Торговля: паспорт сделки

(Семенихин В. В.)

(«Налоги» (газета), 2011, N 48)

ТОРГОВЛЯ: ПАСПОРТ СДЕЛКИ

В. В. СЕМЕНИХИН

Основным документом, которым руководствуются контролирующие органы при проведении валютного контроля по внешнеторговым сделкам, является паспорт сделки. О том, что собой представляет указанный документ и какие нюансы существуют при его оформлении, читайте в настоящей статье.

Напомним, что при осуществлении внешнеторговых операций субъекты хозяйственной деятельности обязаны руководствоваться нормами Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ).

Согласно Закону N 173-ФЗ паспорт сделки (далее — ПС) является обязательным документом, оформляемым резидентом при осуществлении валютной операции с нерезидентом, который используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля.

ПС должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в ПС на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. К подтверждающим документам относятся договоры, подписанные сторонами внешнеторговой сделки, документы, подтверждающие факты передачи, а также факты отгрузок и оплат экспортируемых (импортируемых) товаров (накладные).

ПС может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом N 173-ФЗ. Банк, в котором оформлен ПС, по заявлению резидента обязан выдать ему копию ПС для представления в эти органы.

В соответствии со ст. 20 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) установлены единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Порядок оформления, переоформления и закрытия ПС установлен Инструкцией ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция N 117-И). Причем ПС может оформляться как по контракту, так и по кредитному договору. Обе формы приведены в Приложении N 4 к Инструкции N 117-И.

Обратите внимание! В соответствии с п. 3.2 гл. 3 разд. II Инструкции N 117-И ПС не оформляется при осуществлении валютных операций по контрактам или кредитным договорам, заключенным:

— между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

— между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

— между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление валютных операции в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона N 173-ФЗ;

— между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма кредитного договора не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения кредитного договора, или, в случае изменения суммы кредитного договора, на дату заключения последних изменений (дополнений) к кредитному договору, предусматривающих такое изменение;

— между нерезидентом и резидентом, в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долл. США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такое изменение.

ПС, представляемый в банк ПС резидентом — физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, должен быть подписан этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверен его печатью.

Если ПС представляется резидентом — юридическим лицом, то он подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи (руководителем и главным бухгалтером), или одним лицом, наделенным правом первой подписи, если в штате юридического лица нет лица, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, с приложением оттиска печати юридического лица.

Резидент обязан оформить паспорт сделки не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по нему согласно п. 3.14 Инструкции N 117-И. Например, работы по внешнеэкономическому контракту выполнены раньше, чем произведена оплата. В подобной ситуации последним сроком оформления паспорта сделки считается день подписания акта выполненных работ. Такой вывод следует из Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г., 9 апреля 2007 г. N Ф04-1049/2007(33159-А70-43).

Таким образом, паспорт сделки по внешнеторговому контракту необходимо оформить не позднее дня подписания (получения) документа, подтверждающего поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Такими документами могут являться товарно-транспортная накладная, акт выполненных работ, акт оказанных услуг. Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 4 марта 2009 г. по делу N А39-3223/2008-147/3.

Пример. Предположим, российская организация заключила с иностранным покупателем контракт на поставку товаров. По условиям сделки поставка товара производится на условиях DDP — склад покупателя, т. е. продавец выполнит свои обязанности в момент поставки товара на склад покупателя в стране ввоза. Право собственности на товар переходит в момент его получения иностранным покупателем на собственном складе.

Внешнеторговый договор (контракт) был заключен 12 апреля 2011 г. Поставщик отгрузил товар 15 мая 2011 г., а иностранный покупатель получил его 20 мая 2011 г. Оплату покупатель произвел 2 июня 2011 г.

Следовательно, паспорт сделки в условиях вышеприведенного примера необходимо оформить не позднее 20 мая 2011 г.

Окончание примера.

Резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке.

В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении ЦБ РФ по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации — для физического лица), выполняющем функции банка ПС.

Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк в согласованный с банком срок следующие документы:

— два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с Инструкцией N 117-И;

— контракт (договор), являющийся основанием для проведения по нему валютных операций;

— разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;

— иные документы, указанные в п. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ, необходимые для оформления ПС, например: договоры, доверенности, документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности) и т. д.

Указанные документы представляются резидентом в уполномоченный банк в соответствии с требованиями, установленными ч. 5 ст. 23 Закона N 173-ФЗ.

Банк ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты представления ПС, проверяет соответствие информации, указанной в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС.

С подписанием ПС резидент принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого он был составлен; за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров (работ, услуг) по контракту, на основании которого был составлен ПС, на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.

