Вопросы таможенного оформления ввоза локомотивов

(Косов А. А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ВОПРОСЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВВОЗА ЛОКОМОТИВОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22 февраля 2006 года

А. А. КОСОВ

Косов Александр Анатольевич, кандидат юридических наук, Представительство международной аудиторской фирмы «Deloitte» в РФ.

С введением в действие Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предусматривающего возможность осуществления предпринимательской деятельности в области железнодорожного транспорта коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, возникли вопросы о приобретении в частную собственность локомотивов и иных единиц железнодорожного подвижного состава. Одним из возможных вариантов является приобретение указанных транспортных средств за рубежом. Такой способ, в свою очередь, влечет необходимость выполнения таможенных формальностей, связанных с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации, которые могут иметь различия в зависимости от целей и гражданско-правовых оснований такого ввоза.

Ввоз в качестве транспортного средства

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК России) транспортным средством может являться, в частности, единица железнодорожного подвижного состава, в том числе в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» локомотив. Однако для таможенных целей предметного отнесения локомотивов к транспортным средствам недостаточно. Необходимо соблюдение функционального условия — использование в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров. В таком случае таможенное оформление локомотивов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 ТК России. Согласно статье 270 ТК России транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза. Порядок таможенного оформления транспортных средств зависит от того, может ли быть использовано полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или может быть предоставлено только частичное освобождение. В первом случае возможно упрощенное таможенное оформление в месте прибытия транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации с применением въездной декларации по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 916 (зарегистрирован Минюстом России 04.09.2003, рег. N 5045). Во втором — согласно абзацу второму пункта 3 статьи 279 ТК России таможенное оформление должно будет производиться в общем порядке с подачей грузовой таможенной декларации. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при соблюдении четырех условий, установленных статьей 271 ТК России. Так, временный ввоз транспортных средств допускается без уплаты таможенных пошлин, налогов, если: — транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства; — транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; — транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках; — если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, — в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства. Из всех приведенных условий обратим внимание на два. Конкретизация лица, которое будет использовать транспортное средство на таможенной территории Российской Федерации, основана на предписаниях пункта «а» статьи 5 и пункта 1 статьи 7 приложения «С» к Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990 года), к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1084. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 приложения «С» предусмотренные им упрощения применяются также в случае, если транспортные средства коммерческого использования используются третьими лицами, образованными на территории страны временного ввоза или являющимися ее резидентами, которые надлежащим образом на то уполномочены лицом, получившим разрешение на временный ввоз, и которые действуют от его имени. Исходя из данной формулировки, а также учитывая понятие «российское лицо», использованное в подпункте 2 пункта 1 статьи 271 и определенное подпунктом 13 пункта 1 статьи 11 ТК России, в качестве уполномоченного лица могут выступать и юридические лица. Однако такое лицо должно использовать транспортное средство от имени лица, получившего разрешение на временный ввоз, и такое использование должно быть связано с целью временного ввоза транспортного средства. Следовательно, использование транспортного средства российским лицом на основе договора аренды будет являться нарушением условия полного освобождения. Учитывая провозглашенный Российской Федерацией принцип гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой в области таможенного дела (пункт 4 статьи 1, пункт 1 статьи 8 ТК России), представляется, что подпункт 2 пункта 1 статьи 271 ТК России должен применяться с учетом приведенных положений Конвенции о временном ввозе. Также требует дополнительных пояснений понятие «внутренняя перевозка». Оно определено пунктом «g» статьи 1 приложения В.3 к Конвенции о временном ввозе как перевозка товаров, погруженных на таможенной территории одного государства и подлежащих разгрузке на территории того же самого государства. Как уже было отмечено, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 11 ТК России одним из условий отнесения имущества, перемещаемого через таможенную границу, к категории «транспортное средство» с точки зрения таможенного законодательства Российской Федерации является его использование в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров. Из приведенных норм следует, что предметом внутренней и международной перевозки являются товары (пассажиры). Транспортное средство в перевозке выступает лишь в качестве средства ее осуществления. Следовательно, определение того, является ли перевозка международной или внутренней, должно основываться не на том, находятся ли места загрузки и разгрузки транспортного средства в пределах таможенной территории одной страны, а на том, находится ли конечное место назначения товаров на таможенной территории иного государства, чем таможенная территория страны места отправления. Таким образом, перевозка товаров с использованием различных видов транспорта (смешанная перевозка), если конечное место назначения таких товаров находится за пределами таможенной территории Российской Федерации, не может рассматриваться как внутренняя перевозка товаров. Если хотя бы одно из приведенных условий не соблюдается, в отношении транспортных средств применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном для временно ввозимых товаров и предусматривающем уплату за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации 3 процентов от суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (периодические платежи). Остается отметить, что в любом из приведенных вариантов таможенного оформления локомотивов в качестве транспортных средств необходимо помнить о том, что согласно статье 272 ТК России обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено.

