Состояние, структура и динамика должностной преступности в таможенных органах
(Крюкова Н. И., Буслаев С. И.) («Таможенное дело», 2013, N 3)
СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Н. И. КРЮКОВА, С. И. БУСЛАЕВ
Крюкова Нина Ивановна, профессор кафедры теории и истории государства и права РГТЭУ, доктор юридических наук, профессор.
Буслаев Станислав Иванович, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат военных наук.
В статье глубоко проанализировано состояние, структура и динамика должностной преступности таможенных органов, обозначены пути формирования методики предупреждения должностных преступлений в таможенных органах на основе систематизации способов совершения преступлений.
Ключевые слова: преступность в сфере внешнеэкономической деятельности, контрабанда, уклонение от уплаты таможенных пошлин, способы совершения и сокрытия преступлений.
State, structure and dynamics of official crime in the customs agencies N. I. Kryukova, S. I. Buslaev
The article makes a sound analysis of state, structure and dynamics of official crime in the customs agencies, notes the ways of formation of methods for prevention of official crimes in the customs agencies on the basis of systematization of means of commission of crimes.
Key words: crime in the sphere of external economic activity, contraband, evasion of customs duties, means of commission and concealment of crimes.
Глубокие преобразования в экономике государства в годы реформ привели к беспрецедентному росту преступности в сфере внешнеэкономической деятельности. На современном этапе такие преступления, как контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, имеют устойчивые черты организованной коррумпированной, нередко трансгосударственной преступности, имеющей устойчивую тенденцию к качественному развитию. Гигантские прибыли, получаемые в этой сфере преступной деятельности, по оценкам многих специалистов, являются одной из основ теневой экономики. Ввиду высокой степени организованности и коррумпированности коэффициент латентности этих преступлений очень высок. Среди лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, бытует мнение о бессчетном числе абсолютно ненаказуемых вариантов незаконного перемещения любых товаров и транспортных средств через таможенную границу, уклонения от уплаты таможенных платежей. Характерно, что практически все, по крайней мере наиболее эффективные, незаконные операции связаны с подкупом должностных лиц таможенных органов. В результате способы совершения и сокрытия преступлений становятся все более изощренными и сложными для расследования. Необходимо учесть, что основным направлением качественного развития преступности в сфере ВЭД является совершенствование способов совершения и сокрытия преступлений, характерной особенностью которых является их «технологическая сложность» и специфичность. В связи с этим назрела необходимость в формировании методики предупреждения на основе систематизации способов совершения преступлений. Поэтому предложенная рядом ученых криминалистическая формула «От способа совершения преступления — к способу его раскрытия» как нельзя более актуальна именно для должностных преступлений в таможенных органах. В начале 90-х гг. XX в. таможенные органы находились в стадии своего организационного формирования. Этот сложный и часто болезненный процесс проходил в условиях демонополизации и либерализации внешнеэкономической деятельности, перехода экономики страны на рыночные отношения. 18 июня 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ, который впервые в новейшей истории России определил правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Важнейшая роль, которую отвело государство таможенной политике, определила особую ответственность работников таможенных органов. Ведь в федеральном бюджете ежегодно до 70% доходной части (и более) должно формироваться за счет таможенных платежей и налогов. Однако, по самым скромным оценкам специалистов, в бюджет государства не поступает от 30 до 50% подлежащих уплате таможенных платежей и налогов (в США эта цифра составляет 15%) <1>. По оценкам международных экспертов и ФТС России, ежегодные размеры уклонения от уплаты таможенных платежей в России составляют от 14 до 20 млрд. долл. США. Примерно 35% импорта в стране — полностью контрабандный товар, еще 50% — товары, по которым таможенная стоимость занижена <2>. Совершенно очевидно, что такой громадный ущерб экономике страны причиняется в том числе в результате деятельности коррумпированных чиновников. ——————————— <1> Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. М., 2001. С. 3. <2> Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: Методическое пособие. М., 2000. С. 9, 18.
