Импорт и валютный контроль

(Мамченко А.)

(«Коллегия», N 4, 2003)

ИМПОРТ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

А. МАМЧЕНКО

Александр Мамченко, ведущий таможенный инспектор Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК РФ.

Валютное законодательство постоянно динамически развивается. Изменяются соответственно и принципы, средства и методы валютного контроля. Цель данной статьи — рассмотрение отдельных элементов системы валютного контроля за импортными операциями с точки зрения их законности (с учетом принятия новой редакции Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле») и отражения реально сложившихся отношений и потребностей во внешнеэкономической деятельности.

ГТК России и ЦБ РФ разработали совместную Инструкцию N 91-И и N 01-11/28644 от 04.10.2000 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» (далее — Инструкция), заменившую совместную Инструкцию ЦБ РФ и ГТК России N 30 и N 01-20/10538 от 26.07.1995 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары».

Данным документом валютный контроль за импортными операциями был распространен на сделки физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Согласно преамбуле прежней Инструкции ее действие распространялось на юридических лиц-резидентов РФ независимо от их организационно-правовой формы. И этим просчетом многие не преминули воспользоваться. Внешнеторговые фирмы, например, нередко в качестве «прикрытия» использовали таких индивидуальных предпринимателей и легально уходили от валютного контроля за импортными внешнеторговыми сделками.

В настоящее время п. 1 новой Инструкции устанавливает, что Паспорт импортной сделки (далее — ПСи) оформляется для осуществления валютного контроля за импортными контрактами как юридических лиц-резидентов, так и физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Однако п. 10.2.1 Инструкции выводит из-под валютного контроля сделки физических лиц-резидентов, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, по которым стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, оплаченных наличными денежными средствами, не превышает в эквиваленте 10000 долларов США по курсу Банка России на дату принятия товаров к таможенному оформлению. Такое изъятие является оправданным: стоимость товаров невелика, и расчеты за них обычно осуществляются в наличном виде, а расчеты наличными денежными средствами физически не подпадают под таможенно-банковский валютный контроль. Контроль за такими сделками возможен в рамках исключительно таможенного контроля и как одной из его составляющих — валютного контроля.

Важной новеллой является распространение импортного валютного контроля на товары, помещаемые под таможенные режимы «выпуск для свободного обращения», «реимпорт», «таможенный склад», «магазин беспошлинной торговли», «переработка товаров под таможенным контролем», «временный ввоз», «свободная таможенная зона», «свободный склад», «отказ в пользу государства», «уничтожение», а также на товары, ввезенные и предназначенные непосредственно и исключительно для реэкспорта, таможенное оформление которых производится с подачей временной ГТД (п. 4.1 Инструкции).

Ранее ПСи оформлялся на контракты, по которым товары ввозились на таможенную территорию РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт» (п. 2 Приказа ГТК России от 14.11.1995 N 684 «Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ»).

Отсюда следует, что применительно к валютному контролю расширилось содержание понятия «импортируемые товары».

Ранее под ними понимались товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, платеж за которые произведен или будет произведен. То есть критериями являлись: ввоз на таможенную территорию и обязательный встречный денежный эквивалент. Теперь же единственным критерием отнесения товара к разряду импортируемых является его фактический ввоз на таможенную территорию.

Критерий наличия обязательного встречного денежного эквивалента был отменен, так как прежде под ним понималась исключительно оплата импортируемых товаров, то есть выполнение импортных условий контракта. Однако обязательный встречный денежный платеж возникает не только в силу контракта, но и по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения его условий импортером в качестве возмещения причиненного вреда. Размеры такой возможной компенсации в целях валютного контроля, безусловно, должны учитываться заранее, а потому и установлено обязательное оформление ПСи на любые контракты, по которым товары фактически ввозятся на таможенную территорию РФ.

Такое новшество представляется оправданным, поскольку обеспечивает возможность осуществления импортного валютного контроля (ПСи оформляется на любой ввозимый товар) в случае утери, уничтожения или повреждения товара по вине импортера (резидента, заключившего контракт, предусматривающий фактический ввоз товара на таможенную территорию РФ) вне зависимости от избранного таможенного режима и возникновения обязанности материальной компенсации за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта импортером.

В соответствии с п. 2.4.1 Инструкции Импортер оплачивает иностранной валютой со своего счета в пользу нерезидента неустойку (штраф, пеню), причиненные убытки в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им условий контракта без разрешения Банка России. Таким образом, импортный валютный контроль в оговариваемой ситуации носит характер постфактум, а не характер ценового контроля и состоит в возможности применения мер ответственности за нарушение требований валютного законодательства в части процессуальной регламентации действия.

