Взаимодействие таможенных органов с Росимуществом по вопросам распоряжения имуществом

(Гараев А. А.) («Таможенное дело», 2011, N 1)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С РОСИМУЩЕСТВОМ ПО ВОПРОСАМ РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ <*>

А. А. ГАРАЕВ

——————————— <*> Garaev A. A. Interaction of customs agencies with Rosimushhestvo on the issues of disposal of property.

Гараев А. А., заместитель начальника отдела Смоленской таможни, кандидат юридических наук.

Взаимодействие таможенных органов с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) осуществляется при необходимости реализации, переработки и уничтожения имущества, как обращенного в федеральную собственность, так и не обращенного в федеральную собственность.

Ключевые слова: Росимущество, товары, таможенные процедуры, суд.

Interaction of customs agencies with the Federal Agency of Management of State Property (Rosimushhestvo) is effectuated in case of necessity to realize, process or liquidate the property both as turned into the federal ownership and as not turned into federal ownership.

Key words: Rosimushhestvo, goods, customs procedures, court.

В соответствии со ст. 186 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» товары обращаются в федеральную собственность: 1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества со дня вступления в силу данного судебного решения; 2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта; 3) на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров по акту приема-передачи. Исполнение приговора (постановления) суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации имущества осуществляется органом принудительного исполнения — Федеральной службой судебных приставов в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве» и Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. В данном случае необходимо принудительное исполнение при распоряжении имуществом, и поэтому в процесс должна вовлекаться Федеральная служба судебных приставов. Распоряжение имуществом происходит с участием трех сторон: таможенных органов, Федеральной службы судебных приставов и Росимущества. Конфискованное имущество передается таможенным органом судебному приставу-исполнителю по установленной форме акта приема-передачи. Имущество, находящееся на складах временного хранения и которое не было востребовано их собственниками, может признаваться судом бесхозяйным. Ранее правом обращения в суд о признании имущества бесхозяйным был наделен только уполномоченный Правительством Российской Федерации орган — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Сроки подготовки и последующего направления в суды исковых заявлений о признании имущества бесхозяйным территориальными управлениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом занимали в отдельных случаях до нескольких лет. Для сокращения данных сроков ст. 19 N 186 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено право таможенных органов на предъявление в суды или арбитражные суды исков и заявлений о признании имущества бесхозяйным. Для распоряжения имуществом, признанным судом бесхозяйным и помещенным под таможенную процедуру отказа в пользу государства, не требуется участие органов принудительного исполнения. Поэтому передачу имущества осуществляют непосредственно таможенные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В деятельности таможенных органов может возникнуть необходимость осуществления распоряжения не обращенным в федеральную собственность имуществом. Основаниями для такого распоряжения является ведущееся административное или уголовное производство. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. В целях реализации ч. 11 ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче. По данному Постановлению уполномоченным органом, осуществляющим реализацию или уничтожение, являлся Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Учитывая, что в настоящее время правопреемником РФФИ является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, то обязанность по распоряжению изъятым имуществом в рамках производства по делу об административном правонарушении также лежит на нем. Длительное время РФФИ отказывался производить уничтожение изъятого в рамках дел об административных правонарушениях имущества, не пригодного к реализации. Однако складывающаяся судебная практика, указавшая уполномоченному органу на наличие соответствующей обязанности в его положении, изменила практику правоприменения. Вещественные доказательства, приобщенные к материалам уголовного дела, могут быть переданы для реализации без их обращения в федеральную собственность на основании ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Реализация данного имущества осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом. Под влиянием решений Конституционного Суда РФ складывается практика по ограничению внесудебной реализации и уничтожению имущества в рамках уголовного и административного производства. Реализация вещественных доказательств по уголовным делам допускается только по решению суда. Аналогично складывается практика по распоряжению изъятыми вещами по делам об административных правонарушениях. По мнению Конституционного Суда РФ, ч. 12 ст. 27.10 КоАП РФ по своему конституционно-правовому смыслу не предусматривает возможность направления на переработку или уничтожение изъятой в рамках производства по делам об административных правонарушениях алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, без судебного решения. Запрет на реализацию и уничтожение изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в рамках производства по делу об административном правонарушении Конституционным Судом РФ пока не вынесен. С учетом выраженной позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу полагаем, что реализация имущества должна будет допускаться только по решению суда. До 1 августа 2008 г. организацией, уполномоченной распоряжаться арестованным, конфискованным и иным имуществом, обращенным в собственность государства, являлось специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества». Распоряжением Правительства РФ от 28 июня 2008 г. N 947-р Фонд был ликвидирован. