Проблемные вопросы при определении, контроле и подтверждении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию России

(Ратушная Т. В., Черенцов С. А.)

(«Таможенное дело», 2010, N 2)

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ, КОНТРОЛЕ

И ПОДТВЕРЖДЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ

НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ

Т. В. РАТУШНАЯ, С. А. ЧЕРЕНЦОВ

Ратушная Т. В., доцент кафедры административного права и таможенного дела.

Черенцов С. А., аспирант Читинского государственного университета.

В современной ситуации, когда 48% федерального бюджета страны формируется за счет финансовых ресурсов, поступающих от таможенных пошлин и налогов при условии, что таможенный тариф в отношении более 65% товарных позиций устанавливает адвалорную ставку таможенной пошлины, правильное определение таможенной стоимости получает общее национальное значение.

В условиях становления рыночной экономики таможенные органы и участники ВЭД имеют диаметрально противоположные задачи. Таможенные органы стоят на защите интересов государства, а именно: установление реальной таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, и тем самым решение задач таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Для участника ВЭД таможенные платежи, рассчитываемые в том числе на основе таможенной стоимости, являются дополнительными расходами, включаемыми в цену товара и снижающими его конкурентоспособность. При этом каждая сторона сталкивается с индивидуальными проблемами в процессе определения, подтверждения, контроля таможенной стоимости. Проанализировав характер проблем, нами были выявлены три направления, требующие рассмотрения:

— несовершенство таможенного законодательства;

— проблемы, возникающие у таможенных органов при контроле таможенной стоимости;

— проблемы, возникающие у участников ВЭД при определении и подтверждении таможенной стоимости.

Рассмотрим данные аспекты подробнее.

1. Несовершенство таможенного законодательства

Стороны сталкиваются с отсутствием официального комментария Закона «О таможенном тарифе» (далее — Закона). Возникают также сложности с интерпретацией термина стоимости сделки идентичных товаров по второму методу определения таможенной стоимости и является ли она аналогом внешнеторговой сделки или идентична. В ст. 20, 21 Закона имеют место формулировки «в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары» и «для учета значительной в расходах между оцениваемыми и однородными товарами», что существенно осложняет процесс взаимопонимания между таможенным органом и участником ВЭД. Законодатель не дает определения «достоверность», «количественная определенность», «документальная подтвержденность», хотя данные понятия являются ключевыми для применения каждого из методов определения таможенной стоимости. Толкование терминов осуществляется правоприменителем в лице Высшего Арбитражного Суда (ВАС), и данные пробелы необходимо восполнить.

Закон «О таможенном тарифе» устанавливает обязанность декларанта при использовании 1-го метода достоверно заявлять сведения по таможенной стоимости в отношении только тех условий, которые прямо установлены п. 1, 2 ст. 19 и которые могут влиять на ее величину. При этом Закон не устанавливает ограничения по применению стоимости сделки в качестве таможенной стоимости при заявлении недостоверных сведений в отношении иных условий, не предусмотренных п. 1, 2 ст. 19. Законодатель не закрепляет в качестве признака недостоверного заявления таможенной стоимости существенное отклонение от показателей, имеющихся у таможенного органа. Хотя таможенный орган использует критерии ценового анализа в процессе контроля таможенной стоимости. Из вышеизложенного возникает необходимость либо внести изменения в ст. 323 ТК РФ и Закон, в которых отражается методология контроля таможенной стоимости, либо закрепить в Законе условия внешнеторговой сделки, препятствующие применению конкретного метода определения таможенной стоимости с одновременным уходом от критерия ценового анализа.

При применении 4-го метода декларант заявляет расходы, заявленные в коммерческих счетах (на тару, упаковку, вознаграждение агента), определенных на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных от имени их производителей. В этом случае у таможенных органов возникают сложности в проверке соответствия коммерческих счетов производителя товаров общепринятым принципам бухгалтерского учета и правилам бухгалтерского учета, принятым в стране производства оцениваемых товаров ввиду их отсутствия, а также возникает сложность в получении квалифицированного заключения о соответствии правилам бухгалтерского учета страны производства оцениваемых товаров, коммерческих счетов производителя. При всем этом в Законе не прописана обязанность декларанта представлять данные документы.

Отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей процедуру организации контроля таможенной стоимости после выпуска товаров, по которым принято окончательное решение по величине ТС, а именно организации документального контроля и оформления его результатов, применении методологии расчета таможенной стоимости по результатам ревизии. Особенно остро стоит вопрос о корректировке таможенной стоимости по вывозимым товарам (лесоматериалы).

