Зеленый свет инвесторам: регистрация организаций с иностранными инвестициями

(Колини Г., Чичканова К.) («Коллегия», N 2, 2003)

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ИНВЕСТОРАМ

РЕГИСТРАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Г. КОЛИНИ, К. ЧИЧКАНОВА

Глен Колини, управляющий партнер.

Карина Чичканова, старший юрист, юридическая фирма «Саланс».

Как известно, 1 июля 2002 года вступил в силу Закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее — Закон), существенно упрощающий процедуру регистрации юридических лиц и в этом смысле являющийся революционным. Закон регулирует и вопросы внесения изменений в устав юридических лиц, их реорганизации и ликвидации. Во исполнение Закона в рекордно короткий срок были внесены изменения в иные законодательные акты и выпущены шесть постановлений Правительства РФ.

Кто в доме хозяин?

Основным новшеством Закона является то, что регистрация юридических лиц производится федеральным органом исполнительной власти через его территориальные органы (далее — Регистратор) по правилам, единым для всей РФ. Вопросы регистрации больше не зависят от местных органов власти. От них также не будет зависеть размер платы за регистрацию — теперь она установлена в Законе «О государственной пошлине» в размере 2000 рублей, что дает инвесторам дополнительную гарантию стабильности. Постановлением Правительства РФ N 319 от 17 мая 2002 года функции Регистратора возложены на Министерство РФ по налогам и сборам (далее — МНС), которое осуществляет их через свои территориальные органы. Были внесены изменения в статью 20 Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», устанавливающие, что организации с иностранными инвестициями подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Законом. С внесением изменений в Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» Государственная регистрационная палата при Минэкономики РФ (далее — ГРП), осуществлявшая регистрацию подавляющего количества организаций с иностранными инвестициями по всей России, уставный капитал которых превышал 100000 рублей, лишилась таких полномочий. Для иностранных инвесторов эта норма прогрессивна тем, что для целей регистрации своего предприятия в России им не потребуется ездить в Москву: организация будет регистрироваться в территориальных органах МНС по тем же правилам, что и российские юридические лица, вне зависимости от размера иностранных инвестиций в уставном капитале организации. Однако необходимо отметить, что ГРП по-прежнему является организацией, осуществляющей аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Перепись предприятий

Глава II Закона устанавливает общие принципы ведения Государственного реестра предприятий (далее — Реестр) и дает исчерпывающий перечень включаемых в него сведений. Реестр представляет собой записи о создании, внесении изменений в устав, реорганизации и ликвидации юридических лиц и подтверждающие такие записи документы. Основным является принцип единства методов и форм ведения Реестра (статья 4). Принцип единства предполагает разработку единых регистрационных номеров для вновь создаваемых и уже действующих юридических лиц. В том числе и для этих целей юридическим лицам, зарегистрированным до 1 июля 2002 года, придется до конца 2002 года представить Регистратору установленные Законом сведения о себе для их включения в Реестр. Это не влечет за собой перерегистрацию предприятия, поскольку все его текущее регистрационное дело, включая копии зарегистрированных учредительных документов, должно быть передано Регистратору действовавшими регистрирующими органами (порядок такой передачи установлен Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года N 441). Подача сведений осуществляется в простом уведомительном порядке по установленной форме, и это является важным моментом для скорого создания единого Реестра. В случае неподачи сообщения в установленный срок Регистратор вправе предъявить в суд иск о ликвидации юридического лица (статья 26). Новацией Реестра является включение в него сведений о лицензиях юридического лица. Такие сведения должны быть предоставлены Регистратору лицензирующими органами не позднее чем через пять рабочих дней с момента принятия соответствующего решения (статья 5). Следует отметить, что теперь юридическое лицо должно регистрировать не только изменения своих учредительных документов, но и изменения сведений о юридическом лице, содержащихся в Реестре. При этом, если изменения таких сведений в Реестре не связаны с изменением учредительных документов юридического лица, последнее должно сообщить о них Регистратору в трехдневный срок с момента таких изменений. К таким изменениям статья 5(1) Закона относит сведения об учредителях (акционерах), имя, должность, паспортные данные и идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) — генерального директора общества или другого лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Настоящее облегчение!

