Общий таможенный тариф Евросоюза

(Шепенко Р. А.) («Административное и муниципальное право», 2009, N 8)

ОБЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕВРОСОЮЗА

Р. А. ШЕПЕНКО

Шепенко Роман Алексеевич — доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права Московского государственного института международных отношений (Университет) МИД России.

В настоящее время многие региональные объединения (Андское сообщество, МЕРКОСУР и др.) идут, с разным уровнем прогресса, по пути формирования и развития таможенного союза. Общепризнанным примером для заимствования является опыт ЕС и, в частности, его общий таможенный тариф. В п. 1 ст. 23 (ранее ст. 9) Договора об учреждении ЕЭС (Рим, 25 марта 1957 г., с посл. изм.) провозглашено, что основой Сообщества является таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых обременений, имеющих эквивалентный эффект в торговых отношениях между участниками, а также установление общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами. Несмотря на сложность вопроса, ликвидация таможенных тарифов участников была завершена к 1 июля 1968 года <1>. Правовые основы составили Постановление Совета (ЕЭС) от 28 июня 1968 года N 950/68 «Об общем таможенном тарифе» и Постановление Совета (ЕЭС) от 16 января 1969 года N 97/69 «О мерах, подлежащих принятию для унифицированного применения номенклатуры общего таможенного тарифа». Позже они были заменены Постановлением Совета (ЕЭС) от 23 июля 1987 года N 2658/87 «О тарифе, статистической номенклатуре и общем таможенном тарифе». ——————————— <1> См.: Weiler J. H.H. The EU, the WTO, and the NAFTA: Towards a Common Law of International Trade? (Collected courses of the Academy of European Law). Oxford Un-ty Press, 2001. P. 84.

При декларировании таможне товары должны быть классифицированы согласно комбинированной номенклатуре. Импортированные и экспортируемые товары должны быть декларированы с указанием подзаголовка номенклатуры, под который они подпадают. Она определяет, какая ставка таможенной пошлины применяется и как товары рассматриваются в статистических целях. Комбинированная номенклатура воспроизведена в приложении I к названному выше Постановлению Совета. С завершением формирования внутреннего рынка товары могут циркулировать свободно между государствами-членами. Общий таможенный тариф поэтому применяется к импорту товаров через внешние границы ЕС (в отношениях с третьими странами) <2>. Тариф является общим для всех участников ЕС, но ставки пошлин отличаются от одного вида импорта к другому в зависимости от того, что они собой представляют и откуда они прибывают. Ставки зависят от экономической чувствительности товаров. Соответственно, тариф — это термин, объединяющий в себе комбинацию номенклатуры (классификации товаров) и ставок пошлин, которые применяются к каждому классу товаров. Кроме того, тариф содержит другие предписания Сообщества, которые имеют отношение к таможенной пошлине, подлежащей оплате с импорта, например о стране происхождения. Через тариф реализуется принцип, по которому отечественные производители должны быть в состоянии конкурировать справедливо и одинаково на внутреннем рынке с изготовителями, экспортирующими из других стран. ——————————— <2> См.: Rudden B., Wyatt D. EU Treaties and Legislation. 8th ed. Oxford Un-ty Press, 2002. P. 9.

Тариф — это объединение законов. Есть еще своего рода рабочий тариф, обозначаемый термином «TARIC», который не является фактически частью законодательства. Это тарифная база данных онлайн, в которой объединены все меры, касающиеся тарифа, коммерческого и сельскохозяйственного законодательства <3>. Объединяя и кодируя эти меры, TARIC обеспечивает их унифицированное применение всеми государствами-членами и дает всем экономическим операторам ясное представление о всех мерах, которые будут предприняты при импорте или экспорте товаров. Он также позволяет собрать статистические данные всего Сообщества. ——————————— <3> См.: Shuibhne N. N. Regulating the Internal Market. Edward Elgar Publishing, 2006. P. 15.

