Офшорная деятельность: вопросы правовой регламентации
(Павлов П. В.) («Журнал российского права», 2011, N 5)
ОФШОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
П. В. ПАВЛОВ
Павлов Павел Владимирович, профессор кафедры мировой экономики и международных отношений Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону), доктор экономических наук, доцент.
Раскрывается понятие офшорного бизнеса, анализируются вопросы возникновения и территориально-функциональной дислокации офшорных зон, исследуются положительные и отрицательные стороны влияния офшоров на мировую экономику. Изучаются причины неразвитости офшорного бизнеса в России и предлагается организационно-правовой подход к решению проблемы совершенствования деятельности данного вида свободных экономических зон на территории нашей страны.
Ключевые слова: офшорный бизнес, офшорная зона, налоговые льготы, упрощенный административный порядок, правовое регулирование.
Offshore activities: issues of legal regulation P. V. Pavlov
In this article author determines the off-shore business, analyzes the reasons of the off-shore zones appearance and their territorial and functional location. The author shows the positive and negative sites of the off-shore business and their influence on the World economy; analyzes the basic tax preferences for investors in off-shore zones; examines the key problems of off-shore business in our country and suggests the legal ways to solve these problems by perfection of the activity of this type of free economic zones on the territory of Russia.
Key words: off-shore business, off-shore zone, tax preferences, simplified administrative procedure, legal regulation.
Офшорный бизнес — международно-экономическое явление, представляющее собой сложный комплексный процесс. Данный вид бизнеса применяется на территории офшорной зоны (от англ. offshore — вне территории, берега), которая представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующуюся на представлении специального благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), заключающегося в предоставлении последним ряда сервисных услуг, в том числе юридическое, налоговое обслуживание, удобные условия при регистрации офшорных компаний, широкий спектр банковских услуг, включая сохранение конфиденциальности, и т. п. <1>. ——————————— <1> См.: Шумилов В. М. Международное экономическое право. 3-е изд. Ростов н/Д, 2003. С. 512.
Понятие «офшорная зона (территория)» — составная часть понятия «свободная экономическая зона». В отличие от торгово-складских, экспортно-производственных, научно-технологических видов свободных экономических зон, действующих на относительно локализованных рынках, офшорные зоны являются участниками мировых валютно-кредитных и финансовых рынков, ежедневные денежные операции на которых примерно в 50 раз превышают сделки по мировой торговле <2>. Если в 1975 г. через офшорные зоны проходило 5% мировых финансовых и коммерческих потоков, то в конце 1990-х гг. этот показатель составил уже 50%, т. е. половину объема мировой экономической деятельности <3>. Согласно расчетам, выполненным специалистами американской Федеральной резервной системы, в офшорных зонах сосредоточено 5 трлн. долл. США <4>. ——————————— <2> См.: Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., 2001. С. 396 — 397. <3> См.: Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. Пер. с франц. М., 2000. С. 16. <4> См.: Сердинов Э. М. Международный офшорный бизнес. Иностранное гражданство и второй паспорт. М., 2000. С. 11.
Основным фактором существования офшорных зон выступает экономическая депрессивность отдельных регионов. Страны, исторически обделенные природными и человеческими ресурсами и имеющие сравнительно малый производственный потенциал, разрешают регистрировать на своей территории иностранные субъекты хозяйствования, что является дополнительным источником бюджетных средств, освобождая данных субъектов от уплаты налогов или облагая налогами по ставкам, размеры которых значительно ниже ставок, действующих в государствах с развитой рыночной экономикой, т. е. устанавливая особый административно-правовой режим осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности. В результате появления новых телекоммуникационных технологий перемещение международных капиталов резко увеличилось, усилилась конкуренция между новыми «экономиками с благоприятными налоговыми условиями» и возникла сеть офшорных зон, которая состоит из четырех основных групп, сформированных по региональному принципу: группа офшорных зон Карибского бассейна обслуживает страны Северной и Южной Америки (находится в одном часовом поясе с Нью-Йорком); европейская офшорная зона включает материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова, расположенные недалеко от Лондона. В ней обслуживаются страны, находящиеся в европейской группе часовых поясов; офшорная зона Персидского залива обслуживает ближневосточные страны; офшорная зона Юго-Восточной Азии — Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру — обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио). Глобальная сеть офшорных центров распределена по континентам неравномерно: 7 из них находятся в Северной Америке, 25 — в Южной и Центральной Америке, 28 — в Европе, 19 — в Азии, 7 — в Африке и 14 — в Океании. Такое расположение офшорных центров говорит об их тяготении к трем ведущим финансовым центрам — Нью-Йорку, Лондону и Токио и некоторым региональным финансовым центрам <5>. В целом глобальная сеть офшорных центров уже сложилась, хотя в будущем возможно открытие нескольких новых центров, в том числе в Центральной Америке, Океании и в республиках бывшего Союза ССР. По мнению Д. Маршалла, оформившаяся конфигурация офшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал <6>. ——————————— <5> См.: Халдин М. А. Россия в офшорном бизнесе. М., 2005. С. 39. <6> См.: Marshall D. Understanding Late-twentieth-century Capitalism: Reassessing the Globalization Theme // Government and Opposition. L., 1996. Vol. 31. N 2.