Ввоз в качестве товаров

В зависимости от условий приобретения локомотивов и возможности приобретателя уплатить таможенные пошлины и налоги также возможны различные варианты таможенного оформления.

Выпуск для свободного обращения

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 11 ТК России свободное обращение представляет собой оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации. Данный статус локомотивы могут приобрести при помещении под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с подачей грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин, налогов в полном объеме.

Льготы по уплате таможенных пошлин, налогов

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные льготы по уплате таможенных пошлин, налогов. В частности, применительно к локомотивам может быть использована льгота в связи с ввозом данных товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал. Порядок получения указанной льготы регулируется статьей 16 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», пунктом 2 статьи 4, статьей 5, пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», статьей 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями», подпунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК России), Приказом ГТК России от 07.02.2001 N 131 «Об утверждении Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации», приложением 1 к Инструкции и распоряжением ГТК России от 11.07.2003 N 375-р «Об освобождении от обложения НДС ввоза на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». При принятии решения о применении указанной льготы следует учесть, что в данном случае товар (локомотив) будет иметь статус условно выпущенного. Это означает, что такой товар не перестает считаться находящимся под таможенным контролем, пока он не будет выпущен для свободного обращения, уничтожен, отказан в пользу государства, обращен в федеральную собственность, подвержен процедуре распоряжения или фактически вывезен с таможенной территории России. Таможенные органы будут вправе проводить в любое время проверку в различных формах таможенного контроля наличия такого товара, требовать в отношении его отчетность. Законодателем установлен запрет на повторность проведения общей и специальной таможенной ревизии. Однако в целях проверки таможенным органом может быть проведен осмотр помещений и территорий организации. В случае реализации условно выпущенного товара без предварительного получения разрешения у таможенного органа, помимо обязанности уплатить таможенные пошлины, налоги, организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аренда

Выше приведены так называемые крайние случаи таможенного оформления, предусматривающие полную уплату и полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем возможен вариант уплаты таможенных пошлин, налогов в рассрочку без каких-либо дополнительных финансовых расходов. В случае ввоза локомотивов в соответствии с договором аренды или финансовой аренды (лизинга) их таможенное оформление может производиться в соответствии с таможенным режимом временного ввоза. Как было отмечено выше, данный режим применительно к локомотивам предусматривает уплату периодических платежей, более серьезные ограничения по пользованию и распоряжению, чем при использовании льготы по вкладу в уставный (складочный) капитал, и сроки использования товаров на таможенной территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам и не являющихся собственностью российского лица, пользующегося ими на таможенной территории Российской Федерации, такой срок может составлять 34 месяца. Данная цифра неслучайна. Установление законодателем такой более длительной продолжительности временного ввоза товаров направлено на обновление отечественных производственных мощностей. Уплачивая таможенные пошлины, налоги частями, за 34 месяца общая их сумма составит 100%, что в силу пункта 5 статьи 212 и абзаца четвертого пункта 2 статьи 214 ТК России означает автоматическое приобретение товарами статуса находящихся в свободном обращении без дополнительной уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов. Т. е. фактически российскому арендатору предоставляется беспроцентная рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов на срок, превышающий два с половиной года. Здесь следует добавить, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 <*>, основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. ——————————- <*> М.: ИПК «Издательство стандартов», 1995.

——————————————————————