Если ПС оформлен и заполнен надлежащим образом, то оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС и заверяются печатью банка.

Один экземпляр с копиями представленных документов помещается банком ПС в досье по паспорту сделки. Однако по усмотрению банка копии представленных документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту вместе с другим экземпляром ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС.

Обратите внимание! Документы, помещенные в досье по паспорту сделки, хранятся в банке ПС не менее 3 лет со дня закрытия ПС.

Банк ПС отказывает в подписании ПС по следующим основаниям:

— если данные, содержащиеся в контракте, не соответствуют данным, указанным в ПС;

— если ПС оформлен с нарушениями установленных требований;

— если резидентом не представлены в банк ПС обосновывающие документы.

Если банк отказал в подписании ПС, он возвращает резиденту все представленные им документы в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС.

В процессе осуществления внешнеторговой деятельности в контракт могут вноситься изменения и дополнения.

Паспорт сделки переоформляется в следующих случаях:

— внесения изменений в контракт (кредитный договор), если первоначальные сведения отражены в ПС;

— перевода контракта (кредитного договора) из банка ПС в другой банк на расчетное обслуживание;

— перевода контракта (кредитного договора) в другой уполномоченный банк из банка ПС, если у него отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В связи со вступлением в силу Указания ЦБ РФ от 20 июля 2007 г. N 1869-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 117-И» при изменении наименования банка ПС или его реорганизации в форме преобразования (изменении организационно-правовой формы) резидент не должен переоформлять ПС. Такое уточнение в ПС вносится в случае, когда резидент переоформляет его в связи с изменением или дополнением условий договора.

При изменении или дополнении условий договора ПС переоформляется в срок не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями Инструкции N 117-И.

Согласно п. 3.15 разд. II Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент должен представить в банк ПС следующие документы:

— два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;

— документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт;

— иные документы, необходимые для переоформления ПС по контракту;

— разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту требуется получение указанного разрешения.

Подписание банком переоформленного ПС производится в порядке, установленном для подписания ПС. Номер ПС, присвоенный ему при оформлении, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки.

Паспорт сделки закрывается банком в случаях, предусмотренных п. 3.18 разд. II Инструкции N 117-И:

— перевода контракта из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

— исполнения сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

— истечения 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), и в иных случаях.

Для перевода контракта (кредитного договора) из одного банка на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк резидент представляет в банк письменное заявление о переводе контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк. Порядок заполнения заявления о переводе контракта (кредитного договора) приведен в гл. 4 Инструкции N 117-И.

Заявление может быть представлено в банк ПС в электронном виде. В этом случае ответственное лицо банка, принявшее заявление, распечатывает его на бумажном носителе, заверяет своей подписью и указывает дату распечатки.

Обмен документами между банком ПС и резидентом может осуществляться посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи. Документы, представленные в банк в электронном виде, распечатываются банком на бумажном носителе, заверяются подписью ответственного лица и печатью банка ПС.

Форма бланка заявления законодательством не определена, поэтому оно оформляется в произвольной форме. В заявлении резидент указывает следующие сведения:

— дату заявления;

— полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес) резидента;

— реквизиты (дату, номер) контракта (кредитного договора), расчетное обслуживание которого будет в дальнейшем осуществляться уполномоченным банком;

— реквизиты (дату, номер) ПС, оформленного (переоформленного) по контракту (кредитному договору).

Банк проверяет соответствие содержащихся в заявлении сведений данным ПС, оформленного по указанному в заявлении контракту (кредитному договору), и в случае его надлежащего оформления помещает заявление в досье по ПС.

На основании заявления банк закрывает указанный в заявлении ПС в сроки, определяемые банком по согласованию с резидентом, но не позднее трех рабочих дней с момента получения заявления банком.

На основании представленных резидентом документов банк формирует ведомость по установленной форме, приведенной в Приложении 3 к Инструкции N 117-И. Одновременно с закрытием ПС банк распечатывает указанную ведомость на бумажном носителе в двух экземплярах, которые подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка.

Один из экземпляров ведомости помещается банком в досье по ПС, второй экземпляр ведомости не позднее следующего рабочего дня после даты закрытия ПС передается банком резиденту. После передачи ведомости досье по ПС закрывается и сдается в архив банка.

Для оформления нового ПС по контракту (кредитному договору) в другом уполномоченном банке резидент одновременно со всеми необходимыми документами представляет в этот банк вышеуказанную ведомость, при этом в разд. 5 «Справочная информация» ПС резидент указывает номер и дату ПС, ранее оформленного по данному контракту (кредитному договору). На основании представленных резидентом документов уполномоченный банк подписывает ПС по контракту (кредитному договору) в установленном порядке.

