Организационно-правовые вопросы проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения

(Литовкина М. И.)

(«Медицинское право», 2010, N 5)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ

КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ

М. И. ЛИТОВКИНА

Литовкина М. И., врач, юрист, старший супервайзер отдела контроля качества, фармакобезопасности и развития бизнеса компании «Ранбакси Лабораториз Лимитед», г. Москва.

В статье детально анализируется текущее законодательство, регулирующее проведение клинических исследований. В частности, рассматриваются новые нормативно-правовые акты, совсем недавно вступившие в силу.

Ключевые слова: законодательство, клинические исследования, этические комитеты, договор страхования.

Organizational-law issues of conduct of clinic researches of medicines for medical application

M. I. Litovkina

Article deals with the analysis of current legislation of the Russian Federation in the field of clinical trials. Particularly the recent normative acts are investigated.

Key words: legislation, clinical trials, ethical committees, insurance contract.

Проведение клинических исследований (КИ) — это важный этап в обеспечении эффективности и безопасности лекарственных препаратов. Цель КИ заключается в получении научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности лекарственных препаратов, данных об ожидаемых побочных эффектах от их применения и эффектах взаимодействия с другими лекарственными средствами [1].

Согласно ежегодному аналитическому отчету компании Synergy Research Group, который посвящен рынку клинических исследований в России (так называемая «Оранжевая книга»), в 2009 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) Российской Федерации было выдано 577 разрешений на все виды клинических исследований, что оказалось на 6% меньше, чем в 2008 г. Однако, несмотря на снижение абсолютного количества проведенных КИ, доля международных многоцентровых КИ (по сравнению с 2008 г.) увеличилась и составила 60% от общего количества исследований. Большая часть КИ на территории Российской Федерации проводится зарубежными компаниями-производителями. В общей сложности в КИ I — IV фаз, начатых в 2009 г., примут участие 48,52 тыс. пациентов. Наибольшее количество КИ было инициировано в области онкологии.

В связи с этим особое значение приобретает юридическая оценка организации и проведения КИ.

В течение многих лет проблема этического и правового регулирования биомедицинских исследований находится в фокусе внимания целого ряда международных организаций: ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ, Совета Европы, Европейского союза, Международного совета медицинских научных обществ (CIOMS) и других. Если рассматривать отечественное законодательство в этой области, то следует прежде всего отметить ст. 21 Конституции РФ, в которой содержится прямой запрет на проведение медицинских опытов без согласия человека.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации правовую основу для проведения КИ составляют: решение федерального органа контроля качества лекарственных средств о проведении КИ, договор страхования жизни и здоровья пациентов, участвующих в КИ, положительное заключение совета по этике, договор о проведении КИ.

До 1 сентября 2010 г. порядок принятия решения о проведении КИ регулировался Федеральным законом от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Инструкцией «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 марта 2000 г. N 103) и Положением о порядке проведения государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств на территории Российской Федерации (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 мая 2003 г. N 223).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 323 контроль за проведением КИ лекарственных препаратов для медицинского применения и выдача разрешений на их проведение были возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

После 1 сентября 2010 г. процедура предоставления документов, сроки их рассмотрения и выдачи разрешения на проведение КИ лекарственных препаратов для медицинского применения более детально были регламентированы ст. ст. 20, 21 и 22 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Так, для получения разрешения на проведение КИ лекарственного препарата для медицинского применения в Министерство здравоохранения и социального развития РФ необходимо подать заявление с приложением копий договоров обязательного страхования жизни и здоровья пациентов, участвующих в КИ, а также сведений об опыте работы исследователей в области проведения КИ (п. 1 ст. 22 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). До 1 сентября 2010 г. в соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» исследователем (руководителем программы исследований) мог быть врач, имевший стаж работы по программам КИ лекарственных препаратов не менее двух лет. В соответствии с п. 1 ст. 40 ФЗ «Об обращении лекарственных средств», вступившим в силу 1 сентября 2010 г., закреплено, что стаж работы исследователя, ответственного за проведение КИ, должен составлять не менее чем пять лет по программам КИ лекарственных препаратов, а лечебная специальность — соответствовать проводимому КИ.

