Таможенные преступления и возможности их предотвращения

(Фесенко Н. П.) («Законодательство и экономика», 2006, N 12)

ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ

Н. П. ФЕСЕНКО

Н. П. Фесенко, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Белгородского государственного университета.

Социально-экономические процессы, происходящие в России на протяжении последних пятнадцати лет, сопровождались резкими кардинальными изменениями механизма внешнеэкономической деятельности. Одно из последствий этого — развитие криминогенной обстановки, продуцирующей рост преступных посягательств в сфере внешнеэкономической деятельности нашего государства. Один из основных рычагов, с помощью которого государство влияет на внешнеэкономическую деятельность — эффективная работа таможенной службы. Сегодня таможня является важным составляющим экономического ресурса России, одним из крупнейших «доноров» государственного бюджета, перечисляющим в казну миллиарды рублей. Так, в 2005 г. таможенными органами России перечислено в доход федерального бюджета 2,102 трлн. руб. (74,4 млрд. долл. США). Таможенные платежи обеспечили 42% доходной части бюджета <1>. По данным пресс-службы ФТС РФ за восемь месяцев текущего 2006 г. таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 1807,6 млрд. руб., что составило 127,11% от планового задания, установленного Федеральным законом «О бюджете на 2006 год» <2>. ——————————— <1> «Миллиарды к празднику» // Белгородская правда. 2006. N 10. С. 3. <2> http://www. customs. ru/ru/press/of_news/printable. php? id286=11409&print;=1.

К сожалению, деятельность Федеральной таможенной службы еще не в полной мере отвечает задачам активизации борьбы с криминальными проявлениями во внешнеэкономической сфере. Об этом неоднократно говорили в своих выступлениях Президент страны, руководители силовых структур, сообщали средства массовой информации. О проблемах в организации работы таможенного ведомства косвенно свидетельствует частая смена руководителей Федеральной таможенной службы (ранее — Государственного таможенного комитета) <3>. ——————————— <3> Руководителями ФТС (ГТК), начиная с 1998 года, были: В. Драганов (1998 — 1999 гг.), Н. Бордюжа (1999 г.), М. Ванин (1999 — 2004 гг.), А. Жерихов (2004 — 2006 гг.), с 12 мая 2006 г. руководителем ФТС РФ назначен Андрей Бельянинов, возглавлявший до этого Федеральную службу по оборонному заказу.

Однако, как показывают события последнего времени, руководство страны в лице Президента и Правительства предприняли энергичные меры по устранению криминогенных элементов из сферы внешнеэкономической деятельности. На это был направлен ряд административных и иных мероприятий. В частности Указом Президента РФ Федеральная таможенная служба выведена из подчинения Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и подчинена непосредственно Правительству <4>, произведены замены в руководстве ФТС РФ. Наряду с этим в ряде региональных таможен были смещены руководители и их заместители, в отношении некоторых из них возбуждены уголовные дела, поскольку они, по утверждению Генеральной прокуратуры, при поддержке десятков подельников, злоупотребляя служебным положением, нанесли казне ущерб в сотни миллионов долларов. ——————————— <4> См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Российская газета. 2006. N 99 (4065). С. 17. 12 мая.

Белгородская область стала приграничным регионом сравнительно недавно, однако накоплен уже достаточный опыт, позволяющий провести анализ состояния таможенной преступности, а также факторов, влияющих на ее уменьшение и предотвращение преступлений. Необходимо отметить, что до недавнего времени понятие таможенного преступления в науке уголовного права вообще не рассматривалось. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 г. предусматривался лишь один состав преступления, имеющий непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме — контрабанда (ст. 78). Однако, как верно утверждают А. И. Чучаев и С. Ю. Иванова, со временем изменение функций и роли таможни в государстве повлекло расширение юридической базы, что создало необходимые предпосылки для интегрирования в самостоятельную группу уголовно-правовых норм, направленных на охрану однородных общественных отношений в сфере функционирования таможенной системы России <5>. ——————————— <5> Чучаев А. И., Иванова С. Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. N 11. С. 40.