Ограниченные (для таможенных органов) Законом сроки вынесения решений по таможенной стоимости и проведению действий по ее определению. Решение должно быть принято таможней в течение трех дней с момента отказа декларанта от представления дополнительно запрашиваемых документов и проведения пересчета таможенной стоимости и ухода под обеспечение уплаты таможенных платежей (в эти сроки нет возможности подбора документально обоснованной ценовой информации для корректировки таможенной стоимости). Законодатель не закрепляет срок представления иностранным производителем ценовой информации (прайс-листов) по запросу таможенного органа, но в то же время ограничивает срок проверки достоверности заявленной величины таможенной стоимости одним годом. Недостатки действующего законодательства не способствуют повышению эффективности контроля таможенной стоимости и порождают сложности при ее определении и подтверждении.

2. Проблемы, возникающие у таможенных органов

при контроле таможенной стоимости

В результате применения Системы управления рисками при контроле таможенной стоимости сотрудники таможенного органа сталкиваются с неадекватными контрольными показателями таможенной стоимости. Установленные пороговые показатели величины таможенной стоимости товаров не дифференцируются в зависимости от условий продаж и поставок. В результате при выявлении отклонения заявленной стоимости от показателя риска на 2 — 5% проводится комплекс мер, направленных на минимизацию риска, хотя такое отклонение вполне может быть вызвано особенностями поставки товара, условиями оплаты, качеством, репутацией товарных марок. В то же время, если таможенная стоимость заявлена выше индикатора риска, она также подлежит контролю. В результате теряет действенную силу принцип выборочности осуществления таможенного контроля и как результат — нерациональное использование ресурсов таможенного органа.

Должностные лица таможенного органа в процессе поиска и последующего анализа ценовой информации сталкиваются с несовершенством имеющихся программных средств. Недостатки выражаются в отсутствии возможности осуществлять выборку ГТД по определенным основаниям (условиям поставки и характеру сделки). Данные параметры поиска имеют существенное значение при определении таможенной стоимости на основе методов по стоимости сделки идентичными/однородными товарами. Данный программный недостаток: а) препятствует эффективному контролю таможенной стоимости товаров на этапе таможенного оформления; б) повышает трудоемкость поиска ценовой информации и увеличивает срок проверки каждой ГТД должностным лицом ОКТС. Порождает необходимость запроса соответствующих данных в других таможенных органах; в) повышает вероятность возможного ненахождения искомой информации и как итог — принятия необоснованного решения о невозможности применения 2-го, 3-го методов определения таможенной стоимости.

В процессе контроля правильности определения таможенной стоимости таможенные органы вынуждены прибегать к использованию средней рыночной цены на соответствующий товар. В условиях, когда ввозом специфических товаров занимается достаточно ограниченное количество участников ВЭД, возможно возникновение сговора между поставщиками, что приводит к появлению недостоверных сведений у таможенных органов относительно средней таможенной стоимости. Для цели проверки заявленной величины таможенной стоимости таможенный орган имеет право направить участника ВЭД в Торгово-промышленную палату (ТПП) для цели проведения оценочной экспертизы. При этом полученные результаты экспертизы ТПП не могут быть проверены таможенным органом на предмет объективности, что способствует возникновению сомнения.

В рамках контроля таможенной стоимости товаров, выпущенных под заявленный таможенный режим, таможенный орган для цели получения ценовой информации от производителей, расположенных в КНР, осуществляет ее запрос через представительство ТПП РФ, находящееся на территории иностранного государства. При этом таможенный орган сталкивается со сложностями в длительности ответов на данные запросы, что обусловливается следующим: а) таможня имеет право осуществлять запрос данной информации исключительно через РТУ; б) отсутствие единого стандарта запроса данной информации порождает сложности перевода на китайский язык, что также не способствует ускорению получения данной информации; в) отсутствием четкой регламентации срока представления данной информации китайской компанией ТПП России.

Противоречивость контрольных показателей подразделений снижает эффективность контроля таможенной стоимости. Каждое подразделение таможни имеет контрольные показатели эффективности деятельности (КПЭД), установленные РТУ, обязательные к исполнению. Процесс выполнения КПЭД порождает столкновение интересов ОКТС и Правового отдела (ПО) в процессе отстаивания обоснованности корректировки таможенной стоимости, проведенной таможенным органом в суде. Эффективность деятельности ПО напрямую зависит от количества дел, выигранных в рамках судебного разбирательства, в то время как результативность ОКТС формируется из количества проведенных корректировок таможенной стоимости и величины довзысканных таможенных платежей. Ввиду отрицательной судебной практики по данной категории дел правовой отдел осторожно подходит к принятию к производству дел, которые не имеют явных признаков недостоверного заявления величины таможенной стоимости. Если же суд первой инстанции становится на сторону декларанта, у правового отдела отсутствует стимул для обжалования принятого решения в вышестоящем суде. В результате чего таможенный орган в лице ОКТС, имевший уверенность в неправильности определения величины таможенной стоимости, соглашается с заявленной величиной, что порождает возврат уплаченных таможенных платежей. Как следствие, происходит занижение эффективности деятельности одного подразделения посредством искусственного повышения результативности другого.

