Исполнительное производство: сроки предъявления исполнительных актов

(Бастрыгин С. М.)

(«Право и экономика», 2005, N 11)

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО:

СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ

С. М. БАСТРЫГИН

Бастрыгин Сергей Михайлович

Юрист, специалист по таможенному законодательству.

Родился 16 мая 1971 г. в Астраханской обл. В 1996 г. окончил Белгородскую коммерческую академию потребительской кооперации.

Имеет ряд публикаций в различных юридических журналах.

Пленум Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. принял Постановление N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (опубликовано в «Российской газете», N 80, 19 апреля 2005 г.) (далее — Постановление).

Согласно п. 36 данного документа при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. С учетом этого, а также требований ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающей срок предъявления исполнительных документов к исполнению, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При исчислении срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания следует иметь в виду, что ч. 2 — 4 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда течение этого срока прерывается либо приостанавливается.

Кроме того, необходимо учитывать, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 4 ст. 31.7 КоАП РФ по истечении срока давности исполнения постановления, установленного ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ, независимо от того, что исполнение не производилось либо было произведено не полностью.

Данное разъяснение привело к неоднозначному пониманию постановления со стороны подразделений судебных приставов-исполнителей и органов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях.

Рассмотрим данную проблему на примере осуществления исполнительных действий по делам, связанным с исполнением постановления о привлечении к административной ответственности участников внешнеэкономической деятельности таможенными органами Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 403 Таможенного кодекса РФ одной из функций таможенных органов Российской Федерации является борьба с административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Таможенными органами являются таможни Российской Федерации.

Таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (ст. 402 ТК РФ).

Приказом ФТС России от 12 января 2005 г. N 7 утверждены Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне (далее — Положение).

Согласно п. 1, подп. 24, 29 п. 6 Положения таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной Положением. К полномочиям таможни Российской Федерации относятся производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обращение к исполнению постановлений таможни о наложении взысканий за административные правонарушения самостоятельно либо через органы и организации, уполномоченные на то законодательством Российской Федерации, организация деятельности подчиненных таможенных постов, в том числе их участия в исполнительном производстве в качестве взыскателя при исполнении указанных постановлений.

В соответствии с подп. 12 ст. 28.3 КоАП РФ таможенные органы Российской Федерации наделены правом составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ, правом возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере таможенного дела.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных Законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (ст. 1).

Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из названного Закона, Федерального закона о судебных приставах и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (ст. 2 Закона).

Статьей 14 Закона установлены сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.

Так, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев. Данный срок исчисляется со дня вынесения постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Исчисление срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания начинается не с момента его вынесения, а с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

Кроме того, срок давности исполнения составляет не три месяца, а один год с момента вступления постановления о наложении взыскания в законную силу.

Установленный в п. 1 ст. 14 Закона трехмесячный срок предъявления к исполнению исполнительных документов органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, соответствовал сроку, ранее предусмотренному ст. 282 КоАП РСФСР.

Законодатель с 1 июля 2002 г. изменил этот срок, увеличив его согласно ч. 1 ст. 31.9 КоАП России до года.

Поскольку в случае противоречия положений одного правового акта другому применяется законодательный акт, принятый позже, подлежит применению срок предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, установленный ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ.

Данная позиция нашла свое подтверждение в судебной практике, в частности в Постановлениях кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2003 г. по делу N КА-А40/5055-03, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2004 г. по делу N А05-543/04-2.

Пункт 36 Постановления Пленума ВС РФ N 5 не содержит прямого указания на невозможность возбуждения исполнительного производства в случае предъявления исполнительного документа (постановления о наложении взыскания) в срок, превышающий три месяца со дня вступления его в законную силу.

Представляется, что таможенный орган Российской Федерации и иной орган, наделенный полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности, вправе предъявлять постановления о наложении административного взыскания в службу судебных приставов в течение года со дня вступления их в законную силу и исполнительное производство должно быть возбуждено в пределах данного срока.

При рассмотрении вопроса о необходимости возбуждения исполнительного производства по акту органа о привлечении лица к ответственности необходимо учитывать то, что отправной точкой для расчета указанных выше процессуальных сроков является момент вступления постановления о привлечении к ответственности в законную силу.

Пунктом 1 ст. 31.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление (ст. 31.1 КоАП РФ).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

ГТК России письмом от 20 марта 2003 г. N 01-06/11998 «О разъяснении положений КоАП РФ, регламентирующих исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» разъяснил следующее.

При решении вопроса о прекращении исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на основании истечения срока давности исполнения постановлений (п. 4 ст. 31.7, ст. 31.9 КоАП РФ) необходимо руководствоваться тем, что максимальный срок, в течение которого постановление может быть приведено в исполнение, равен одному году со дня его вступления в законную силу, и по истечении одного года со дня вступления постановления в законную силу и при отсутствии обстоятельств, при которых течение срока давности исполнения прерывается, приостанавливается либо продлевается (ч. 2 — 4 ст. 31.9 КоАП РФ), исполнение постановления подлежит прекращению.

Таким образом, возможность исполнения постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении поставлена в прямую зависимость от получения лицом копии постановления. Если копия постановления по делу направляется почтой и уведомление о вручении в административный орган по каким-либо причинам не возвращается либо если адресат намеренно уклоняется от ее получения, исполнение по делу невозможно.

ГТК России довел до сведения таможенных органов Российской Федерации свои рекомендации по урегулированию данной проблемы.

Так, в письме от 18 апреля 2003 г. N 17-12/16620 «О вступлении в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях» ГТК России указал, что таможенным органам следует принимать все возможные меры для вручения или обеспечения получения лицом копий постановлений по делам об административных правонарушениях. Так, в случае присутствия лица при рассмотрении дела следует вручать копию постановления немедленно по окончании рассмотрения.

При направлении уведомления с использованием услуг почтовой связи в случае явного несоблюдения порядка и сроков доставки отправлений, которые установлены Постановлениями Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 472 «Об утверждении нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции» и от 26 сентября 2000 г. N 725 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», следует предпринимать другие меры по вручению копий постановления.

Окончательное разрешение проблемы видится во внесении изменений в КоАП РФ путем установления нормы, согласно которой срок обжалования постановления о привлечении к ответственности по делу об административном правонарушении и, следовательно, срок его исполнения предлагается исчислять с фиксированного дня (например, со дня его вынесения).

——————————————————————