Рецензия на учебник «Таможенное право»

(Демин А. А.) («Таможенное дело», 2012, N 3)

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО» <*>, <1>

А. А. ДЕМИН

——————————— <*> Demin A. A. Review of textbook «Customs Law». <1> Чермянинов Д. В. Таможенное право: Учеб. для вузов / Д. В. Чермянинов; Отв. ред. Д. Н. Бахрах. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012. 390 с. Серия: Бакалавр.

Демин Алексей Афанасьевич, доцент кафедры административного права юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент.

Автор публикует рецензию на учебник «Таможенное право», в которой уделяется внимание как отрицательным, так и положительным сторонам работы. Рецензент особо подчеркивает изменения в области таможенного законодательства.

Ключевые слова: рецензия, учебник, таможенное право, таможенное дело, таможенные органы, проблемы таможенного права, принципы таможенного права.

The author reviews textbook «Customs Law»; draws attention to both negative and positive aspects of the work. The author stresses the changes in the sphere of customs legislation.

Key words: review, textbook, customs law, customs affairs, customs agencies, problems of customs law, principles of customs law.

Дмитрий Викторович Чермянинов — широко известный и признанный авторитет в области таможенных правоотношений. Издательство «Юрайт» вполне разумно обратилось к компетенции данного юриста, чтобы издать учебник для желающих знать и систему таможенных органов, и таможенные правоотношения вообще. Автор демонстрирует подлинную влюбленность в свою область права, он связывает развитие таможенного права с совершенно иным качеством внешнеэкономической деятельности, чем существовавшее при монополии внешней торговли в СССР (с. 7), видит в ней такой прогресс, который, с одной стороны, способствует оптимизации внешнеэкономической деятельности, а с другой — привел к рождению новой отрасли права в российской правовой системе — таможенного права. Учебник охватывает последовательно все проблемы таможенных правоотношений со всей тщательностью и подробностями. При этом это чрезвычайно компактная книга, нет «воды». Второе издание учебника также говорит в пользу того, что и учебник, и практический материал, в нем представленный, востребованы. Автор демонстрирует широкий кругозор своими отсылками к зарубежному, дореволюционному и даже древнему материалу, чем чрезвычайно разнообразит повествование и с легкостью знатока демонстрирует историческую мудрость таможни. Изложение сопровождается таблицами и иллюстрациями. Читать этот учебник легко, студенты должны быть благодарны за легкий стиль, которым излагается нелегкая материя. Учебник выгодно отличается от себе подобных четкостью и деловитостью. Создается впечатление, что автор мог бы сказать намного больше, нежели того требуют рамки учебника. Значение таможенного дела для современного Российского государства автор иллюстрирует связью с мировым товарооборотом, при котором все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, являются объектом для обложения таможенными пошлинами и налогами, т. е. подлежат оформлению и контролю, осуществляемому таможенными органами России, отсюда, по его мнению, трудно переоценить значение и роль данных органов исполнительной власти в укреплении нашего государства (с. 44). Учебник построен по разумному плану, позволяющему охватить все стадии и процедуры таможенного оформления: таможенные процедуры (с. 178 — 206), особенности таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров (с. 270 — 313), таможенные платежи (с. 208 — 267), таможенный контроль (с. 316 — 360). Выделяется специальный раздел, посвященный правоохранительной деятельности таможенных органов РФ (с. 362 — 389). Важно, что в качестве учебника данный труд дает вполне достаточный материал как для теории института таможенного дела, для научной поддержки существующего порядка, так и для обоснования реформ, возможности прогнозировать будущее. Одним из наиболее удачных является специальный раздел о принципах таможенного права. В отличие от других учебников, раздел (с. 39 — 40) содержит действительно отраслевые, привязанные к особенностям материи принципы: равные основания при перемещении товаров и транспортных средств, равное оформление всех перемещаемых через границы товаров, отсутствие права пользования и распоряжения товарами, пока не завершено их таможенное оформление, право таможенных органов требовать от соответствующих лиц гарантий надлежащего исполнения установленных таможенным законодательством обязанностей. Логичным выводом является итоговое определение таможенных принципов: «Если обобщить приведенные принципы, то можно выделить основное правило, на котором строится таможенное дело — все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе могут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей» (с. 40). Таможенное законодательство — один из факторов, четко высвечивающих суверенитет государства, реальный контроль властей за положением на местах, а не только экономическую выгоду от порядка на границах. Представляет интерес авторское определение предмета таможенного права как общественных отношений, основанием которых является перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу (с. 14). Однако, в сущности, перевозка товаров внутри страны или за границу — это предмет налогового обложения просто как любой вид деятельности человека и юридических лиц, следующий из представлений о суммах, собираемых государством для функционирования государственного аппарата цивилизованно организованного в государство общества. Такой подход ставил бы предел желаниям государства обложить любым уровнем налога перемещение товаров как внутри страны, так и за границу. Только представления о «торгующем государстве» могут оправдать полную свободу государства устанавливать какие угодно ставки пошлин и налогов для таможенного обложения. Возможно, определенным недостатком данного учебника является восприятие таможенного законодательства РФ как некой данности, которая, как жена Цезаря, находится вне подозрений. Но это рецидив нормативизма, преклонения юриста перед незыблемостью