Актуальные вопросы проведения организационно-штатных мероприятий в таможенных органах
(Трунина Е. В.) («Трудовое право», 2009, N 10)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Е. В. ТРУНИНА
Трунина Е. В., кандидат юридических наук, доцент, ГОУ ВПО «МГУ имени Н. П. Огарева», руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни, Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса.
В последние годы в связи с происходящими процессами реформирования структуры таможенных органов проведение организационно-штатных мероприятий стало достаточно распространенным явлением.
Разработанная Федеральной таможенной службой России Концепция таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации, предусматривает перенос таможенных органов к Государственной границе Российской Федерации. Реализация данной Концепции сопряжена с масштабным проведением организационно-штатных мероприятий, которое неминуемо повлечет за собой массовое увольнение сотрудников таможенных органов. В данных условиях рассмотрение сущности организационно-штатных мероприятий, порядка их проведения, системы гарантий, предоставляемых при этом сотрудникам таможенных органов, является особо актуальным и практически значимым. В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее — Закон о службе в таможенных органах) проведение организационно-штатных мероприятий является одним из оснований для увольнения сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах <1>. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3586.
Однако прежде чем перейти к рассмотрению порядка проведения организационно-штатных мероприятий, необходимо раскрыть сущность самого термина «организационно-штатное мероприятие». Определение данного понятия можно найти в Положении об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, утвержденном Приказом ФТС от 18.10.2005 N 970 <2> (далее — Положение об организационно-штатной работе). Согласно данному Положению, организационно-штатные мероприятия — один из видов управленческой деятельности, направленный на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы. ——————————— <2> Документ опубликован не был.
Данное Положение, а также п. 5 ст. 18 Закона о службе в таможенных органах к организационно-штатным мероприятиям относят следующие юридические факты: ликвидация таможенного органа; сокращение численности и сокращение штата сотрудников таможенного органа. Представляется, что в число организационно-штатных мероприятий законодателем необоснованно не включено такое основание, как реорганизация таможенного органа, которая может проходить в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования таможенного органа, в результате которого изменяются его функции, структура, штатная численность и штатное расписание. В правоприменительной деятельности таможенных органов наиболее распространено проведение организационно-штатных мероприятий в связи с сокращением штата или штатной численности. В действующем законодательстве отсутствуют определения понятий «сокращение штата» и «сокращение штатной численности», впрочем, как и понятия «организационно-штатное мероприятие». Сокращение штата и сокращение численности таможенного органа являются достаточно схожими и взаимосвязанными правовыми институтами, происходящими нередко одновременно. Положение об организационно-штатной работе определяет, что сокращение штата таможенного органа — это исключение из штатного расписания штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников или структурных подразделений, связанное с организационными изменениями в таможенном органе (при сохранении или сокращении штатной численности таможенного органа), сокращение штатной численности — это исключение из штатного расписания штатных единиц должностей должностных лиц и (или) работников. Следует отметить, что Положение об организационно-штатной работе, несмотря на название, не направлено на комплексное урегулирование проведения организационно-штатных мероприятий в таможенных органах. Оно устанавливает принципы проведения организационно-штатных мероприятий, закрепляет основные дефиниции, связанные с их проведением, полномочия и функции таможенных органов в области организационно-штатной работы, работу со штатным расписанием. В то же время оно не регламентирует непосредственный порядок их проведения, отсылая по данному вопросу к другим нормативным правовым актам. Более того, помимо абстрактного определения понятия «организационно-штатное мероприятие» Положение об организационно-штатной работе не дает четкой характеристики его содержания, что приводит к неоднообразной правоприменительной деятельности и, как следствие, к возникновению судебных споров. Так, не относятся к организационно-штатным мероприятиям изменение наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности. Вместе с тем на практике изменение наименования таможенного органа, структурного подразделения либо штатной должности зачастую сопряжено с изменениями в штатном расписании таможенного органа, в частности сокращением штатной численности, что уже само по себе должно рассматриваться как организационно-штатное мероприятие. Однако следует учитывать, что при увольнении в данном случае сотрудника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий необходимо устанавливать факт действительного сокращения должности, которую занимал данный сотрудник, так как недобросовестные представители нанимателя могут использовать данную ситуацию в своих целях: например, для избавления от «проблемных» сотрудников. Показателен в этом плане один из примеров судебной практики. Так, при рассмотрении искового заявления о восстановлении на работе гражданина Б., занимавшего должность первого заместителя начальника по организации таможенного контроля N-ской таможни, судом было установлено следующее. В результате изменения штатного расписания таможни было сокращено количество заместителей начальника таможни: вместо четырех (первый заместитель начальника таможни по организации таможенного контроля, первый заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместитель начальника по кадрам, заместитель начальника по экономике) были