Нормативное правовое регулирование оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также противодействия их незаконному обороту: зарубежный аспект

(Зиновьев В. В., Пенкин С. В.) («Наркоконтроль», 2011, N 1)

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА РАСТЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ, А ТАКЖЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ: ЗАРУБЕЖНЫЙ АСПЕКТ <*>

В. В. ЗИНОВЬЕВ, С. В. ПЕНКИН

——————————— <*> Zinov’ev V. V., Penkin S. V. Normative-law Regulation of Turnover of Flora Containing Narcotic Means or Precursors Thereof and Also Counteraction of Illegal Turnover Thereof: Foreign Aspect.

Зиновьев В. В., заместитель руководителя Международно-правового департамента ФСКН России — начальник Договорно-правового управления.

Пенкин С. В., начальник отдела законопроектной деятельности Договорно-правового управления Международно-правового департамента ФСКН России, кандидат юридических наук (г. Москва).

В статье приводится информация о законодательстве ряда зарубежных стран по вопросам культивирования наркосодержащих растений и ответственности за их незаконный оборот.

Ключевые слова: растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; наркосодержащие растения; незаконное культивирование наркосодержащих растений; конопля; опийный мак; кокаиновый куст; кат; национальное законодательство Азербайджана, Канады, Китая, КНДР, Кувейта, Киргизии, Ливана, Непала, ОАЭ, Армении, Молдавии, Таджикистана, Сирии, США, Германии, Франции.

The article presents information on the legislation of a number of foreign countries with regard to the issues of cultivation of flora containing narcotic means and responsibility for illegal turnover thereof.

Key words: flora containing narcotic means or psychotropic substances or precursors thereof, illegal cultivation of flora containing narcotic means, cannabis, opium poppy, coca bush, cat, national legislation of Azerbaijan, Canada, China, DPRK, Kuwait, Kyrgyzstan, Lebanon, Nepal, ARE, Armenia, Moldova, Tajikistan, Syria, USA, Germany, France.

В последние годы имеет место активное изменение российского антинаркотического законодательства. Его совершенствование производится с учетом зарубежного опыта регулирования вопросов противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также регулирования легального оборота таких средств и веществ. В частности, с учетом изучения зарубежного опыта принят Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» <1>. ——————————— <1> См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 21. Ст. 2525.

При подготовке проекта этого Федерального закона в целях использования наиболее прогрессивных идей в сфере нормативного правового регулирования вопросов культивирования растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, его разработчиками изучено законодательство Азербайджанской Республики, Канады, Китайской Народной Республики, Корейской Народной Демократической Республики, Кувейта, Кыргызской Республики, Ливанской Республики, Непала, Объединенных Арабских Эмиратов, Республики Армения, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Сирийской Арабской Республики, Соединенных Штатов Америки, Федеративной Республики Германия, а также Французской Республики, регулирующее вопросы оборота наркосодержащих растений и противодействия их незаконному обороту. В результате проведенного анализа установлено, что национальное законодательство зарубежных государств в указанной сфере в целом основано на соответствующих положениях международных антинаркотических конвенций. Вместе с тем вопросы оборота наркосодержащих растений и меры ответственности за их незаконный оборот урегулированы с учетом особенностей политического и социально-экономического развития конкретного государства, а также особенностей его географического положения <2>. ——————————— <2> При подготовке статьи использована пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

