Некоторые особенности заключения внешнеторговых контрактов
(Гречаниченко А. В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2009, N 6)
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ КОНТРАКТОВ
А. В. ГРЕЧАНИЧЕНКО
Гречаниченко А. В., помощник судьи Четвертого арбитражного апелляционного суда.
На современном этапе развития международных коммерческих связей и увеличения числа участников внешнеэкономической деятельности имеют важное практическое значение вопросы заключения внешнеторговых контрактов. При осуществлении внешнеторговых операций возникает множество вопросов. В частности, относительно длительности совершения сделки, различий между российским законодательством и законодательством страны места нахождения организации-контрагента, таможенного оформления товара. Помимо прочего, для участника внешнеэкономической деятельности обязательно соблюдение требований валютного законодательства, установленных Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — ФЗ N 173-ФЗ). Несмотря на многолетний опыт работы с иностранными партнерами, российскими участниками внешнеэкономической деятельности допускаются ошибки и неточности при формировании условий внешнеторговых контрактов. Уже на стадии переговоров резидентам необходимо установить, является ли предполагаемый к заключению контракт по своему характеру внешнеэкономическим, а также определить, является ли контрагент нерезидентом. Целесообразно проверить правовой статус партнера и его финансовое положение, определить, в соответствии с правом какой страны организовано юридическое лицо (желательно получить документы, подтверждающие регистрацию, а также полномочия лица, подписывающего контракт) <1>. Это необходимо для четкого определения того, попадает ли резидент РФ в сферу регулирования валютного законодательства РФ с оформлением в предусмотренных законом случаях паспорта сделки и соблюдением требования о репатриации валютной выручки. ——————————— <1> Нечипоренко Е. Внешнеторговые договоры: особенности заключения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. N 23; Каткова Л. В., Блеклов А. В. Проблемы формирования отдельных условий внешнеторговых контрактов // Таможенное дело. 2007. N 2.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» установлено, что внешнеторговая деятельность — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (импорт и экспорт товаров), услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Из анализа ст. 2, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» следует, что к внешнеторговым договорам не относится договор поставки товаров, заключенный между резидентом РФ и нерезидентом, если не происходит импорта или экспорта товаров. В этом случае не подлежит оформлению и паспорт сделки. В то же время договор оказания услуг (выполнения работ), заключенный между российским и иностранным лицом, считается внешнеторговым даже в том случае, если услуги оказываются на территории Российской Федерации <2>. ——————————— <2> Быковская А. В. Заключаем внешнеторговый контракт // Российский налоговый курьер. 2007. N 15.
В свою очередь, являются внешнеторговыми договорами договоры, общая сумма которых превышает в эквиваленте 5000 долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения, на выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них). Резидент РФ при заключении договора на оказание услуг (выполнение работ), передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности с имеющим аккредитацию и находящимся на территории России обособленным подразделением иностранного юридического лица, даже при осуществлении расчетов по договору в рублях, становится участником правоотношений, подпадающих под валютное регулирование и контроль. Подобные договоры требуют составления паспорта сделки, следования условиям ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ о репатриации выручки, а также соблюдения требований Инструкции Банка России N 117-И от 15 июня 2004 г. Особое внимание необходимо уделить при заключении внешнеторгового договора некоторым обстоятельствам, что в дальнейшем может снизить риск привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства. Во-первых, если сумма контракта превышает сумму, эквивалентную 5000 долларов США, подлежит оформлению паспорт сделки в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту. При неоформлении паспорта сделки резидент подлежит привлечению к ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. В случае если резидент, исходя из известных ему на дату оформления паспорта сведений, предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долларов США, паспорт сделки оформляется в обязательном порядке, а если превышение не предвидится, паспорт сделки составлять не нужно. Если контракт в дальнейшем будет исполнен на большую сумму, паспорт сделки представляется в уполномоченный банк не позднее дня наступления такого превышения (п. 2 информационного письма Банка России N 30 от 31 декабря 2004 г.). Между тем заключение контракта на сумму менее 5000 долларов США и неоформление паспорта сделки не влияют на то, что валютные операции должны осуществляться только с использованием банковских счетов (данное обстоятельство следует также из практики арбитражных судов: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2007 г. по делу N А65-16713/2007, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2007 г. по делу N А74-2860/06). Во-вторых, резидентом должны быть предприняты меры для возврата в Российскую Федерацию денежных средств по планируемой сделке: получение оплаты за поставленные экспортные товары (оказанные работы (услуги), переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности), а также обеспечение возврата выплаченных сумм за неввезенные на таможенную территорию импортные товары, невыполненные работы (неоказанные услуги, непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности). Сроки возврата денежных средств на основании ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ должны быть установлены в самих внешнеторговых договорах. Ответственность за нарушение этих сроков предусмотрена ч. 4, 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). В паспорт сделки должны заноситься специальные сведения о контракте, в том числе условия о сроках расчетов по контракту. При внесении таких сведений необходимо иметь в виду, что сроки, указываемые в п. 6.2 паспорта сделки по внешнеторговым договорам, могут не совпадать со сроками, предусмотренными договорами, также может отсутствовать возможность определения этих сроков с точностью до календарных дней. Например, в случае определения во внешнеторговом контракте по экспорту товара момента оплаты не датой зачисления на расчетный счет продавца, а моментом перечисления с расчетного счета покупателя не представляется возможным указать срок от даты выпуска товара с таможенной территории России до даты зачисления денежных средств на счет резидента. Безусловно, в случаях отсутствия точных сведений, необходимых для определения срока поступления от нерезидента денежных средств, можно воспользоваться предоставленным Инструкцией N 117-И правом и указать в п. 6.2 паспорта сделки символы «НДАН». Но есть основания полагать, что в этом случае заполнение паспорта сделки придется обосновывать и доказывать отсутствие сроков во внешнеторговом договоре <3>. При установлении того обстоятельства, что в договоре имеется условие о сроках, а в паспорте сделки указаны символы «НДАН», резидент подлежит привлечению к административной ответственности (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 сентября 2007 г. по делу N А04-1818/07-14/123). ——————————— <3> Нечипоренко Е. Внешнеторговые договоры: особенности заключения // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2007. N 23.