оставлены только две: заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности и первый заместитель начальника таможни по организации таможенного контроля. При этом последняя должность была включена в новое штатное расписание с незначительным изменением наименования — «первый заместитель начальника таможни по таможенному контролю». Гражданин Б. был уволен со службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Аргументом таможенного органа выступал тот факт, что должностные обязанности по измененной должности стали различаться, в связи с чем ранее имевшаяся должность должна считаться сокращенной. В результате суд пришел к следующим выводам. В таможне действительно произошло сокращение штата, так как из четырех заместителей начальника таможни было оставлено только два. Вместе с тем суд установил, что при проведении организационно-штатных мероприятий должность истца не была сокращена, а только незначительно изменено ее наименование, а также введены дополнительные полномочия. При этом, указал суд, поскольку увольнение работника по сокращению штата возможно лишь при ликвидации занимаемой им должности, простое изменение в штатном расписании наименования тех или иных должностей не может служить основанием для увольнения <3>. ——————————— <3> Решение Йошкар-олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 мая 2006 г. по делу N 2-1010/2006.
Следует отметить, что на практике довольно часто изменение штатного расписания сопровождается исключением из него существовавших ранее должностей и введением новых. При этом может не происходить реального сокращения штатных должностей, а иметь место их перераспределение внутри таможенного органа. Данные преобразования, очевидно, также должны относиться к организационно-штатным мероприятиям. Это следует из п. 2 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 02.02.2005 N 75 <4>, которая устанавливает, что при сокращении отдельных структурных подразделений таможенного органа либо отдельных должностей и введении новых должностей в этом же таможенном органе без изменения общей штатной численности сотрудников, занимавших сокращенные должности, последние зачисляются в распоряжение в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Инструкцией. ——————————— <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 21.03.2005.
Следующим важным моментом осуществления организационно-штатных мероприятий является соблюдение установленного порядка их проведения, который применительно к сотрудникам таможенных органов обладает определенными особенностями. Пункт 5 ст. 18 Закона о службе в таможенных органах устанавливает единое правило — при увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа сотрудник для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. Представляется, что законодательная формулировка срока зачисления в распоряжение «до трех месяцев» требует корректировки, так как установлен только максимальный срок зачисления в распоряжение, конкретный же срок зачисления отдан на усмотрение начальнику таможенного органа. Представляется, что в целях защиты интересов сотрудников, которым грозит увольнение, законодатель должен был, напротив, установить минимальный срок зачисления в распоряжение или по крайней мере зафиксировать трехмесячный срок. Порядок зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа, а также комплекс мероприятий, проводимых в дальнейшем с целью его последующего трудоустройства, а также правовой статус сотрудника в период нахождения в распоряжении урегулированы вышеуказанной Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от 02.02.2005 N 75 (далее — Инструкция). Согласно ч. 2 п. 1 Инструкции основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение являются приказ ФТС России либо иного таможенного органа о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном таможенном органе и письменное согласие сотрудника о зачислении в распоряжение. Пункт 11 Инструкции предусматривает случаи, когда в ходе собеседования сотрудник подает письменное заявление о переводе в другой таможенный орган или иной государственный орган либо об увольнении из таможенного органа по другим основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах, что является основанием для его перевода или увольнения без зачисления в распоряжение начальника таможенного органа с даты проведения организационно-штатных мероприятий. В то же время на практике распространены ситуации, когда сотрудник не желает увольняться, но и отказывается от написания заявления о зачислении в распоряжение начальника таможенного органа по различным причинам, например в связи с возникновением конфликта по поводу сокращения должности и др. В этом случае ни Закон о службе в таможенных органах, ни Инструкция не регулируют порядок увольнения сотрудника, который отказался от зачисления в распоряжение начальника таможни, что создает неопределенность в правовых последствиях подобного отказа. Часть 1 п. 1 Инструкции устанавливает, что сотрудник таможенного органа может быть зачислен в распоряжение, из чего можно сделать вывод о том, что зачисление в распоряжение является диспозитивной нормой, действующей только при волеизъявлении сотрудника. Однако суды придерживаются противоположной точки зрения. Так, рассматривая иск о восстановлении на работе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, суд пришел к выводу, что порядок увольнения сотрудников таможенных органов, давших свое согласие на зачисление в распоряжение начальника таможенного органа, и тех сотрудников, которые отказались от такого зачисления, исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) не может различаться, поскольку установление в законе определенного порядка увольнения, а также гарантий, связанных с расторжением контракта, направлено на защиту прав увольняемого сотрудника <5>. В связи с этим суд сделал вывод, что при увольнении истца должны применяться положения нормативных правовых актов, регулирующих порядок увольнения сотрудника при проведении организационно-штатных мероприятий. ——————————— <5> Решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 08.02.2008 по делу N 2-153/08.