Кроме устранения препятствий торговле в рамках Сообщества, таможенный союз включает гармонизацию таможенных постановлений о торговле с третьими странами. Усилия, нацеленные на применение таких постановлений в ЕС, приняли две формы. С одной стороны, Сообщество установило и применяет общий таможенный тариф. С другой стороны, правила Сообщества вписываются в международный контекст, за развитием которого они должны следовать. Таким образом, меры, согласованные предварительно в рамках, например, ГАТТ и ныне ВТО, должны быть включены в право ЕС. Для участников ЕС общий таможенный тариф означает как потерю выбора в проведении независимой таможенной или торговой политики, так и потерю таможенного дохода. Никакой участник ЕС не может односторонне выбрать или договориться о тарифных вопросах; все изменения в общем таможенном тарифе решаются Советом после переговоров (в случае необходимости) и предложения Комиссией. Все двусторонние (между ЕС и третьими странами) и многосторонние (в рамках ВТО) переговоры проводятся Комиссией. Правовые основы независимой системы финансирования расходов Сообществ были заложены решением Совета (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) от 21 апреля 1970 года 70/243 «О замене финансовых взносов государств-членов собственными ресурсами Сообществ» <4>. На смену этому и ряду последующих решений пришло решение Совета (ЕС, Евратом) от 29 сентября 2000 года N 2000/597 «О системе собственных ресурсов Европейских сообществ». В соответствии с п. 1(b) ст. 2 этого решения доход от пошлин общего таможенного тарифа и других пошлин, установленных или подлежащих установлению институтами Сообществ в отношении торговли с третьими странами, и от таможенных пошлин на товары, подпадающие под Договор об учреждении европейского объединения угля и стали (Париж, 18 апреля 1951 г.), образует собственные ресурсы, зачисляемые в бюджет ЕС. ——————————— <4> См.: Thody P. An Historical Introduction to the European Union. L.: Routledge, 1997. P. XVII; McGowan L., Phinnemore D. A Dictionary of the European Union. L.: Europa, 2002. P. 31, 298; AldcroftD. H., Morewood S. The European Economy 1914 — 2000. L.: Routledge, 2001. P. 33.

Решение Совета (ЕС, Евратом) «О системе собственных ресурсов Европейских сообществ» показывает, что таможенные пошлины в ЕС, как и в отдельных государствах, выполняют фискальную функцию. Это не исключает и регулирующую функцию таможенного тарифа. Она образована из: — тарифных квот; — приостановлений; — льгот и преференций; — интеграционных требований. Тарифные квоты. Тарифные квоты являются исключением из нормальной конъюнктуры, так как они разрешают во время срока действия меры для ограниченного количества товара полный (полная приостановка) или частичный (частичная приостановка) отказ от нормальных пошлин, применимых к импортированным товарам (за исключением антидемпинговых пошлин) <5>. В ЕС применяются преференциальные и автономные тарифные квоты. ——————————— <5> См.: Koutrakos P. EU International Relations Law (Modern Studies in European Law). Hart Publishing, 2006. P. 253.

