Правовое регулирование таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза в Таможенном союзе ЕврАзЭС

(Шоренков Р. Н.) («Реформы и право», 2011, N 2)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ДОПУСКА) И ВРЕМЕННОГО ВЫВОЗА В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗЭС

Р. Н. ШОРЕНКОВ

Шоренков Роман Николаевич, аспирант Национального университета «Высшая школа экономики».

В статье проведен анализ таможенного законодательства ЕврАзЭС и норм международных таможенных конвенций в части урегулирования таможенных процедур временного ввоза (допуска) и временного вывоза. Рассматриваются условия помещения товаров под данные таможенные процедуры, ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными (вывезенными) товарами, порядок применения условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Ключевые слова: Таможенный союз ЕврАзЭС, таможенные процедуры, временный ввоз (допуск), временный вывоз, Стамбульская конвенция о временном ввозе, условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.

The Legal Regulation of Customs Procedures for Temporary Import (Admission) and Temporary Export in the EurAsEC Customs Union R. N. Shorenkov

The article analyzes the customs legislation of the EurAsEC customs and norms of international conventions regarding the settlement of customs procedures for temporary importation (admission) and temporary export. Conditions for placing goods under the customs procedures were examined. Restrictions on use and disposal of temporarily imported (exported) goods, rules of the conditional exemption from customs duties and taxes were also observed.

Key words: EurAsEC Customs Union, customs procedures, temporary import (admission), temporary export, the Istanbul Convention on Temporary Admission, conditional exemption from customs duties and taxes.

Временный ввоз (допуск) представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК)). Представленная дефиниция в целом соответствует понятию временного ввоза, принятому в международной практике. Так, в ст. 1 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 года) <1> (далее — Стамбульская конвенция) временный ввоз определяется как таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования. ——————————— <1> Таможенные ведомости. 1996. N 2.

В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее — Киотская конвенция) под временным допуском понимается таможенный режим, в соответствии с которым определенные товары могут быть доставлены на таможенную территорию с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты импортных пошлин и налогов; такие товары должны импортироваться для определенной цели и должны предназначаться для реэкспорта в течение установленного срока, не претерпев никаких изменений, за исключением обычного износа в результате их использования (глава 1 специального приложения G). Возможность идентификации временно ввозимых товаров при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска) является обязательным условием помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Под идентификацией в данном случае понимается установление соответствия (тождественности) возвращаемых товаров тем товарам, которые первоначально помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за исключением естественного износа и (или) убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Однако законодатель допускает отход от требования обязательной идентификации временно ввозимых товаров в случаях, когда в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза допускается замена временно ввезенных товаров товарами такого же типа. Данное условие соответствует ст. 6 Стамбульской конвенции, в соответствии с которой каждая Договаривающаяся Сторона может обусловить временный ввоз товаров (включая транспортные средства) возможностью их идентификации по окончании временного ввоза. Соответствует оно и положениям Киотской конвенции по данному вопросу. В главе 1 специального приложения G к Киотской конвенции закрепляется, что временный допуск товаров разрешается при условии, что таможенная служба убеждена в том, что она сможет идентифицировать эти товары на момент завершения временного ввоза (стандартное правило 11). Иностранные товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, при соблюдении требований и условий, предусмотренных ТК, также могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Указанное положение соответствует стандартному правилу 4 главы 1 специального приложения G к Киотской конвенции, устанавливающему, что временный допуск не ограничивается товарами, импортированными непосредственно из-за рубежа, но предоставляется также тем товарам, которые уже помещены под другую таможенную процедуру. Важно отметить, что п. 2 ст. 278 ТК содержит перечень товаров, помещение которых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) не допускается. Среди них: 1) пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов; 2) отходы, в том числе промышленные; 3) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза. В ст. 279 ТК предусмотрены ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами. Так, в соответствии с указанной нормой, товары, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), должны быть использованы таким образом, чтобы при завершении таможенной процедуры они находились в неизменном состоянии, за исключением изменений, произошедших по причине естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). Однако законодатель допускает совершение с временно ввезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности. К их числу относятся: — ремонтные операции (капитальный ремонт и модернизация не допускаются применительно к временно ввезенным товарам); — техническое обслуживание; — операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реэкспорте. Данная норма соответствует стандартному правилу 6 специального приложения G к Киотской конвенции, предусматривающему, что временно ввезенные товары могут подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности во время нахождения на таможенной территории. Отметим также, что с временно ввезенными товарами ТК допускает проведение испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов либо их использование в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов. В п. 2 ст. 279 ТК содержится норма, согласно которой временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Однако в качестве исключения предусмотрена возможность передачи временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу при условии получения на это соответствующего разрешения таможенного органа. В целях получения указанного разрешения декларант этих товаров подает в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, заявление в письменной форме. При этом заявление должно содержать указание на причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице. Очевидно, что лицо, которому передаются временно ввезенные товары, начинает пользоваться правами и исполнять обязанности, установленные для пользователя таможенной процедуры временного ввоза (допуска), со дня выдачи таможенным органом разрешения на передачу временно ввезенных товаров. Передача временно ввезенных товаров во владение иным лицам без разрешения таможенного органа допускается в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. Так, например, согласно ст. 276 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» <2> передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускается: ——————————— <2> СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