Получается, что в настоящее время процедура отказа сотрудника от зачисления в распоряжение, правовые последствия данного отказа являются достаточно неопределенными, что может повлечь нарушение прав сотрудника. Представляется, что данный вопрос требует скорейшего нормативного регулирования. Необходимо четко описать правовые последствия и алгоритм действий таможенного органа при отказе сотрудника от зачисления в распоряжение начальника таможни с учетом могущих иметь место мотивов и обстоятельств подобного отказа. Основной целью зачисления сотрудника в распоряжение является решение вопроса о его дальнейшем трудоустройстве в таможенных органах. В связи с этим Инструкция возлагает на руководителя таможенного органа обязанность проведения мероприятий, направленных на последующее трудоустройство сотрудника таможенного органа. Так, согласно п. 8 Инструкции начальником таможенного органа (или по его поручению одним из его заместителей) в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также начальника соответствующего подразделения в трехдневный срок со дня поступления в таможенный орган приказа вышестоящего таможенного органа либо издания приказа данного таможенного органа о проведении организационно-штатного мероприятия проводится собеседование с сотрудниками, занимающими должности, подлежащие сокращению. В ходе собеседования разъясняются порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; права и льготы сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах. То есть фактически происходит уведомление о предстоящих организационно-штатных мероприятиях. При этом срок уведомления (3 дня после поступления приказа в таможенный орган) никак не согласуется со ст. 180 ТК, которая закрепляет обязанность работодателя персонально и под роспись предупредить работников организации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения. Таким образом, одна из важнейших составляющих гарантии прав сотрудников при увольнении — срок уведомления о предстоящих организационно-штатных мероприятиях — не закреплена в Инструкции. Сотруднику в ходе собеседования также должны быть предложены вакантные должности при их наличии в данном или ином таможенном органе (по согласованию с начальником этого таможенного органа). При этом следует отметить, что 3-дневный срок уведомления нарушает права как работодателя, так и работника: он не позволит работодателю в столь ограниченное время собрать информацию обо всех имеющихся вакансиях, в том числе в других таможенных органах, а работнику — получить такие сведения в полном объеме. Здесь также следует обратить внимание на незащищенность сотрудников и возможность злоупотребления со стороны работодателя в том, что сотрудникам могут быть предложены вакантные должности в любом таможенном органе, то есть фактически в любой части России, причем со значительным удалением от настоящего места службы без гарантии жилья. При этом работодатель может рассчитывать на гарантированный отказ сотрудника, в то же время формально соблюдая его права. Сотруднику должны быть предложены все вакантные должности, в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе. Предложение вакантных должностей, также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме. Не урегулирован Инструкцией вопрос о том, какое количество раз с момента собеседования и до окончания нахождения в распоряжении могут предлагаться вакантные должности, а также порядок предложения данных вакансий. На практике первые, кому предложены вакансии, оказываются в более выгодном положении, что ставит сотрудников в неравное положение. Видится необходимым предоставление вакансий в первую очередь тем, кто имеет преимущественные права, предусмотренные ст. 179 Трудового кодекса РФ. Результаты собеседования и предложенные вакантные должности должны быть отражены в листе собеседования, который подписывают сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица таможенного органа. Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника. В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его в таможенном органе по иным уважительным причинам собеседование проводится в трехдневный срок с момента возвращения сотрудника к месту службы. Несмотря на закрепление указанной гарантии, такой сотрудник в ходе собеседования будет находиться в неравном положении по отношению к тем, кто находился на службе и кому уже были предложены имеющиеся вакансии. Выходом из данной ситуации было бы заблаговременное извещение сокращаемых работников с целью корректировки ими графиков отпусков. На содействие занятости сотрудников таможенных органов направлена обязанность начальника таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий представить в органы службы занятости по месту нахождения таможенного органа и профсоюзный