В рамках нескольких соглашений, которые ЕС заключило с третьими странами, так же как и в рамках автономных преференциальных договоренностей для некоторых стран бенефициариев, предусмотрены тарифные уступки для предопределенного объема товаров. Так, в п. 2 ст. 68 Соглашения об учреждении ассоциации между ЕС и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Чили, с другой стороны (Брюссель, 18 ноября 2002 г.), предусмотрено, что тарифные квоты на импорт в Сообщество определенной рыбы и продуктов рыболовства, происходящих из Чили, перечисленных в Приложении I, должны быть применены со вступления в силу этого соглашения, в соответствии с положениями, упомянутыми в приложении. Эти квоты управляются на основе «первый прибывший первым обслуживается». Согласно п. 3 ст. 9 Протокола к Евросредиземноморскому соглашению, учреждающему ассоциацию между ЕС и их государствами-членами, с одной стороны, и Арабской Республикой Египет, с другой стороны, о принятии во внимание вступление в ЕС Республики Болгарии и Румынии (Брюссель, 26 ноября 2007 г.) увеличение объема тарифной квоты на апельсины, для которых положение закреплено в Приложении к этому протоколу, должно применяться с 1 июля 2007 года. В пределах этих преференциальных тарифных квот при поставке в Сообщество предопределенного объема товаров, происходящих в указанной стране, можно извлечь выгоду от более благоприятной ставки пошлины по сравнению с нормальной пошлиной для третьих стран, упомянутой в комбинированной номенклатуре. Право извлечь выгоду из преференциальных тарифных квот обусловлено представлением свидетельства о происхождении товара. Для некоторых секторов экономики необходимо стимулировать конкуренцию низкими тарифами, что имеет место в многочисленных индустриальных секторах. Они призваны решать задачи усиления экономической деятельности отраслей промышленности Сообщества, улучшая конкурентоспособность, обеспечивая занятость, модернизируя структуры и т. д. Требование открыть автономную тарифную квоту может быть представлено само по себе или на основе проверки требования о приостановке. В этой связи принимаются во внимание убытки любого нового производства и любой производственной мощности, которая могла быть доступной в Сообществе или в третьей стране с преференциальными тарифными договоренностями. Когда идентичные, эквивалентные или заменяемые товары произведены в достаточных количествах в пределах ЕС или производителями в третьей стране с преференциальными тарифными договоренностями, предоставление квот обычно исключается. То же самое происходит, когда мера может привести к искажению конкуренции относительно конечных продуктов. Перечень соответствующих товаров содержится в Приложении I к Постановлению Совета (EC) от 20 декабря 1996 года N 2505/96 «Об открытии и управлении тарифными квотами Сообщества для определенных сельскохозяйственных и промышленных продуктов и изменении Постановления (EC) N 3059/95 «Об открытии и управлении тарифными квотами Сообщества для определенных сельскохозяйственных и промышленных продуктов». Он регулярно изменяется (в январе и июле каждого года), чтобы учесть новые запросы, представленные государствами-членами. В п. 1 ст. 1 названного Постановления определено, что импортные пошлины на товары, перечисленные в Приложении I, временно оставляются на обозначенной ставке в течение периодов и в количестве, обозначенном в нем. В ст. 2 определено, что тарифными квотами, упомянутыми в ст. 1, управляет Комиссия, которая может принять соответствующие административные меры в целях обеспечения эффективного управления ими. Правовые основы управления тарифными квотами определены в ст. 308a и ст. 308c Постановления Комиссии (ЕЭС) от 2 июля 1993 года N 2454/93 «Об установлении положений для выполнения Постановления Совета (ЕЭС) N 2913/92 «Об учреждении Таможенного кодекса Сообщества». Приостановления. Как и тарифные квоты, приостановления являются исключением из нормальной конъюнктуры во время срока действия меры для неограниченного разрешенного количества (полная приостановка) или в виде частичного отказа (частичная приостановка) от нормальных пошлин, подлежащих применению к импортированным товарам (за исключением антидемпинговых пошлин). Одно из отличий приостановлений от тарифных квот состоит в том, что при приостановлении речь идет о неограниченном разрешенном количестве. Товары, импортированные в рамках действия приостановления, находятся в свободном обращении и обладают свободой передвижения по всему Сообществу. Кроме того, как только приостановка предоставляется, любой оператор в любом государстве-члене имеет право извлечь выгоду из нее <6>. Это означает, что предоставление приостановки действует во всех участниках ЕС. ——————————— <6> См. напр.: Tyth V. L. Commerce between the EU and China: Background, Description and Analysis of the Present, Provisions for the Future. VDM Verlag, 2008. P. 6.

