Некоторые аспекты правового регулирования таможенного режима временного вывоза
(Крауз В. В.) («Налоги» (журнал), 2009, N 6)
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ВРЕМЕННОГО ВЫВОЗА <*>
В. В. КРАУЗ
——————————— <*> Krauz V. V. Certain Aspects Of Legal Regulation Of Customs Regime Of Temporary Export.
Крауз В. В., аспирант ГУ — ВШЭ, руководитель ООО «ЛЕКСПРО».
В данной статье на примере изучения правового регулирования таможенного режима временного вывоза автором выявляется степень соответствия таможенного законодательства РФ общепринятым международным стандартам в таможенной сфере. На основе этого формулируются предложения о приведении актов таможенного законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных таможенных конвенций. Ключевые слова: таможенные режимы; специальный таможенный режим; таможенный режим временного вывоза; Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция).
The author defines the style and degree of compliance of customs legislation in RF with common international customs standards by studying a legal regulation of temporary admission customs treatment. This study is the basis for conditioning of statutory customs acts with rules of international conventions. Key words: costumes treatments, specials customs treatments, temporary admission customs treatment, «Convention on temporary» (Istanbul convention).
Модернизация таможенных процедур является одной из важнейших тем, обсуждаемых в рамках переговорного процесса по вступлению в ВТО, и ее проведение необходимо для развития международной торговли, при этом приоритетом в данном процессе должно стать совершенствование таможенных процедур, ориентированных на содействие торговле. Все это требует углубленного анализа, обобщения, понимания международно-правовых основ таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. В данной статье автор видит своей целью на примере изучения правового регулирования таможенного режима временного вывоза выявить степень соответствия таможенного законодательства РФ общепринятым международным стандартам в таможенной сфере и на основе этого выработать предложения о приведении актов таможенного законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международных таможенных конвенций. Статьей 252 Таможенного кодекса Российской Федерации определено содержание таможенного режима временного вывоза. Это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенный режим временного вывоза товаров является относительно новым для российского права и правоприменительной практики. По своей правовой природе данный режим является специальным таможенным режимом и отделен Таможенным кодексом РФ от режима таможенного ввоза, который отнесен к экономическим режимам. Таможенный режим временного вывоза является режимом, при котором помещаемый под него объект вывозится за переделы РФ на определенный срок. Подразумевается, что товар или автотранспортное средство направляется за границу не с целью продажи, а на определенный срок для последующего возврата. Соответственно, таможенной пошлиной товар, посещаемый под данный режим, не облагается. Пункт 1 ст. 252 Таможенного кодекса РФ дает следующее нормативное определение: «Временный вывоз — таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Субъектами правового регулирования рассматриваемого режима являются непосредственные участники (юридические и физические лица, государственные органы) отношений, возникающих при перемещении товаров через границу, и временном помещении рассматриваемых категорий товаров под специальный таможенный режим временного вывоза, и регулируемых соответствующими правовыми нормами. При рассмотрении данного вида общественных отношений можно выделить императивный и диспозитивный методы регулирования. При законодательном установлении правил помещения товаров под режим временного вывоза и наделении таможенных органов полномочиями в выводе товаров из-под действия режима правовые нормы предоставляют лицу право воспользоваться процедурой помещения товара в рассматриваемый специальный таможенный режим. С апреля 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Стамбульской конвенции о временном ввозе 1990 г. Таким образом, помимо нормативно-правовых актов локального применения, главенствующим среди которых являлся Таможенный кодекс, субъекты рассматриваемых правоотношений должны руководствоваться и нормами данной Конвенции. Таким образом, основой механизма правового регулирования временного вывоза являются Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г., Таможенный кодекс Российской Федерации и иные правовые акты, в том числе регламентирующие отдельные случаи помещения под таможенный режим временного вывоза, такие как Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», регулирующий соответственно помещение под указанный режим в случае вывоза культурных ценностей. Учитывая общий объем правоприменительной практики, количество значимых аспектов в проблематике применения режима временного вывоза, а также ограничения, связанные с тем, что статья ни в кой мере не претендует на объем и глубину завершенного