Также актуально включение во внешнеторговый договор, где резидент является покупателем (заказчиком), условий о сроках возврата денежных средств, уплаченных в порядке предварительной оплаты, в случае невыполнения обязательств по договору поставщиком (исполнителем). Такое условие важно с точки зрения валютного законодательства, хотя, безусловно, наступление подобной ситуации крайне нежелательно для резидента, который нацелен на приобретение товара (работы, услуги). Если резидент является экспортером (исполнителем) по внешнеторговому контракту, то важно учесть, что в случае изменения срока оплаты товара либо суммы контракта необходимо заключить дополнительное соглашение относительно такого изменения и в срок, установленный Инструкцией N 117-И, внести изменения в паспорт сделки. Так, изменения в паспорт сделки путем его переоформления вносятся резидентом в случае заключения дополнительного соглашения по внешнеторговому контракту относительно суммы контракта (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 января 2007 г. по делу N А78-5020/06-С2-28/248). В-третьих, необходимо оговорить и соблюсти порядок расчетов по внешнеторговому контракту. Пунктом 2 ст. 14 ФЗ N 173-ФЗ предусмотрено, что расчеты при осуществлении валютных операций ведутся юридическими лицами — резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением некоторых видов расчетов, перечисленных в этой статье. При рассмотрении данного обстоятельства следует обратить внимание на то, что, поскольку валютная операция, совершаемая при расчете российским юридическим лицом с иностранным гражданином наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации в качестве расчета по договору займа, а также в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена требованиями об использовании специального счета и о резервировании, она не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 марта 2008 г. N 15693/07 по делу N А78-5027/2006-С2-28/245, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2008 г. по делу N А10-1025/08). Кроме того, при исполнении внешнеторгового контракта следует иметь в виду, что по каждой операции резидент должен отчитываться перед банком, в котором был оформлен паспорт сделки, в порядке, установленном Банком России (Положение о порядке представления резидентами подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций по внешнеторговым контрактам N 258-П от 1 июня 2004 г., Инструкция N 117-И). Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными административными правонарушениями. Соответственно штраф за каждое правонарушение уплачивается отдельно, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г. N Ф04-2022/2007(33161-А70-43)). В то же время непредставление всех документов, подтверждающих факты вывоза товара (документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории РФ, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах), рассматривается судами в качестве разных эпизодов одного и того же правонарушения в виде несоблюдения установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. по делу N А78-5024/06-С2-28/244). Для исполнения возложенных на него валютным законодательством обязанностей резидент на стадии как заключения, так и исполнения внешнеэкономического контракта должен предпринимать определенные меры, что учитывается в процессе производства по делу об административном правонарушении. Существуют Методические рекомендации по квалификации нарушений в данной сфере (письмо ФТС России от 12 февраля 2007 г. N 01-06/4703), где перечислены обстоятельства, учитываемые при установлении вины правонарушителя. В частности, принимается во внимание то, что резидент при подготовке к заключению контракта пытался получить информацию о надежности и репутации иностранного партнера; в контракте имеется условие о способе обеспечения исполнения обязательства; расчет осуществлен с минимизацией риска неисполнения контрагентом обязательств (например, с условием предоплаты); разработана процедура разрешения возможных разногласий с указанием сроков досудебных способов защиты прав, органа, в котором подлежит рассмотрению возникший спор. Между тем в случае внесения в договор необходимых условий, но несоблюдения иностранным контрагентом своих обязательств резидентом также должны предприниматься определенные действия. Так, в случае предполагаемого нарушения сроков исполнения обязательства контрагентом сторонами должно быть подписано дополнительное соглашение к договору и внесены соответствующие изменения в паспорт сделки. Если срок выполнения обязательств нарушен, необходимо предъявить претензию контрагенту, разрешать возникшую ситуацию путем переписки и переговоров. Указанные документы в последующем могут быть учтены при назначении административного наказания. Так, при установлении в рамках дела того обстоятельства, что резидент направлял претензионные письма контрагенту о принятии мер для своевременной оплаты полученного товара, принимал дополнительные меры воздействия на должника путем проведения телефонных переговоров, суд пришел к выводу о выполнении зависящих от резидента мер по соблюдению валютного законодательства и указал, что в действиях общества отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июля 2007 г. по делу N А10-6162/06). Таким образом, резиденты Российской Федерации при заключении внешнеторговых контрактов должны учесть свои интересы, в том числе и в области соблюдения валютного законодательства, предусмотрев тем самым дальнейшее надлежащее исполнение контракта и предприняв возможные меры для исключения оснований привлечения к административной ответственности.
——————————————————————