В отличие от ФЗ «О лекарственных средствах» в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» впервые определен (ст. 39) порядок получения разрешения на проведение международного многоцентрового клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, а также на проведение пострегистрационного клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Для этого необходимо предоставить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ такие документы, как: заявление о выдаче разрешения; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; отчет о доклинических исследованиях лекарственного средства и отчет о проведенных ранее КИ лекарственного препарата для медицинского применения (при его наличии); проект протокола КИ; брошюру исследователя; информационный листок пациента, участвующего в КИ; сведения об опыте работы исследователей по соответствующим специальностям и их опыте работы по проведению КИ; копии договоров обязательного страхования жизни и здоровья пациентов, участвующих в КИ.

До 1 сентября 2010 г. договору страхования жизни и здоровья пациентов, участвовавших в КИ лекарственных препаратов, был посвящен только п. 9 ст. 40 ФЗ «О лекарственных средствах», в котором уточнялось, что этот договор «заключается между организацией — разработчиком лекарственного средства и медицинской страховой организацией». Кроме того, подп. 4 и 5 п. 2 ст. 38 указанного ФЗ регламентировалось включение в договор на проведение КИ условий страхования здоровья пациентов, участвующих в КИ, и условия страхования гражданской ответственности лиц, осуществляющих проведение КИ лекарственного средства.

С 1 сентября 2010 г. в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» вопросы страхования жизни и здоровья пациентов при проведении КИ регулируются более детально. Так, согласно ст. 44 указанного ФЗ страхование жизни и здоровья пациентов, участвующих в КИ лекарственного препарата для медицинского применения, является обязательным. Страхование пациентов (на случай причинения вреда их жизни или здоровью в результате проведения КИ) осуществляется за счет организации, получившей разрешение на организацию проведения КИ. При этом страхуется имущественный интерес пациента, связанный с причинением ему вреда жизни или здоровью.

Положения ст. 44 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» впервые определяют не только виды страховых случаев вследствие участия в КИ (смерть пациента или ухудшение его здоровья, в том числе влекущее за собой установление инвалидности при условии установления причинно-следственной связи между наступившими событиями и приемом лекарственного препарата), но и закрепляют размеры страховых выплат. В частности, в случае смерти пациента, участвовавшего в КИ лекарственного препарата, размер страховой выплаты по договору обязательного страхования составит два миллиона рублей; при ухудшении здоровья, повлекшем за собой инвалидность I группы, — один миллион пятьсот тысяч рублей; инвалидность II группы — один миллион рублей; инвалидность III группы — пятьсот тысяч рублей; не повлекшем за собой установления инвалидности — не более трехсот тысяч рублей.

При планировании КИ важно понимать и адекватно оценивать соотношение его пользы и риска для каждого конкретного испытуемого и в связи с этим строго контролировать протокол исследования, в котором поэтапно определен ход клинического эксперимента, в частности процесс апробации новых лекарственных препаратов. В этом случае исследователь должен обосновать риск для пациента-испытуемого, а также предусмотреть меры для профилактики неблагоприятных последствий или осложнений того или иного вмешательства. Обязанность проведения экспертизы протоколов КИ возложена на советы по этике. Советы по этике осуществляют функции экспертизы, консультирования, рекомендаций, оценки, ориентирования в моральных аспектах и правовых вопросах КИ с целью предоставления гарантий безопасности их участникам.

Поэтому одним из основных условий при принятии решения о проведении КИ является положительное заключение совета по этике при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ. Пунктом 22 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» еще в 1993 г. к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан были отнесены вопросы установления порядка создания и деятельности этических комитетов (комиссий). В 1998 г. вступил в силу ФЗ «О лекарственных средствах», в котором было закреплено (ст. 37), что одним из условий выдачи разрешения на проведение КИ является положительное заключение комитета по этике. В том же 1998 г. Министерство здравоохранения РФ утвердило отраслевой стандарт ОСТ N 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в Российской Федерации», который был гармонизирован с международными Правилам GCP (Good Clinical Practice), а его IV раздел определял порядок деятельности комитетов по этике.