В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. контрабанда и другие «таможенные» преступления объединены в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». До настоящего времени перечень и содержание таможенных преступлений остаются предметом дискуссий в науках уголовно-правового цикла. Но большинство авторов (В. А. Жбанков, А. В. Нестеров, Ю. П. Гармаев и др.) к таможенным преступлениям относят контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ) <6>. На наш взгляд, с данным перечнем следует согласиться. ——————————— <6> См.: Жбанков В. А. Свойства личности и их использование для установления лиц, совершивших таможенные правонарушения. М., 1999. С. 3; Нестеров А. В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений. Дис. … докт. юрид. наук. М., 2001. С. 17, 18; Гармаев Ю. П. Понятие и криминалистическая классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Воронежские криминалистические чтения: Сб. науч. трудов. Вып. 4 / Под ред. О. Я. Баева. Воронеж, 2003. С. 108.

Некоторые авторы придерживаются иного мнения, хотя расхождения возникают только в отношении двух составов: ст. 193 и 194 УК РФ. Как верно отмечает Ю. П. Гармаев, оба «спорных» преступления относятся к группе таможенных по целому ряду причин, в том числе ввиду сложного, составного характера видового объекта этих преступлений. Так, невозвращение валюты — одновременно и таможенное и валютное правонарушение. Уклонение от уплаты таможенных платежей также посягает и на налоговые, и на таможенные правоотношения <7>. ——————————— <7> Гармаев Ю. П. Указ. соч. С. 109.

Правильность этих суждений подтверждает и уголовно-процессуальное законодательство, обязывающее таможенные органы проводить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), и неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 188 частями второй — четвертой, статьями 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). В исследованиях, посвященных таможенным преступлениям, последние определяются как общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком вывоза и ввоза на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету <8>. ——————————— <8> Нестеров А. В. Указ. соч. С. 18.

Одной из характерных особенностей таможенных преступлений является то, что все рассматриваемые нормы являются бланкетными, в силу чего необходимо обращаться к целому ряду нормативных документов. В первую очередь это Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, законы Российской Федерации, приказы Федеральной таможенной службы и др. По статистическим данным и информации, имеющейся в различных, в том числе и диссертационных исследованиях, посвященных рассматриваемой теме <9>, в общем количестве возбуждаемых в пределах календарного года уголовных дел львиную долю составляет контрабанда (ст. 188 УК РФ), намного меньше уголовных дел возбуждается по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), совсем незначительное количество — по фактам невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ). Завершают этот своеобразный рейтинг единичные случаи уголовных дел, возбуждаемых за незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ). ——————————— <9> См., например: Берзинь О. А. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности. Дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 209; Беспалько В. Г. Доказывание по делам о контрабанде. Дис. …канд. юрид. наук. М., 2001. С. 4; Нестеров А. В. Указ. соч. С. 23.

По информации Управления таможенных расследований и дознания ФТС России за 2005 г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 3264 уголовных дела, что на 23% больше показателя 2004 г., когда было возбуждено 2653 уголовных дела. Из указанных 3264 по факту контрабанды возбуждено 2899 уголовных дел (88,82%), по факту незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники — одно уголовное дело (0,03%), по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте — восемь уголовных дел (0,25%) и по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, — 356 уголовных дел (10,9%) <10>. ——————————— <10> http://www. customs. ru/ru/right_def/invest…/printable. php? id286=3076&i286;=1&print;=.

Итак, именно контрабанда доминирует в структуре преступлений в таможенной сфере. Согласно ч. 1 ст. 188 УК РФ под контрабандой понимается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным размером применительно к контрабанде считается стоимость перемещенных товаров и иных предметов, превышающая 250 тыс. руб. Частью 2 ст. 188 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду строго ограниченного перечня предметов, в отношении перемещения которых через таможенную границу, помимо общих, установлены специальные правила. Таким образом, уголовно-правовая ответственность за контрабанду обусловлена способом незаконного перемещения товаров через таможенную границу РФ. Как следует из анализа ст. 405, 406 и 407 Таможенного кодекса РФ, перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названные способы совершения контрабанды весьма распространены на границах России со странами СНГ, в частности с Украиной. Как справедливо отметил Ю. Г. Кисловский, здесь «контрабанда идет по объездным путям, которых насчитывается около 400: на брянском направлении — до 120, белгородском — 80, ростовском — 200» <11>. ——————————— <11> Кисловский Ю. Г. Контрабанда: История и современность. М., 1996. С. 184.