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом. В соответствии с п. 5.5 данного Постановления Росимущество «организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств — его утилизацию (уничтожение)». В целях урегулирования вопросов передачи товаров, обращенных в федеральную собственность, изъятых по делам об административных правонарушениях, приобщенных в качестве вещественных доказательств к уголовному делу, разрабатывается проект межведомственного Приказа «О взаимодействии Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федеральной таможенной службы по организации приема-передачи отдельных категорий имущества». Срок издания данного документа затянулся на длительный срок и связан с несогласием сторон по отдельным позициям соглашения. Полагаю, что данные вопросы, касающиеся деятельности и взаимодействия органов государственной власти, должны регулироваться не гражданско-правовыми методами (договорами, соглашениями), а публично-правовым способом — изданием соответствующего постановления Правительства РФ. В частности, в этом постановлении необходимо отразить условия, сроки и порядок передачи товаров от таможенных органов в Росимущество. В настоящее время порядок передачи имущества строится по аналогии с тем, который существовал ранее при передаче имущества в РФФИ. По данному вопросу есть несколько рекомендательных документов Федеральной таможенной службы России: письмо ФТС РФ от 31 июля 2008 г. N 01-11/30956 «О взаимодействии с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом», письмо ФТС РФ от 16 сентября 2008 г. N 01-11/38008 «Об организации взаимодействия с территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом», письмо ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 «Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества», письмо ЦТУ от 7 августа 2009 г. N 63-13/19977 «Об имуществе на складах временного хранения». Таможенные органы проводят следующую работу по организации распоряжения имуществом, подвергающимся быстрой порче. Решение о реализации скоропортящегося товара регистрируется, заводится дело. В срок до одних суток с момента поступления на исполнение решения в Росимущество направляется уведомление о готовности таможенного органа к передаче скоропортящегося товара. К этому уведомлению прикладывается комплект документов, состоящий из: — решения о реализации вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче; — копии протокола изъятия вещей и документов; — копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении; — справки специалиста об оценке реализуемого имущества; — сертификата и иных документов, подтверждающих качество и безопасность имущества; — акта приема-передачи имущества (в 3 экз.). В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества, отраженная на учете в таможне. Поступившие в таможню документы на распоряжение имуществом, обращенным в федеральную собственность, регистрируются. На каждую партию имущества заводится дело оперативного учета. При поступлении в таможню документов на имущество, обращенное в собственность государства (бесхозяйное, конфискованное, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства), подразделение таможенного органа, в чьи обязанности входит работа по распоряжению имуществом, в 10-дневный срок направляет уведомление о готовности к передаче имущества в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы). Имущество, признанное бесхозяйным по решению суда, передается по акту приема-передачи. Форма этого акта утверждена письмом ФТС РФ от 29 октября 2008 г. N 01-11/45251 «Об организации взаимодействия с территориальными управлениями Росимущества». Имущество, помещенное под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передается в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) по акту приема-передачи с приложением к нему: — копии таможенной декларации по таможенной процедуре отказа от товара в пользу государства; — копии акта таможенного досмотра; — акта приема-передачи имущества, заявленного под таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства; — сертификатов и иных документов (при их наличии). Акт приема-передачи является основанием для снятия материальных ценностей с учета таможенного органа и постановки на учет Росимуществом. В акте приема-передачи отражается полное и точное наименование каждого отдельного предмета или группы однородных равноценных предметов, внешний вид, комплектность, сроки годности, стоимость имущества. Для определения стоимости имущества используются экспертные заключения независимых оценочных организаций, сведения о стоимости, содержащиеся в товаросопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, счет-фактурах, актах приема имущества на ответственное хранение, инвойсах и т. д.). До 2011 г. Федеральная таможенная служба России осуществляла перечисление в доход федерального бюджета денежных средств, полученных от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность. С принятием бюджета на 2011 г. администрирование доходов, поступающих от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, возложено на Росимущество. Таким образом, таможенные органы лишились контроля за ходом распоряжения имуществом, а Росимущество по этому направлению никому не подотчетно.

Выводы

1. Под влиянием постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации происходит ограничение полномочий органов административной юрисдикции по принятию решений по внесудебной реализации и уничтожению имущества, проходящего в рамках производства по делу об административном правонарушении или уголовному делу. В свою очередь, законодателю необходимо заблаговременно внести изменения в действующее законодательство по санкционированию судом реализации и уничтожения вещественных доказательств, осуществляемому в рамках уголовного или административного производства. 2. В связи со снятием полномочий с таможенных органов по администрированию доходов от реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, необходимо возложить на Министерство финансов Российской Федерации функцию по контролю за оборотом имущества, обращенного в собственность государства, в Росимуществе и полного перечисления денежных средств в доход бюджета. 3. Правительству Российской Федерации необходимо издать нормативный правовой акт, регулирующий процедуру, сроки и обязанности лиц, участвующих в обороте по распоряжению имуществом, обращенным в федеральную собственность. Во избежание злоупотреблений не следует делегировать Росимуществу право по установлению процедуры взаимодействия по реализации имущества, обращенного в федеральную собственность, с заинтересованными ведомствами.

——————————————————————