1) в случае временного ввоза многооборотной (возвратной) тары, предназначенной для упаковки и защиты товаров, предполагаемых к реализации и обороту, если в соответствии с внешнеторговым контрактом данная или аналогичная (того же типа и приблизительно равной стоимости) тара подлежит возврату; 2) в целях проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами либо их использования в ходе испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов; 3) в иных целях, определяемых Правительством Российской Федерации. Важно отметить, что передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза, а также не освобождает декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных ТК. Требования ТК относительно передачи декларантом ввезенных товаров иному лицу в целом соответствуют международно-правовым стандартам по данному вопросу (ст. 8 Стамбульской конвенции; рекомендуемое правило 16 специального приложения G к Киотской конвенции). В п. 1 ст. 280 ТК закреплен максимальный (предельный) срок, в течение которого иностранные товары могут находиться под таможенной процедурой временного ввоза (допуска). Указанный срок составляет два года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Важно отметить, что для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза Комиссией Таможенного союза (далее — Комиссия) могут быть установлены иные (как более короткие, так и более продолжительные) предельные сроки временного ввоза, чем указанный срок. Решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» <3> утвержден Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные ТК, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров. Так, например, согласно указанному Перечню, если временно ввозимые товары относятся к основным производственным фондам (основным средствам), предельный срок их временного ввоза может составить тридцать четыре месяца. При этом такие товары: ——————————— <3> Текст решения размещен на сайте Таможенного союза: http:// www. tsouz. ru/ KTS/ KTS19/ Pages/ R_375.aspx.