Государство, имеющее на своей территории офшорную зону, ведет контроль за соблюдением банковской и коммерческой тайны для ее резидентов. В таких зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность; эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом. Способ налоговой оптимизации деятельности компаний, основанный на использовании особого правового режима, предоставляемого на территории офшорных зон, называется офшорным бизнесом <7>, суть которого — осуществление предпринимательской деятельности в целях получения наибольшей прибыли, которая может повышаться как за счет увеличения темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста затрат, так и путем снижения суммы затрат. К мотивам, побуждающим компании «уводить» часть деятельности юридических лиц с частной формой собственности за пределы действия национальных норм права, можно отнести желание не только обеспечить низкий уровень налогообложения, но и воспользоваться преимуществами гражданского и финансового законодательства ряда государств, в том числе с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями. В качестве основных таких преимуществ называются стабильность гражданско-правовых сделок, высокий уровень защиты бизнеса от рейдерства, гарантии соблюдения коммерческой тайны, низкий уровень коррупции правоохранительных и судебных органов, расширенные возможности договорного регулирования взаимоотношений участников акционерных обществ между собой, эффективность процедур исполнительного производства и т. п. ——————————— <7> См.: Чашин А. Н. Офшорные зоны: правовое регулирование. М., 2010. С. 7.
Наряду с льготным режимом хозяйствования, прежде всего налоговым, имеется ряд других специфических условий, которые характерны для офшорного бизнеса. К ним, во-первых, относится обязательность получения доходов, зарегистрированных на данной территории компаний, вне данной территории; во-вторых, особые, упрощенные условия регистрации и функционирования компаний (одна из отличительных характеристик классических офшоров), обеспечивающие комфортную среду для развития бизнеса; в-третьих, относительная закрытость информации о деятельности офшорных компаний, особенно об их реальных бенефициарах. О размерах бизнеса, ведущегося через офшоры, можно судить по числу созданных в середине 1990-х гг. на их территории компаний. Так, в Панаме было зарегистрировано 306,1 тыс. офшорных компаний <8>, на Кипре — 27,4 тыс. <9>. К началу XXI в. по всему миру насчитывалось уже более 3 млн. офшорных компаний <10>. ——————————— <8> См.: Финансовые центры Карибского бассейна. Борьба за инвестиции // Offshore Express. 1996. N 11. С. 18. <9> См.: Двойное налогообложение. Теория и практика // Offshore Express. 1995. N 11. С. 38. <10> См.: Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон // Директор. 1997. N 5. С. 44.
Изучение вопросов правового регулирования офшорного бизнеса необходимо не только ради предотвращения противоправных операций или легального применения налоговых и административных льгот, предусмотренных офшорными юрисдикциями — государствами, где законодательно разрешен и гарантирован льготный офшорный бизнес и развернуты одна или несколько офшорных зон. По существу применение офшорной юрисдикции означает использование преимуществ другой страны для включения в глобальную систему международных инвестиций, обеспечения сохранности активов, улучшения управления бизнесом, получения попутных выгод от налоговых, административных и иных льгот, сохранения личных и корпоративных тайн <11>. ——————————— <11> См.: Саркисов А. К. Офшорные юрисдикции: доктринальный аспект правоприменения // Административное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 77.