На сегодняшний день в ЕС используется несколько видов приостановлений, а именно: — промышленные; — авиационные; — военные; — для наиболее удаленных регионов. Как известно, для некоторых секторов экономики необходимо стимулировать конкуренцию низкими тарифами, что имеет место в фармацевтике и информационных технологиях. Для этого используются временные и постоянные приостановки. Главная цель тарифных приостановок состоит в том, чтобы предоставить возможность предприятиям Сообщества использовать сырье, полуфабрикаты или компоненты (но не законченные товары) без возложения обязанностей по уплате нормальных пошлин, предусмотренных общим таможенным тарифом. Соответствующий перечень товаров включен в приложение к Постановлению Совета (ЕС) от 27 июня 1996 года N 1255/96 «О временном приостановлении автономных пошлин общего таможенного тарифа с некоторых промышленных и сельскохозяйственных товаров» (с изм., внесенными Постановлением Совета (ЕС) от 27 июня 2006 года N 963/2006). Он также регулярно изменяется (в январе и июле каждого года), чтобы учесть новые запросы, представленные государствами-членами. Приостановки устанавливаются после полной проверки экономических причин, на которых основаны требования, и только если считается, что они могут принести пользу экономике Сообщества. Таможенные пошлины на импорт частей, компонентов и других товаров, используемых в самолетах, приостанавливаются на основании положений Постановления Совета (EC) от 25 июня 2002 года N 1147/2002 «О временном приостановлении автономных пошлин общего таможенные тарифа на некоторые товары, импортированные со свидетельствами летной годности». Соответствующая мера уменьшает административное бремя для компаний и таможенных управлений, устраняя таможенные процедуры для определенных товаров, используемых в изготовлении, ремонте и обслуживании самолетов. Военные приостановления призваны способствовать обеспечению безопасности государств ЕС. Укрепление промышленного и рыночного положения европейских оборонных компаний обеспечивает способность ЕС выполнить задачи проведения европейской политики безопасности и защиты. Это также принесет пользу коллективной защите, усиливая европейский вклад в НАТО. В интересах Сообщества в целом и государств-членов в частности предоставить вооруженным силам наиболее технологически передовое, подходящее оружие и военное оборудование. Ввиду быстрых технологических изменений в этом индустриальном секторе во всем мире нормальной практикой властей государств-членов, отвечающих за национальную оборону, является обеспечение оружием и военными материалами своих армий от производителей и поставщиков, расположенных в третьих странах. Учитывая интересы безопасности государств-членов, такая политика совместима с интересами Сообщества в импорте оружия и оборудования, свободного от таможенных пошлин. Соответствующие вопросы регламентированы Постановлением Совета (EC) от 21 января 2003 года N 150/2003 «О приостановлении таможенных пошлин на определенное оружие и военное оборудование». Приостановления для наиболее удаленных регионов санкционированы п. 2 ст. 299 Римского договора. В этом пункте несколько предписаний. Во-первых, предусмотрено, что положения Римского договора должны применяться к французским заморским департаментам, Азорским островам, Мадейре и Канарским островам. Во-вторых, принимается во внимание структурная социально-экономическая ситуация заморских французских департаментов, Азорских островов, Мадейры и Канарских островов, которая образована их отдаленностью, изолированностью, небольшим размером, трудной топографией и климатом, экономической зависимостью от некоторых товаров, перманентность и комбинации которых ограничивают развитие этих регионов. Совет, действующий компетентным большинством по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом, должен принять определенные меры, в частности при установлении условий применения Римского договора к этим регионам, включая общую политику. В-третьих, закреплено, что Совет должен, принимая меры, упомянутые выше, учитывать такие сферы, как таможня и торговая политика, налоговая политика, свободные зоны, сельское хозяйство и политика рыболовства, условия поставки сырья и существенных товаров народного потребления, государственных пособий и условий доступа к структурным фондам и к горизонтальным программам Сообщества. В-четвертых, Совет должен, принимая меры, упомянутые выше, учитывать специальные особенности и ограничения наиболее удаленных регионов, не подрывая целостность и последовательность права Сообщества, включая внутренний рынок и общую политику. Существуют две категории таможенных мер, осуществленных в наиболее удаленных регионах, чтобы возместить серьезные и перманентные препятствия, затрагивающие эти регионы, и помочь их социально-экономическому развитию: — содействие развитию свободных зон; — разрешение беспошлинного импорта определенных товаров. В качестве примера реализации предписаний Римского договора можно указать на положения ст. 1 Постановления Совета (EC) от 25 марта 2002 года N 704/2002 «О временном приостановлении автономных пошлин общего таможенного тарифа на импорт определенных промышленных товаров, открытии и предоставлении автономных тарифных квот Сообщества для импорта определенных товаров рыболовства на Канарские острова». В п. 4 этой статьи предусмотрено, что с 1 января 2002 года до 31 декабря 2011 года пошлины общего таможенного тарифа, подлежащие применению к импорту на Канарские острова товаров для коммерческого и индустриального использования, перечисленные в Приложении II, приостановлены полностью. Эти товары должны быть использованы по крайней мере в течение 24 месяцев после выпуска в свободное обращение экономическими операторами, расположенными на Канарских островах. В п. 5 той же статьи закреплено, что с 1 января 2002 года до 31 декабря 2011 года пошлины общего таможенного тарифа, подлежащие применению к импорту на Канарские острова сырья, частей и компонентов, используемых для индустриального преобразования и обслуживания, перечисленные в Приложении III, приостановлены полностью. Такие меры предназначены для поддержки и развития промышленной и коммерческой деятельности на Канарских островах, при этом в то же самое время предусмотрена постепенная отмена приостановок таможенных пошлин для товаров конечного потребления. Таможенные меры для промышленных товаров сопровождаются тарифными льготами, основанными на квотах для продуктов рыболовства, предназначенных для местного потребления, и дополняют те, что предусмотрены в сельскохозяйственном секторе. Льготы и преференции. Пошлины общего таможенного тарифа применимы ко всем товарам, импортированным в ЕС. Однако при определенных обстоятельствах такое налогообложение неоправданно из-за специальных условий (например, при выезде или возврате граждан в ЕС без коммерческих целей), при которых обычная потребность в защите экономики от импорта товаров отсутствует. При таких обстоятельствах достигнуты договоренности на уровне Сообщества, разрешающие освобождение ввозимых товаров от таможенных пошлин. Постановление Совета (ЕЭС) от 28 марта 1983 года N 918/83 «Об установлении в Сообществе системы освобождений от таможенной пошлины» кодифицирует все случаи освобождения от пошлин и уполномочивает государства-члены предоставлять уменьшения, когда это необходимо, посредством соответствующей процедуры, установленной с этой целью. Это Постановление определяет случаи, при которых, вследствие специальных обстоятельств, освобождение от импортных и экспортных пошлин нужно предоставить, когда товары будут помещены в свободное обращение или экспортируются из ЕС. Как часть политики помощи в развитии, ЕС применяет обобщенные тарифные преференции импорту из развивающихся стран. Данный аспект регламентируется Постановлением Совета (ЕС) от 27 июня 2005 года N 980/2005 «О применении схемы обобщенных тарифных преференций». Государства, подписавшие Соглашение о партнерстве между членами африканских, карибских и тихоокеанских групп государств, с одной стороны, и Европейским сообществом и его членами, с другой стороны (Котоноу, 23 июня 2000 г.), имеют некоторые преимущества. На основании ст. 1 Постановления Совета (ЕС) от 10 декабря 2006 года N 2286/2002 «О договоренностях, применимых к сельскохозяйственным товарам и товарам, созданным в результате обработки сельскохозяйственных товаров, происходящих в африканских, карибских и тихоокеанских государствах (государства ACP), и отмене Постановления (EC) N 1706/98» предоставляется свободный доступ почти всему количеству экспорта, за исключением текстильных и сельскохозяйственных продуктов, которые подчинены сельскохозяйственной политике общего рынка. Интеграционные требования. Вслед за вступлением в ЕЭС Великобритании и Дании в целях исключения препятствий были заключены соглашения о свободной торговле между Сообществом и государствами Европейской ассоциации свободной торговли. Эти двусторонние соглашения были заменены с 1 января 1994 года Соглашением о европейской экономической территории (Брюссель, 17 марта 1993 г.). После вступления в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии данное Соглашение объединяет территории участников ЕС с Норвегией, Исландией и Лихтенштейном в обширное пространство, гарантирующее не только свободную торговлю, но и фундаментальные свободы общего рынка. В результате полное применение общего таможенного тарифа ЕС ограничено торговлей с США, Канадой, Японией, Австралией и некоторыми другими развитыми странами. Хотя в последнее время значение таможенных пошлин понижается, таможенный союз, поддержанный инструментами торговой политики, гарантирует достаточную защиту эффективности промышленных производителей участников. Очевидно, что региональное объединение в форме таможенного союза не является застывшей субстанцией, и возможно расширение, причем как за счет принятия новых членов, так и посредством образования таможенного союза с третьими странами. В ст. 310 (ранее ст. 238) Римского договора прямо предусмотрено, что Сообщество может заключать с одним или более государствами или международными организациями соглашения об учреждении ассоциации, предусматривающие взаимные права и обязательства, общее действие и специальную процедуру. Пример реализации этой нормы — Соглашение об учреждении ассоциации между государствами — членами ЕЭС, Сообществом и Турцией (Анкара, 12 сентября 1963 г.). Дополнительный протокол к этому соглашению от 23 ноября 1970 года установил сроки и условия для выполнения переходной стадии, предусматривая учреждение таможенного союза между Турцией и ЕС к концу 1995 года. В соответствии с положениями этого протокола во время переходной стадии стороны устранили на взаимной основе таможенные пошлины и обременения, имеющие эквивалентный эффект, так же как и количественные ограничения, применявшиеся к двусторонней торговле <7>; Турция скорректировала свои (более высокие) тарифы на импорт из третьих стран с учетом уровня общего таможенного тарифа ЕС и приняла ряд нормативных правовых актов, совместимых с общей коммерческой и конкурентной политикой ЕС <8>. Решение Совета ассоциации Турции — EC о таможенном союзе от 31 декабря 1995 года определило модели заключительной стадии учреждения таможенного союза. ——————————— <7> См.: Arikan H. Turkey and the EU: An Awkward Candidate for EU Membership? 2nd ed. Ashgate Publishing, 2006. P. 61. <8> См.: Voigt S. The customs union between Turkey and the EU: How did it affect Turkey? Diplomica Verlag, 2008. P. 14.