Это противоречит общей направленности Инструкции — расширению рамок импортного валютного контроля. Следовало бы закрепить норму, согласно которой возмещение материального ущерба, причиненного нерезиденту вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения импортером своих обязательств, осуществлялось бы в соответствии с оформленным при ввозе товара ПСи, то есть к «процессуальным» требованиям добавить и «материальные». Иначе оформление ПСи на контракты, по которым товар ввозится на таможенную территорию РФ и помещается под указанные выше таможенные режимы, кроме «выпуска для свободного обращения» и «реимпорта», окажется по существу ненужным.

Третьим важным нововведением Инструкции является включение в сферу импортного валютного контроля контрактов, по которым оплата производится не только в иностранной валюте (в соответствии с прежним порядком), но и в валюте РФ, векселями в иностранной валюте или в валюте РФ.

Действие Инструкции распространяется на все операции с любыми векселями в валюте РФ. Что же касается векселей в иностранной валюте, импортный валютный контроль распространяется только на операции с простыми векселями в иностранной валюте и на операции по оплате в пределах обязательств по контракту переводным векселем в иностранной валюте, выданным нерезидентом в счет обязательств импортера по контракту и акцептированным импортером. Остальные операции с векселями в иностранной валюте не подлежат импортному валютному контролю (п. 10.2.4 Инструкции).

Необходимым и достаточным условием для отнесения ценных бумаг к валютным ценностям является выражение удостоверяемого таким документом имущественного права в иностранной валюте. То, что вексель может подлежать оплате в валюте РФ, значения для отнесения его к разряду векселей в иностранной валюте не имеет. Если иное не предусмотрено международным соглашением, для целей квалификации документа, удостоверяющего наличие у его обладателя выраженного в иностранной валюте имущественного права, в качестве ценной бумаги российское законодательство применяется к документам, составленным на территории РФ (п. 2 ст. 165 Основ гражданского законодательства СССР и республик).

Может возникнуть резонный вопрос: почему импортный валютный контроль осуществляется в отношении операций только с одним из видов ценных бумаг — векселем, в то время как Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» к ценным бумагам относит: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации и др.), долговые обязательства (п. 2, пп. «б» п. 4 ст. 1 Закона)? Этому есть ряд объяснений.

Операции с фондовыми ценностями не подпадают под систему таможенно-банковского импортного контроля, установленного Инструкцией, поскольку представляют собой валютные операции, связанные с движением капитала, и не могут являться оплатой импортируемых товаров.

Согласно п. 1 ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Виды ценных бумаг определены в ст. 143 ГК. Иные документы могут быть отнесены к ценным бумагам лишь законами о ценных бумагах (к числу которых Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не относится) или в установленном ими порядке.

Таким образом, не могут быть отнесены к ценным бумагам такие документы, как платежные поручения (ст. 863 ГК), инкассовые поручения (ст. 874 ГК), долговые расписки и другие документы, не рассматриваемые ГК и законодательством о ценных бумагах в качестве таковых.

Итак, остаются только платежные документы. Из таких документов мы сразу исключаем аккредитив, поскольку его указание в п. 2 ст. 1 упоминаемого Закона противоречит ст. ст. 143, 144 ГК. Аккредитив — это обязательство банка, действующего по поручению плательщика, произвести платежи получателю средств либо дать полномочие другому банку произвести такие платежи (ст. 867 ГК). Нормы ГК, регулирующие расчеты по аккредитиву, не относят его к ценным бумагам. Не отнесен он к таковым и ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Согласно ст. 4 ФЗ от 30.11.1994 N 52-ФЗ действовавшие до введения в действие части первой ГК нормативные акты применяются на территории РФ лишь постольку, поскольку они не противоречат ГК. Таким образом, положение статьи Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» об отнесении аккредитива к числу ценных бумаг (как в валюте РФ, так и в иностранной валюте) не подлежит применению с 1994 г., как противоречащее ГК. Следовательно, операции с аккредитивами не подпадают под валютный контроль.

Иным платежным документом, содержащим наличие обязательства по выплате определенной денежной суммы указанным в нем лицом, является вексель (ст. 815 ГК). Чек же не содержит обязательств чекодателя, а является лишь его распоряжением банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю, а потому его можно, скорее, отнести к способу расчетов.