Первым в Российской Федерации в 1993 г. был учрежден Национальный комитет по биоэтике Российской академии наук, затем — Комитет при Президиуме РАМН, при Российской медицинской ассоциации, при Ассоциации врачей при Министерстве здравоохранения РФ. После принятия ФЗ «О лекарственных средствах» во исполнение подп. 2 п. 2 ст. 37 был создан Комитет по этике при Федеральном органе контроля лекарственных средств, функционирующий с 2000 г. В дальнейшем структура, порядок работы и состав Комитета по этике при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Национального этического комитета) были закреплены в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 17 августа 2007 г. N 2314-Пр/07 «О Комитете по этике» (вместе с Положением о Комитете по этике при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития).

В ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (ст. 17) вводится понятие «советы по этике», определены цели проведения этических экспертиз и организационно-правовые вопросы функционирования советов по этике, информация о деятельности которых подлежит опубликованию на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в сети Интернет (п. 6 ст. 17).

В соответствии с пп. 2, 3, 4 и 5 ст. 17 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в число экспертов совета по этике, которые не должны находиться в какой-либо зависимости от разработчиков лекарственных препаратов и других лиц, заинтересованных в результатах этической экспертизы, входят: представители медицинских (не более половины состава), научных, общественных и религиозных организаций; образовательных учреждений высшего профессионального образования; средств массовой информации. Эксперты совета по этике работают на договорной основе и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из правовых оснований для проведения КИ является договор о проведении КИ, который заключается между организацией, получившей разрешение (Министерства здравоохранения и социального развития РФ) на организацию проведения исследования, и медицинской организацией, осуществляющей проведение такого исследования (ст. 41 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Договор на проведение КИ лекарственных препаратов относится к договорам возмездного оказания услуг, в котором правоотношения исполнителя и заказчика регулируются ст. ст. 779 — 783 Гражданского кодекса РФ [3]. В договоре предусмотрена обязанность исполнителя (медицинской организации) провести исследование лекарственного средства с целью получения научными методами доказательств его эффективности и безопасности, данных об ожидаемых побочных эффектах от применения лекарственного средства, эффектах его взаимодействия с другими лекарственными средствами, а заказчик (разработчик лекарственного средства либо иное лицо, действующее в его интересах) обязуется принять результаты КИ и оплатить их [2]. К числу существенных условий договора о проведении КИ относятся: условия и сроки проведения исследования; общая стоимость программы исследования с указанием суммы, предназначающейся для выплат исследователям и соисследователям; форма представления результатов данного исследования в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Как в ФЗ «О лекарственных средствах» (п. 3 ст. 37), так и в ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 7 ст. 38) указано, что «клинические исследования лекарственных средств проводятся в учреждениях здравоохранения, аккредитованных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Согласно ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» проведение КИ не относится к лицензируемым видам деятельности. Однако Приказом Минздрава России от 24 января 2000 г. N 16 была создана Комиссия по лицензированию КИ лекарственных средств, и лицензии на проведение КИ выдавались Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая ежеквартально утверждала перечень учреждений здравоохранения, имеющих право проводить КИ лекарственных средств. Данный перечень и реестр выданных разрешений в настоящее время на проведение КИ лекарственных препаратов публикуются на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития РФ в сети Интернет (п. 8 ст. 38 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Таким образом, ведущими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок проведения КИ на территории Российской Федерации, являются:

1. Конституция Российской Федерации (1993 года).

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

3. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

4. Правила проведения экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 750н.

5. Типовые правила обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. N 714).

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 753н «Об утверждении Порядка организации и проведения этической экспертизы возможности проведения клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения и формы заключения совета по этике».

7. Отраслевой стандарт ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических исследований в Российской Федерации» (утв. Министерством здравоохранения РФ 29 декабря 1998 года).

Литература

1. Зинин А. Е. О правовом обеспечении клинических исследований лекарственных средств // Научные труды I Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. Том I. Россия, Москва, 25 — 27 июня 2003 г. / Под ред. проф. Ю. Д. Сергеева. М.: НАМП, 2003. С. 96 — 99.

2. Сергеев Ю. Д. Медицинское право: Учеб. комплекс: В 3 т. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 367 — 377.

3. Цаплин А. А. Юридическое обеспечение клинических исследований лекарственных средств в ЛПУ // Научные труды III Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву / Под ред. чл.-кор. РАМН, проф. Ю. Д. Сергеева. М.: НАМП, 2007. С. 237 — 239.

——————————————————————