В современном мире офшорные зоны в целях формирования своего предпринимательского законодательства активно применяют англо-американскую и романо-германскую правовые модели. Первая опирается на источники английского права и права США <12>. Многие английские и американские правовые акты, регулирующие деятельность офшорных коммерческих организаций, с небольшими изменениями экстраполируются в правовые акты офшорных юрисдикций и играют важную роль в сфере привлечения иностранных инвестиций. В большинстве офшорных государств в качестве источников права активно применяются обычаи и судебный прецедент <13>. ——————————— <12> См.: Бельсон Я. М., Ливанцев К. Е. История государства и права США: Учеб. пособие. Л., 1982; Зайчук О. В. Правовая система США. Киев, 1992. <13> См.: Кросс Р. Прецедент в английском праве / Под общ. ред. Ф. М. Решетникова. М., 1985. С. 3.
Вторая правовая модель (система континентального права) используется в офшорных зонах на базе рецепции римского частного права. Основным источником (формой) права в таких зонах является нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. В большинстве европейских стран, на территории которых расположены офшорные зоны, имеется кодифицированное гражданское и налоговое законодательство и важное значение придается подзаконным нормативным правовым актам. Во многих государствах судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толкование законов <14>. ——————————— <14> См.: Витушко В. А. Курс гражданского права. Общая часть: Науч.-практ. пособие. Минск, 2001. С. 283.
В зависимости от того, какая модель права преобладает на территории офшора — англо-американская или романо-германская, — различное правовое регулирование получают и функционирующие там коммерческие организации. Офшорные коммерческие организации, основанные на англо-американской правовой модели, могут создаваться в таких организационно-правовых формах, как партнерство, компания (корпорация), холдинг (группа компаний), фонд, и др. Большую популярность приобрели международные деловые компании (IBC) и компании с ограниченной ответственностью (LLC). Наиболее значимыми организационно-правовыми формами предпринимательства в европейской (континентальной) офшорной правовой модели являются товарищество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. На их базе могут организовываться распространенные в офшорных зонах холдинговые, финансовые и страховые компании. Они предусматриваются в законодательстве Австрии, Бельгии, Испании, Португалии, Лихтенштейна, Люксембурга, Дании, Нидерландов, Швейцарии и других стран. Регистрация компании в офшорной зоне производится посредством использования специализированных услуг регистрационного агента, т. е. уполномоченного посредника между государственными органами, осуществляющими административное регулирование в государстве, и офшорными компаниями, регистрирующимися на территории этого государства <15>. Для регистрации в офшорной зоне регистратору необходимо предоставить копии всех национальных учредительных документов. Законодательства ряда государств закрепляют положения, согласно которым владельцем или руководителем офшорной компании вправе быть только гражданин государства, на территории которого находится офшорная зона. В таком случае реальным владельцем юридического лица является инвестор, а номинальным становится гражданин государства, на территории которого находится офшорная зона. Между ними заключается трастовая декларация, где инвестор выступает в качестве бенефициарного владельца. ——————————— <15> См.: Кокорин В. А. Современные проблемы административно-правового регулирования офшорных институтов // Государство и право. 2007. N 6. С. 100.
Привлекательность финансовой деятельности в офшорных зонах, расположенных в различных частях мира, состоит в следующем <16>: ——————————— <16> См.: Ревенков П. В. Офшорные зоны: законы привлекательности // Международные банковские операции. 2010. N 1.