Таким образом, единственной ценной бумагой, в отношении которой возможно осуществление импортного валютного контроля, является вексель.

Обратим внимание на проблему, рассмотрение которой представляется интересным в условиях принятия новой редакции Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»: законно ли вообще распространение импортного валютного контроля на операции с векселями?

Действие Инструкции распространяется исключительно на текущие валютные операции по оплате импортируемых товаров. П. 8 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепила, что на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, подразделяются как операции с иностранной валютой, так и с ценными бумагами в иностранной валюте.

П. 9 ст. 1 Закона при перечислении текущих валютных операций не упоминает о ценных бумагах. Так, пп. «а» п. 9 ст. 1 Закона говорит о переводе в РФ и из РФ для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней, исключительно иностранной валюты.

Учитывая, что п. 10 ст. 1 Закона содержит неисчерпывающий перечень валютных операций, связанных с движением капитала (относя к последним все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями), можно сделать вывод: осуществление расчетов ценными бумагами возможно исключительно в рамках валютных операций, связанных с движением капитала.

Получается, что оплата импортируемых товаров ценными бумагами в иностранной валюте (в данном случае — векселем) невозможна, а следовательно, исключена и возможность осуществления импортного валютного контроля, установленного Инструкцией.

С ценными бумагами в валюте РФ все иначе. Согласно п. 8 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, подразделяются операции исключительно с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте. Операции с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ такому делению не подлежат. Следовательно, все операции по оплате импортируемых товаров в валюте РФ или ценными бумагами в валюте РФ подпадают под действие Инструкции и импортный валютный контроль.

Получается, что расширение распространения импортного валютного контроля на контракты, оплата по которым осуществляется векселями в иностранной валюте, незаконно. Думается, указанная проблема требует своего нормативного разрешения.

Основанием для изменения валютного контроля в отношении рублевых контрактов стало изменение валютного законодательства. Рублевые расчеты между резидентами и нерезидентами были отнесены к валютным операциям ФЗ от 29.12.1998 N 192-ФЗ. И, следовательно, такие операции подпадают под валютный контроль.

Безусловное отсутствие ограничений на расчеты в валюте РФ п. 1 ст. 2 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» предусматривает лишь в отношении расчетов между резидентами. В отношении расчетов в валюте РФ между резидентами и нерезидентами указанная норма предоставляет право установления порядка таких расчетов ЦБ РФ.

В настоящее время на территории РФ продолжают действовать Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденные письмом Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352. Согласно телеграмме ЦБ РФ от 19.05.1993 N 83-93 этот акт применяется в части, не противоречащей Закону «О валютном регулировании и валютном контроле», иным законодательным актам по валютному регулированию и изданным во исполнение их указаниям ЦБ РФ.

Порядок расчетов между резидентами и нерезидентами в валюте РФ Основными положениями не установлен. Поэтому следует исходить из того, что п. 1 ст. 140 ГК объявляет рубль законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории РФ. В отличие от иностранной валюты, возможности установления в законах или подзаконных актах каких-либо ограничений в отношении порядка и условий использования на территории РФ валюты РФ в качестве законного платежного средства ст. 140 ГК не предусматривает, поэтому установление в нормативных актах ЦБ РФ каких-либо ограничений в этом отношении противоречило бы п. 1 ст. 140 ГК. Другое дело, что сам круг источников приобретения валюты РФ и направлений ее использования для нерезидентов может быть уже, чем для резидентов. Но ограничение прав нерезидентов в данном случае нас не интересует, так как импортный валютный контроль направлен на проверку осуществления операций по оплате контракта исключительно резидентами.

Итак, значительных «процессуальных» ограничений на осуществление резидентами операций с валютой РФ не установлено.

Валютное законодательство не устанавливает ограничения в отношении приобретения и использования резидентами валюты РФ. Ограничение на ее использование в качестве платежного средства, касающееся как резидентов, так и нерезидентов, было установлено в телеграмме Банка России от 24.01.1992 N 19-92, запрещающей получение денежных сумм в рублях в качестве эквивалента за уплату иностранной валюты, оказание услуг или предоставление какого-либо имущества или имущественных прав за границей. Однако, во-первых, это ограничение не относится к оплате товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, так как предъявляет требование о нахождении имущества или имущественных прав за границей. Во-вторых, в силу того, что телеграмма не была официально опубликована, а согласно п. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В-третьих, такое ограничение противоречило бы, как отмечалось выше, ст. 1 и п. 1 ст. 140 ГК.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» одним из основных направлений валютного контроля является определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений. В отношении операций с валютой РФ для резидентов никаких ограничений не установлено. Единственное требование к таким операциям, которое можно выделить, — сугубо «процессуальное»: оплата импортируемых товаров осуществляется импортером только с его банковских счетов, открытых в Банке импортера и указанных в паспорте импортной сделки. Ни о каких разрешениях и лицензиях на проведение операций в валюте РФ по оплате импортных контрактов вообще не может идти речи. Получается, что данное направление валютного контроля не относится к импортным внешнеторговым контрактам, оплата по которым осуществляется в валюте РФ?