исследования, мы вынуждены ограничить исследуемый материал. В рамках данной статьи будут рассмотрены основы данного режима, заложенные в Конвенции о временном ввозе (Стамбульской конвенции) 1990 г. Стамбульская конвенция помимо преамбулы состоит из 34 статей и 13 приложений с соответствующими Дополнениями. Необходимо отметить, что приложения играют очень важную роль в регулировании режима временного ввоза (вывоза), в первую очередь в построении взаимоотношений государств — участников Конвенции. Согласно ст. 28 Конвенции всякая ссылка на приложения аналогична ссылке на саму Конвенцию. При этом каждая сторона, присоединяясь к Конвенции, указывает те приложения, которые ратифицируются государством совместно с Конвенцией. Вводятся только два типа ограничений при присоединении: обязательная ратификация приложения A (приложение, касающееся документов о временном ввозе (карнеты A. T.A. и C. P.D.)) и как минимум еще одного приложения. Возникает вопрос — что же такого содержится в приложении A? Важность карнетов для правоприменительной практики состоит в том, что они содержат унифицированную документацию для процедуры помещения под режим временного ввоза (вывоза). Таким образом, государства-участники устанавливают единые правила, по которым товар перемещается из одной страны в другую, а после срока окончания действия режима временного ввоза в стране временного нахождения товара он должен был перемещен обратно в страну-участницу, в которой он помещен под режим временного вывоза и освобожден от уплаты вывозной пошлины. Каждое государство-участник гарантирует выполнение своих обязательств через выдачу вышеуказанных унифицированных документов: карнетов A. T.A. и C. P.D. Выдавая карнет, Россия, как участник Конвенции, обязуется перед остальными участниками Конвенции уплачивать все причитающиеся суммы таможенных платежей пошлин и налогов, которые подлежат уплате в государстве временного пребывания товара, в случае нарушения правил помещения под режим временного ввоза (вывоза). Таким образом, таможенные органы вынуждены с двойным вниманием выполнять контролирующие функции, возложенные на них Таможенным кодексом. Приложения B — D устанавливают порядок вывоза (ввоза) отдельных категорий товаров, животных, транспортных средств и иных грузов, которые могут быть помещены под действие соответствующего режима. Приложение E регламентирует, при каких условиях осуществляется временный ввоз товаров, указанных в других приложениях, но не удовлетворяющих полностью установленным требованиям, из-за чего только частично освобождающихся от уплаты пошлин. Отличие карнетов друг от друга заключается в том, что карнет C. P.D. применяется при временном ввозе (вывозе) транспортных средств. Например, гражданин РФ при командировке на год в Германию может поместить свое транспортное средство под режим временного ввоза (вывоза). На практике таможенные органы сталкиваются с махинациями в данной сфере, когда транспортное средство изначально не планируется возвращать обратно. Как правило, в приложениях для упрощения процедуры указывается фиксированный срок — шесть или двенадцать месяцев. Дальнейшее продление срока помещения под режим временного вывоза допускается таможенным органом, если декларант докажет, что увеличение срока необходимо для целей ввоза перемещения товара. Временный ввоз (вывоз) транспортных средств должен являться отдельной темой для научного исследования. Например, такой аспект: вывоз (ввоз) осуществляется также в соответствии с национальным законодательством и правилами (а не только согласно приложению C). Таким образом, таможенные органы РФ компетентны требования заполнения национальной таможенной документации, а принятие карнетов не является обязательным. Как правило, в соответствии со ст. 4 Конвенции помимо гарантии при помещении под режим ввоза (вывоза) требуется представление таможенного документа (например, импортной таможенной декларации). В целом суть помещения товара под таможенный режим временного ввоза (вывоза) состоит в том, чтобы максимально упростить движение товаров в тех случаях, когда это необходимо, например для упоминавшихся выше выставочных целей. Главное, что требуется от лица, вывозящего товар, — это обязательство соблюдать правила и нести ответственность за их нарушение. В декларации же указывается срок, на который вывозится товар. Впоследствии, в случае возникновения такой необходимости, по заявлению стороны срок помещения под режим может быть продлен, если у таможенного органа не возникнет сомнений в добросовестности декларанта. Следует обратить внимание на правила, содержащиеся в ст. 5 Конвенции: страны-участницы обязаны принимать предъявляемые карнеты, однако у декларанта есть диспозитив — воспользоваться карнетом или документами, предусмотренными национальными нормами. Очевидно, что данная норма в первую очередь упрощает процедуру оформления для лица, перемещающего товары, что и является одной из целей принятия Конвенции. Конвенция предусматривает исключение из правила обязательного приема карнетов. Как уже указывалось ранее, приложение E предусматривает при провозе ряда товаров