— не должны быть собственностью лица государства — члена Таможенного союза, использующего эти товары на единой таможенной территории Таможенного союза; — в отношении этих товаров применяется условное частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Срок временного ввоза товаров в каждом конкретном случае определяется таможенными органами на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и предельного срока временного ввоза, установленного для данного случая. Следует отметить, что установленный таможенными органами срок временного ввоза товаров может быть продлен по письменному заявлению декларанта в пределах максимального срока, установленного для данного случая. По вопросу продления срока временного ввоза в Киотской конвенции содержится норма, согласно которой по запросу заинтересованного лица и по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, последняя должна продлевать первоначально установленный срок (рекомендуемое правило 14 специального приложения G). В соответствии с п. 3 ст. 280 ТК при неоднократном помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), в том числе, когда декларантами этой таможенной процедуры выступают разные лица, общий срок временного ввоза не может превышать предельного срока, установленного для данного случая. В ст. 281 ТК урегулирован порядок завершения и приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска). Во-первых, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных главой 40 ТК. Во-вторых, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТК. Приостановление таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения срока временного ввоза в соответствии с п. 2 ст. 281 ТК допускается в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру таможенного склада либо иную таможенную процедуру, определенную решением Комиссии. Так, решением Комиссии от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» утвержден Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальную таможенную процедуру (далее — Порядок). В соответствии с указанным Порядком действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, помещенных под такую таможенную процедуру с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, приостанавливается, если декларант таможенной процедуры временного ввоза (допуска) предоставил в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска), заявление о приостановлении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенную декларацию, в соответствии с которой временно ввезенные товары помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада или под специальную таможенную процедуру с целью такого приостановления. При этом действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливается помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории только для целей совершения операций по их ремонту и (или) техническому обслуживанию, за исключением капитального ремонта и модернизации. Заявление подается в таможенный орган в произвольной письменной форме и должно содержать наименование товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), обоснование необходимости такого приостановления и срок приостановления, а в случае приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении части товаров, заявленных в одной таможенной декларации, указываются сведения о таких товарах. Следует отметить, что приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) приостанавливает течение срока временного ввоза товаров и уплату таможенных пошлин, налогов за этот период. В Порядке указано, что срок временного ввоза товаров приостанавливается со дня выпуска временно ввезенных товаров в соответствии с таможенными процедурами переработки на таможенной территории, таможенного склада или специальной таможенной процедурой на срок помещения таких товаров под указанные таможенные процедуры. В случае продления срока переработки товаров на таможенной территории или срока хранения товаров на таможенном складе декларант обязан уведомить таможенный орган о таком продлении. Для возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) декларант подает в таможенный орган, осуществляющий контроль за соблюдением условий таможенной процедуры временного ввоза (допуска), заявление о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а также таможенный документ, подтверждающий уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, в соответствии с п. 3 ст. 182 ТК. Действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) возобновляется со дня, следующего за днем принятия таможенным органом решения о возобновлении действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), а в случае, если в заявлении указан день возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), — с указанного дня. Однако если в течение срока приостановления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска), декларант не подал заявление о возобновлении действия указанной таможенной процедуры, то со дня, следующего за днем истечения срока приостановления, действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) возобновляется, а таможенные процедуры таможенного склада или переработки на таможенной территории считаются завершенными. ТК предусматривает применение двух типов (видов) временного ввоза (допуска) — с полным условным и частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии с п. 1 ст. 282 ТК международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии определяется перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки. Конкретные случаи полного условного освобождения временно ввозимых товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определены в решении Комиссии от 18 июня 2010 года N 331 «Об утверждении Перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» <4>. ——————————— <4> Текст решения размещен на сайте Таможенного союза: http:// www. tsouz. ru/ KTS/ KTS17/ Pages/ R_331.aspx.