В сложной обстановке роста показателей преступности в сфере внешнеэкономической деятельности в 1994 г. приказом Генерального прокурора РФ надзор за соблюдением законов таможенными органами был возложен на систему транспортных прокуратур России. Вместе с первыми принятыми к производству уголовными делами о таможенных преступлениях следователи и прокуроры столкнулись с проявлениями коррупции в таможенных органах. И хотя подавляющее большинство работников таможенных органов — честные и порядочные люди, добросовестно выполняющие свой служебный долг, следственная практика выявила опаснейшую закономерность. Суть ее в том, что наиболее крупномасштабные и значительные по размерам факты уклонения от уплаты таможенных платежей и контрабанды совершаются в соучастии с таможенниками. В результате способы совершения и сокрытия преступлений становятся все более изощренными и сложными для расследования. В последние годы органами прокуратуры, следственными подразделениями других правоохранительных органов сформирована значительная по объему следственная практика, в различных регионах апробированы собственные методы и приемы выявления и расследования должностных преступлений в таможенных органах. В последнее время ФТС России особое внимание уделяет воспитательно-профилактической работе по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах. В развитие аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 — 2009 гг.» и в соответствии с решением коллегии ФТС России от 3 июля 2007 г., утвердившей перспективный план работы Федеральной таможенной службы по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах Российской Федерации, проводится серьезная работа по исполнению предусмотренных мероприятий. Подготовлен ряд нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы отбора граждан, изъявляющих желание поступить на службу в таможенные органы. Начата практика проведения обследования этих граждан с помощью компьютерного полиграфа (ОИП). Так, в 57 случаях опроса с использованием компьютерного полиграфа исследование показало, что у 30 — 40% опрашиваемых, прошедших процедуру ОИП, выявлены различные факторы риска, препятствующие поступлению и прохождению службы в таможенных органах. В таможенных органах России созданы и активно функционируют комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушению дисциплины. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовала себя практика применения Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, который был принят на коллегии ФТС России в июле прошлого года. Общее число нарушений дисциплины в первом полугодии 2010 г. уменьшилось на 3,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009 г. В рамках реализации задач Перспективного плана активно реализуется комплекс мер по совершенствованию взаимодействия с подразделениями других правоохранительных органов Российской Федерации. Проблема коррупции зачастую заключается не только в нарушении сотрудниками таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и в стремлении ряда участников внешнеэкономической деятельности обойти таможенное законодательство, провоцируя таможенников на нарушения. Например, в марте этого года на МАГШ «Крупец» Рыльского таможенного поста Курской таможни при попытке дачи взятки таможенному инспектору был задержан предприниматель, незаконно ввозивший на территорию России кондитерские изделия. Сотрудники отдела собственной безопасности Курской таможни задержали взяткодателя. В настоящее время по этому факту возбуждено уголовное дело. В первом полугодии 2011 г. возбуждено 324 уголовных дела коррупционного характера. Для сравнения, по итогам работы за аналогичный период 2010 г. на основании материалов Управления собственной безопасности ФТС России по коррупционным составам преступлений возбуждено 242 уголовных дела в отношении должностных лиц таможенных органов. Надо отметить, что более чем в 90% случаев инициатором возбуждения уголовных дел против таможенников, которые преступили закон, является Управление собственной безопасности ФТС России. По данным ФТС России <3>, в 2010 г. были вынесены обвинительные приговоры в отношении 98 таможенников, совершивших должностные преступления или преступления с использованием служебного положения. При этом общее количество совершенных ими преступлений (105) свидетельствует о том, что в ряде случаев имеет место совокупность преступлений, например, получения взятки и превышения должностных полномочий. ——————————— <3> URL: http://www. customs. ruJruJcorruption! usb.
Анализ массива уголовных дел показывает, что в 71% уголовных дел судом рассматривались два и более эпизода преступной деятельности. В 36% дел к уголовной ответственности привлекались два и более должностных лица таможенных органов. При этом очевидно, что названные данные криминологического характера не отражают реальной степени организованности. Есть все основания полагать, что большинство даже однородных преступлений в ходе расследования не выявляются. Структура данной преступности в 2010 г. выглядит следующим образом:
Статья УК РФ Количество Удельный вес (%) преступлений
Ст. 158 УК РФ «Кража» 1 0,95
Ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество» 12 11,4
Ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата» 6 5,7
Ст. 175 УК РФ «Приобретение или сбыт 1 0,95 имущества, заведомо добытого преступным путем»
Ст. 188 УК РФ «Контрабанда» 1 0,95
Ст. 272 УК РФ «Неправомерный доступ к 2 1,9 компьютерной информации»
Ст. 285 УК РФ «Злоупотребление 14 13,3 должностными полномочиями»
Ст. 286 УК РФ «Превышение должностных 6 5,7 полномочий»
Ст. 290 УК РФ «Получение взятки» 30 28,7
Ст. 291 УК РФ «Дача взятки» 2 1,9
Ст. 292 УК РФ «Служебный подлог» 14 13,3
Ст. 293 УК РФ «Халатность» 9 8,6
Ст. 325 УК РФ «Похищение или 1 0,95 повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия»
Ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление 6 5,7 или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»
Анализ приведенной статистики свидетельствует о том, что традиционно самым распространенным преступлением, совершаемым должностными лицами таможенных органов, является получение взятки. «Почетное» второе место делят между собой злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог. Третьим по распространенности выступает мошенничество, совершенное с использованием служебного положения. Приведенные данные свидетельствуют о недостаточно эффективном выявлении преступлений и правонарушений в среде таможенников. Реальную ситуацию со взяточничеством отражает, в частности, следующий факт: в результате проверки, проведенной органами МВД на Западном таможенном посту Московской таможни, задержана смена из 12 человек, причем у каждого в конвертах были суммы от 500 до 5000 долл. США <4>. Работа по выполнению мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы набирает силу. Новый импульс ей придают мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815 (в ред. от 04.11.2010) «О мерах по противодействию коррупции» и выработка практических мер по реализации Национального плана противодействия коррупции. ——————————— <4> Диканова Т. А., Осипов В. Е. Указ. соч. С. 21.
Список литературы
1. Ларичев В. Д., Гильмутдинова Н. С. Таможенные преступления. М., 2001. С. 3. 2. Диканова Т. А., Осипов В. Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: Методическое пособие. М., 2000. С. 9, 18, 21.
——————————————————————