Так, по данным пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям 30 апреля 2006 г. при попытке ввоза на территорию России партии товаров народного потребления с использованием двух автомобилей УАЗ-452 пограничным нарядом были задержаны граждане Украины. Сумма перевозимого ими контрабандного товара составила более 400 тыс. руб. Диспозиция ч. 1 ст. 188 УК РФ не раскрывает, что конкретно следует понимать под сокрытием товаров от таможенного контроля. Представляется, что сокрытие товаров от таможенного контроля может быть осуществлено одним из следующих способов: а) путем использования тайников; б) путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, в том числе обманного использования документов; в) путем придания одним товарам вида других. По материалам прокуратуры Белгородской области можно привести пример сокрытия предметов от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих их обнаружение. В ходе предварительного расследования уголовного дела следователями следственного отдела при УФСБ по Белгородской области установлено, что москвич Вадим Калинин, длительное время занимавшийся коллекционированием раритетов, договорился с гражданином Украины Олегом Кузьменко, проживающим в г. Луганске, об организации канала контрабандного вывоза из России в Украину старинных монет, предметов старины и искусства, являющихся культурными ценностями, запрещенными к вывозу. В качестве перевозчика выступал проводник поезда «Москва-Луганск/Луганск-Москва» Владимир Быковский. 16 августа 2005 г. по прибытии поезда в Москву Быковский получил от Калинина два футляра для фотопленки и круглый сверток, в которых находились культурные ценности. Незадекларированные старинные монеты и иные культурные ценности были обнаружены в личных вещах Быковского в пункте пропуска через границу сотрудники Валуйского таможенного поста при проведении таможенного контроля. В ходе следствия В. Калинину и В. Быковскому было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 188 УК РФ — контрабанда культурных ценностей, сопряженная с сокрытием от таможенного контроля, недекларированием, совершенная организованной группой. Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение характерных внешних признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Под обманным использованием документов при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 188 УК РФ товаров или иных предметов заведомо поддельных либо недействительных документов, а также документов, полученных незаконным путем или содержащих недостоверные сведения либо относящихся к другим товарам. Как показывает анализ сведений, содержащихся в различных источниках, с обманным использованием документов чаще всего совершается контрабанда в торговом обороте, контрабанда культурных ценностей, цветных, редкоземельных и радиоактивных металлов, нефти и нефтепродуктов, автомобилей. При подготовке настоящей статьи автором изучены материалы около 250 уголовных дел, возбужденных по ст. 188 УК РФ и рассмотренных в судах г. Белгорода и Белгородской области в 2001 — 2005 гг. Анализ показал, что выявление таких преступлений как контрабанда, в основном осуществляется при проведении таможенного контроля или оперативно-розыскных мероприятий и заключается в непосредственном обнаружении незаконно перемещаемых предметов контрабанды. При этом только в 15% случаев предметом контрабанды является товар (чаще всего обувь), в остальных случаях предмет контрабанды — наркотические средства, из которых порядка 60% составляет марихуана. Вот типичный пример. 7 октября 2003 г. гражданин Украины Хомич А. С. выехал из Украины в Российскую Федерацию на поезде N 78 «Мариуполь — Москва» в вагоне N 10. Он взял с собой в дорогу наркотическое средство — марихуану (высушенную) массой 4,26 гр. для личного употребления на территории Российской Федерации. С целью сокрытия данного наркотического средства от таможенного контроля и провоза его на территорию Российской Федерации уже в пути Хомич А. С. спрятал марихуану в газетном свертке в туалете вагона N 10 со стороны нерабочего тамбура между унитазом и стеной вагона. После прохождения таможенного контроля на территории России пассажир извлек сверток с наркотиком из места сокрытия и положил его в правый карман надетых на нем спортивных брюк. В ходе проведенного после этого осмотра личных вещей Хомича А. С. указанное наркотическое средство было обнаружено и изъято. Как отмечалось, следующим за контрабандой по частоте совершения таможенным преступлением является уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Перечень таможенных платежей определен ст. 318 ТК РФ, в соответствии с которой таможенными платежами признаются обязательные к уплате ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Количественным признаком предмета преступления является сумма неуплаченных таможенных платежей. Уклонение от уплаты таможенных платежей является уголовно наказуемым деянием, если признается совершенным в крупном размере, т. е. если в соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ их сумма превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере — 1 млн. 500 тыс. руб. Преступления, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, отличаются изощренностью способов их совершения и сокрытия, их многообразием. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей подразделяются на две группы. Первая группа связана с незаконным изъятием товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. К ней относятся: а) недоставка товаров в таможню назначения; б) нарушение законодательства о таможенных режимах, предполагающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей; в) нарушение законодательства в сфере складских операций; г) неправомерное использование тарифных льгот по уплате таможенных платежей. Вторая группа включает способы, связанные с недостоверным декларированием товаров и транспортных средств или иными действиями, направленными на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение. В частности, имеется в виду заявление недостоверных сведений: а) о таможенной стоимости товаров; б) о стране происхождения товара; в) о наименовании и коде товаров по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики; г) о количестве товаров; д) иных сведений <12>. ——————————— <12> Савлук А. О. Актуальные вопросы методики расследования уклонения от уплаты таможенных платежей. М., 2003. С. 25.