Так, например, в соответствии с Перечнем полному условному освобождению от уплаты таможенных пошлин, налогов подлежат контейнеры и иная многооборотная тара, товары, временно ввозимые в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству, товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма, товары, ввозимые для оказания международной помощи, и т. д. В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне, свыше одного года или свыше иного срока, указанного в Перечне, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с ТК. При этом временно ввезенные товары с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов могут использоваться только в пределах территории государства — члена Таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза, если иное не установлено решением Комиссии. Частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин применяется: — в случаях, когда в отношении временно ввозимых товаров не допускается применение полного освобождения от таможенных пошлин и налогов; — при несоблюдении пользователем таможенной процедуры временного ввоза (допуска) условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов; — при продлении установленного предельного срока применения процедуры временного ввоза с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов. В соответствии с п. 4 ст. 282 ТК при частичном условном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается три процента суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). При этом декларант наделяется правами по определению порядка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении. Так, при частичном освобождении таможенные пошлины и налоги могут уплачиваться как за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры, так и периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в три месяца. В последнем случае периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа. Важно отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 282 ТК общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. При завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат. Вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также сроков их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), урегулированы в ст. 283 ТК. Указанная обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов происходит при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с рассмотренными выше положениями п. 1 ст. 281 ТК. В порядке исключения назван случай, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Отметим также, что согласно п. 2 ст. 80 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях: 1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза; 7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза; 8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза; 10) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В п. 3 ст. 283 ТК урегулирован вопрос сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Указанной нормой предусмотрены следующие сроки уплаты: 1) до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) при уплате всей суммы ввозных таможенных пошлин, налогов за установленный срок временного ввоза или уплате первой части суммы ввозных таможенных пошлин, налогов в случае периодичности такой уплаты; 2) до начала периода, за который производится уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, в случае периодичности такой уплаты; 3) в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, — в день регистрации таможенным органом таможенной декларации. Следует отметить, что если в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), используются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию или распоряжению этими товарами, то в случае отказа от использования таких льгот они уплачиваются до внесения в таможенную декларацию изменений в части отказа от использования предоставленных льгот. В случае совершения в отношении товаров действий, нарушающих ограничения по пользованию и (или) распоряжению ими, срок уплаты наступает в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В п. 4 ст. 283 ТК урегулирован вопрос сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным или частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, определяемых следующим образом. Так, при передаче временно ввезенных товаров иным лицам без разрешения таможенных органов или при их утрате в период срока временного ввоза, установленного таможенным органом, таможенные пошлины и налоги уплачиваются в день передачи или день утраты товаров, а если этот день установить невозможно — в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В порядке исключения указанный срок уплаты не применяется в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) временно вывезенных товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения. В случае незавершения действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов считается день истечения срока временного ввоза товаров. В рассмотренных случаях ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов. Указанная сумма должна быть исчислена на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов. Временный вывоз представляет собой таможенную процедуру, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта. Таким образом, из представленного определения следует, что при вывозе товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру, льготные условия такого вывоза заключаются в полном освобождении от уплаты вывозных таможенных пошлин и неприменении мер нетарифного регулирования. Данный подход является общим для временного вывоза, в то время как при временном ввозе полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов может предоставляться только в отношении отдельных категорий товаров и при соблюдении соответствующих условий, определяемых международными договорами государств — членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии. Следует отметить, что фактический вывоз с таможенной территории таможенного союза товаров, помещенных под таможенную процедуру временного вывоза, означает утрату ими статуса товаров таможенного союза. В соответствии со ст. 286 ТК возможность идентификации временно вывозимых товаров при последующем завершении таможенной процедуры временного вывоза является обязательным условием помещения товаров под эту таможенную процедуру. В качестве исключения идентификация может не применяться, если международными договорами государств-членов таможенного союза допускается замена временно вывезенных товаров товарами такого же типа. В ст. 284 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержится норма, в соответствии с которой при временном выв озе товаров по заявлению декларанта таможенный орган определяет идентификационные признаки товаров и указывает их в документах декларанта. При обратном ввозе (реимпорте) ранее временно вывезенных товаров таможенный орган проверяет совпадение идентификационных признаков. При совпадении указанных признаков и отсутствии прямых доказательств подмены товаров таможенные органы не вправе отказать в помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта. Важно отметить, что ТК содержит перечень товаров, помещение которых под таможенную процедуру временного вывоза не допускается. Среди них: 1) пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табак и табачные изделия, сырье и полуфабрикаты, расходуемые материалы и образцы, за исключением случаев их вывоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов; 2) отходы, в том числе промышленные; 3) товары, запрещенные к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза. Вопросы ограничения по пользованию и распоряжению временно вывезенными товарами урегулированы в ст. 287 ТК. Возможность идентификации вывозимых товаров при их обратном ввозе тесно связана с характером их допустимого использования за пределами таможенной территории Таможенного союза. По общему правилу временно вывезенные товары должны находиться в том же состоянии, в каком они были на момент вывоза с таможенной территории Таможенного союза, за исключением изменений, происшедших вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации). Однако законодатель допускает совершение с временно вывезенными товарами операций, необходимых для обеспечения их сохранности. К их числу относятся: — ремонтные операции (капитальный ремонт и модернизация не допускаются применительно к временно вывезенным товарам); — техническое обслуживание; — операции, необходимые для поддержания товаров в нормальном состоянии, при условии обеспечения идентификации товаров таможенным органом при их реимпорте. Срок временного вывоза товаров стал предметом регулирования ст. 288 ТК. Следует отметить, что ТК не предусматривает предельного срока временного вывоза товаров. Такой срок может быть установлен законодательством государств — членов Таможенного союза для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза, а также для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых является обязательным в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, например, в Российской Федерации предельный срок временного вывоза может быть установлен Правительством Российской Федерации в отношении товаров, относящихся к категории культурных ценностей, поскольку согласно Закону Российской Федерации от 15 апреля 1995 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <5> их возврат является обязательным. ——————————— <5> РГ. 1993. N 92.