Таможенный союз требует больше, чем только наличие общего таможенного тарифа. Этот тариф должен также быть применен согласно идентичным правилам во всех участниках. Отказ следовать этому мог привести к различной стоимости товаров для таможенных целей или к различным правилам выпуска товаров для обращения. Постановление Совета (ЕЭС) от 12 октября 1992 года N 2913/92 «Об учреждении Таможенного кодекса Сообщества», которое входит в состав положений таможенного законодательства ЕС, предназначено для предотвращения риска различных интерпретаций правил ЕС в торговле между участниками и третьими странами. Общее таможенное законодательство, объединенное в Таможенном кодексе, — это признак таможенного союза. Экспортеры Сообщества, осуществляющие деятельность из одного или более участников, имеют право на единое разрешение на экспорт (ст. 1(b) Постановления Совета (ЕС) от 11 июня 2001 года N 1207/2001 «О процедурах для облегчения выпуска свидетельств передвижения EUR.1, создания деклараций и форм EUR.2 и выпуска некоторых одобренных разрешений на экспорт согласно положениям, управляющим преференциальной торговлей между Европейским сообществом и некоторыми странами и аннулирующим Постановление (ЕЭС) N 3351/83»). Таможенное объединение без границ предполагает, что таможенные отношения участников с остальной частью мира регулируются таким же образом. Общее таможенное законодательство фактически применимо к юрисдикциям всех участников ЕС как внутреннее право. С этой целью Таможенный кодекс Сообщества группирует и представляет все положения таможенного законодательства, управляющего торговлей Сообщества с третьими странами, в свете обязательств в рамках ВТО. Он гарантирует ясность таможенных постановлений Сообщества и устраняет риск разных интерпретаций или юридической неопределенности.