3. Проблемы, возникающие у участников ВЭД

при определении и подтверждении таможенной стоимости

При проведении корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом не принимаются во внимание положения Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс», а именно по условиям поставки транспортные расходы, как правило, включаются в цену сделки. При таможенном оформлении должностными лицами таможенного органа не учитываются данные обстоятельства, у лиц требуются документы, подтверждающие транспортные расходы, которые участники ВЭД не могут представить в силу объективных обстоятельств (соответствующие условия поставки). Требование подобных документов со стороны таможенного органа нарушает основные принципы гражданского законодательства (ст. 154, 421, 424 ГК РФ) — принцип свободы в заключении договора по взаимному соглашению сторон. В случае согласия участника ВЭД осуществить запрос необходимых документов у своего иностранного контрагента то таможенный орган устанавливает срок не более 45 дней. Данного времени недостаточно для того, чтобы убедить иностранного партнера в необходимости пересылки запрашиваемых документов и урегулировать формальности, что приводит к корректировке таможенной стоимости таможенным органом. Таможенные органы при выявлении существенного отличия заявляемой таможенной стоимости от информации таможенных органов о стоимости аналогичных товаров на мировом рынке осуществляют ссылку на Приказ ФТС от 22 ноября 2006 г. N 1206, согласно которому данная ситуация является основанием для предположения о недостоверности заявленной таможенной стоимости, хотя данный признак не закреплен в Законе. При этом таможенный орган в процессе сравнения не учитывает индивидуальные особенности товара (условия оплаты, качество, репутация товарных марок, характер упаковки, длительность торгового сотрудничества, последующую судьбу товара). В результате таможенный орган осуществляет запрос пояснений декларанта об условиях сделки, которые могли повлиять на величину таможенной стоимости, хотя самостоятельно может осуществить анализ данных обстоятельств.

Участники ВЭД сталкиваются с трудностями документального подтверждения заявленной величины таможенной стоимости, обусловленными различиями в стандартах оформления и контроля коммерческой, транспортной и таможенной документации. Данные различия наиболее четко отражаются в действующем законодательстве КНР и выражаются в следующем.

А. В китайском таможенном законодательстве нет жесткого контроля за правильностью оформления коммерческой документации, а именно в коммерческих инвойсах. Инвойс не может быть признан документом, подтверждающим основу для расчета таможенной стоимости, так как содержащиеся в нем сведения не корреспондируют со сведениями, содержащимися в спецификации, контракте, ГТД. Данные расхождения возникают в результате невнимательности иностранного контрагента, с точки зрения таможенного органа, этот факт свидетельствует о недостоверности представленных документов. При выявлении несоответствия таможенный орган может запросить у декларанта пояснения по имеющим место различиям в сведениях по товару и фактически указанных данных, выявленных в документах КНР. И необходимо, чтобы данное разъяснение представил иностранный контрагент, ответственный за оформление данных документов. При этом у декларанта нет достаточного времени для связи с иностранным контрагентом, для разъяснения сложившейся ситуации о представления пояснения. В результате таможенный орган принимает решение о корректировке таможенной стоимости ввиду отсутствия документального подтверждения, при этом участник ВЭД в данной ситуации бессилен.

Б. Китайские таможенные органы не уделяют должного внимания при контроле условий поставки товаров по Инкотермс 2000, которые заявляются при вывозе товаров из КНР. Имеются сложности в унификации трактовки условий поставки, которые несут только рекомендательный характер. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и заявлении таможенной стоимости возникает необходимость в документальном подтверждении заявленной таможенной стоимости путем представления иностранной таможенной декларации на экспорт, в которой заявлены иные условия поставки товара. Возникающая ситуация ведет к непониманию со стороны участника ВЭД и возражению со стороны таможенных органов.

В. При заключении внешнеторговых контрактов не учитывается торговая специфика товара, а именно указывается стоимость из расчета на один килограмм, а реализация данного товара осуществляется поштучно. При этом участник ВЭД действует в рамках закона, а именно ТН ВЭД РФ, в котором для отдельных видов товаров устанавливается ставка эвр. за кг, но в этом случае возникает сложность определения влияния цены упаковки товара на цену сделки при применении первого метода. В случае применения 4-го метода сложно определить цену на единицу товара, продаваемого в стране при неизвестности веса упаковки, в которой реализуется товар.