В соответствии со ст. 392 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан» <6> вывозимые для официального и личного пользования казахстанскими дипломатическими представительствами, а также их сотрудниками, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, допускаются к временному вывозу из Республики Казахстан на весь срок аккредитации в иностранном государстве таких представительств и указанных лиц. ——————————— <6> С текстом Кодекса Республики Казахстан на русском языке можно ознакомиться на сайте Правительства Республики Казахстан: http://ru. government. kz/documents/presidlaw.

Срок временного вывоза товаров в каждом конкретном случае определяется таможенными органами на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого вывоза и предельного срока временного вывоза, установленного для данного случая. Следует отметить, что установленный таможенными органами срок временного вывоза товаров может быть продлен по письменному заявлению декларанта и не должен превышать предельного срока, установленного для данного случая. Однако в п. 3 ст. 288 ТК содержится норма, согласно которой в случае передачи иностранному лицу права собственности на временно вывезенные товары, в отношении которых законодательством государства — члена Таможенного союза не установлена обязательность их возврата на территорию этого государства, срок временного вывоза этих товаров не подлежит продлению. Статья 289 ТК регулирует завершение действия таможенной процедуры временного вывоза. Во-первых, действие таможенной процедуры временного вывоза завершается до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта в порядке и на условиях, предусмотренных главой 39 ТК. Во-вторых, действие таможенной процедуры временного вывоза может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу в порядке и на условиях, предусмотренных ТК. Однако указанное положение не применяется, если в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза временно вывезенные товары подлежат обязательному обратному ввозу на таможенную территорию Таможенного союза. При этом временно вывезенные товары могут помещаться под таможенную процедуру реимпорта либо под иную таможенную процедуру одной или несколькими партиями. Вопросы возникновения и прекращения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного вывоза, урегулированы в ст. 290 ТК. Указанная обязанность возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин происходит при завершении действия таможенной процедуры временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу. Отметим также, что согласно п. 2 ст. 80 ТК обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях: 1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных ТК; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства — члена Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — члена Таможенного союза; 7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза; 8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств — членов Таможенного союза; 10) возникновения обстоятельств, с которыми ТК связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Следует отметить, что при незавершении таможенной процедуры временного вывоза до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенную процедуру реимпорта, экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу, сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день истечения установленного таможенными органами срока временного вывоза. В порядке исключения указанный срок не применяется в случаях уничтожения (безвозвратной утраты) временно вывезенных товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, использования (эксплуатации). Согласно п. 4 ст. 290 ТК вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта. Указанная сумма исчисляется на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза. Следует отметить, что ТК предусматривает особенности помещения временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта. Во-первых, при помещении временно вывезенных товаров под таможенную процедуру экспорта таможенная стоимость товаров и (или) их физические характеристики в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), ставки вывозных таможенных пошлин и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, определяются на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Во-вторых, помимо уплаты вывозных таможенных пошлин в указанных случаях за все время использования товаров за пределами таможенной территории Таможенного союза подлежат уплате проценты, как если бы изначально при помещении товаров под таможенную процедуру временного вывоза в отношении вывозных таможенных пошлин была предоставлена отсрочка платежа. Взимание процентов представляет собой финансовую компенсацию за несвоевременное получение государством соответствующих сумм обязательных платежей. Поскольку декларант на момент помещения товаров под таможенную процедуру временного вывоза не уплачивает вывозную таможенную пошлину, имея на это законные основания, такая компенсация установлена в виде процентов. Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 291 ТК размер процентов исчисляется в порядке, установленном законодательством государств — членов Таможенного союза. Так, например, согласно ст. 259 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года N 204-З <7> за предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей взимаются проценты, начисляемые на суммы таможенных платежей в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты таможенных платежей, за каждый день пользования отсрочкой и (или) рассрочкой. При этом проценты уплачиваются до уплаты или одновременно с уплатой сумм таможенных платежей, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока предоставленных отсрочки и (или) рассрочки уплаты таможенных платежей. ——————————— <7> С текстом Таможенного кодекса Республики Беларусь на русском языке можно ознакомиться на национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь: http://www. pravo. by/webnpa/webnpa. asp.

——————————————————————