При изучении материалов уголовных дел об уклонении от уплаты таможенных платежей установлено, что наиболее распространенным способом совершения данного преступления является предоставление таможенным органам поддельных документов на товары. С применением данного способа совершается примерно 45% рассматриваемых преступлений. Чаще всего предоставляются документы, свидетельствующие о наличии оснований для оформления товаров в льготном порядке или содержащие другие недостоверные сведения, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей. В большей степени сказанное относится к транспортным средствам. Анализ уголовных и административных дел, рассмотренных судами Белгородской области в 1999 — 2002 гг., свидетельствует о том, что около 75% автомобилей, ввезенных из-за рубежа на территорию области в указанный период, легализованы с использованием поддельных таможенных документов. Поскольку уголовные дела по статьям 189, 190 и 193 УК РФ возбуждаются крайне редко, в зоне деятельности Белгородской таможни в 2001 — 2005 гг. уголовные дела по указанным статьям не возбуждались. Нельзя не остановиться еще на одном аспекте, имеющем тесную связь с таможенной преступностью. Как верно отметил Ю. П. Гармаев, одной из ее особенностей является тесная связь преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности с коррупцией в органах власти и управления, а также среди управленцев коммерческих и иных организаций. Существует жесткая связь таможенных преступлений с должностными преступлениями в таможенных органах <13>. ——————————— <13> Гармаев Ю. П. Указ. соч. С. 110.

Сказанное можно подтвердить следующими цифрами. В 2005 г. в отношении сотрудников таможенных органов было возбуждено 530 уголовных дел, а в текущем 2006 г. за четыре месяца с января по апрель — 173 уголовных дела. География их невероятно широка — от границ с Украиной до Иркутской области и Дальнего Востока, причем больше половины всех уголовных дел связано с коррупцией в таможенном ведомстве <14>. ——————————— <14> Козлова Н. «ОМОН взял таможню» // Российская газета. 2006. N 87 (4053). С. 1, 2.

Возникает закономерный вопрос, что способствует такому «расцвету» таможенной и околотаможенной преступности и возможно ли, если не предотвратить, то хотя бы уменьшить ее? В числе одной из основных причин называют необустроенность пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Всего таких пунктов пропуска существует 442, из них автомобильных — 191, железнодорожных — 59, воздушных — 84, морских (речных) — 106, пешеходных — 2. Около 65% имеющихся пунктов пропуска не обустроены, более 100 пунктов работают по временной схеме. В качестве служебных помещений нередко используются строительные вагончики и бытовки. Следующий момент. У всех этих пунктов пропуска нет единого хозяина, причем около 350 из них находятся не в государственной собственности. Отрицательным фактом является и то, что на границе в настоящее время существует громоздкий многоступенчатый контроль. Зачастую необходимо пройти не только пограничников и таможенников, но и миграционную службу, санитарно-эпидемиологический, ветеринарный, фитосанитарный надзор и транспортный контроль. Все это порождает километровые очереди на пунктах пропуска, а учитывая низкую заработную плату работников таможни — и взяточничество. Отсюда и возникает, как метко выразился Президент Российской Федерации в своем недавнем выступлении, «экономический экстаз», в котором сливаются таможня и бизнес-структуры. Выход из данной ситуации видится в улучшении таможенного администрирования, устранении дублирующих функций и сокращении количества контролирующих органов, решении вопроса об обустройстве пунктов пропуска, внедрении высоких технологий, новейших инспекционно-досмотровых комплексов.

——————————————————————