Следующим направлением валютного контроля согласно пп. «б» п. 2 ст. 10 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» является проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте. Пп. «в» п. 2 ст. 10 Закона предписывает осуществление проверки обоснованности платежей в иностранной валюте. Как видим, о валюте РФ здесь речи не идет.

Пп. «в» п. 2 ст. 10 Закона последним направлением валютного контроля определяет проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Во-первых, обращает на себя внимание разделение в данной норме понятий «валютные операции» и «операции нерезидентов в валюте РФ», хотя, как отмечалось, пп. «г» п. 7 ст. 1 включает в понятие «валютные операции» расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Во-вторых, валютные операции нерезидентов не подпадают под импортный валютный контроль, поскольку в соответствии с преамбулой Инструкции «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров» ее действие (а значит, и действие импортного валютного контроля) распространяется на валютные операции резидентов.

В-третьих, комментируемая норма Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» называет направлением валютного контроля проверку учета и отчетности по операциям нерезидентов в валюте РФ, а не самих операций.

Сказанное на первый взгляд дает основание утверждать, что реального механизма импортного валютного контроля за операциями по оплате импортируемых товаров в валюте РФ не существует. Такие операции вроде бы отнесены к разряду валютных, но контроль за ними не предусмотрен ни одним из направлений валютного контроля. Процессуальных требований и ограничений (кроме указанного выше) в отношении таких операций не установлено. Так обоснованно ли распространение действия Инструкции на операции по оплате резидентами импортируемых товаров в валюте РФ?

Основным направлением импортного валютного контроля является не столько проверка соблюдения порядка осуществления операций по оплате ввозимых товаров, сколько проверка обоснованности оплаты резидентами импортируемых товаров. Это является главным в понимании сущности импортного валютного контроля.

Отсюда следует, что валюта и форма платежа не оказывают влияния на объем и саму возможность осуществления импортного валютного контроля, поскольку они определяют только процессуальные особенности осуществления платежей, а не обоснованность платежа, то есть «материальную» регламентацию действия.

Главное «материальное» требование к платежам по импортным внешнеторговым контрактам — это эквивалентность стоимости ввозимых товаров. Оно универсально и служит легальной основой распространения валютного контроля на импортные контракты в валюте РФ и на вексельные импортные контракты.

Существующая система валютного контроля основана на совмещении двух потоков информации. С одной стороны, данные таможни о стоимости и движении товаров через таможенную границу, с другой — данные уполномоченных банков о движении средств на счетах Импортеров.

Целью импортного валютного контроля является обеспечение соответствия суммы платежа за импортируемые товары стоимости фактически ввезенных на таможенную территорию РФ товаров.

В сфере валютного контроля за импортом преобладают методы прямого контроля, аналогичные тем, которые применяются в отношении вывозимых из России товаров. Ценовой контроль существует в форме контроля за таможенной стоимостью ввозимых товаров. Он имеет преимущественно фискальное, а не валютное назначение и направлен на обеспечение реальных поступлений в бюджет налоговых платежей и таможенных сборов. По этой причине необходимо учитывать, что, решая задачи текущей валютной политики мерами государственного валютного регулирования, мы будем постоянно сталкиваться с проблемой, которая, к сожалению, до сих пор не нашла своего необходимого решения. Речь идет о разработке оптимальной, выверенной с учетом хозяйственных позиций России, доктрины валютной политики. Ведь именно на ее основе формируется нормативная база валютного регулирования, увязывающая как внешние, так и внутренние ее аспекты, позволяющая согласовать действия всех структур власти.

Таким образом, необходимо признать, что проблема создания эффективной системы импортного валютного контроля требует дальнейшего совершенствования. Целесообразно внесение изменений и дополнений в нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс реализации импортного валютного контроля.

——————————————————————