Суд и арбитраж: практика

(Калмыков Б.)

(«Закон», 1994, N 11)

СУД И АРБИТРАЖ: ПРАКТИКА

Б. КАЛМЫКОВ

Взыскание с Банка России таможенной пошлины, НДС и сборов за поставленную ему зарубежную продукцию признано правильным, так как законом налоговые льготы для него не предусмотрены.

Рязанский областной арбитражный суд рассмотрел дело по иску Главного управления ЦБ РФ по Рязанской области, действующего от имени ЦБ РФ, к Рязанской таможне о признании незаконными действий ответчика по взысканию с истца таможенной пошлины, НДС и сборов и об обратном взыскании 137600706 рублей. Своим решением суд в удовлетворении исковых требований истцу отказал на том основании, что льготы, предоставленные Банку России и его учреждениям действовали до принятия Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5001-1.

Постановлением кассационной коллегии Рязанского областного арбитражного суда это решение было изменено и взыскано с расчетного счета Рязанской таможни в пользу Главного управления ЦБ РФ по Рязанской области 83.692.477 рублей, составляющих налог на добавленную стоимость и сборы за таможенное оформление. В остальной части иска истцу отказано.

Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принес протест, в котором просил вышеуказанное постановление отменить, оставив без изменения решение. Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы протеста и представителей истца, и ответчика, надзорная коллегия Высшего Арбитражного Суда признала протест обоснованным по следующим основаниям.

Как видно из дела, в июне 1993 года Главному управлению по Рязанской области Центрального банка Российской Федерации по контракту с фирмой «Диджитал» (Франция) было поставлено электронно-вычислительное оборудование для организации централизованных банковских расчетов. Рязанская таможня, на основании Закона «О таможенном тарифе» и статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации, удержала с управления 137600706 рублей, включая таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость и сбор за таможенное оформление груза. Между тем Главное управление ЦБ РФ полагает, что, являясь учреждением Центрального банка России, оно освобождено от уплаты всех видов государственных налогов, сборов и пошлин в соответствии со статьей 9 Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Кассационная коллегия Рязанского областного арбитражного суда в обосновании принятого постановления сослалась на то, что по смыслу статьи 34 Закона «О таможенном тарифе» понятие тарифной льготы распространяется на уплату таможенной пошлины и не включает в себя таможенные платежи — сборы за таможенное оформление и налог на добавленную стоимость. В связи с этим она признавала неправомерными действия Рязанской таможни по обложению поставленного Главному управлению ЦБ РФ оборудования таможенными сборами (36274 рубля) и налогом на добавленную стоимость (83329736 рублей). Эти выводы сделаны на основании анализа только статьи 34 Закона «О таможенном тарифе», но без учета положения Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закона от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Они ошибочны.

1 января 1992 года введен в действие Закон от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», который определяет общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Согласно статье 2 указанного Закона совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Статьей 10 того же Закона запрещено предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 23 Закона от 10 октября 1991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» до принятия и введения в действие нового Закона о налоговой системе продолжает действовать прежняя. Пункт 3 этой же статьи не допускает внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством.

Исходя из вышеизложенного, налоговые льготы, которые были предоставлены Банку России и его учреждениям до введения новой налоговой системы, после 1 января 1992 года применяться не могут, и поэтому действия Рязанской таможни по удержанию с истца налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины и сборов правомерны. На основании изложенного, руководствуясь статьями 136, 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надзорная коллегия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отменила постановление кассационной коллегии Рязанского областного арбитражного суда, оставив без изменения решение этого же суда.

——————————————————————