Согласно Закону либерализация регистрации организаций с иностранными инвестициями сводится в основном к следующему: — Исключение «двойной» регистрации (в регистрирующем органе по месту создания организации с иностранными инвестициями и в ГРП). — Срок любой регистрации (создания предприятия, изменения его учредительных документов, реорганизации или ликвидации) ограничен сроком в 5 дней (статья 8). Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее 1 дня с момента регистрации (статья 11(3)). Таким образом, вся регистрация не должна занимать более 6 дней. — Узаконено отправление Регистратору документов по почте ценной бандеролью с описью вложения для целей регистрации (статья 9(1)). Хотя вряд ли этот способ будет популярен, если только почтовые организации не улучшат качество и скорость своей работы. — Закон устанавливает, что для регистрации юридического лица требуется представить Регистратору всего 5 документов: (1) заявление, (2) решение или договор о создании, (3) учредительные документы, (4) выписку из реестра иностранных юридических лиц (для иностранного учредителя) и (5) документ об оплате государственной пошлины (статья 12). Регистратор не вправе требовать предоставления иных документов (статья 9(4)). Таким образом, пакет документов, представляемых иностранным учредителем, значительно уменьшился, в частности, отпала необходимость представлять такие документы, как письмо банка о платежеспособности иностранного учредителя. — Регистратор не вправе проводить проверки (экспертизы) представленных документов, в частности, на предмет их соответствия российскому законодательству или соблюдения формальностей, установленных законом, например получения согласований от антимонопольного органа и прочее. Законными основаниями отказа в регистрации являются только два: предоставление не всех документов, требуемых Законом для регистрации, и предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (статья 23). Во исполнение этих положений Закона отменена статья 20(2) Закона РФ «Об иностранных инвестициях», согласно которой можно было отказать в регистрации организации с иностранными инвестициями «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». — Закон проясняет и упрощает процессы реорганизации и ликвидации юридических лиц. Установлен исчерпывающий перечень документов для регистрации таких процедур — 6 документов при реорганизации и 3 документа при ликвидации. Разрешительные процедуры при ликвидации предприятия заменены на уведомительные в части формирования ликвидационной комиссии и содержания ликвидационного баланса (статья 20). В связи с этим из статей 62 и 63 ГК РФ исключено требование о получении согласия Регистратора по указанным вопросам. — Закон вводит принцип открытости сведений о регистрации. Любое лицо в течение не более чем 5 дней с момента запроса вправе на платной основе получить от Регистратора либо справку о зарегистрированных сведениях о юридическом лице, либо копии документов, содержащихся в регистрационном деле (например, учредительные документы). Исключение составляют паспортные данные физических лиц и их ИНН, данные о которых предоставляются исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией (статья 6). Размер платы за предоставление информации (выписка из государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица) установлен Постановлением Правительства РФ N 438 от 19 июня 2002 года и составляет 2 или 4 МРОТ за каждый документ в зависимости от срочности.

Ложка дегтя

Практике еще предстоит выявить недостатки и просчеты Закона. Ниже мы хотели бы обратить внимание на три потенциальные проблемы. Проблема первая. Несмотря на заявления высокопоставленных чиновников из МНС, принятые на данный момент акты не содержат ясного подтверждения тому, что постановка юридического лица на налоговый учет производится одновременно с его государственной регистрацией. Проблема вторая. В отличие от ранее действовавшего порядка, после регистрации у юридического лица в качестве доказательства таковой остается только Свидетельство о государственной регистрации. Зарегистрированный устав не содержит штампа Регистратора о регистрации (как делалось ранее) или иных отметок Регистратора, подтверждающих, что именно эта редакция устава была зарегистрирована. Чтобы быть уверенным в своем партнере и соблюдении им положений учредительных документов при заключении конкретной сделки, юридическому лицу каждый раз будет необходимо обращаться к Регистратору за копией учредительных документов своего партнера, ждать 5 дней и выплачивать по 2 МРОТ за каждый документ (или же, заплатив 4 МРОТ за документ, получить возможность ознакомиться с ним на следующий же день) <*>. Вряд ли можно назвать такую меру прогрессивной. Более того, это может стать поводом для махинаций со стороны недобросовестных компаний. ——————————— <*> См.: Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438.

