неуклонно повышается. И это объясняется тем, что в условиях развития рыночных отношений повышается регулятивная функция как административного, так и иных отраслей права, проявляющаяся в форме нормативной регламентации отношений (в частности, информационных) и их закреплении в соответствующих соглашениях и договорах. По справедливому мнению О. В. Ефремкиной, информационное обеспечение договорно-правовых отношений в условиях формирования рыночной экономики выполняет «качественно новую социальную функцию», поскольку это «способствует оптимизации правовой деятельности, формированию новой информационно-правовой культуры», происходит интернационализация международного правового информационного сотрудничества» <14>. ——————————— <14> См.: Ефремкина О. В. Информационное обеспечение договорно-правовых отношений (опыт и перспективы применения автоматизированных информационных систем): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. С. 7.

Как далее пишет автор, созданные государством «информационные инфраструктуры могут эффективно влиять на … правопорядок, поскольку правовая информатика и информатизация в этом случае выполняет как правоохранительные функции, так и функции социальной профилактики», а информационное обеспечение договорно-правовых отношений в области права «прямо и косвенно влияет на правотворчество и процесс правоприменения; обеспечивает неотвратимость ответственности; способствует формированию уважения к праву и пропаганде правомерного поведения… » <15>. ——————————— <15> Там же.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в состав обязательного бесплатного экземпляра и обязательного платного экземпляра входят: издания — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения; официальные документы — произведения печати, публикуемые от имени органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, имеющие нормативный правовой и правовой характер; аудиовизуальная продукция; электронные издания, включающие программы для ЭВМ; неопубликованные документы — результаты НИОКР — диссертации, отчеты о НИР и ОКР, депонированные научные работы и т. д. Федеральный закон обязывает производителей документов доставлять обязательный бесплатный экземпляр и устанавливает порядок его доставки (рассылки), например, автореферат диссертации на правах рукописи подлежит обязательной рассылке в Российскую книжную палату, а диссертация — во Всероссийский научно-технический информационный центр. Научно-практический интерес представляют данные сравнительно-правового анализа основных и дополнительных мер административного наказания, предусмотренных соответствующими статьями КоАП России за нарушение правил обращения с информацией. Таким образом, можно сделать вывод, что дальнейший научный анализ механизма совершения правонарушений в области обеспечения информационной безопасности необходим для правильной социально-правовой оценки данной категории посягательств и выработки адекватных мер противодействия.

Библиографический список

1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. М., 1996. 2. Антонов А. Б., Балашов В. Г. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М., 1996. 3. Воронов А. М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности. М., 2006. 4. Ефремкина О. В. Информационное обеспечение договорно-правовых отношений (опыт и перспективы применения автоматизированных информационных систем): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997. 5. Кардашова И. Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности РФ. М., 2006. 6. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. 7. Мирошниченко В. М. Национальная безопасность РФ. М., 2002. 8. Моисеев Н. Проблемы глобальной безопасности. М.: ИНИОН РАН, 1995. 9. Помазуев А. Е. Административные процедуры доступа граждан к публичной информации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. 10. Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности. М., 2003. 11. Сальников М. Г. Административно-правовое положение граждан в сфере общественной безопасности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Омск, 2000. 12. Туманов Г. А., Фризко В. И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. 13. Урсул А. Д. На пути к информационно-экологическому обществу. Философские науки. 1991. N 5.

——————————————————————