орган (если такой создан в таможенном органе) информацию о сроках их проведения и количестве высвобождаемых сотрудников не позднее чем за три месяца до их возможного увольнения со службы в таможенных органах. Не позднее чем за два месяца до возможного увольнения начальник таможенного органа сообщает в органы службы занятости по месту нахождения таможенного органа сведения об увольнении каждого конкретного сотрудника. Для обеспечения социальной защищенности сотрудника таможенных органов при проведении организационно-штатных мероприятий на период нахождения в распоряжении сотруднику Инструкцией установлены следующие гарантии. Во-первых, на сотрудника распространяются все права, обязанности и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в таможенных органах. В срок нахождения в распоряжении не засчитывается время его болезни, нахождения в отпуске. Если срок нахождения в распоряжении переходит на следующий календарный год, сотрудник имеет право на предоставление ему очередного и дополнительных отпусков. Во-вторых, сотрудник обеспечивается денежным и вещевым довольствием в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации для сотрудников таможенных органов. Денежное довольствие сотруднику выплачивается в полном размере по последней должности с учетом повышений, произошедших в этот период <6>. ——————————— <6> См. Письмо ГТК России от 3 марта 2003 г. N 01-06/8662 «О Методических указаниях по выплате денежного довольствия и компенсаций сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».
В-третьих, при назначении сотрудника на должность время нахождения в распоряжении засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, а также в выслугу лет для выплаты процентной надбавки и назначения пенсии. В то же время Положение об организационно-штатной работе не устанавливает срок издания приказа о проведении организационно-штатных мероприятий, а он должен быть четко определен с учетом времени, необходимого на уведомление, а также информирование службы занятости и профсоюзов. Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ соответствующего таможенного органа о назначении сотрудника на другую должность, его переводе по службе в иной таможенный орган или увольнении со службы в таможенных органах. Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы в таможенных органах по окончании срока нахождения в распоряжении по основаниям, предусмотренным Законом о службе в таможенных органах, либо до его истечения при наличии заявления об увольнении. При отсутствии заявления об увольнении последний день нахождения сотрудника в распоряжении является датой увольнения его со службы в таможенных органах, за исключением случая, указанного в п. 5 Инструкции. Согласно п. 5 Инструкции время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта, ранее заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий. В связи с этим в случае окончания срока действия контракта в период нахождения в распоряжении сотрудник должен быть назначен на штатную должность до даты окончания срока действия контракта (и с ним заключается контракт по новой должности) либо уволен со службы с даты окончания контракта по пп. 4 п. 2 ст. 48 Закона о службе в таможенных органах или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей. Данное положение Инструкции было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Так, гражданин Ч. обратился в Верховный Суд РФ о признании недействующим п. 5 Инструкции, считая, что данный пункт вводит новое, не названное в Законе о службе в таможенных органах основание для увольнения сотрудника таможенного органа и нарушает его трудовые права. Решением Верховного Суда РФ от 10 марта 2006 г. N ГКПИ06-114 заявление Ч. было оставлено без удовлетворения <7>. Суд констатировал, что оспариваемая норма не устанавливает дополнительного основания для увольнения сотрудника таможенного органа. В частности, ст. 48 Закона о службе в таможенных органах устанавливает два самостоятельных основания для прекращения службы в таможенных органах: увольнение сотрудника таможенного органа по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, и увольнение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. В связи с этим время нахождения в распоряжении не может превышать срок действия контракта, заключенного с сотрудником по должности, которая была сокращена при проведении организационно-штатных мероприятий, так как по окончании этого срока отношения, основанные на контракте, прекращаются. Определением Верховного Суда РФ от 30 мая 2006 г. N КАС06-135 решение Верховного Суда РФ от 10 марта 2006 г. было оставлено без изменения <8>. ——————————— <7> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 8. <8> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 8 (извлечение).