Так, законодательством всех указанных государств установлены меры уголовной ответственности за незаконный оборот наркосодержащих растений (например, ст. 273 «Незаконные посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические, психотропные, сильнодействующие или ядовитые вещества» Уголовного кодекса Республики Армения, ст. 351 «Незаконное культивирование опийного мака, конопли или других наркосодержащих растений» Уголовного кодекса Китайской Народной Республики, ст. 237 «Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества» Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, ст. 204 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества» Уголовного кодекса Республики Таджикистан). При этом меры уголовной ответственности варьируются от наказания в виде штрафа до пожизненного лишения свободы и смертной казни (наказание в виде смертной казни предусмотрено ст. 31 Закона Кувейта от 1995 г. N 13 «О внесении поправок в Закон N 74 от 1983 г. «О борьбе с наркотиками, порядке их применения и торговли»). Наряду с уголовной ответственностью законодательством большинства из рассмотренных государств введена административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркосодержащих растений (например, ст. 110.1 «Незаконный посев или выращивание конопли или опийного мака» и ст. 110.2 «Непринятие мер, направленных на обеспечение контроля за наркосодержащими посевами» Кодекса Республики Армения «Об административных правонарушениях», ст. 71 «Незаконное культивирование опийного мака, конопли или других наркосодержащих растений» закона о наказании за нарушение общественного порядка Китайской Народной Республики, ст. 42.2 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества» Кодекса Республики Таджикистан об административных правонарушениях). Наиболее существенные различия содержит зарубежное законодательство по вопросам правового регулирования легального оборота наркосодержащих растений. Необходимо отметить, что во всех рассмотренных государствах свободный оборот этих растений запрещен. При этом такой запрет носит либо абсолютный характер (например, законное культивирование растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, не предусмотрено законодательством Азербайджанской Республики), либо относительный характер (т. е. допускается возможность оборота наркосодержащих растений в определенных целях). Во многих государствах вопросы оборота наркосодержащих растений и противодействия их незаконному обороту урегулированы как на законодательном, так и на подзаконном уровне. Так, в соответствии с Законом Республики Молдова от 6 мая 1999 г. N 382-XIV «Об обороте наркотических, психотропных веществ и прекурсоров» принято Постановление Правительства Республики Молдова от 8 декабря 2006 г. N 1382 «Об утверждении Положения о регламентировании деятельности по культивированию растений, содержащих наркотические или психотропные вещества». В Кыргызской Республике действует Постановление Правительства от 22 февраля 1996 г. N 72 «О специализированных бригадах по уничтожению дикорастущей конопли». На основании ст. 9 «Культивирование наркотикосодержащих растений в научных целях, разработка, приобретение, изготовление, переработка, производство, хранение, отпуск, реализация, распределение, учет наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» Закона Республики Таджикистан от 10 декабря 1999 г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» издано Положение об особенностях лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 апреля 2007 г. N 172. Общей чертой законодательства иностранных государств является установление жесткого контроля со стороны органов государственной власти за оборотом наркосодержащих растений, а также превалирующей государственной монополии в данном секторе экономики. Различия же в вопросах регулирования такого оборота обусловлены, как правило, спецификой произрастания конкретных культур в пределах национальных территорий. Так, в Федеративной Республике Германия выдача разрешений на возделывание и сбор урожая посевов конопли, а также контроль за ее легальным использованием, является компетенцией Федерального ведомства сельского хозяйства и продуктов питания, а также Федерального ведомства по лекарственным средствам и продуктам медицины. Полученное при легальном выращивании конопли вещество Hanf уже столетиями используется в Германии для различных целей, в том числе для защиты других культур от вредителей, например для защиты посевов свеклы от насекомых. Содержание тетрагидроканнабинола в конопле ввиду климатических особенностей Германии незначительно, в связи с чем местная конопля не воспринимается как наркотик. Культивирование наркосодержащих растений в Корейской Народной Демократической Республике находится под полным контролем государства. Вся деятельность на этом направлении — зона ответственности Управления фармакологии Минздрава Северной Кореи. В Северной Корее существует только одно государственное предприятие, специализирующееся на выращивании опийного мака. Конопля рассматривается в Северной Корее лишь в качестве сырья для легкой и пищевой промышленности. В этой связи выращивание ее никак не ограничивается. В соответствии с Законом Ливанской Республики от 16 марта 1998 г. N 673 «О наркотиках и психотропных веществах» культивирование конопли и любых других наркосодержащих растений в промышленных целях категорически запрещено. Согласно ст. 11 