Проблема третья. Постановлением Правительства N 438 определено, что Регистратор в течение 5 дней после регистрации юридического лица направляет сведения о такой регистрации территориальным органам Госкомстата РФ. Получив такие документы, органы Госкомстата РФ в течение 7 дней выдают или направляют юридическому лицу сведения о присвоенных кодах. Такая процедура не предусматривает права органов Госкомстата РФ принимать документы от самого юридического лица. Однако ничего не говорится о том, что делать юридическому лицу, если Регистратор вовремя не направил требуемые сведения органам Госкомстата РФ или направил, но они их не получили (затерялись на почте и прочее). До тех пор пока наладится взаимодействие между Регистратором и органами Госкомстата РФ и не будет решена проблема номер один, описанная выше, юридическое лицо может столкнуться с серьезными проблемами, поскольку по существующей практике при постановке на налоговый учет предприятию требуется представить статистические коды, и только после постановки на налоговый учет оно сможет открыть счет в банке.

Обязательства в процессе регистрации

Одновременно с упрощением процесса регистрации Закон ужесточает ответственность лиц, вовлеченных в такой процесс. Лицо, которое подает документы на регистрацию (далее — Заявитель), несет значительную ответственность за правильный подбор таких документов. Закон предполагает, что Заявителем является физическое лицо. Заявитель должен представить Регистратору свои паспортные данные и ИНН (при его наличии) (статья 9). В заявлении на регистрацию юридического лица Заявитель гарантирует Регистратору, что представленные учредительные документы соответствуют законодательству РФ, содержащиеся в них сведения являются достоверными и все формальности, необходимые для создания юридического лица (в частности, оплата уставного капитала, получение необходимых разрешений от уполномоченных государственных органов и корпоративных согласований), соблюдены надлежащим образом (статья 12(а)). Форма заявления установлена Постановлением Правительства РФ N 439 от 19 июня 2002 года. Аналогичные по смыслу заверения должны содержаться в заявлении на регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица, его реорганизацию и ликвидацию. Подпись Заявителя на заявлении заверяется нотариусом. За непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверных сведений заявителем и/или самим юридическим лицом установлена ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ либо, в случае предоставления заведомо ложных сведений, в виде дисквалификации на срок до трех лет (ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, за предоставление Регистратору заведомо ложных сведений, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность до 3 лет лишения свободы. Регистратор также вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений, носящих неустранимый характер, а также в случае неоднократных или грубых нарушений правил регистрации (статья 25(2)). Прогрессивность Закона состоит и в том, что кроме ответственности Регистратора, о которой указывается ниже, он предусматривает обязанность Регистратора возместить юридическому лицу ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации или уклонением от регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по вине Регистратора (статья 24(1)). Действующая статья 169 УК РФ устанавливает, что при неправомерном отказе в регистрации или уклонении от регистрации Регистратор может быть привлечен к уголовной ответственности, по которой в качестве максимального наказания установлено лишение права занимать определенные должности на срок до 3 лет или штраф в размере до 500 МРОТ. Статья 14.25 КоАП РФ устанавливает ответственность Регистратора за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений из Реестра и несвоевременное или неточное внесение данных в Реестр. Наказание за эти правонарушения — штраф до 20 МРОТ. Несмотря на значительный шаг в сторону либерализации, Закон показывает, что РФ пока еще не готова к регистрации по принципу «одного окна», который существует на Западе. По-прежнему предприятию после государственной регистрации потребуется самостоятельно обращаться в налоговые органы для постановки на налоговый учет, для регистрации во внебюджетные фонды, изготавливать свою печать, открывать счета в банке и прочее. Тем не менее, по нашему мнению, Закон прогрессивен и будет способствовать дальнейшему притоку инвестиций в экономику Российской Федерации.

——————————————————————