Библиографический список:

1. Weiler J. H.H. The EU, the WTO, and the NAFTA: Towards a Common Law of International Trade? (Collected courses of the Academy of European Law). Oxford Un-ty Press, 2001. P. 84. 2. Rudden B., Wyatt D. EU Treaties and Legislation. 8th ed. Oxford Un-ty Press, 2002. 3. Shuibhne N. N. Regulating the Internal Market. Edward Elgar Publishing, 2006. 4. Thody P. An Historical Introduction to the European Union. L.: Routledge, 1997. P. XVII. 5. McGowan L., Phinnemore D. A Dictionary of the European Union. L.: Europa, 2002. 6. Aldcroft D. H., Morewood S. The European Economy 1914 — 2000. L.: Routledge, 2001. 7. Koutrakos P. EU International Relations Law (Modern Studies in European Law). Hart Publishing, 2006. 8. Tóth V. L. Commerce between the EU and China: Background, Description and Analysis of the Present, Provisions for the Future. VDM Verlag, 2008. 9. Arikan H. Turkey and the EU: An Awkward Candidate for EU Membership? 2nd ed. Ashgate Publishing, 2006. 10. Voigt S. The customs union between Turkey and the EU: How did it affect Turkey? Diplomica Verlag, 2008.

——————————————————————