налог на прибыль отсутствует или не превышает 1 — 2% (или может заменяться ежегодным сбором); не требуется уплаты налогов на вывоз доходов (дивидендов, банковских процентов); уровень налогообложения зависит от того, является ли компания резидентной или нерезидентной по отношению к стране регистрации; процедура регистрации компании максимально упрощена, минимальный размер уставного капитала не определен, сведения о личности владельца (владельцев) компании не подлежат разглашению (исключение делается только при расследовании по уголовному делу в случае выявления фактов совершения мошеннических действий, торговли наркотиками, оружием и т. д.); компании могут свободно открывать счета в любой валюте в зарубежных банках, переводить и получать платежи в выбранной ими валюте без ограничений; процедура управления компанией не слишком усложнена (зачастую управление осуществляется секретарской фирмой по доверенности владельца); от компаний не требуется предоставления налоговых деклараций. Внешние аудиторы имеются не во всех офшорных зонах, и счета фирм проверяются ими только с согласия владельцев компании. Единственной формой отчетности является ежегодный финансовый отчет. В большинстве офшорных зон нарушение налогового и таможенного законодательства не считается уголовно наказуемым преступлением. Двадцать лет назад проблемы офшорного бизнеса были практически неизвестны в России: рыночной экономики не существовало, государство обладало монополией на всю внешнеэкономическую деятельность, о свободной конвертации валют не могло быть и речи. Сегодня практика использования офшорных юрисдикций является общепринятой для многих российских предприятий и бизнесменов. В нашей стране привлекательность офшора состоит в том, что он предоставляет возможность законно переместить капитал в экономически стабильные и «безопасные» государства. Для российских бизнесменов офшоры выступают и как вспомогательные подразделения основной компании-резидента, которые берут на себя часть оборота и аккумулируют прибыль. В отдельных секторах российской экономики доля офшорных активов сопоставима с финансовыми активами компаний-резидентов, например на рынке корпоративных ценных бумаг офшорные инвестиции играют доминирующую роль. Доля офшорных компаний в РАО «ЕЭС России» составляла около 25% <17>. По данным журнала Offshore Express, в настоящее время из 1,7 — 3,2 млн. зарегистрированных в мире офшорных компаний около 60 тыс. — это российские компании. По оценкам специалистов, Россия является мировым лидером по количеству вновь регистрируемых офшорных компаний <18>. ——————————— <17> См.: Гетьман-Павлова И. В. «Российские» офшорные компании на российском рынке ценных бумаг. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». <18> См.: Яковлев А. А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адвокат. 2008. N 11.
С середины 1990-х гг. на территории нашей страны существовала практика создания офшорных зон, первыми из которых являются учрежденные в 1994 г. зоны экономического благоприятствования «Ингушетия» (далее — ЗЭБ «Ингушетия») и льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние офшоры в Алтайском крае, Республике Бурятия, городах Центральной России — Угличе, Курске, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей. ЗЭБ «Ингушетия» была учреждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 740 «О зоне экономического благоприятствования на территории Ингушской Республики», а ее статус подтвержден Федеральным законом от 30 января 1996 г. N 16-ФЗ «О Центре международного бизнеса «Ингушетия». В соответствии с этими документами ингушскому правительству предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачивались предприятиями, зарегистрированными на территории Ингушетии. Республиканскому руководству разрешалось также по своему усмотрению взимать налоги с зарегистрированных в ЗЭБ «Ингушетия» предприятий, причем эта свобода распространялась не только на местные, но и на федеральные налоги. В первый год существования ЗЭБ «Ингушетия» бюджет Республики получил более 500 млрд. руб. дохода от зарегистрированных компаний. Однако итог деятельности ингушского офшора оказался негативным из-за больших финансовых потерь для федерального бюджета и бюджетов регионального уровня, а также существенной криминализации финансового сектора региона. Более успешным был опыт функционирования офшорной зоны в Республике Калмыкия, где режим льготной зоны также начал действовать с 1994 г., с момента вступления в силу Закона Республики Калмыкия «О предоставлении налоговых льгот отдельной категории налогоплательщиков». Однако в этом регионе не предлагались льготы по федеральным налогам, ставка была сделана на существенное снижение региональных и местных налогов, что является правомерным в рамках республиканского законодательства. Несмотря на весьма высокий регистрационный взнос, результатом такой финансовой политики стала ежегодная регистрация в калмыцком офшоре более тысячи новых компаний. Еще одним примером относительно успешного развития внутреннего российского офшора можно считать существующий с 1997 г. эколого-экономический район «Алтай» (далее — ЭЭР «Алтай»), Постановлением Правительства РФ от 21 октября 1996 г. N 1256 «О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края» администрации Алтайского края было поручено подготовить предложения по созданию свободной экономической зоны на территории края и предоставить их на рассмотрение Правительству РФ. ЭЭР «Алтай», который был учрежден в соответствии с Законом Республики Алтай «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования эколого-экономического района «Алтай», отличала проработанная правовая база регулирования предпринимательской деятельности, наличие пакета корпоративных услуг, отвечающих требованиям международных стандартов. Алтайский офшор активно использовал опыт Калмыкии, но предлагаемые им условия были более либеральны. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было прекращено существование ранее созданных свободных экономических зон на территории России. Тем не менее опыт функционирования первых офшорных зон показал, что в нашей стране продолжается формирование сложноструктурированного и все более дифференцируемого рыночного хозяйства, где отрабатываются многовариантные схемы деловой практики. Применение офшорным бизнесом методов ухода от уплаты налогов является следствием несовершенства правовой базы и нестабильности экономической системы. Правовой режим деятельности участников офшорного бизнеса регулируется прежде всего нормами гражданского права, так как их деятельность связана с предпринимательской деятельностью. Отсутствие полноценной законодательной базы и, самое главное, специального закона приводит к тому, что участники офшорного бизнеса устанавливают свои правила, находят те или иные схемы ухода от уплаты высоких налогов, подкупают чиновников для предоставления им преференций, создавая тем самым благоприятную почву для коррупции. Эти отрицательные явления сказываются на здоровой конкуренции и развитии экономической и правовой реформ в российском обществе <19>. ——————————— <19> См.: Барулин А. С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
Первые попытки распространить нормативное регулирование на сферу офшоров были сделаны Банком России. На основании указания ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У уполномоченные банки обязывались представлять в Банк России информацию о валютных операциях, если в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, где расположены офшорные зоны. Перечень офшорных зон состоял из 46 позиций. На основании указания ЦБ РФ от 23 августа 1999 г. N 629-У офшоры были обозначены в качестве «территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)». Это же определение было дословно воспроизведено в ряде нормативных актов различных уровней, включая законы. Так, в абз. 2 п. 1 ч. 3 ст. 284 НК РФ под офшорными зонами понимаются государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций. Налоговое, так же как и банковское, законодательство России периода становления новых экономических отношений было схематичным, неполным и отставало от складывающейся практики ведения бизнеса в офшорных зонах. В частности, нормативные акты не содержали норм, позволявших адекватно реагировать при занижении сумм налогов в результате ряда неправомерных действий (схемы налогового мошенничества) либо при злоупотреблении правом (создание искусственных юридических конструкций для минимизации налогов). Правомерное налоговое планирование зачастую становилось наказуемым. Только в 1999 г. после девальвации рубля и оживления ряда секторов экономики было принято законодательство, которое можно отнести к разряду антиофшорного. Речь идет о положениях ст. 20 и 40 части первой НК РФ, препятствующих манипулированию контрактными ценами и направленных на противодействие избежанию налогообложения. Важным шагом в борьбе с отмыванием незаконных доходов стало подписание 7 мая 1999 г. Россией Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. и последующая ее ратификация 28 мая 2001 г. Участие России в этой Конвенции открыло широкие возможности для сотрудничества с европейскими странами в совместной борьбе против отмывания доходов, полученных преступным путем. Под давлением стран — членов рабочей группы по борьбе с отмыванием незаконных доходов (FATF) принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Принятие этого Закона сопровождалось острой дискуссией между Правительством РФ и Государственной Думой РФ. Из-под действия данного Закона выведены составы преступлений, предусмотренных ст. 193 (невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами), 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей), 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица) и 199 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации) УК РФ. Кроме того, в целях борьбы с нелегальным финансовым капиталом отечественное налоговое законодательство освобождает от налогообложения только те средства, поступление которых из-за рубежа подпадает под действие международного Соглашения (договора) об избежании двойного налогообложения. Если к 1990 г., по оценкам экспертов ЮНКТАД, в мире насчитывалось около 1300 таких соглашений, то к началу 2007 г. их количество удвоилось. Еще большими темпами росло число двусторонних соглашений: с 500 до 2500 за тот же период. Россия стала преемницей СССР по соглашениям (договорам) об избежании двойного налогообложения только с тремя офшорами: Кипром, Люксембургом и Малайзией <20>. В конце 2010 г. Россия имела 76 таких действующих соглашений <21>. ——————————— <20> См.: Хейфец Б. А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М., 2008. С. 214. <21> URL: www. minfin. ru.