При заявлении декларантом таможенной стоимости редких, специфических товаров, в отношении которых отсутствуют международные каталоги таможенной стоимости, таможенные органы вынуждены для цели проверки заявленных сведений использовать ценовую информацию относительно таких же товаров, произведенных в других странах, ценовая информация о которых имеется у таможенных органов. Данная ситуация не является вполне объективной, так как в рыночной экономике себестоимость одного и того же товара, произведенного в различных странах, может отличаться в разы, а также цена может варьироваться от условий поставок количественного характера закупаемой партии.

Рассмотренные выше проблемы — это только вершина айсберга, невозможно в одной статье осветить все проблемы, которые накапливались в течение десятилетия. Как бы парадоксально это ни звучало, проблемы есть двигатель прогресса, так как они являются стимулом внедрения инноваций в любой сфере деятельности. По нашему мнению, можно предложить следующие способы решения проблем определения, контроля и документального подтверждения таможенной стоимости:

а) необходимо восполнить выявленные бреши в действующем законодательстве, что должно способствовать защите интересов таможенных органов и участников ВЭД. Внесение изменений в Закон «О таможенном тарифе» создаст условия, способствующие прекращению практики противоречий между законодательными актами и внутриведомственными инструкциями таможенных органов;

б) для автоматизации контроля заявленной таможенной стоимости необходимо усовершенствовать программные средства путем включения возможности выборки ГТД по условиям, поставке и характеру сделки для цели ускорения подбора ценовой информации, подходящей для конкретного оцениваемого товара. Необходимо совершенствовать систему управления рисками путем установления зависимости пороговой величины значений риска таможенной стоимости от условий поставки, продажи и качественных особенностей товара. В то же время возможно включение в профиль риска условий сделки, наличие которых исключает использование конкретного метода определения таможенной стоимости. При этом для цели улучшения судебной практики необходимо предоставить возможность участникам ВЭД знакомиться с профилями риска, разработанными таможенными органами;

в) увеличение срока последующего контроля достоверности величины таможенной стоимости после потери товарами статуса, находящегося под таможенным контролем, что не приведет к обременению законопослушных участников ВЭД и повысит эффективность деятельности таможенного органа. Также требуется законодательное закрепление статуса незаконно ввезенных иностранных товаров, в отношении которых установлена недостоверность заявленных сведений. Необходимо создание инструкции, регламентирующей порядок оформления и осуществления международных запросов в представительства ТПП России, расположенные на территории иностранных государств, для цели повышения оперативности получения ответов и удобства таможенных органов;

г) необходимо повысить интенсивность сотрудничества с таможенными органами КНР для цели выработки единых стандартов по оформлению и контролю коммерческой, транспортной, таможенной документации. Данная задача может быть решена путем совместной передачи альбомов с иллюстрациями, с пояснениями по оформлению данной документации, что должно способствовать решению проблем документальной подтвержденности таможенной стоимости со стороны участников ВЭД.

Литература

1. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года от 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии (многосторонние торговые соглашения) / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2001.

2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 г. // Всемирная торговая организация: документы и комментарии (многосторонние торговые соглашения) / Под ред. С. А. Смирнова. М., 2001.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61 // Парламентская газета. N 99 — 100. 2003. 3 июня.

4. Закон от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе» // Российская газета. N 107. 1993. 5 мая.

5. Приказ ФТС от 25 апреля 2007 г. N 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» // Российская газета. N 124. 2007. 14 июня.

6. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» // Таможенный вестник. 2005. N 17.

7. Тимошенко И. В. Таможенное регулирование ВЭД: Учеб.-практич. пособие. М., 2003.

8. Свинухов В. Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. М.: Экономистъ, 2009.

9. Рутгайзер В. М. Таможенная стоимость и ее оценка. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2007.

10. Бондарь Л. А., Шамахова В. А. Таможенная стоимость. М.: Софт Издат, 2007.

11. Колесова С. В. Контроль и корректировка профессионализма // Таможня. 2009. N 8.

12. Кулешов В. А. Таможенная стоимость. От чего ушли и к чему идем // Таможня. 2006. N 9.

13. Дудкова В. И. Закон тарифа без революционных потрясений // Таможня. 2006. N 14.

14. URL: http://www. tsmi. ru/.

15. URL: http://www. tks. ru/.

16. URL: http://www. targo. ru/.

17. URL: http://customs. net. ru/.

18. URL: http://www. tamognia. ru/.

19. URL: http://www. gov. ru/.

20. URL: www. customs. ru.

——————————————————————