действующего законодательства, которое в современной России в целом-то абсолютно несовершенно. А не просто «обеспечение государственной казне стабильных доходов» (с. 12, 47). Тут может находиться и разгадка «правильной» таможенной политики, которую пропагандирует автор. Автор характеризует систему таможенных органов как характерную для существующих органов исполнительной власти, построенную по линейной схеме управления, «т. е. нижестоящий в системе таможенный орган, как правило, подчиняется соответствующему вышестоящему органу» (с. 53). Остался за пределами изучения вопрос: что делать, если сам таможенный орган действует именем государства, а не своим? Правосубъектность органа власти — специфична. Также автор уклоняется от обсуждения вопроса, почему Федеральная таможенная служба, созданная в результате административной реформы Путина — Фрадкова 2003 — 2004 гг., наделена всеми признаками министерства как вида федерального органа власти, но не представлена в Правительстве своим главой. Д. В. Чермянинов обсуждает важный элемент таможенных отношений — методы, «связи». Основным методом таможенного права является метод властных предписаний — императивный метод (с. 21). Однако он констатирует, что «в таможенном деле имеются отношения, строящиеся на гражданско-правовой основе» (с. 21). Мне представляется это недостаточно критическим отношением к реальному законодательству, ибо властные отношения не могут строиться на договорном принципе или принципе самоокупаемости. Это отношения бюджетного финансирования государства, как и любого органа власти. Хотя противоречивость законодательства (либо исполнение обязанности, либо диспозитивное предоставление услуги) в настоящее время распространена. Эту мысль автор фактически подтверждает в дальнейшем изложении материала. Он пишет: «По мотивированному запросу заинтересованного лица и при наличии у таможенных органов возможности таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. Отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени его работы должен быть обоснованным. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени работы таможенного органа» (с. 46 — 47). Вызывает интерес обсуждение проблемы двойственности статуса, отнесения таможенных органов к правоохранительным или к органам оперативной администрации. При делении государственной службы на гражданскую, военную и правоохранительную признание их правоохранительными должно было бы привести к их отнесению к области Пограничной службы или к органам МВД. А если это оперативные действия администрации по обеспечению государственной казны стабильными доходами, то они должны были бы относиться к области Министерства финансов или МЭР. Возможно, поэтому ФТС Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 отнесена к таким службам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. На мой взгляд, изложенное означает, что в современном административном аппарате РФ чрезвычайно слабо отражена специализация государственных органов. Каждое ведомство занимается всеми вопросами управления, от собственного делопроизводства до применения административных наказаний. Автор просто фиксирует этот факт и отмечает, что «в настоящее время деятельность таможенных органов главным образом ориентирована на выполнение фискальной функции, а также на вопросы обеспечения оптимального для России внешнеторгового оборота» (с. 19). Несмотря на эту двойственность статуса таможенных органов, на основании проведенного исследования (с. 361 — 362) автор дает собственное определение правоохранительной деятельности: «к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется в целях охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка» (с. 363 — 364). Условность этого определения не лучше, чем законодательные предписания по этому вопросу. Заслугой автора является предложенная им подробная классификация подвластных субъектов таможенных правоотношений. Очевидно, что детальный перечень и характеристики статусов данных лиц облегчают понимание таможенного дела в целом. Тщательно проанализированы таможенные операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу (транзит, временное хранение товаров, их декларирование и выпуск) (с. 142 — 176, 178 — 207), даны простые и ясные пояснения по поводу порядка применения таможенных операций. Мне нравится, что автор реализацию таможенных процедур трактует как материально-правовое действие, не путается, как многие другие, с процессуальными вопросами правовой жизни. В специальном параграфе автор определяет «основные проблемы в регулировании таможенных правоотношений» (с. 129 — 131). Однако в этом параграфе отражаются основные экономические предпосылки для субъектов внешнеторговой деятельности иметь более высокий доход и наименьшие потери от налогов и прочих отягощений. Это не вполне юридический вопрос, т. к. стоимость товара — базисный вопрос, вопрос развития экономики (было бы что возить), но не вопрос правовой надстройки непосредственно. С этим связана и гл. 7 учебника, подробно освещающая вопрос формирования таможенной стоимости товара (с. 226 — 236). Порядок взимания штрафа с физических лиц без составления протокола (с. 382 — 385) в местах производства таможенного оформления, где нет кассы, автором принимается безоговорочно. В этом случае «административный штраф уплачивается наличными деньгами в валюте РФ непосредственно уполномоченному должностному лицу таможенного органа, назначившему административное наказание» (с. 383). В то же время суммы таких штрафов достигают 2500 рублей, и бескассовое изъятие штрафа может приводить к злоупотреблениям работников таможен. Представляется важным и правильным и выделение автором специальной главы, разъясняющей деятельность таможенных органов при реализации функции субъекта разрешительной системы (с. 97 — 126). Это актуально потому, в частности, что ряд других учебников административного права игнорирует вообще наличие разрешительной системы <2> в российском административном праве. ——————————— <2> См., например: Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России: Учеб. для юрид. вузов и фак. М.: ИКД «Зерцало-М», 2012. 752 с.