Следуя политике, направленной на борьбу с офшорными схемами, ЦБ РФ в письме от 30 октября 2007 г. N 170-Т рекомендует банкам требовать у офшорных компаний, желающих открыть счет, дополнительные документы, что позволит снизить активность этих компаний, поскольку многие из них были созданы для проведения нелегальных операций. Определенную роль в ограничении использования офшорных схем могло бы сыграть законодательство, регулирующее приток в Россию иностранных инвестиций, прежде всего в топливно-сырьевые и другие стратегические отрасли экономики. Попытки этого уже были предприняты путем изменения законодательства об иностранных инвестициях <22>. ——————————— <22> См.: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Проведение реформ в государственной политике и законодательстве, несомненно, будет способствовать борьбе с незаконным вывозом капитала из России, а также с легальным уходом от уплаты налогов через офшоры. От эффективности государственной политики зависит, превратятся ли офшоры в дополняющие элементы российского экономического пространства, способствующие повышению международной конкурентоспособности российских компаний, или останутся черными дырами для вывоза капиталов и отмывания преступных доходов. Недостаточно использовать только антиофшорную политику, требуется широкий общеправовой подход, направленный на совершенствование внутренней налоговой политики, снижение административных барьеров для развития бизнеса, сокращение теневого сектора экономики, борьбу с коррупцией и преступностью, решение серьезных социальных проблем, а также политическая воля власти. Россия должна учитывать современные тенденции мирового финансового сектора, активно использующего в своих расчетах офшорные юрисдикции. В настоящий момент, следуя мировым тенденциям, Российская Федерация усиливает борьбу с внутренними офшорами и фирмами-однодневками, которые являются инструментами для вывоза капитала в офшоры и уклонения от уплаты налогов. При этом неоднократно предпринимались попытки вместо принятия отдельных локальных правовых актов, посвященных деятельности конкретных офшорных зон, перейти к единому законодательному регулированию всей офшорной деятельности в стране. Работа по приведению национальной законодательной системы в соответствие с налоговыми системами стран — основных экономических партнеров России затрагивает большое число направлений реформирования и рассчитана скорее на долгосрочную, чем на среднесрочную перспективу. Таким образом, верным решением проблемы «бегства» капитала в настоящее время может стать принятие федерального законодательства, регулирующего офшорную деятельность, которое ограничило бы применение наиболее вредных для бюджета схем. Данное законодательство имело бы одинаковую силу для всех субъектов экономической деятельности безотносительно к форме собственности и другим характеристикам компаний.
Библиографический список
Marshall D. Understanding Late-twentieth-century Capitalism: Reassessing the Globalization Theme // Government and opposition. L., 1996. Vol. 31. N 2. Барулин А. С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Бельсон Я. М., Ливанцев К. Е. История государства и права США: Учеб. пособие. Л., 1982. Витушко В. А. Курс гражданского права. Общая часть: Науч.-практ. пособие. Минск, 2001. Гетьман-Павлова И. В. «Российские» офшорные компании на российском рынке ценных бумаг. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Двойное налогообложение. Теория и практика // Offshore Express. 1995. N 11. Зайчук О. В. Правовая система США. Киев, 1992. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М., 2001. Кокорин В. А. Современные проблемы административно-правового регулирования офшорных институтов // Государство и право. 2007. N 6. Кросс Р. Прецедент в английском праве / Под общ. ред. Ф. М. Решетникова. М., 1985. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон // Директор. 1997. N 5. Ревенков П. В. Офшорные зоны: законы привлекательности // Международные банковские операции. 2010. N 1. Саркисов А. К. Офшорные юрисдикции: доктринальный аспект правоприменения // Административное и муниципальное право. 2009. N 10. Сердинов Э. М. Международный офшорный бизнес. Иностранное гражданство и второй паспорт. М., 2000. Финансовые центры Карибского бассейна. Борьба за инвестиции // Offshore Express. 1996. N 11. Халдин М. А. Россия в офшорном бизнесе. М., 2005. Хейфец Б. А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике. М., 2008. Чашин А. Н. Офшорные зоны: правовое регулирование. М., 2010. Шамбост Э. Энциклопедия офшорных зон. Пер. с франц. М., 2000. Шумилов В. М. Международное экономическое право. 3-е изд. Ростов н/Д, 2003. Яковлев А. А. Критерии отнесения территорий и юрисдикций к офшорам // Ваш налоговый адв окат. 2008. N 11.
——————————————————————