указанного Закона на территории Ливана запрещается выращивать любые наркосодержащие растения, в том числе коноплю, опиум и коку, а также распространять их семена и рассаду. Статья 12 названного Закона предусматривает, что разрешение на выращивание наркосодержащих растений в исключительных случаях может выдаваться Правительством Ливанской Республики государственным учреждениям и исследовательским центрам исключительно в научных или медицинских целях. Статьей 30 Закона Сирийской Арабской Республики «О наркотиках» гражданам Сирии запрещены все возможные виды деятельности, связанные с оборотом растений, содержащих наркотические субстанции, а также их семян на всех стадиях роста. Перечень запрещенных растений, являющийся приложением N 4 к указанному Закону, содержит коноплю индийскую, опийный мак, растения женского и мужского рода опийного мака, кокаиновый куст и кат всех видов и под всеми известными наименованиями. Согласно указанному Закону Министр здравоохранения Сирийской Арабской Республики вправе выдавать разрешение государственным ведомствам, научным институтам и центрам исследований на выращивание некоторых запрещенных видов растений исключительно в медицинских и научных целях, а также выдавать лицензии на импорт указанных видов запрещенных растений. Статьей 25 Закона Кувейта от 1983 г. N 74 «О борьбе с наркотиками, порядке их применения и торговли» в редакции Закона Кувейта от 1995 г. N 13 «О внесении поправок в Закон N 74 от 1983 г. «О борьбе с наркотиками, порядке их применения и торговли» запрещается культивирование растений, перечисленных в Перечне N 5 к Закону. В указанный перечень вошли конопля индийская, мак, все виды растений семейства маковых, кока и кат во всех формах и наименованиях. Аналогичный запрет на культивирование конопли, являющейся единственным встречающимся наркосодержащим растением в стране, содержит Закон Непала 1976 г. «О контроле над наркотическими веществами». Согласно Федеральному закону Соединенных Штатов Америки «О контролируемых веществах» все разновидности конопли и их семена, независимо от содержания в них тетрагидроканнабинола и планируемого их использования, классифицируются как марихуана, которая включена в Список N 1 контролируемых веществ. Хранение веществ, включенных в Список N 1, категорически запрещено. В исключительных случаях Агентство по борьбе с наркотиками Соединенных Штатов Америки может выдавать специальное разрешение на хранение этих веществ. На сегодняшний день единственным учреждением, имеющим такое разрешение, является Университет Миссисипи, использующий наркосодержащие растения в научно-исследовательских целях. Промышленное культивирование конопли разрешено Правительством Канады в 1998 г. Этот вид деятельности находится под контролем Министерства сельского хозяйства Канады и Министерства здравоохранения этой страны. При этом хозяйства, занимающиеся культивированием конопли, обязаны в установленном порядке зарегистрировать координаты полей, на которых она выращивается, использовать только сертифицированные семена с низким содержанием тетрагидроканнабинола, а также представлять выращенные образцы растений на экспертизу с целью определения процентного содержания тетрагидроканнабинола в них. Федеральным законом Объединенных Арабских Эмиратов от 1995 г. N 14 запрещено культивирование индийской конопли мужских и женских соцветий любых наименований, мака, кокаинового куста, ката, дурмана и белены, всех их подвидов и наименований, грибов, содержащих галлюциногенные вещества, а также запрещены ввоз, импорт, экспорт, приобретение, владение, получение и употребление указанных растений. При этом установлено, что Министр сельского хозяйства и рыбных ресурсов Объединенных Арабских Эмиратов может выдать лицензию государственным учреждениям и относящимся к ним научным институтам на выращивание любых из запрещенных к культивированию растений в научных и исследовательских целях при соблюдении установленных в этой связи условий, а также ввиду этого разрешить им ввоз этих растений. В этом случае применяются нормы ввоза, вывоза и транспортировки наркотических средств и веществ, влияющих на умственную активность, которые содержатся в законах Объединенных Арабских Эмиратов о наркотических веществах. Оборот наркосодержащих растений на территории Французской Республики регулируется ст. R 5132-86 Кодекса о здравоохранении и Постановлением от 22 августа 1990 г. «О применении ст. R 5132-86 Кодекса о здравоохранении». Согласно указанным нормативным правовым актам сорта наркосодержащих растений, используемые для промышленного разведения, должны содержать не более 0,2 процента тетрагидроканнабинола. Чтобы быть допущенным к реализации, сорт семян должен быть внесен в каталог Европейского сообщества, упомянут в указанном Постановлении от 22 августа 1990 г. и сертифицирован Службой контроля и сертификации. Кроме того, указанными нормативными правовыми актами установлены требования к порядку охраны посевов и отходов производства, определены субъекты предпринимательской деятельности, связанной с культивированием наркосодержащих растений, а также определены органы, осуществляющие контроль за оборотом наркосодержащих растений. Изучение зарубежного опыта позволило по-новому урегулировать ряд вопросов, связанных с оборотом наркосодержащих растений и их культивированием в Федеральном законе от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры».

——————————————————————