Вызывает самые положительные эмоции оптимистичная позиция автора. Он отмечает, что история нескольких последних десятилетий, характеризующихся ростом преступности и коррупции в Российской Федерации, сформировала у многих стран мира настороженное отношение к нашей стране. В настоящее время, чтобы занять достойное, равное место в международной торговле, Российской Федерации в первую очередь следует разрушить свой негативный имидж у экономически развитых стран, которые являются для нее возможными торговыми партнерами. У России, «являющейся богатейшей страной мира», появится немало зарубежных контрагентов, «большое количество торговых партнеров означает большой товарооборот, который, в свою очередь, также формирует большие поступления в государственный бюджет» (с. 48 — 49). Из подлежащих критике или обсуждению вопросов можно отметить следующие редакционные и технические погрешности. Представляется, что необходимо «ТК таможенного союза» (например, на с. 132 и многих др.) правильно писать «ТК Таможенного союза», поскольку в данном случае Таможенный союз — это название организации. Собственно, во всех документах так и пишется. Необходимо также сменить и указание на Приказ ФТС России от 15 марта 2005 г. N 198 (с. 376), поскольку он отменен. И хотя в Перечень должностных лиц таможенных органов РФ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, существенных изменений не внесено, надо указывать на новый источник их правового регулирования: Приказ ФТС РФ от 1 марта 2012 г. N 368 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание». Соответственно, нужно изменить на с. 378 указание на 9 видов административных наказаний по КоАП РФ, поскольку с декабря 2010 г. таких наказаний осталось 8. В заключение, выражая самое лестное мнение о данном рецензируемом учебнике, хочется отметить, что эти достижения явились в действительности результатом синтеза научного, педагогического и практического опыта автора. Пожелаем ему новых успехов в способствовании желающим учиться, новых изданий разумных книг, способность к написанию которых автор продемонстрировал столь удачно в рецензируемом учебнике. Отмеченные недочеты несущественны. Нет сомнения в том, что книга Д. В. Чермянинова будет интересна и полезна для всех читателей, для которых она создавалась, и всех, кто желает лучше познать проблемы российского административного права. Уверен, что в большой мере этот успех есть также и результат длительного и плодотворного сотрудничества автора с его ответственным редактором, выдающимся административистом, прекрасным человеком, обладателем многочисленных титулов Демьяном Николаевичем Бахрахом, приветствовать которого в юбилейный для него год представляется уместным.

——————————————————————