Далее приведем пример оформления ПС. Порядок заполнения ПС подробно описан в Приложении N 4 к Инструкции N 117-И.

Код формы по ОКУД N 0406005

Форма 1

(оформляется по контракту)

ОАО «ТрансКредитБанк»

(Наименование уполномоченного банка)

Паспорт сделки от

11 апреля 11 7 2 4 5 0 1 1 3 / 4 5 1 0 / 1 0 5 4 / 5 / 4

«—» —— 20— года N

Лист 1

1. Сведения о резиденте

1.1. Наименование ООО «Энигма»

1.2. Адрес: Субъект Российской Российская Федерация

Федерации

Район —

Город Москва

Населенный пункт —

Улица (проспект, Ленина

переулок и т. д.)

Номер дома 32 Корпус — Офис 3

(владение) (строение) (Квар —

тира)

1.3. Основной государственный 0 8 5 3 1 2 1 0 3 4 5 8 1 0 4

регистрационный номер

1.4. Дата внесения записи 2 1 . 0 4 . 2 0 0 6

в государственный реестр

1.5. ИНН/КПП 0 5 2 4 4 5 3 1 2 1 1 5 / 5 5 1 7 5 3 5 1 4

2. Реквизиты иностранного контрагента

Наименование Страна

наименование код

1 2 3

LTD «March» США 840

3. Общие сведения о контракте

Номер Дата Валюта цены Сумма Дата за — Особые условия

подписания вершения

наиме — код исполне — зачис — валют — ввоз/вывоз проведение

нование ния обя — ление ная товаров, строитель —

зательств на ого — указанных ных и под —

по конт — счета ворка в разделах рядных ра —

ракту за ру — XVI, XVII бот за

бежом и XIX То — пределами

варной но — территории

менклатуры Российской

внешнеэко — Федерации

номической

деятель —

ности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3451 11.04.2011 Доллар 20 000 30.05.2011 X X

США

4. Информация о разрешениях

Номер Дата Сумма Срок окончания действия разрешения

1 2 3 4

4422 25.02.2008 40 000 10.05.2009

5. Справочная информация

Номер паспорта сдел —

ки, оформленного до

18 июня 2004 года

Номер паспорта сдел — / / / /

ки, ранее оформлен —

ного в другом упол-

номоченном банке

Номер и дата переоформления N Дата / /

паспорта сделки

——————————————————————

——————————————————————

Информация о закрытии паспорта сделки

Дата Основание

Лист 2

паспорта сделки N 7 2 4 5 0 1 1 3 / 4 5 1 0 / 1 0 5 4 / 5 / 4

6. Специальные сведения о контракте

6.1. Условия о сроках и порядке расчетов по контракту:

Контрактом предусмотрена предоплата в размере 50% от общей

суммы.

Предоплата должна быть осуществлена за 14 дней до дня

поставки товаров.

6.2. Срок от даты выпуска (условного выпуска) товаров таможенными

органами при экспорте товаров до даты зачисления денежных средств

от нерезидента на банковский счет резидента (отсрочка платежа),

срок от даты оплаты резидентом ввозимых на таможенную территорию

Российской Федерации товаров до даты ввоза товаров на таможенную

территорию Российской Федерации при импорте товаров

(предварительная оплата):

6.3. Дата оформления листа 2: 1 1 / 0 4 / 2 0 1 1

Нарушение единых правил оформления ПС является основанием для привлечения резидента к административной ответственности по п. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Согласно указанной норме нарушение правил оформления ПС, равно как и нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Обратите внимание! Из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ следует, что индивидуальные предприниматели, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.

Как показывает судебная практика, основным нарушением при составлении ПС является оформление ПС после выполнения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам).

Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 8 мая 2007 г. N Ф09-3258/07-С1 суд признал постановление о привлечении общества к ответственности по п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ законным, поскольку общество оформило, а затем переоформило ПС уже после того, как работы (капитальный ремонт оборудования) по контракту были закончены.

Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2007 г. N А33-19576/06-Ф02-4164/07 было определено, что организация правомерно была привлечена к административной ответственности, т. к. оформила ПС после ввоза товара на таможенную границу Российской Федерации. Аналогичные выводы были в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2007 г., 9 апреля 2007 г. N Ф04-1049/2007(33159-А70-43), ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 июля 2007 г. N А33-19582/06-Ф02-4161/07, ФАС Уральского округа от 23 июля 2007 г. N Ф09-5703/07-С1.

Согласно вышесказанному можно сделать вывод, что ответственность за нарушение правил оформления ПС и сроков их хранения существенна, поэтому резидентам следует уделить особое внимание процедуре оформления ПС.

——————————————————————