Инструкция не закрепляет категории сотрудников, которых нельзя уволить в результате проведения организационно-штатных мероприятий. Однако в данном случае необходимо руководствоваться нормами Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 256 ТК РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Статья 261 ТК РФ устанавливает запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации. На практике зачастую встречается ситуация, когда беременные женщины отвечают отказами на все предлагаемые должности с момента собеседования до окончания нахождения в распоряжении. При этом у работодателя отсутствует возможность как продлить нахождение в распоряжении, так и уволить по своей инициативе. Эта проблема также требует разрешения. Закон о службе в таможенных органах предусматривает выплаты и компенсации сотрудникам, увольняемым в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. В соответствии со ст. 51 Закона при увольнении сотрудника ему выплачивается единовременное пособие в размере, зависимом от выслуги лет. Сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу менее 15 лет, в течение одного года после увольнения выплачивается пособие в размере одного месячного оклада по присвоенному специальному званию. Сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу от 15 до 20 лет, в течение пяти лет после увольнения выплачивается ежемесячное пособие в размере 40 процентов оклада месячного денежного содержания. За каждый год службы свыше 15 лет размер ежемесячного пособия увеличивается на три процента оклада месячного денежного содержания. Кроме того, сотрудникам, уволенным в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, предоставляется ряд социальных гарантий. В частности, сотрудникам таможенных органов, имеющим выслугу 20 лет и более, уволенным со службы в таможенных органах в специальных званиях полковника таможенной службы и выше, при направлении после стационарного лечения в санаторно-курортные учреждения для продолжения лечения предоставляются путевки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае несогласия с увольнением в связи с проведением организационно-штатных мероприятий сотрудник имеет право обжаловать данное решение начальнику вышестоящего органа и (или) в суд (ст. 53 Закона о службе в таможенных органах). Статья 54 Закона о службе в таможенных органах устанавливает общий порядок восстановления сотрудников таможенных органов на службе в таможенных органах. Согласно п. 1 ст. 54 сотрудники таможенных органов, признанные в установленном порядке незаконно уволенными со службы в таможенных органах, подлежат восстановлению на службе в таможенных органах в должности, с которой они были незаконно уволены. Решение о восстановлении сотрудника таможенного органа на службе в таможенных органах, принятое начальником вышестоящего таможенного органа и (или) судом, подлежит исполнению немедленно. Сотруднику таможенного органа, восстановленному на службе в таможенных органах, время со дня его увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах засчитывается в выслугу лет для присвоения очередного специального звания, выплаты надбавки за выслугу лет. Также сотруднику таможенного органа, восстановленному на службе в таможенных органах, выплачивается полагавшееся ему на день увольнения денежное довольствие со дня его увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах. В Законе о службе в таможенных органах отсутствуют положения, предусматривающие возможность взыскания при установлении судом незаконности произведенного увольнения денежной компенсации морального вреда. Однако это не должно свидетельствовать о невозможности компенсации морального вреда. В данном случае необходимо применять нормы Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч. 9 ст. 394 Трудового кодекса в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом. Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Проведение организационно-штатных мероприятий является неминуемым процессом функционирования таможенной службы, следствием динамичности развития таможенной системы. Вместе с тем их проведение затрагивает права сотрудников таможенных органов, так как влечет либо изменение служебных отношений, либо их прекращение. Серьезность наступающих правовых последствий требует более четкой и полной правовой регламентации организационно-штатных мероприятий в таможенных органах. Действующая в настоящее время правовая база характеризуется разрозненностью правового регулирования организационно-штатных мероприятий, наличием пробелов и противоречий, что в итоге создает почву для незаконных увольнений сотрудников таможенных органов. В связи с этим представляется необходимым принятие нормативного правового акта, который устранил бы имеющиеся в настоящее время недостатки, комплексно и четко урегулировал процедуру проведения организационно-штатных мероприятий в таможенных органах, а также систему гарантий сотрудникам при их проведении.
——————————————————————