частичную уплату таможенных платежей. В случае провоза таких товаров гарантии, предоставляемые при перемещении указанных товаров, оформляются аналогично процедуре таможенной очистки товаров при выпуске их для свободного обращения. Одна из основных ключевых проблем практического свойства, которую необходимо решить, связана с тем, что Стамбульская конвенция не дает однозначного ответа на вопрос идентификации товаров, помещенных под режим ввоза (вывоза). С одной стороны, диспозитивность дает возможность странам-участницам учета специфики конкретного товара при его идентификации. С другой стороны, очевидно, что в ряде случаев возможна ситуация, когда затянувшийся поиск консенсуса станет причиной отсутствия договоренностей по предмету надлежащей идентификации. Как уже отмечалось ранее, основной целью Конвенции является упрощение процедуры перемещения товаров, уменьшение необходимых для соблюдения формальных требований. Данная цель декларируется в ст. 5 Конвенции и находит отражение во всем ее тексте. В частности, предусматривается минимальный гарантированный размер льгот, ограничение и запреты предусматриваются в таких случаях, как требования морали, соблюдения общественной безопасности, сохранение объектов флоры и фауны, гигиены и народного здравоохранения, случаи защиты авторских прав и прав промышленной собственности и др. Исполнение цели упрощения процедур вступает в противоречие с необходимостью контроля за процедурами. В ряде случаев стороны предусматривают возможность оформления предварительного разрешения на ввоз товара для упрощения контроля, при этом перечень таких случаев должен быть сокращен до минимума. Учитывая тот факт, что к Конвенции присоединилось уже 38 стран-участниц, а перемещение товаров может затрагивать большое количество регионов, возникает проблематика определения места совершения преступления. Статья 20 Конвенции дает ответ на эти вопросы. В случае невозможности определить место совершения нарушения таковым признается место, где оно было зафиксировано, а ответственность применяется к субъектам правонарушения по правилам национального законодательства соответствующей страны. Одним из случаев, когда таможенные органы обнаруживают факт правонарушения, является гибель или иная утрата имущества. Согласно ст. 14 Конвенции лицо может отказаться от обратного ввоза товара в случае его гибели или повреждения. Данная возможность предоставляется лицу для минимизации его убытков. Очевидно, что ущерб может быть таков, что возврат товара является убыточным. В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Российские ученые направляют на выставку в Польшу зонд, который в результате возможных демонстраций будет уничтожен. Бесспорно, в случае отсутствия изначальной очевидности проведения эксперимента, целесообразно оформить зонд под режим временного ввоза, а после его уничтожения отказаться от обратного ввоза в соответствии с п. 2 ст. 14 Конвенции. К сожалению, процедура отказа от обратного вывоза в национальном законодательстве еще требует упрощения, так как на практике у таможенных органов может возникнуть слишком много сомнений в добросовестности экспериментаторов, так как рассматриваемый пример нельзя отнести к аварии или форс-мажору. Статья 12 Конвенции дает несколько вариантов для прекращения режима временного ввоза. Это сделано для того, чтобы минимизировать затраты лица, перемещающего товары, особенно в случае передвижения товаров через несколько границ. Помимо того что товар не обязательно должен быть возвращен через таможенный пост первоначального ввоза, рассматриваемый режим может быть прекращен путем помещения товаров в режим свободного порта, свободной зоны, таможенного склада или с использованием режима таможенного транзита. Однако все иные процедуры, кроме обратного ввоза, требуют предварительного одобрения со стороны таможенных органов. Проблемы унификации и гармонизации таможенного законодательства, а также проблема соотношения внутреннего и международного таможенного права на данный момент также требуют научного разрешения. Практика правоприменения Стамбульской конвенции с учетом национального законодательства еще требует дальнейшего совершенствования. Впервые режим временного вывоза в Таможенном кодексе РФ не случайно выведен в специальные таможенные режимы, в то время как режим временного ввоза является экономическим видом таможенных режимов. Сделано это в связи с тем, что вывоз товаров не наносит ущерб отечественным производителям и конкурентоспособности производимых ими товаров. Таким образом, режим временного вывоза из РФ преследует совершенно иные цели. Он служит для стимулирования развития и сотрудничества в научной, образовательной и культурной сферах, а не для реализации протекционистской политики. Этим же объясняется тот факт, что освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов не производится <1>. С позиций особой природы таможенного режима временного вывоза как специального режима характеризует его и ранее отмеченное отсутствие взимаемых каких-либо таможенных платежей с товаров, помещаемых под такой режим.
——————————————————————